Арт-терапия для каждого
Содержание:
- Как проходят занятия
- Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
- Психология — неточная наука
- Организация занятий
- Задачи арт-терапевта (психолога)
- Почему арт-терапия так важна при депрессии
- Как проходят занятия по арт терапии?
- Арт-терапия: виды и формы
- Виды арт-терапии
- Сущность арт-терапии
- Упражнение «Игра наоборот»
- Что такое арт-терапия и что она дает
- Арт-терапия: что это за метод
- Вам могут предложить следующее:
Как проходят занятия
Арт-терапия – это метод, имеющий достаточно много вариаций. Заниматься можно индивидуально либо в составе группы. Кроме того, занятия могут быть самостоятельными, не требующими обязательного участия специалиста. Если для достижения терапевтического результата хватает творческого момента как такового, то самостоятельная работа вполне оправдана. Для таких случаев разработано много методических пособий.
К примеру, человек может изобразить собственное настроение. Это может быть как абстракция, так и вполне реальный предмет, а также человек или животное. Главное, чтобы на рисунке были отображены актуальные эмоции. Когда рисунок готов, человек должен рассмотреть его детально, почувствовать, насколько комфортно представлять себя находящимся внутри изображения. Если возникает ощущение дискомфорта, рисунок можно поправить, видоизменить: удалить некоторые элементы, закрасив или даже отрезав их, пририсовать что-то новое. Чтобы избавиться от какого-то страха или фобии, можно изобразить (или слепить) монстра, и, выразив словесно свое мнение по поводу его «персоны», переделать монстра в более симпатичный и позитивный персонаж.
На коллективных занятиях группа создает общий рисунок, композицию или сочиняет историю, сказку. Иногда устраивается чтение вслух литературного произведения, инсценировка какого-либо отрывка.
Как правило, коллективные (и большая часть индивидуальных) занятия проходят под руководством и при непосредственном участии арт-терапевта. Специалист не только организует мероприятие, но и следит за состоянием каждого члена группы, анализирует его изменения. Профессиональной арт-терапией могут заниматься люди творческих профессий, в основном это художники. Именно люди искусства как никто другой понимают значение творческого момента в гармонизации психических процессов. Зачастую в роли арт-терапевтов выступают психологи или медики-психиатры. В наше время арт-терапевты содержатся в штате многих психиатрических лечебниц, оказывая существенную помощь пациентам.
Важно понимать, что арт-терапия – это длительный курс, рассчитанный на несколько месяцев или даже лет. Несмотря на это, пациенты не стремятся пройти его как можно быстрее: арт-терапия доставляет людям настоящее удовольствие
Данная методика исключает любое напряжение, а, напротив, предполагает полное расслабление. Только максимально раскрепостившись, человек может по-настоящему выразить свое внутреннее состояние. И вот здесь мы подходим к важному нюансу: пациент не должен быть профессионально связан с тем видом творческой деятельности, которым он станет заниматься на сеансах арт-терапии
Любой профессионал вместо выражения собственных эмоций и внутренних порывов начнет акцентировать внимание на качестве создаваемого произведения, и самораскрытия не получится. Итак, художник на таких занятиях будет, допустим, танцевать, а танцор – лепить скульптурную композицию.
Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.
В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.
Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.
С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.
Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.
Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:
- раскрытие и развитие творческого начала;
- помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
- установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
- налаживание взаимоотношений;
- расслабление и релаксация;
- помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
- коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
- помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
- снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
- общее развитие;
- формирование позитивного мышления.
Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:
Диагностика
Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.
Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.
Развитие
Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.
Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.
Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.
Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.
Психология — неточная наука
А теперь неутешительный факт: на самом деле никто не знает точно, что и какое влияние оказало на вашу психику. Психология — гуманитарная наука, выросшая из философии и пока не выработавшая единой парадигмы. С развитием технологий и нейронаук методы психотерапии становятся более обоснованными, но до абсолютной точности пока далеко. В современном мире сосуществуют несколько психологических школ, каждая из них по-своему объясняет, как устроена ваша личность, что ей движет, и предлагает свои методы психотерапии.
Более того, внутри этих школ есть множество значительно различающихся направлений. Такое изобилие связано с тем, что каждая методика была предложена конкретным автором и выражает в большей степени его личную философию (и в какой-то мере эпоху), чем объективное устройство психики.
Организация занятий
Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.
- Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
- Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
- Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.
Выбор материалов
Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.
При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие. Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина
Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации
Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.
Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия
Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения
Задачи арт-терапевта (психолога)
Психика в дошкольном возрасте неустойчива, случаются срывы, крик, плач без причины. Дети в этом возрасте требуют повышенного внимания. Справиться с перепадами настроения дошкольников может не каждый взрослый. Задача арт-терапии заключается в постепенном воздействии на мировоззрение, поведение, эмоции, таким образом, чтобы ребенок сам сделал правильные выводы из совершаемых поступков. В курсах арт-терапии нуждаются все дошкольники. С помощью искусства поднимают силу духа, вселяют чувство уверенности, учат приспосабливаться к жизни.
Арт-терапия предназначена также для:
Развития речевой, познавательной деятельности дошкольника. Столкнувшись с новыми предметами (красками, карандашами, мольбертом, цветным песком, новой песенкой или танцем), дети проявляют любопытство. Они изучают названные предметы – пробуют на вкус, распознают цвет, запах, интересуются назначением.
Развития уверенности дошкольника в собственных силах. Во время занятий арт-терапией предоставляется полная свобода действий. Дети вправе импровизировать при создании нового. Чувствуя значимость творения, сравнивая с работами соседей по парте, они осознают, как по мере усложнения занятия, возрастает их мастерство. Уже после первых уроков арт-терапии замкнутые, неразговорчивые ребята начинают свободно контактировать со сверстниками, воспитателями.
Контроля эмоционального фона. Дети, в возрасте 3-5 лет, не умеют контролировать собственные эмоции, арт-терапия помогает им в этом. Страх, горе, гнев, восхищение немедленно проявляются в виде физической реакции – слез, истерики, смеха. На занятиях по арт-терапии дошкольников учат понимать, что с помощью плача и истерики улучшить качество сделанной поделки невозможно. Наблюдая за работой в группе дети осознают, что для достижения успеха необходимы усилия, концентрация внимания, направление эмоций на создаваемый предмет, а не на окружающих, этому их учит арт-терапия.
Развития креативного творческого мышления. Особенность арт-терапии — отказ от навязывания вида творческой деятельности и способа выражения. Работающие с арт-терапевтом, могут самостоятельно выбрать занятие (танец, пение, рисунок), решить хотят ли они использовать краски, карандаши, фломастеры, другие материалы. На тренингах по сказотерапии дети самостоятельно придумывают поучительную историю. В основе ее могут быть сказки, рассказанные родителями, воспитателями, или детские фантазии. Собственные идеи приветствуются и поощряются больше, чем заимствованные.
Воспитания здоровой, общественно полезной личности
Занятные уроки, проводимые в игровой форме, призваны рассказать о важности вежливого обращения друг с другом, со взрослыми, о способах выражения благодарности, необходимости оказания посильной помощи нуждающимся в ней. Этот воспитательный момент присутствует при рассказывании и составлении детьми собственных сказок. Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям
Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли
Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям. Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли
Рисование для дошкольников крайне важно, но это далеко не единственный вид деятельности, о чем не следует забывать при индивидуальной работе с ребенком
Почему арт-терапия так важна при депрессии
Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. Оно не только позволяет выплеснуть эмоции и отвлечься от своих ежедневных хлопот. С его помощью мы заново учимся познавать красоту вокруг нас.
Позитивное мировосприятие — это хорошоНаходясь в депрессии, мы практически перестаём обращать внимание на окружающий мир. Он начинает восприниматься нами как серое и безрадостное место. Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц
Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски
Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц. Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски.
Ещё один плюс арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества мы всегда что-то создаём — картину, статуэтку, стихотворение. Мы сохраняем эти свидетельства пережитых эмоций как напоминания для самих себя. Напоминания о непростых временах и о том, как нам удалось справиться с ними. Со временем мы получаем возможность другими глазами посмотреть на собственные творения, повторно пережить давние дни, сравнить себя прошлого с собой настоящим. И если мы вновь почувствуем приближение депрессии, то все те же стихи и картины позволят нам снова справиться с непростым периодом.
Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И, что самое главное, арт-терапия доступна совершенно каждому.
Весёлого вам творчества и хорошего настроения!
Как проходят занятия по арт терапии?
Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.
Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам
Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них
В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.
Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.
Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.
Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии
Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:
- Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
- Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
- Осуществляется непосредственный творческий процесс.
- Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
- Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
- На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.
Арт-терапия: виды и формы
К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид арт-терапевтической коррекции. Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях
Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях.
Сегодня существует множество разновидностей данного метода:
- Танцевальная терапия
- Терапия изобразительной деятельностью
- Сказкотерапия
- Музыкотерапия
- Куклотерапия
- Работа с пластическими материалами — лепка, скульптура, гончарство
- Песочная терапия
- Мандалотерапия
- Фототерапия
- Анимационная терапия и тому подобное.
Это далеко не полный перечень видов, он постоянно совершенствуется и дополняется новыми элементами.
Каждый из них может использоваться на различных этапах психотерапии, а также не имеет ограничений в средствах выражения и уровня подготовки.
Плюсы и минусы использования арт-терапии
Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.
Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с выражением собственные переживаний.
При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.
Как ни крути, а человек часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.
Большинство видов арт-терапии порождают некий продукт деятельности, это дает возможность проследить динамику психокоррекционного процесса.
Данный вид также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.
Как и в любом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны данной психотерапевтической помощи. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.
Тут будет размещена реклама
Виды арт-терапии
Каждый выбирает для себя то направление творчества, которое ему проще выполнить, ведь многие из нас имеют нетворческие хобби или не увлекаются искусством вовсе. Однако существует несколько распространенных направлений, которые выполняют конкретную функцию.
Фотография. Фотографирование является способом передачи изображений, максимально приближенным к реальности
Поэтому запечатление ярких моментов, дальнейшее составление коллажей или композиций из этих фотографий позволяет выявить акценты, на которых человек заостряет свое внимание. Анализ такой деятельности позволяет понять, какие подсознательные проблемы тревожат человека
После этого при помощи той же фотографии можно начать решать проблему — снимать позитивные картины, визуализировать свои цели.
Музыка. Музыку можно как слушать, так и исполнять, даже сочинять. Стоит обращать внимание на выбор жанра в зависимости от настроения, преобладание мажорных или минорных тональностей. Выявив такие закономерности, можно использовать их для коррекции собственного состояния.
Рисунок. Любой вид изобразительного искусства с применением технологий, инструментов, материалов будет полезен в качестве терапии. Можно копировать другие произведения или создавать собственные, главное — сконцентрироваться на самом процессе.
Кино. Кинотерапия проводится обычно совместно со специалистом, потому что важным элементом здесь является обсуждение сюжета, поступков героев, их взаимодействия. Так выявляются ценности, на которых концентрируется человек.
Сказки. Такой вид применим ко всем, в том числе к детям. Чтобы выявить проблему, понять свое отношение к ней, решить ее, рассматривается какой-то сюжет. В данном случае это может быть сказка, легенда или любая книга.
Сущность арт-терапии
Задачи, которые ставит перед собой арт-терапия, по сути, идентичны для других методов психологической коррекции. То есть, если глобально, это гармонизация эмоционального состояния человека. Но в арт-терапии это состояние достигается через самовыражение в творчестве. Ценность и уникальность этого метода состоит в том, что с помощью арт-терапии можно выразить самые разнообразные эмоциональные состояния и чувства:
страх;
восхищение;
обиду;
злость;
любовь и др.
Одной из основных идей арт-терапии (техники фракталов, драматургии и прочих) является то, что суть внутреннего «Я» личности выражается в образах, которые оно создает. Например, когда человек пишет картину или создает любой иной предмет творчества. И именно в процессе самовыражения своего «Я» и осуществляется процесс гармонизации психологического состояния личности. В основе арт-терапии лежит сублимация. То есть человек снимает определенное внутренние напряжение методом перенаправления энергии для достижения определенных целей. В случае арт-терапии это создание предметов творчества.
Что касается самих предметов творчества, то это могут быть и картины, и литературные произведения (библиотерапия), скульптуры (глинотерапия) и др. Арт-терапия является хорошим инструментом психологической работы над собой. Этот метод подходит людям абсолютно любого возраста. Возможности этого метода очень широки.
С помощью арт-терапии можно побороть определенные комплексы и страхи у детей и взрослых, гармонизировать свое психологическое состояние, поднять самооценку. К слову, это одно из самых быстроразвивающихся направлений в психотерапии. В ритме современной жизни, полной стрессовых ситуаций, все больше людей по всему миру прибегают к технике телесно-ориентированной арт-терапии как к инструменту снятия стресса и получения позитивных эмоций.
Упражнение «Игра наоборот»
Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.
Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый диктует: наклей пальму в центр, а ребенок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким образом, ребенок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.
Что такое арт-терапия и что она дает
Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.
Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.
В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.
Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.
Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.
Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.
Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.
Арт-терапия: что это за метод
Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.
Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.
Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.
Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.
Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.
По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.
Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.
Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.
Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.
Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения
Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.
Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.
Вам могут предложить следующее:
- занятия в паре: создание проекта, который создается из картин, фотографий или повествованием;
- индивидуальные занятия: создание рисунков, фотографий, текстов, которые позднее объединяют в общую книгу или альбом;
- занятия вместе: создание рисунка или проекта, в котором роли заранее распределены и алгоритм заранее обсужден;
- индивидуальные консультации с родителями или детьми;
- создание общих правил семьи;
- занятия с чувствами, правильные способы их выражения (с помощью творчества);
- проработка конфликтов, их изображение и поиск решений;
В последнее время набирает популярность такое направление, как фототерапия (или фото-арт-терапия). В ней, как понятно, различным образом используются фотографии, как основной источник информации о семье и ее развитии.
Этим направлением углубленно занимались несколько специалистов и создали свои методики.