Картотека игр для развития фонематического слуха
Содержание:
- Ход игры.
- Упражнения для развития музыкального слуха
- Первый этап
- Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
- Упражнения для развития фонетического слуха
- Нарушение фонематического слуха
- Игры для развития фонематического слуха
- Какие упражнения можно делать с детьми
- Ход игры.После слов ведущего:
- Что такое фонематический слух
- Фонематический слух
- Шестой этап
- Третий этап
- Второй этап
- Как развить фонематический слух
- Что такое фонематический слух
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?
Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?
УГАДАЙ ПО ЗВУКУ
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Собери предметы,которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.
РАЗВЕДЧИК
Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.
ЧТО ЗА МАШИНА?
Угадай,что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
УСЛЫШЬ ШЕПОТ
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
ИГРА В КОМАНДЕ
Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.
МОРЗЯНКА
Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).
УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК
Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.
УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ
Угадай,кто это произносит:
— Московское время 5 часов 10 минут.
— Налить вам еще чаю?
— Открой рот и скажи «А-а».
— Раз, два, три, водишь ты!
— Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.
— Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир»
ЧТО ЭТО?
На диске записаны звуки. Угадай, что именно.
а)В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку, скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.
б)Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.
в)Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.
г)Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.
ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?
Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)
ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА
Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква.Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв.Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.
1. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми.
2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.
Упражнения для развития музыкального слуха
Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.
Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.
Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.
Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок. Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое. Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.
Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.
Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.
В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:
- Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
- Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
- Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
- Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
- Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
- И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.
Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.
Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой. В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет). Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.
Первый этап
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
Другие упражнения для этого этапа:
• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.
Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.
Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (1).
А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:
- блок регуляции тонуса и бодрствования;
- блок приема, переработки и хранения информации;
- блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).
За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.
Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» (3).
Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
А если нет доступа к этим специалистам? Как хотя бы скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой? Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).
Упражнения для развития фонетического слуха
Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.
Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.
Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» — «Гора, слон, дом…» — «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» — «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.
После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.
Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».
Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.
Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.
[]
Нарушение фонематического слуха
Фонематический слух – это способность различать фонемы языка, а именно анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании смысла речи, сказанной на определённом языке. Фонемы представляют собой самые малые единицы, их которых состоит любой язык; из них состоят структурные составляющие речи – морфемы, слова, предложения.
При восприятии речевых и неречевых сигналов имеются различия при работе системы слуха. Неречевой слух представляет собой возможность человека воспринимать и обрабатывать неречевые звуки, а именно музыкальные тона и различные шумы. Речевой слух представляет собой способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи родного или иного языков. В речевом слухе выделяется фонематический слух, с помощью которого различаются фонемы и звуки, отвечающие за смысловую нагрузку языка, что человеку анализировать отдельные звуки речи, слоги и слова.
Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых. Причины нарушения фонематического слуха у детей нижеследующие:
- Отсутствие сформированности акустических образов отдельных звуков, при которой фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при говорении замену одних звуков другими. Артикуляция оказывается недостаточно полноценной, поскольку не все звуки ребёнок может выговорить.
- В некоторых случаях у ребёнок может артикулировать все звуки, но при этом, не умеет различить, какие звуки ему нужно выговорить. При этом одно и тоже слово может произноситься ребёнком по-разному, поскольку фонемы смешиваются, что носит название смешения фонем или взаимозамены звуков.
При нарушениях речевого слуха у ребёнка появляется сенсорная дислалия, что означает невозможность правильно произносить звуки. Выделяют три формы дислалии:
- акустико-фонематическую,
- артикуляторно-фонематическую,
- артикуляторно-фонетическую.
Акустико-фонематическая дислалия отличается наличием дефектов оформления речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценно обработать фонемы языка из-за аномалий в сенсорном звене системы восприятия речи. При этом, необходимо отметить, что у ребёнка не имеется нарушений слуховой системы, то есть отсутствует тугоухость или глухота.
Нарушение фонематического слуха у взрослых обусловлено локальными поражениями головного мозга, а именно:
- сенсорной височной афазией,
- сенсорной афазией ядерной зоны звукового анализатора.
Лёгкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые употребляются каждодневно и относятся к постоянному распорядку дня больного. При этом наблюдается расстройство фонематического слуха.
Тяжёлые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием речи больным человеком, слова перестают для него иметь смысловую нагрузку и превращаются в сочетание непонятных шумов.
Сенсорная афазия, выраженная в поражении ядерной зоны звукового анализатора не только приводит к нарушению фонематического слуха, но и к тяжёлому расстройству речи. В результате чего появляется невозможность различия звуков устной речи, то есть понимать речь на слух, как и других речевых форм. У таких больных отсутствует активная спонтанная речь, затруднено повторение услышанных слов, нарушено письмо под диктовку и чтение. Можно сделать вывод, что вследствие нарушения фонематического слуха патологически трансформируется вся система речи. При этом у данных больных музыкальный слух сохранён, как и артикуляция.
Игры для развития фонематического слуха
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Заколдованное слово»
Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.
23.04.2020
Подготовила Tonje
Раннее развитие, о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Какие упражнения можно делать с детьми
При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»).
Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.
- «Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, – дрожит под ладошкой, – не дрожит; – дрожит, – не дрожит и т. д.
- «Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.
- «Узнай наощупь». На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б – бархат, п – пенопласт, пластилин; в – вата, вельвет, ф – фланель; г – гофрированная (глянцевая) бумага, к – картон; д – дерево, дерматин, т – тесьма; ж – железо, наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, реЗина, с – ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.
При пропусках букв и слогов основное упражнение – звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают
Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово
Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука.
Обычно такой разбор с фишками заканчивается в первом классе. Дальше идет запись звуков транскрипцией. Считаю, что рановато. Во втором классе и даже частично в третьем лучше почаще использовать фишки. Это подмога детям с ФФНР.
«Бухгалтер»
Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова. . Учитель называет слова с одинаковым количеством букв
Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф»
Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф».
Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.
При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение «Арабское письмо». Детям оно очень нравится.
Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – «дем», «юбка» – «акбю» и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».
На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много. Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа, которую учитель обеспечить физически не может. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).
При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1) и «Основы нейропсихологии» (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой «Русский язык. Пишем грамотно» (3).
P.S. Пока сочиняла статью, мама моей ученицы с «наотюмротом» попросила меня позаниматься с девочкой дополнительно. Вот и попробую применить сама все, что вам насоветовала.
Ход игры.После слов ведущего:
— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:
на звук — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки — — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры
Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память. Ход игры
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП АП — ПА
ПО — (ОП) ОП— (ПО)
ПУ — (УП) ЫП — (ПЫ)
ПЭ— (ЭП) УП— (ПУ)
ПЫ — (ЫП) ЭП — (ПЭ)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ ПЯ — ПА
ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)
ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)
ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)
ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)
Звуковая зарядка
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков
Что такое фонематический слух
В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины: речевой слух, речевое восприятие, фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонема (с греч. — звук) — минимальная звуковая единица устной речи (иными словами — речевой или слышимый звук (например: а, о, у, в, п, л, р, ш и т. д.). Это именно слышимый звук (хотя звуки мы не только слышим, но и произносим, а также представляем в уме и графически изображаем в виде буквы). Фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (иными словами, соединяясь в звуковой ряд, звуки или фонемы, превращаются в слоги, слова и предложения, и за счет определенного набора звуков человек отличает одну морфему, слово, предложение от других морфем, слов и предложений (например: муха, мука, рука …). Таким образом, при изменении набора фонем меняется и смысл сказанного и услышанного.
Фонематический слух — способность вычленять (воспринимать и различать) в речевом потоке отдельные звуки речи. Эта способность обеспечивает понимание значений слов, т. к. благодаря фонематическому анализу и синтезу в устном порядке устанавливается состав и последовательность фонем (при этом звуковой состав часто записывается буквами). (Сравните: Маша машет. Миша мажет. Паша пашет.).
Фонематическое восприятие (схожее понятие с фонематических слухом) — способность на основании слуховых впечатлений создавать целостные слуховые представления о звуках речи и различать звуки между собой. Ребенок имеет нормальный физиологический слух, но при этом у него может быть нарушен фонематический слух, из-за чего нарушается восприятие данного языка (понимание того, что слышит и того, что читает). Речевой слух представляет собой составной элемент звукового чутья.
Без речевого слуха речевое общение невозможно.
Фонематический слух
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
- путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
- совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
- пропускает слоги в словах;
- не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
- не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:
- дисграфия;
- дислексия;
- низкая скорость чтения, письма.
- ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры
Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
Шестой этап
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.
• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).
• «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).
• «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).
Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.
Полезные ссылки:
Третий этап
Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.
• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.
Второй этап
На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Как развить фонематический слух
Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
• правильно ставить ударение;
• делить на слоги;
• понимать смысл и значение каждого звука в слове;
• выделять согласные и гласные звуки.
Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.
Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:
• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
• различение отдельных слогов;
• различение отдельных звуков речи;
• освоение азов анализа и синтеза слов.
Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.
Что такое фонематический слух
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.
Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
• ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.
В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.