Как научить читать ребенка в домашних условиях
Содержание:
- В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?
- Как научить детей читать по слогам
- Чтение по слогам
- Изучаем основы разбора и переноса слов по слогам
- Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
- Проверьте себя
- Полезные методические рекомендации по слоговому чтению
- Учим буквы и слоги играя
- Метод Глена Домана
- Гомеопатические средства
- Правила для тех, кто хочет научить ребенка бегло читать
- Основные методики
- Методика работы в прописи
- Необходимые условия
- Новые методики чтения — новые результаты?
- Как научить ребенка делить слова на слоги?
- Пособия
- Ответы на частые вопросы
- Что должен знать ребенок для обучения
- Урок № 4: закрепление всех гласных
- Методика Фединых
- Как научить детей читать по слогам
- Заключение
В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?
Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?
Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.
Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте
Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново
Как научить детей читать по слогам
Начинать нужно с простого, постепенно усложняя задания.
Порядок чтения различных типов слов
- Чтение целых слов начинается с двухсложных конструкций типа МА-МА, РА-МА, МЫ-ЛО. Пусть малыш водит пальцем или палочкой от слога к слогу. Это поможет формированию плавности чтения.
Отдельное внимание нужно уделить односложным словам, заканчивающимся на согласный (СОМ, КОТ, КИТ).
- Слова из трёх и более слогов. Сначала это слоги из двух звуков( согласный + гласный), потом – из трёх и более (С + Г + С). Примеры: МО-ЛО-КО, МА-ШИ-НА, ТА-РЕЛ-КА.
Слова со стечением согласных. Это самые трудные конструкции для дошкольников. Примеры стечения согласных: ли-СТВа, ка-СТРю-ля, СТРа-ни-ЧКа. Если слитное чтение согласного и гласного дети уже освоили, то сразу три согласных могут вызвать затруднения
Важно здесь, чтобы было хорошо сформировано понимание о разнице между звуками и буквами. В слове ЛИСТВА согласные читаются как , а не
Такие ошибки встречаются довольно часто. Нужно поправлять их. С развитием навыка чтения они нивелируются.
Плавному чтению слогов помогают пропевания слогов, сопровождаемые дугообразными движениями рук. В букварях нередко слоги подчёркнуты дугами. Это сделано именно для помощи в слитном чтении.
Как научить читать слоги: дидактические игры
- Буквы катаются с горок. Буква А карабкается по склону, а М уже катится вниз. Прокатись вместе с буквами. Ребёнок долго произносит ААА, потом быстро М. Получается АМ. Потом можно предложить карабкаться и скатываться всё быстрее и быстрее.
- Ребусы со слогом. Написан слог МА, рядом нарисована шина. Сначала нужно проговорить изображение на рисунке. Потом предлагается соединить слог и название слова.
- Конструктор со слогами. Буквы и слоги для детей 5-7 лет можно наклеить на детали конструктора наподобие «Лего». Слоги можно катать на машине, складывать их в слова, доставать из непрозрачного мешка и прочитывать их.
Слоги, наклеенные на конструктор, будут постоянно перед глазами ребёнка, когда он просто играет. Это будет способствовать непроизвольному запоминанию.
Чтение по слогам
Когда малыш понял, как сливать звуки в слоги, начинается следующий этап – соединение слогов в слова. После того как ребёнок научился читать и составлять простые слоги, можно показать, как образуются слова, на примере звукоподражаний и простых слов (му-му, ма-ма, Ми-ла).
Соединение слогов в слова тоже осуществляется посредством дидактических игр.
Арсенал можно расширить слоговыми раскрасками. Каждый элемент картинки обозначен слогом, которому соответствует определённый цвет. Есть задания, в которых нужно собрать рассыпавшиеся слоги по корзинкам. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.
Хорошими помощниками станут карточки для чтения по слогам. Их можно «сажать» в вагончики, «селить» в домики и всячески «знакомить» между собой.
Для детей, которым трудно даётся чтение, можно попробовать заучивать сразу слоги.
Принцип такой же, как при обучении буквам. Существует даже азбука слогов.
Заучивать слоги, если у ребёнка трудности в обучении чтению, рекомендуется не раньше 5-6 лет.
Изучаем основы разбора и переноса слов по слогам
В случае, если данной теме было уделено мало внимания, нужно лучше изучить ее основы. В качестве пособий можно использовать учебник первого класса или обычный букварь. Для начала стоит рассказать ребенку о том, что представляет собой слоговое чтение и для чего оно нужно, объяснить взаимосвязь между количеством гласных букв и самих слогов. После этого можно перейти к изучению их классификаций:
- по первому звуку: прикрытые (на, ка, бе – начинаются с согласной) и неприкрытые (ан, от, ов – с гласной).
- по последнему звуку: закрытые (ук, ок, ный – заканчиваются согласной) и открытые (ра, ве, ко – гласной).
- по первому и последнему звуку: замкнутые (ров, бой, ный – начинаются и заканчиваются согласной).
После освоения разбора слов можно переходить и к их переносу по слогам
Важно запомнить одно исключение: нельзя оставлять на предыдущей или переносить на следующую строчку одну букву из слова, если она в нем не единственная. Например, слово «о-са» нельзя разбить на разные строки – его нужно перенести целиком
Во всех остальных случаях перенос осуществлять можно.
Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:
- Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
- Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
- Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
- Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
- Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?
Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии
Проверьте себя
А вы сами готовы учить своего ребёнка? Здесь можно выделить два важнейших аспекта.
Помните ли вы алфавит? Не путаетесь в названиях букв? Откройте любой справочник и проверьте себя. Если произносите “кэ”, “лэ”, “мэ”, “нэ”, “ча”, и так далее – освежите свои знания. Кроме того, ответьте сами себе на вопрос – знаете ли вы различия между буквой и звуком? Буквы нужны для записи, а звуки мы произносим. Одна и та же буква может давать разные звуки в зависимости от окружения. Не сразу, но вам придётся объяснять это ребёнку, так что позаботьтесь об этом заранее.
Вы готовы с психологической и педагогической точки зрения? Хорошо, если ребёнок будет всё запоминать и понимать сразу
А если вам придётся двадцать раз объяснять, чем буква “и” отличается от “н”, а “щ” – от “ц”? При обучении ребёнка очень важно не вставать на позицию “что тут непонятного” или “как ты не можешь запомнить”. Необходимо оставаться спокойным, доброжелательным и терпеливым
Если вам в школьные годы плохо давался какой-то предмет, вспомните об этом. Или подумайте о том, как у себя на работе осваивали что-то новое и незнакомое. Если бы вас без конца попрекали непониманием и неудачами, достигли бы вы успеха?
Полезные методические рекомендации по слоговому чтению
Поскольку самой популярной методикой обучения чтению является всё-таки слоговой метод, родителям стоит взять во внимание следующие рекомендации:
- Ключевой принцип обучения — от простого к сложному. Потому вначале целесообразно выучить открытые гласные А, О, У, Ы, Э (ребёнку их проще произносить), после уже закрытый И. Точно так же лучше сперва освоить твёрдые звонкие согласные, а потом уже глухие и щипящие.
- Чтобы ребёнок запомнил букву, не нужно привязывать её к конкретной картинке (А — аист, Б — барабан и т. д.). Иначе может закрепиться устойчивая ассоциация, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при соединении букв в слоги (малышу будет трудно понять, как из барабана и аиста получается БА).
- Первые слоги лучше изучать простые — из двух звуков, согласного и гласного (МА, МУ, ПА, ПУ и т. д.). Главное — чтобы дошкольник понял, как один звук соединяется с другим (не буквы, а именно звуки). Затем можно переходить к слогам, где первым идёт гласный (АМ, УМ и т. д.).
- При обучении слоговому чтению родителям стоит пользоваться слоговой таблицей. Она позволяет читать слоги и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным), и по горизонтали (один согласный комбинируется с различными гласными).
- Когда ребёнок освоит слоги, первые слова, которые он будет читать, нужно выбирать самые простые, двусложные (ПА-ПА, МА-МА, МЫ-ЛО и т. п.).
Слоговая таблица — хорошее подспорье при изучении с ребёнком слогов
Учим буквы и слоги играя
- Постройте буквы из конструктора или из спичек, пластилина. Ребенок с удовольствием будет конструировать новые буквы. Походу дела будет запоминать, как они изображаются. Только не забывайте говорить, как каждая литера называется.
- Сделайте альбом, на каждой странице которого будет домик для буковки.
- Играем с мячом. Вы загадываете звук, после этого кидаете ребенку мячик, произнося какое-то слово. Если в произнесенном слове такой звук имеется, малыш должен поймать мячик.
- Настольные игры прекрасно знакомят детей с алфавитом. Например, домино или лото с буквами.
- Рыбалка. Для игры нужно использовать картинки, нанесенные на магниты и специальную удочку для детской рыбалки, у которой вместо крючка магнитик. В тазик помещаются магниты, а малышу дается задание выловить те карточки с картинками, в названии которых имеется загаданный звук.
Бывают случаи, когда малышу сложно создавать слоги, используя два звука. Ребенок просто не понимает, как это сделать правильно. Например, один звук он соединяет с названием буквы, соответственно неправильно произносит сложившийся слог. Помочь ребенку можно следующими способами:
- Приобретите специальную книгу с азбукой, нажимая на буквы, будет звучать звук. Таким образом, ребенок сможет нажимать на несколько букв, будет слышать их звучание, составит первые слоги.
- Можно смотреть мультфильмы, сопровождаемые субтитрами в виде слогов или просто обучающего характера. В таких роликах автор будет произносить то, что изображено на экране, читая по слогам.
- Попробуйте пропеть слоги. Способ эффективный, но не стоит сильно увлекаться. Как только у малыша получится, попросите его прочитать выученный слог.
- Можно разместить на стене слоговую таблицу. Вы можете самостоятельно произносить то, что там изображено, чтобы он запоминал или же приобрести таблицу с аудио сопровождением, и ребенок будет подходить, нажимать кнопочку и слушать, как звучит то, что там написано.
Также данный процесс можно подавать в игровой форме.
- Найди слова. Ребенку дается слова, внутри которых прячутся другие. Когда малыш их находит, должен произнести вслух.
- Игра в магазин. На монетке для данной игры должен быть написан первый слог названия предмета, который ребенок хочет приобрести. Например, малыш пришел за молоком, значит на монетке должен быть написан слог «мо-», за батоном — слог «ба-».
- Половинки. Ребенку даются фрагменты слова изображенные на разных карточках. Малыш должен найти две карточки, которые соединят слово в одно целое. Начиная играть, необходимо использовать не больше трех слов, состоящих из двух слогов, то есть 6 карточек.
- Аналогичная игра – «закончи слово». Можно использовать карточки с предыдущей игры. Только теперь необходимо в одну сторону положить половинки с началом слов, в другую с концом. Мама берет карточку, на которой написано начало слова, произносит громко то, что там написано и говорит, что должно получиться. Задача малыша в кучке с концами слов найти подходящий слог.
- Собираем слова из вырезанных букв или магнитов с азбукой. Для начала используйте слова, состоящие из четырех букв, не более. Выложите перед малышом данные литеры в вольном порядке. Назовите ребенку слово, которое должно получиться. Задача — из имеющихся букв правильно составить загаданное слово.
Метод Глена Домана
Он основан на изучении цельных слов. Суть обучения заключается в том, что начиная с двухмесячного возраста, когда малыши научились фокусировать взгляд, им показывают карточки со словами или предложениями. Это сопровождается их озвучиванием, мамой или другим взрослым. Первоначально «занятие» длиться до 10 минут, с постепенным увеличением времени.
Но при данном методе надо придерживаться определенной схемы, карточки должны нести определенный набор слов, букв, информации. А также необходимо упорство родителей, т.к. постепенно интерес, как родителей, так и ребенка угасает.
Внимание! Данный способ больше подойдет для английского языка, т.к в нем отсутствуют склонения и падежи. Т.к
если ребенок выучил слово «игрушка», он будет игнорировать окончания в других падежах, «игрушки», «игрушку».
Гомеопатические средства
Несмотря на то, что представителями РАН гомеопатия признана лженаукой, многие родители свидетельствуют об эффективности препаратов. При нежелательном использовании лекарственных средств избавить от неприятных ощущений помогут:
- Таблетки «Дентокинд». Их следует рассасывать во рту до полного исчезновения крупинок.
- Капли «Дантинорм бэби». Применяются не только при стоматологических проблемах, но и для снятия боли при заболеваниях носоглотки.
- Свечи «Вибуркол». Суппозитории, действующими веществами которых являются растительные компоненты.
- «Траумель–С». Препарат на растительной основе, выпускается в форме капель, мази и таблеток. Применяется с трех лет. Содержит экстракты арники, эхинацеи, ромашки, прочих лекарственных трав, а также ртуть в ничтожно малых количествах.
Правила для тех, кто хочет научить ребенка бегло читать
В дальнейшем подключают изучение согласных звуков, которые имеют преграду при проговаривании. По мере изучения согласных звуков их соединяют с гласными, формируя открытые (ма) и закрытые слоги (ам)
Последними изучают шипящие и глухие.
После успешного овладения навыком соединять звуки в слоги, можно приступать к чтению небольших слов типа ка-ша, ли-па, а после более длинных о-сёл, а-ку-ла.
Особое внимание дошкольника необходимо обратить на буквы, которые могут обозначать два звука (я, ю, е, ё)
Важно пояснить, что если эта буква стоит в начале слова, после гласного или мягкого и твердого знака, то мы слышим два звука.
Мягкий и твердый знаки изучают в последнюю очередь.
Перед началом занятия нужно повторить ранее изученные буквы.
Учебный материал следует вводить постепенно, небольшими порциями, чтобы интерес у малыша не исчез.
Систематические занятия с карапузом обязательно принесут результат. Изучив все буквы, крошка без труда научится сливать их в слоги, а позднее и в слова. Таким образом, скорость чтения у маленького ученика вырастет. Но заботливые родители должны осознавать, что скорость чтения – это не самый важный критерий правильного чтения.
Основные методики
Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.
Наименование метода | Краткое описание | Достоинства | Недостатки |
Звуковой (фонетический) | Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. | Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.
Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова. Заниматься можно в любое время в любом месте. |
Требует длительного времени, обучение будет долгим.
В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного. |
Кубики Зайцева | Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). | Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. | В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало. |
Карточки Домана | Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. | Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. | Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом. |
Методика Марии Монтессори | Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. | Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. | Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести. |
Программа Ольги Соболевой | Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. | Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. | Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию. |
Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.
Методика работы в прописи
1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.
Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.
3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.
4) Пропиши элементы
Каждая строка – отработка нового элемента или соединения.
5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.
Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.
8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:
1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость
Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.
9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.
В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.
Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.
И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.
10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ
Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.
ИССЛЕДУЙ ДАЛЬШЕ:
ИГРАЯ ОБУЧАЯСЬ ИЛИ ЗНАКОМСТВО С ЦИФРАМИ от 1- 9Полный годовой курс 5-6 летПолный годовой курс обучения ребенка к школе 6-8 лет
Необходимые условия
Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.
Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.
Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.
Новые методики чтения — новые результаты?
Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!
Что имеем?
Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят — да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами.
Дети, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.
Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.
В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.
Как научить ребенка делить слова на слоги?
Обучила ребенка (1 класс) глобальному чтению в свое время, читает отлично, но делить слова на слоги не умеет. Сегодня было — слово КАРЕТА, сколько слогов? ответ — шесть. Напоминаю про правило «сколько в слове гласных, столько и слогов», гласные считает верно, три гласных. Снова спрашиваю — сколько слогов? ответ: шесть! сколько гласных? ответ: три
мда. мучаюсь.Как научить побыстрей делить слова на слоги? в школе уже перенос слов проходят, надо побыстрей бы, поэффективней. Подскажите, буду благодарна
во! классно про «Сколько раз рот открыл, столько и слогов», спасибо
не понимает, потому что отстае(( ЗПР не ставят, но проблем масса
а дуги-палочки где рисовать?
по карточкам, до методу Гленна Домана
в 4,5 года научила
как давно? с 1 сентября, наверное
да кто знал. я думала они в 1м классе лишь читать учатся (свое детство вспоминая)
но это все равно хорошо, что я научила читать, хоть в чем-то отстающим деткам надо успевать, по чтению она в классе лучшая
Ой, нам этот совет в свое время дурную службу сослужил.
Дочка «звала» так: Тапочкииииииииии. Все, ударение на «и».Мамочкаааааааааа. — ударение на а.Солнышкооооооооо. — ударение на «о».
Дочка в 7м классе
Я про опыт первого рассказала. Ей помог способ «сколько раз открыла рот» или «сколько гласных».
(Ради интереса — как это — с ускорением)
дааа. правда? больше слоги не понадобятся.
НО ПЕРЕНОС РЕБЕНОК НЕ ПОНИМАЕТ ВООБЩЕ
с математикой проще, перемену мест слагаемых как-то вообще с первого раза схватила
с логическими заданиями не всегда хорошо, иногда пальцем в небо попадает. Рассуждалка хромает
слоги прохлопывает, считает их вполне сносно. Но ударение. поет так — кОООООлОООООбОООК! потом наугад заявляет, на какой слог ударение падает
как научить выделять ударение? ну я шучу, говорю, что за кОлобок? разве так мы говорим? она: нет. ааа, значит на второй слог падает!
Поделиться с друзьями
Пособия
Насколько бы эффективными ни были современные методики, привычный букварь еще никто не отменял. Вы можете сравнить несколько пособий и выбрать что-то одно.
- Хорошие отзывы оставляют родители об «Азбуке для малышей» О. Жуковой. Известный логопед и педагог предлагает нестандартный метод обучения чтению. Детям очень интересно и легко следить за смешными человечками, которые бегут от буквы к букве, помогая складывать слоги. Предложите ребенку тянуть звук, пока человечек доберется до следующего: «А-а-а-а-у». Можно использовать не только букварь, но и машинки, кукол. Передвигайте их от буквы к букве, а ребенок пусть произносит звуки.
- Предлагает поиграть и пособие Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать». В качестве обучения чтению авторы используют поездку на поезде. Вагончик перемещается по рельсам с написанными согласными, на нем пустое окошечко, а рядом – гласная. Нет необходимости зубрить скучные слоги, достаточно назвать «станцию»: БА, МА, ГУ и т. д.
- Автор Букваря для малышей Е. Бахтина использует свою методику: для каждой буквы заготовлен свой забавный образ, они дружат между собой, и малышу интересно участвовать в играх вместе с ними.
Конечно же, это не полный список пособий. Использовать можно несколько в комплексе.
Запаситесь терпением. И запомните самое главное — нельзя ругать и наказывать, если что-то не получается. Отложите занятия на некоторое время, а потом попробуйте снова. И не забывайте хвалить, ведь похвала вызывает желание двигаться дальше.
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Что должен знать ребенок для обучения
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
- уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
- знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
- бегло считать в пределах 5, а то и больше;
- иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
Урок № 4: закрепление всех гласных
К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.
Закрепляющие игры.
Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.
Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.
А | Я |
О | Ё |
У | Ю |
Ы | И |
Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).
На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания
Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке
У | Ю |
Ы | И |
Э | Е |
Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия
Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного
Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е)
Сергей Поляков
Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»
Методика Фединых
Учебник «Как научить ребенка читать», автором которой является Ольга и Сергей Федины, заключаются в изучении письменной речи, от простой к сложной. Занятия состоят из 7 этапов, от букв к несложным предложениям. Сначала ребенок изучает разные типы слогов:
- с окончанием на гласную;
- начинающиеся на гласную букву;
- с гласными я, е, ю.
Затем ребенок изучает простые слова из 3-х и 4-х букв, а затем более сложные. В итоге он может самостоятельно читать небольшие простые предложения. Данная методика нравится малышам благодаря массе веселых картинок, а родителям — за практические советы по обучению.
Как научить детей читать по слогам
Начинать нужно с простого, постепенно усложняя задания.
Порядок чтения различных типов слов
- Чтение целых слов начинается с двухсложных конструкций типа МА-МА, РА-МА, МЫ-ЛО. Пусть малыш водит пальцем или палочкой от слога к слогу. Это поможет формированию плавности чтения.
Отдельное внимание нужно уделить односложным словам, заканчивающимся на согласный (СОМ, КОТ, КИТ).
- Слова из трёх и более слогов. Сначала это слоги из двух звуков( согласный + гласный), потом – из трёх и более (С + Г + С). Примеры: МО-ЛО-КО, МА-ШИ-НА, ТА-РЕЛ-КА.
Слова со стечением согласных. Это самые трудные конструкции для дошкольников. Примеры стечения согласных: ли-СТВа, ка-СТРю-ля, СТРа-ни-ЧКа. Если слитное чтение согласного и гласного дети уже освоили, то сразу три согласных могут вызвать затруднения
Важно здесь, чтобы было хорошо сформировано понимание о разнице между звуками и буквами. В слове ЛИСТВА согласные читаются как , а не
Такие ошибки встречаются довольно часто. Нужно поправлять их. С развитием навыка чтения они нивелируются.
Плавному чтению слогов помогают пропевания слогов, сопровождаемые дугообразными движениями рук. В букварях нередко слоги подчёркнуты дугами. Это сделано именно для помощи в слитном чтении.
Как научить читать слоги: дидактические игры
- Буквы катаются с горок. Буква А карабкается по склону, а М уже катится вниз. Прокатись вместе с буквами. Ребёнок долго произносит ААА, потом быстро М. Получается АМ. Потом можно предложить карабкаться и скатываться всё быстрее и быстрее.
- Ребусы со слогом. Написан слог МА, рядом нарисована шина. Сначала нужно проговорить изображение на рисунке. Потом предлагается соединить слог и название слова.
- Конструктор со слогами. Буквы и слоги для детей 5-7 лет можно наклеить на детали конструктора наподобие «Лего». Слоги можно катать на машине, складывать их в слова, доставать из непрозрачного мешка и прочитывать их.
Слоги, наклеенные на конструктор, будут постоянно перед глазами ребёнка, когда он просто играет. Это будет способствовать непроизвольному запоминанию.
Заключение
Итак, мы постарались разобраться в том, как научить дошкольника читать. Специалисты советуют перед обучением убедиться в том, что ребёнок действительно готов к усвоению новых знаний. Ни в коем случае нельзя форсировать события, заставлять малыша учить буквы и слоги. Главное – подойти к процессу с умом, начинать с малого, переходить к более сложным заданиям.
Ну и не забывайте о том, что дошкольник – маленький ребёнок, ведущей деятельности которого является игра. Поэтому следует обучать чтению не на домашних уроках, а в игровой форме. Следование всем этим правилам позволит просто и без особых проблем научить вашего любимого малыша читать.