Дислалия у детей

Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:

  • медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
  • массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
  • дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
  • лечебная физкультура.

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.

Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.

Этиология

Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Обычно полагают, что простая задержка развития или задержка в созревании неврологических процессов, а не органическая дисфункция лежит в основе нарушения речи.

Непропорционально высокий уровень расстройств артикуляции обнаружен среди детей из больших семей и низких социоэкономических классов, что может указывать на одну из возможных причин — неправильная речь дома, и подкрепление недостатка со стороны этих семей.

Конституциональные факторы больше, чем факторы окружающей среды оказывают влияние на то, что ребенок будет или не будет страдать расстройством артикуляции. Высокий процент детей с этим расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, может указывать на наличие генетического компонента. Как было показано, плохая моторная координация, слабая латерализация и право- или леворукость не имеют отношения к расстройству развития артикуляции.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания).
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребёнка (по подражанию).
  • Выбор неправильной артикуляции.
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Лечение

Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях

Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы

Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию

Лечение дислалии

Прежде, чем перейти к методам устранения дислалии необходимо определить причины, которые привели к расстройству речи у пациента.

Коррекция дислалии механического происхождения проходит в несколько этапов. Вначале пациенту делают операцию, в ходе которой устраняют анатомические дефекты, которые мешали нормальной речи.

Чаще всего такая операция необходима взрослым после получения тяжелых травм челюстей и других органов, входящих в состав речевого аппарата.

Если органическая форма заболевания не может быть вылечена путем оперативного вмешательства, то необходимо логопедическое воздействие при дислалии.

Коррекция дислалии

В этом случае пациент работает с логопедом, выполняя специальные корректирующие упражнения для нормализации речи. Труднее всего терапии поддается сложная дислалия у детей, при которой ребенок не может правильно произносить 4 и более группы звуков.

При данной форме заболевания у ребенка обычно нарушен фонематический слух, поэтому лечение в первую очередь направлено на улучшение способности различать и воспринимать звуки. После того, как эта цель будет достигнута, приступают к коррекции речи.

Очень важно, чтобы с ребенком занимался не только логопед, но и родители. В доме должна звучать правильная речь

Не нужно повторять за ребенком его неправильное произношение

Наоборот, следует обращать его внимание на ошибки в речи и учить малыша выговаривать слова правильно

Так как дислалия включает в себя множество различных дефектов речи, то и упражнения для коррекции будут разными.

Упражнения при лечении дислалии направлены на развитие речевого аппарата. С этой целью могут применяться следующие методики:

  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • логопедический массаж;
  • повышение чувствительности слуха;
  • обучение ребенка основам правильного дыхания.

Когда ребенок овладеет определенными общими навыками речи, логопед начинает точечную коррекцию, направленную на обучение ребенка правильному произношению определенных звуков, с которыми у него имеются определенные проблемы.

Для достижения этих целей разработаны различные логопедические методики. Желательно строить занятия в игровой форме, чтобы малыш не потерял к ним интерес. Доктор с ребенком играют, разговаривают, читают книги, поют песни, учат стихи и так далее.

Очень важно, чтобы занятия по коррекции дислалии проводились на регулярной основе (не реже 2-3 раз в неделю). Кроме этого, ребенок обязательно должен заниматься дома, выполняя задания, которые ему дал специалист

Продолжительность терапии зависит от степени тяжести дислалии и продолжается в среднем от одного месяца до полугода. У взрослых этот срок может быть существенно меньше, так как им намного легче выполнять все рекомендации логопеда.

Этапы логопедического воздействия при дислалии

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Примеры дислалии у ребенка

Заболевание классифицируют по причинам его развития. Когда проблемы вызваны неправильным расположением зуба, нарушением прикуса, короткой уздечкой и другими анатомическими особенностями, то такой вид дислалии называют — механическим.

Физиологическая дислалия у детей проявляется в возрасте до 5 лет и сопровождается неправильным произношением звуков. При этом в речевом аппарате нет никаких отклонений. Просто в этом возрасте артикуляционные мышцы не полностью развиты, поэтому наблюдаются нарушения. Если после 5-летнего возраста проблема с произношением сохраняется, то данная форма перетекает в функциональную.

Функциональная дислалия у детей вызвана органическими поражениями головного мозга или социальными факторами. Проявляется из-за нарушения фонематического слуха, наличия дефектов речи у родителей, разговоров в семье на нескольких языках, отсутствия педагогического и речевого воспитания. В свою очередь, данная форма подразделяется на подвиды по источнику сбоя в произношении. Моторная дислалия у детей вызвана нарушениями в движении речевого аппарата, а сенсорная — речеслуховыми нарушениями.

Признаки дислалии

Явные симптомы нарушений речевого развития:

  • пропуск букв в словах,
  • один звук замещается другим,
  • смешение фонем,
  • включение посторонних звуков в слово,
  • неправильное произношение твердых, глухих, мягких и звонких звуков.

Методы коррекции дислалии

В зависимости от степени имеющихся нарушений курс занятий у логопеда может составлять от одного месяца до полугода. Логопедическая работа включает следующие этапы:

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению фонемы. Отрабатывают дыхательные техники, развивают фонематический слух и мелкую моторику, работают над опорными звуками.
Постановка звуков, правильное выполнение артикуляции с использованием специальных инструментов. В результате этого этапа, ребенок правильно произносит звуки без посторонней помощи.
Закрепление звуков в речи. Сначала в слогах, затем в разных частях слова, предложении и тексте.
Дифференциация. Ребенок учится различать и правильно произносить звуки, которые он смешивает

При этом, логопед обращает внимание на положение языка и губ

Методы коррекции дислалии направлены на правильную постановку звуков и умение их различать, развитие памяти, внимания и коммуникативных навыков.

Вы можете проконсультироваться с логопедом центра «Дом» по телефонам +7 (495) 974-39-34, +7 (903) 974-39-34.

Цены:

Квалификация специалиста   Ф.И.О. специалиста           Время          Цена       Примечание 
Кандидат психологических наук  Шишкова Светлана Юлиановна       60 мин.         4000 р.                 
Логопед-дефектолог Борисова Татьяна Евгеньевна        45 мин.      3000 р.               

Коррекция и лечение алалии

Родители должны морально подготовиться, что лечить ребенка придется долго и тяжело. Коррекция должна быть комплексной и регулярной, она займет несколько лет. Без терапии алалия будет прогрессировать.

В коррекционных и логопедических центрах практикуют психолого-педагогические методы. Для восстановления структуры мозга требуется терапия медикаментами.

Логопед регулярно и поэтапно занимается с больным ребенком, стимулируя развитие устной речи. К следующему этапу переходит только после закрепления предыдущего.

Последовательность логопедических занятий при алалии:

  1. Стимуляция подражательной активности. Увеличение количества понимаемых слов. Обучение составлению аморфных слов (фрагментарных из детской речи).
  2. Получение навыка образования словоформ. Построение фраз из двух слов. Продолжение увеличения количества понимаемых понятий.
  3. Формирование грамматически верной фразы из 2-3 слов. Проговаривание слов из 3 слогов.
  4. Получение навыка простой связной речи. Работа над правильным проговариванием звуков. Построение фраз, в которых до 5 слов.
  5. Построение сложных многословных предложений. Обучение изменению слов.

Важное логопедическое мероприятие для лечения алалии – артикуляционный массаж. Ребенку легче даются основные коррекционные занятия, когда у него развита мускулатура органов артикуляции

Для массажа требуются логопедические зонды. Курс включает 8-10 сеансов.

Логопед может научить родителей проведению артикуляционного массажа в домашних условиях. Вместо логопедических зонтов используйте металлическую чайную ложку или пальцы. Все действия повторяйте 5 раз, перед каждым упражнением и после него поглаживайте лицо ребенка.

Массажные движения выполняйте в следующей очередности:

  • от центра лба к вискам;
  • на висках по движению стрелки;
  • вокруг век;
  • круговыми движениями на щеках;
  • между бровями;
  • нос, губы и язык.

Медикаментозная терапия – основная, ее цель – стимуляция восстановления корковых речевых центров. Применяют следующие препараты:

  1. Ноотропы. Стимулируют метаболизм в тканях головного мозга, делают нервные клетки более устойчивыми к вредным факторам. Детям наиболее часто назначают «Глицин», «Пирацетам».
  2. Антиоксиданты. Укрепляют нервные ткани, ускоряют их восстановление, повышают мозговую активность. Это «Токоферол», «Таксифолин».
  3. Препараты для улучшения циркуляции крови в мозге. Например, «Актовегин».

В действенности ноотропов и антиоксидантов при лечении алалии многие медицинские специалисты сомневаются. Зачастую улучшение речевых навыков связано с грамотной логопедической помощью и общеразвивающими занятиями, а его объясняют положительным действием вышеуказанных медикаментов. И уж точно улучшить речевые навыки ребенка не в силах витаминные комплексы и БАД.

При структурных патологиях коры головного мозга высокоэффективными оказываются физиотерапевтические мероприятия:

  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазерная терапия;
  • дециметровая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • электропунктура;
  • лечение водами.

Рассмотрим подробнее особенности логопедической терапии разных форм алалии.

Моторной

Поскольку патология системная, упражнения должны затрагивать все нюансы речевого развития. При моторном нарушении задачи логопеда:

  • стимулировать активность речи;
  • скорректировать произношение звуков;
  • развить связную фразовую речь;
  • расширить общий и повседневный словарь;
  • научить грамотному построению фраз.

Обязательные логопедические методы при моторной алалии – ритмика и массаж.

Сенсорной

При сенсорной форме алалии задачи логопеда:

  • сформировать грамматически правильную речь;
  • научить дифференциации фонем и неречевых звуков;
  • развить навык различения слов, соотнесения понятий с определенными объектами;
  • сформировать понимание словосочетаний и фраз.

При всех формах алалии при возможности не стоит затягивать с обучением ребенка письму и чтению, так ему будет легче закреплять логопедические навыки, следить за речью.

Смешанной

Поскольку смешанная форма алалии проявляется нарушением и понимания, и воспроизведения речи, то есть имеет наиболее тяжелую симптоматику, то терапия на нее почти не влияет. Несмотря на логопедические занятия и медикаментозное лечение, больной ребенок в психическом состоянии заметно отстает от сверстников.

Причины моторной алалии

По поводу алалии среди ученых велось много дискуссий: причины ее появления, механизмы нарушения речи, классификации и с какой стороны надо сначала ее изучать, с физиологической или психологической. В результате большинство исследователей разделили алалию на три вида: моторную – когда с рождения грубо нарушена или отсутствует речь, сенсорную – когда ребенок абсолютно не понимает речь окружающих, но говорит много и невпопад, в основном механически заученными фразами, типа: «Голос на первом!», третья форма – смешанная.

Сегодня мы поговорим о моторной алалии и ее видах. Алалия в переводе с греческого («а» — отрицательная частица, «лалия» – речь) дословно «нет речи». По статистике сегодня 20% детей дошкольного возраста с нарушениями речи это дети алалики. Моторная алалия встречается в 10 раз чаще, чем сенсорная, у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Моторная – значит двигательная, то есть, нарушена двигательная программа, в данном случае по производству речи, за которую отвечают центральные отделы речедвигательного анализатора, расположенные в лобной доле премоторной зоны коры левого полушария. Малыш своевременно начинает понимать чужую речь, собственная речь либо задерживается, либо не формируется вовсе.

Мозг – очень хрупкая система, особенно формирующийся мозг эмбриона. Малейшие вредности могут послужить причиной поражения его коры.

Перинатальные причины

Алалия – может быть следствием неблагоприятных условий развития плода, выраженных тяжелым токсикозом мамы, угрозой выкидыша, попыткой прерывания беременности, конфликтом резус-фактора, инфекционными заболеваниями, употреблением наркотиков, курением.

Натальные причины

Причиной появления заболевания также может быть родовая травма, стремительные или затяжные роды, асфиксия плода, химические и механические стимуляции во время родов.

К группе постнатальных факторов относятся: сотрясение мозга, перенесенные младенцем инфекционные заболевания, менингиты, энцефалиты, рахиты, нарушение питания и сна в возрасте до 3 лет.

Социальные причины алалии

К отсутствию речи может привести фактор возраста матери – до 16 лет или после 40. А также конфликтные отношения в семье до и после родов, негативное отношение матери к ребенку, двуязычье в семье, например, у эмигрировавших таджиков.

Нарушение звуковосприятия

Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе

Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух

Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».

Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.

Важно знать, что в школьном возрасте речи развивается очень интенсивно, она отличается гибкость и податливостью. Ребенок с нарушенным слухом может не воспринимать на слух близкие и похожие звуки

В его лексиконе нет слов, в которых есть трудноразличимые для него сочетания букв. Это приводит в итоге к тому, что начинает отставать от сверстников.

Общие сведения о дислалии

Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия — самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.

Они препятствуют овладению речью и являются причинами  для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания).
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребёнка (по подражанию).
  • Выбор неправильной артикуляции.
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Формы алалии

Симптоматика речевой патологии неодинакова, ее определяют два вида алалии, развивающихся в зависимости от структуры поражения тканей мозга.

Логопеды выделяют импрессивное (сенсорное) нарушение, когда ребенок затрудняется воспринимать речь, но способен бессвязно и искаженно говорить. Существует экспрессивная алалия (моторная), когда есть понимание услышанного, но самостоятельное произношение невозможно. Помимо сенсорной и моторной форм, выделяют сенсомоторную (смешанную), характеризующуюся наиболее сложным течением.

Лечение назначают с учетом классификации алалии, поскольку без грамотного вмешательства импрессивный тип более вредит развитию ребенка, чем экспрессивный.

Моторная

Экспрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говоришь сам. Ее проявление – нарушение или дефектность аналитического и синтетического функционирования речевого анализатора, в результате чего артикуляционные элементы упрощаются и грубеют. Провоцирующий фактор – пораженное корковое окончание речевого анализатора (центра Брока в области лобной извилины мозга), отвечающего за воспроизведение речи.

Симптомы моторной алалии:

  • дефектность и неразвитость речи (с трудом понимаемый лепет, подражание произношению окружающих);
  • крайне скудный словарный запас (ребенок почти не запоминает новые понятия, в памяти закреплены в основном лишь повседневно употребляемые слова);
  • употребление преимущественно существительных в именительном падеже;
  • соединение слов без предлогов;
  • несвязность речи (больному недоступно последовательное и осмысленное изложение информации, понимание причинно-следственных связей, ориентировка во времени, выделение главных и второстепенных фактов);
  • употребление неправильных звуков в словах либо их слияние;
  • эмоциональная нестабильность (гиперактивность либо заторможенность);
  • быстрое переутомление;
  • слабая память, неумение концентрироваться, нарушенное восприятие окружающего мира;
  • проблемы с координацией движений, неразвитость мелкой моторики;
  • затруднения при самообслуживании.

При моторной алалии в период формирования фразовой речи произношение становится неровным, дерганным, со смазанными интонациями. Высока вероятность появления заикания, когда нарушена премоторная кора в левой части мозга.

Речь при алалии тяжелой степени, когда сильно повреждена кора мозга, отсутствует. Ребенок пытается общаться посредством мимики, телодвижений, размахивания руками.

Сенсорная

Импрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говорят окружающие. Причина – поражение окончания коркового сенсорно-речевого анализатора (центра Вернике, находящегося позади верхней височной извилины), отвечающего за понимание устной и письменной речи. Отсутствует связь между восприятием на слух и смысловой наполненностью слов при здоровом слуховом аппарате.

При сенсорной алалии отмечаются следующие симптомы:

искажение или отсутствие понимания услышанного (при легкой форме ребенок воспринимает отдельные слова и даже фразы, если родитель произносит их постоянно с одинаковой интонацией, при тяжелой патологии у больного нет реакции даже на свое имя);
нарушенный фонематический слух;
заметное торможение интеллектуального развития;
чрезмерная активность речи, говорливость (при этом понять, что произносит ребенок, невозможно, так как это незавершенные слова, отдельные слоги, бессмысленные сочетания звуков);
непонимание, неосознание дефектности собственной речи;
гиперакузия – аномально острое, дискомфортное восприятие на слух некоторых звуков (отмечается не всегда);
затруднения при соотношении услышанного или произнесенного слова с реальным объектом;
избыток мимики и жестикуляции, взбалмошность;
гиперактивность, вспыльчивость, эмоциональные колебания, неумение концентрировать внимание, быстрое переутомление;
эхолалия – невольное, неосознаваемое повторение слов и словосочетаний, сказанных другими людьми.

При тяжелой сенсорной форме алалии возможны поведенческие проблемы, нарушения личности, умственная отсталость. Для такого ребенка затруднительно заниматься любым делом.

Смешанная

Чистая сенсорная форма патологии диагностируется редко, чаще дополняется определенными проявлениями моторного нарушения. Это сенсомоторная алалия, при которой ребенок с запозданием начинает говорить, затрудняется формировать слова и фразы, плохо понимает, о чем говорят окружающие. Словарный запас, даже повседневный, скуден.

Ребенок боится шума, склонен совершать однообразные действия, не способен адаптироваться в социуме, из-за чего трудно отличить сенсомоторное нарушение от аутичного заболевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector