Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн)

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры

Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием

Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Задачи Методы коррекции, упражнения Варианты игр
Формирование слухового внимания Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку».
Развитие зрительного внимания Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу),
«Чего не стало».
Расширение словарного запаса Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин».
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речи Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразования Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторики Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 3 уровня

Дети с ОНР 3 уровня в основном учатся в специализированных учебных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети, которые условно относятся к верхней границе 3 уровня, могут обучаться в общеобразовательной школе. Со всеми из них работает логопед.

Задачи логопеда охватывают два направления:

  • формирование полноценного звукопроизношения и слоговой структуры, освоение элементарных грамматических навыков;
  • развитие связной речи.

Занятия по коррекции звуковой стороны лучше всего проводить в небольших группах по 6–7 детей, объединенных общим звуковым дефектом.

Речевое недоразвитие обладает большей вариативностью, и потому более результативны будут индивидуальные занятия или занятия в подгруппах не более трех человек.

Обогащайте словарный запас детей, учите правила грамматики. В результате такой работы дети накапливают багаж знаний о звуковой, синтаксической и морфологической стороне речи и постепенно переходят к самостоятельному развитию речи в результате свободного общения.

Проводить обследование детей с ОНР и определять методы коррекции речевых нарушений логопеды научатся на курсах повышения квалификации в АНО «НИИДПО».

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда

36 часов (1 неделя)

3500 руб. 2024 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4959 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

► Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что стать слушателем курсов может каждый, независимо от места жительства. Всё обучение проходит на специальной платформе в интернете. Теоретическая часть (лекции и вебинары) дополняется практическими заданиями. После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации. Выбрать удобное время для обучения легко — набор в группы проводится в течение всего года.

За новыми знаниями и навыками приходите к нам в НИИДПО!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ГорбуноваЕлена Викторовна

Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Другие статьи автора

  • Техники для развития личностных качеств педагога ДОО
  • Важные качества логопеда
  • Взаимодействие воспитателя с психологами, дефектологами и другими специалистами

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Что такое ФФНР?

Речь — это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии — неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

Причины функциональной дислалии

Соматические
Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
Социальные
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
Неправильная артикуляция
Выбор неправильной артикуляции
Недоразвитие фонематического слуха
Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Уровни фонематического развития

Прежде всего, следует помнить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи не указывает на наличие физиологических отклонений или проблем с умственным развитием. Диагноз ФФН ставится вполне нормальным детям, испытывающим трудности с правильным восприятием и передачей в структуре связной речи.

Звуковосприятие формируется у ребенка благодаря развитию навыка произносить связные осмысленные звуки и воспринимать их на слух. Это два отдельных, хотя и взаимосвязанных процесса. Уже с первыми попытками издавать звуки ребенок начинает развивать голосовой аппарат, но становление речевого навыка происходит лишь с попытками к воспроизведению слов (в норме у ребенка около года).

Усвоение речи и последующее ее формирование невозможны без хорошего развития фонематического восприятия. В начале жизни ребенок улавливает слова и реплики окружающих людей в целом. При этом единица речи – слово – не расчленяется на отдельные слоги, оно выделяется среди других слов по особой ритмической структуре. Распознавание отдельных фонем приходит позднее, происходит оно в несколько периодов, от дифференцирования кардинально различных звуков к наблюдению более тонких отличий.

Существует два уровня развития фонематического восприятия у детей:

  1. первоначальное формирование навыка на уровне выделения речевых звуков и их распознавания;
  2. развитие функций анализа и синтеза речи.

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

  1. Функциональные нарушения голоса
  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм);
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация).
  1. Органические нарушения голоса
  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Причины нарушений голоса

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях

Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители – это вы. Общение – неотъемлемая часть программы воспитания.

Что полезно:

  • совместно читать с вашим ребенком, говорить о прочитанном, вместе иллюстрировать сюжет, обсуждать рисунки;
  • вместе петь песни;
  • слушать маленького почемучку, не перебивая, отвечать на его вопросы об окружающем мире, учить его самого слушать других;
  • исправлять ошибки в произношении слов и звуков, находить правильные аналоги для “детских” словечек и “сюсюканий” (“бобо”, “кака”).

Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:

  • на вопросы ребенка отделываются общими “вырастешь – узнаешь” и “потому, что кончается на У”;
  • мало занимаются общением и чтением вслух; чтобы ребенок не отвлекал от дел, включают ему мультфильмы на весь день и оставляют наедине с телевизором или компьютером;
  • повторяют с умилением вслед за малышом всё, что он лепечет, способствуя этим закреплению неправильных слов и неграмотного произношения – обедняют речь будущего носителя русского языка.

В “техническом” отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка. Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках.
Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:

  • звук “Р” – широко открытый рот, язык у верхней челюсти, простукивание по зубам с произнесением звука “Д”;
  • шипящие – губы максимально вытянуты вперед, челюсти сомкнуты;
  • свистящие – язык концом уперт в передние зубы нижней челюсти, а краями – в дальние зубы верхней.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного,
    согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Может ли ФФН пройти само по себе?

Не стоит полагать, что в случае присутствия ФФН речь наладится сама собой. Наоборот: с каждым годом проблема может усугубляться. По мнению профессиональных логопедов, фонематическое недоразвитие речи у современных детей – это одна из наиболее сложных для исправления задач.

Под фонематической стороной речи подразумевают восприятие и различие разных звуков (фонем). Нарушения фонематического развития речи могут быть разнообразными:

  • Ребенку трудно анализировать звуки, которые он неправильно произносит. Например, если ребенок вместо «сумка» произносит «тюмка», то вычленить первый звук в этом слове и сказать, что это «с» ему будет крайне сложно.
  • Малыш испытывает сложности, пытаясь различить звуки, которые относятся к различным группам.
  • У ребенка не получается определять: из каких звуков состоит слово, какая их последовательность.
  • Разговаривая, мальчик или девочка пропускают отдельные звуки, смешивают их (могут произносить по отдельности, но в словах получается «каша»).

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова. Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо. Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

  • Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
  • Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
  • Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» — «лама»).
  • У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Причины общего недоразвития речи

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

Коррекция ФФНР

Дошкольники с ФФНР подлежат зачислению в специальные логопедические группы детских садов, куда на 1 год с 5 или 6 лет. Младшие школьники с дисграфией и дислексией, обусловленными ФФНР, занимаются на школьном логопункте. Устранением фонетико-фонематического недоразвития занимаются специалисты логоцентров и частных клиник.

Основные направления логопедической работы:

  • развитие просодической стороны речи;
  • развитие речевого дыхания и голосовых возможностей;
  • исправление недостатков звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • развитие фонематических процессов (звуковой анализ и синтез);
  • подготовка к овладению грамотой (в школе – профилактика или коррекция расстройств письменной речи).

На логопедических занятиях используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы: развивающие логопедические игры, артикуляционная гимнастика, логомассаж, логоритмика. Работа ведется в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Параллельно ведется коррекция эмоциональной и двигательной сферы через театрализацию, коммуникационные игры, совершенствование мыслительной деятельности.

Для устранения дефекта используют специальные игры на развитие фонематического слуха. Также можно скачать наглядный-дидактический материал. Структура занятия по устранению речевых проблем отчетливо прослеживается в конспекте логопедического занятия по развитию звукового анализа. Данный материал можно использовать в работе логопеда, а также для развивающих занятий с детьми в домашних условиях.

Особое внимание следует уделять критериям качества специального обучения. В результате проведенной логоработы дети должны овладеть следующими навыками:

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
  • Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Детей с ОНР логопед в детском саду направляет на Медико-Психолого-Педагогическую комиссию, специалисты которой определяют ребенка в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР не исправляется.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…

Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

Автор статьи – Евгения Зайченко, логопед.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector