Неврозы у детей
Содержание:
- Определите факторы, провоцирующие стресс
- Причины возникновения невроза
- Диагностика невроза
- Методы лечения межреберной невралгии
- Психотерапия
- Дерматилломания
- Литература:
- Астено-невротические состояния у детей
- Как вести себя родителям
- Обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР)
- Задержка психического развития – что это?
- На заметку
- Список неврологических заболеваний у детей
- Причины
Определите факторы, провоцирующие стресс
Угроза жизни или смена обстановки — раздражители, которые провоцируют беспокойство и могут стать триггером или фактором стресса. К таким раздражителям относится физическая боль, проблемы в отношениях или на работе, финансовые трудности. Предугадать, когда вы ударитесь ногой о стул, конечно, невозможно. Но некоторые виды триггеров можно научиться распознавать.
Photo by Markus Winkler / Unsplash
Один из первых шагов для снятия стресса — это понять, что его вызывает. О неприятных ситуациях не хочется вспоминать и думать лишний раз. Но дневник стресса поможет распознавать раздражители, чтобы научиться меньше реагировать на них. Не обязательно вспоминать все детали неприятного события — достаточно записать факт и попытаться проанализировать, почему произошедшее вызвало у вас негативную реакцию.
С помощью дневника стресса можно найти практические способы борьбы с такими ситуациями. Например, избегать ссоры, учиться строить личные границы в отношениях и на работе, и вовремя говорить «нет». Более того, вы сможете определять скрытые причины стресса как зависание в соцсетях.
Причины возникновения невроза
На сегодняшний день проведено много исследований в области причин возникновения неврозов. Но установить истинные причины и механизм развития неврозов так до конца и не удалось. Ранее невроз считали уделом людей, которые испытывают сильные интеллектуальные нагрузки и ведут слишком беспокойную жизнь. Это объясняли тем, что у сельского населения намного реже наблюдаются случаи неврозов, так как их жизнь более размеренная и спокойная. Но после проведения исследований среди авиадиспетчеров эти гипотезы были опровергнуты. Дело в том, что люди этой специальности страдают неврозами не чаще остальных, хотя их работа и сопряжена с постоянным напряжением и требует предельной концентрации и внимания. Если у диспетчеров и возникали неврозы, то их причиной становились проблемы в семье и конфликтные ситуации на работе, а вовсе не переутомление из-за рабочего процесса.
В ходе других исследований и ряда психологических тестирований людей, страдающих неврозами, было установлено, что важным определяющим фактором развития расстройства является не количественность психотравмирующих ситуаций, а то, какую роль они играют для конкретного человека в индивидуальном порядке. У некоторых пациентов невроз может развиться в результате, казалось бы, совсем мелочной жизненной проблемы — все зависит от условий и личной системы ценностей каждого человека в отдельности.
Немалая роль в возникновении неврозов у человека отведена его психологическим и физиологическим особенностям. Так люди, которые очень мнительны, эмоциональны, ригидны и возбудимы, намного чаще страдают этим расстройством. Поэтому повышенная эмоциональность у женщин и привела к тому, что они страдают неврозами больше мужчин, почти в два раза. Некоторые личностные особенности, передающиеся по наследству, также могут привести к развитию неврозов. Еще к причинам неврозов относят гормональные перестройки организма в различные периоды жизни человека (подростковый возраст, менопауза) и невротические проблемы, существовавшие у пациента в детстве (энурез или логоневроз).
Диагностика невроза
При диагностике неврозов важно, в первую очередь, правильно собрать анамнез, для того, чтобы выяснить какой психотравмирующий триггер стал причиной развития заболевания. В этих целях пациенту проводят психологическое тестирование, исследуют структуру его личности и делают патопсихологическое обследование.. Невролог должен назначить обследование сосудов головного мозга, для чего проводят МРТ, ЭЭГ, УЗДГ и пр
Это нужно для исключения церебральных патологий. Важно провести дифференциальную диагностику невроза, дабы исключить психиатрическую (психопатию, шизофрению и пр.) или соматическую (хронический гастрит, кардиомиопатию) болезнь. В особо тяжелых случаях пациент обязательно должен проконсультироваться у психиатра.
Невролог должен назначить обследование сосудов головного мозга, для чего проводят МРТ, ЭЭГ, УЗДГ и пр. Это нужно для исключения церебральных патологий
Важно провести дифференциальную диагностику невроза, дабы исключить психиатрическую (психопатию, шизофрению и пр.) или соматическую (хронический гастрит, кардиомиопатию) болезнь. В особо тяжелых случаях пациент обязательно должен проконсультироваться у психиатра.
Также необходимо провести обследование внутренних органов, чтобы точно исключить наличие различных заболеваний. Больной должен посетить кардиолога, уролога, гинеколога или гастроэнтеролога. Здесь все зависит от того, какие именно симптомы превалируют в случае невроза.
Методы лечения межреберной невралгии
Лечение межреберной невралгии носит комплексный характер. Врач решает одновременно несколько задач.
Необходимо снизить остроту боли, а желательно – полностью устранить болевой синдром. Для этой цели назначается противовоспалительная терапия.
Важно устранить причину, вызвавшую поражение нерва. Если заболевание имеет вирусную природу, проводится противовирусная терапия
При мышечно-тоническом синдроме назначаются миорелаксанты. При защемлении нерва в месте выхода из позвоночного канала может быть назначена мануальная терапия. При опухолевых процессах необходимо хирургическое лечение.
Также проводится лечение, направленное на укрепление нервной ткани.
Лечение в период острой боли
В период острой боли хотя бы несколько дней следует соблюдать постельный режим. Постель должна быть ровной и твердой. Хорошо помогает «сухое тепло». Например, грудь можно обмотать шерстяным платком. Применяются теплые компрессы, перцовый пластырь, горчичники (необходимо избегать постановки горчичников непосредственно на позвоночный столб). Рекомендуется массаж с противовоспалительными и согревающими мазями. По назначению врача применяются седативные препараты и нестероидные анальгетики.
В этот период необходимо избегать физических нагрузок, стрессов. Нельзя принимать алкоголь.
Последующее лечение
Дальнейшее лечение включает в себя:
-
физиотерапию (используются такие методы, как УФ-терапия, УВЧ, электрофорез, дарсонвализация, магнитотерапия);
-
массаж;
-
рефлексотерапию;
- лечебную физкультуру.
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Оцените, насколько был полезен материал
Спасибо за оценку
Психотерапия
На фоне смягчения невротической симптоматики (за счет приема антидепрессантов) проводят психотерапию:
- когнитивно-поведенческая терапия – формирование у больного правильной реакции на ситуацию, закрепление у него адекватной оценки своего поведения в травмирующей ситуации, смена способа реагирования на неё;
- групповая психотерапия – проходит в течение 1,5 часов ежедневно либо еженедельно, в форме дискуссий. Темы определяются заранее, они касаются биографии, поведения членов группы, жизненных ситуаций. У групповой терапии есть правила: строгая конфиденциальность, искренность участников, переживание «здесь и сейчас», конкретность тем. Группы бывают закрытые – с постоянным составом участников, или открытые – кто-то приходит, кто-то прекращает посещения;
- гипнотерапия – внушение проводят в особенном состоянии пациента, гипнотическом. Сеанс включает 4 стадии: гипнотизация, лечебное внушение, лечебный отдых, дегипнотизация;
- аутогенная тренировка;
- дыхательные упражнения на расслабление и концентрацию;
- невербальные методики психотерапии – музыкотерапия, арт-терапия, танцы и пантомима.
Наиболее эффективное лечение демонстрирует комбинация медикаментозного лечения антидепрессантами и когнитивно-поведенческой терапии.
Дерматилломания
Невроз лица и волосистой части головы может проявляться в таком поведенческом расстройстве как дерматилломания.
Ее основное проявление — расчесывание кожи лица и головы, но не по причине зуда, а по причине неудовлетворенности ее внешним видом. Сюда же относят навязчивое рвение выдавливать прыщи, счесывать корки, выдергивать волосы. Самоповреждающие действия вызывают кратковременное ощущение удовольствия, за которым следует чувство стыда, расстройства, неудовлетворенности.
Лицо таких больных покрыто шрамами и рубцами из-за постоянной травматизации кожи. Этот процесс не поддается контролю, и может возникать в любое время суток. Но чаще всего травмирующие действия осуществляются перед зеркалом.
К симптомам расстройства также относят привычку кусать губы и слизистую щек. Больных не останавливает перспектива покраснения, кровотечения, рубцевания кожных покровов. Они повторяют ритуал изо дня в день. Он длится от нескольких минут до часа.
Спровоцировать подобные действия способны ощущения страха, тревоги, пристальное обследование своей кожи от нечего делать.
Дерматилломания описывается как состояние зависимости. Начинается оно с концентрации внимания на, как кажется больному, дефекте кожи
Постепенно внимание все чаще заостряется на этой детали. Человек начинает думать, что болен чем-то серьезным
Это провоцирует у него раздражительность и нервозность, приводит к навязчивым действиям.
Первопричина заболевания уходит своими корнями в психологическое состояние человека и кроется в неудовлетворенности собой, разгневанности, чувстве стыда и злобы. Травмирующие ритуалы – это способ наказания, самобичевания.
Лечение данной патологии требует вмешательства психотерапевта и дерматолога.
Главный метод терапии зависимости — психотерапия, в частности, когнитивно-поведенческая.
Снизить тревожность, отвлечься и расслабиться помогут йога, физические упражнения, релаксирующие процедуры, а также любое хобби, которое поглотит человека с головой и поможет переключить внимание. Помощь дерматолога необходима для ликвидации кожных поражений с целью предотвратить их инфицирование и снизить степень дерматологического дефекта
Помощь дерматолога необходима для ликвидации кожных поражений с целью предотвратить их инфицирование и снизить степень дерматологического дефекта.
Литература:
- Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы // Вопросы современной педиатрии. – 2017. – № 16 (5). – С. 383–391.
- Бомбардирова Е. П., Яцык Г. В., Степанов А. А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. – 2005. – 2. – С.67–69.
- Петрухин А. С., Пылаева О. А. Актуальные проблемы детской неврологии // Лечебное дело. – 2005. – № 2. – С. 3–11.
Рецензент: врач-рефлексотерапевт Курусь А. Н.
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
- капризы, плаксивость;
- «истерики», упрямство;
- частые и резкие смены настроений;
- повышенная раздражительность;
- вялость;
- быстрая утомляемость;
- низкая учебная успеваемость в школе.
Как вести себя родителям
Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.
1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.
2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов
Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.
3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.
4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.
Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.
Обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР)
Демонстрируются ощущением боязливости, запуганности, тревожности. Навязчивые мысли преследуют больного наперекор его желанию, воле, хотя и оцениваются им как бессмысленные, вредные. Различают синдромы следующих навязчивых состояний:
- сомнения – неуверенность в правильности совершенных или несовершенных действий вопреки логическим доводам. Такой человек сомневается в том, выключил ли он электроприборы, закрыл ли дверь, верно ли написан документ и тому подобное, хотя неоднократно проверил выполненное действие;
- воспоминания – надоедливые картины прошлого. Часто грустного, неприятного или постыдного для пациента происшествия, причем он старается о том не думать;
- воображения – возникновение неправдоподобных образов, воспринимаемых за действительные вопреки их абсурдности. Возможна убежденность в том, что похороненный родственник был жив, другие подобные заблуждения. При этом больной представляет и болезненно переживает страдания «явно умершего» в могиле либо иные неприятные чувства;
- влечения – тяга осуществить какое-то крайне нежелательное действие, сопровождающееся ужасом и паникой из-за невозможности освободиться от такого желания. К примеру, охватывает влечение причинить вред близкому, броситься под поезд, автомобиль или толкнуть под него кого-то. Одновременно испытывается непереносимый страх от того, что такое происходит (контрастное влечение);
- фобии (страхи) – безосновательная боязнь высоты, открытых или ограниченных пространств, скопления людей, внезапной смерти и прочее. Иногда сопровождаются ритуалами – однообразными действиями, имеющими значение заклинаний, оберегов. Подобные действия выполняются с целью защиты от определенного несчастья, наперекор критическому отношению к ним. Так, обходя арку стороной, вместо прохода под ней, человек вроде бы уберегает родственников от беды; начиная какое-то дело, дважды щелкает пальцами или говорит вслух «заветное» слово – чтобы избежать неудачи.
Одни навязчивые действия заполняют мысли пациента до тех пор, пока не будут реализованы, другие – проходят, забываются. Для удержания от состояния одержимости ему нужно постоянно следить за собой, что для него крайне утомительно.
Близким к неврозу навязчивости по клиническим признакам являются психастения и психастенический невроз. Для них свойственно:
- преобладание астенизации (непреходящей усталости, разбитости);
- постоянного общего ощущения напряжения с тяжелым предчувствием;
- убежденность в персональной социальной неприспособленности, неприглядности и приниженности относительно других;
- чрезмерная впечатлительность из-за критики в свой адрес;
- нежелание вступать в контакт без гарантии понравиться;
- уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значительными социальными контактами по причине страха критики, неодобрения, игнорирования;
- ограниченность жизненного и социального уклада из-за потребности в физической и психологической безопасности.
Дифференциальная диагностика необходима для разграничения невроза навязчивости с шизофренией, мозговым атеросклерозом, последствиями энцефалита. Отличительной чертой невроза, а на начальной стадии и единственным психопатологическим симптомом, будет именно навязчивость. Интеллектуальные расстройства отсутствуют. Если же болезнь приобретает длительное течение и недостаточно поддается лечению – она может влиять на личность больного, его дальнейшую судьбу.
Задержка психического развития – что это?
В нашу школу в этом году вернулась учительница, которая начинала работать в школе в 90-е годы, затем ушла и 20 лет проработала на административной должности в другом учреждении. Придя в современный класс 21 века, она, мягко сказать, поразилась. Кто-нибудь, кроме педагогов видел своими глазами современный класс в полном составе (хоть первый, хоть четвертый)? Это – улей. Дети попросту даже не умеют сидеть неподвижно 5 минут: то и дело ёрзают, крутятся, чешутся, играют какими-то предметами, это в лучшем случае, в худшем – они оказываются под партой или носятся по классу. Можно ли вести учебное занятие, если ребенка невозможно усадить? Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) обнаруживается у 80% детей в классе, еще многие из них часто жалуются, что им скучно. Им хочется играть, бегать, прыгать, а их усадили
Все это говорит о том, что дети не готовы к школьному обучению, иногда даже в 4 классе, у них не выработалось учебное поведение, произвольное внимание и понимание, что учится надо. Что взять с ребенка? Он не виноват, а просто болен
Как дефектолог я могу с полной уверенностью сказать, что такое расстройство поведения, как СДВГ, – это минимальная мозговая дисфункция, то есть функции мозга все равно нарушены, что приводит к задержке развития
Пусть ребенок умеет считать, читать, обобщать, но, если у него к 7 годам не сформировано произвольное внимание, значит он будет невнимательным во всех областях знаний, будет делать ошибки в расчетах, на письме, в составлении формул по химии и т.д
Согласно приказу об образовании, детей с ограниченными возможностями здоровья поделили на 8 категорий, каждой из которой соответствует свой вариант обучения:
-
группа — глухие;
-
группа – слабослышащие;
-
группа – слепые;
-
группа – слабовидящие;
-
группа – с тяжелыми нарушениями речи;
-
группа – с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-
группа – с задержкой психического развития;
-
группа – с расстройствами аутистического спектра.
Для глухих, слепых, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно-отсталых детей существуют специализированные школы, хотя по закону инклюзивного образования родители могут поместить и этих детей в общеобразовательный класс обычной школы. Категории слабослышащих, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития детей обучаются в общеобразовательной школе наряду с другими детьми, только для них должны быть созданы специальные условия в зависимости от варианта обучения.
Самой многочисленной категорией детей оказываются дети с ЗПР, поскольку задержка развития может являться вторичным признаком на фоне тяжелых нарушений речи, плохого слуха, нарушенного зрения и т.п. Из опыта своей работы могу сказать, что категория детей с ЗПР – самые несчастные дети, так как большинство из них, по сути, заброшены своими родителями, и основная причина задержи развития – педагогическая запущенность. Это еще одна злободневная проблема общества. Больным ребенком надо заниматься, следить за его здоровьем, лечить, учить, кто, как ни родители должны это делать? Если многие родители «вытягивают» своих слепых, глухих, с ДЦП, умственной отсталостью, с РАС детей, то дети с задержкой психического развития остаются без внимания родителей. Руки, ноги есть, глаза видят, уши слышат, авось, как-нибудь проживет. Мало, что развитием таких детей никто не занимается, так еще и создают все условия для увеличения их количества.
На заметку
С длительным повышением температуры часто сталкиваются:
Женщины во время климакса. Гормональная перестройка вызывает дисбаланс вегетативной нервной системы, к тому же в это время дамы склонны к депрессии и тревоге.
Любители силовых упражнений. После тяжелых нагрузок в мышцах вырабатывается молочная кислота. Если ее много, нарушается обмен веществ в тканях, что приводит к местному повышению температуры. У здорового человека оно длится недолго. Но, если есть проблемы с вегетативной регуляцией, перетренировка может стать провоцирующим фактором, который приведет к длительному субфебрилитету.
Чувствительные дети. Ситуация, когда после каникул ребенок идет в школу, а через несколько дней у него ни с того ни с сего поднимается температура, довольно распространена. Включение в учебный процесс – это стресс, из-за которого вегетативная нервная система дает сбой.
Источник
Список неврологических заболеваний у детей
Список неврологических заболеваний у детей довольно-таки внушителен, а потому ограничимся перечислением наиболее распространённых.
- Эпилепсия. Болезнь проявляет себя внезапно возникающими, повторяющимися судорожными приступами.
- Детский церебральный паралич. Заболевание характеризуется ограничением двигательных возможностей ребёнка, трудностями в поддержании вертикальной позы и ходьбе. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речевого развития и эпилепсией.
- Невроз (психоневроз, невротическое расстройство). Это название объединяет группу обратимых расстройств, для которых характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, ослабление как умственной, так и физической работоспособности.
- Гиперактивность. Болезнь проявляет себя излишней энергичностью и подвижностью ребёнка, нарушением внимания и сна, отсутствием аппетита, беспокойством и некоторыми вредными привычками, например, привычкой грызть ногти.
- Астенический синдром. Часто возникает как следствие черепно-мозговой травмы. Проявляет себя быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе или полной утратой способности длительное время выполнять физические нагрузки.
Причины
Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия:
- Травмы головы. Механическое разрушение нервных клеток и связей между ними, особенно передних отделов мозга.
- Атрофические процессы в мозговой ткани. Дегенерация и гибель нейронов. Самый частый вариант — Болезнь Альцгеймера и Болезнь Пика.
- Новообразования внутри черепа: опухоли, кисты, инородные тела, паразиты.
- Разрастание соединительной ткани вместо нейронов.
- Сосудистые нарушения. Атеросклероз сосудов, гипертоническая болезнь, врожденная патология строения сосудов, аневризмы сосудов. Перенесенные инсульты и инфаркты мозга.
- Нарушение оттока внутримозговой жидкости.
- Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Травмы шеи. Повреждения сосудов шеи, через которые осуществляется питание головного мозга.
- Сахарный диабет. Гипогликемия (падение уровня глюкозы в крови).
- Длительное употребление алкоголя, наркотиков, успокоительных и снотворных средств.
- Последствия отравлений и нейроинфекций.
- Эпилепсия. Судорожный синдром.
- СДВГ, гипотиреоз, дефицит витаминов группы В, голодание.
Энцефалопатия часто приобретает хроническое и прогрессирующее течение. При отсутствии адекватного лечения может переходить в слабоумие (деменцию).
Другая группа причин — обратимые функциональные расстройства:
- Депрессия. Тревожные расстройства.
- Сумеречное помрачение сознания.
- Астения (переутомление).
- Пониженное артериальное давление, предобморочное состояние.
- Бессонная ночь накануне.
У указанных расстройств благоприятный прогноз на полное восстановление памяти.
У подростков
В подростковом возрасте выпадения памяти встречаются редко. В основном, это проявления болезней внутренних органов или отравления.
У молодых
В молодом возрасте причиной ухудшения памяти часто являются обратимые функциональные нарушения, описанные выше
Жалобы на выпадения памяти сопровождаются тревогой и повышенным вниманием к этому вопросу. У склонных к ипохондрии лиц начинается поиск информации в интернете, посвященный памяти, болезням мозга, они охотно обращаются к специалистам и проходят обследования.
У пожилых
В пожилом возрасте (после 60 лет) снижение памяти часто имеет причину в виде органических повреждений головного мозга, и часто не осознается. И даже в тяжелых случаях больные могут не понимать, что у них грубо нарушена память. К врачам их обычно приводят близкие, которые первыми начинают бить тревогу.
После алкоголя
Выключение памяти на период алкогольного опьянения — один из симптомов алкогольной зависимости, говорит о формировании алкоголизма. Также это может говорить о наличии энцефалопатии. В норме прием алкоголя не должен выключать память, после периода эйфории должен наступить глубокий сон.