Итоговое сочинение 2020-2021

Содержание:

Уделите внимание подготовке

Во время подготовки вы можете воспользоваться услугами репетиторов, внимательно слушать учителей или перечитать большое количество методичек, но без осознания темы вам ее не получится раскрыть. Поэтому уделите больше времени самообразованию. Мы подготовили для вас список эффективных рекомендаций, которые помогут получить заветный «Зачет» и даже максимальное количество дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ.

  1. Забудьте о литературной критике. Прочитайте все произведения, перечисленные в списке рекомендуемой литературы, и самостоятельно сделайте их небольшой разбор. Для этого определите основные проблемы, сюжетные линии, пути решения, позицию автора. Не лишним будет почитать мнение известных людей по поводу книги.
  2. По каждому из пяти предложенных направлений напишите по сочинению и отдайте их на проверку учителю или репетитору.
  3. Посмотрите отличные работы прошлых годов. Их можно найти в сети.
  4. При написании пробных текстов контролируйте количество написанных слов. Рекомендуемый объем – 350. Если вы напишите слишком мало, это может подчеркнуть ваше безразличие к теме. А слишком много информации может получиться из-за большого количества «пустых» мыслей. Выбирайте только четкие и лаконичные факты.

Помните, что вы пишите сочинение по литературе. Подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам будет не достаточно для идеального раскрытия темы.

В завершение к сказанному следует добавить о подготовке старшеклассников ко взрослой жизни. Не надейтесь на списывание, шпаргалки и подсказки одноклассников. Работу вы должны написать самостоятельно. Даже если она не будет идеальной, вы всегда сможете гордиться тем, что у вас в голове нашлись умные мысли на важные темы.

Становимся грамотнее за минуту

  • Проверка орфографии онлайн
  • Топ-100 слов, где все делают ошибки
  • 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
  • 20 слов, которые всегда пишутся слитно
  • 20 слов, которые пишутся только через дефис
  • 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
  • Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
  • Топ-20 длинных и сложных слов
  • 9 новых слов, в которых все делают ошибки
  • Словарь паронимов
  • Орфоэпический словник

Добавь в избранное и поделись

Узнай, как пишется слово
Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Результаты и апелляция

Участь своего сочинения можно узнать в школе или же пункте, где вы подавали заявление на написание экзамена. Процедура проверки занимает неделю, но бывает и быстрее. Если вы поступаете на гуманитарное направление, есть смысл удвоить свои усилия, чтобы через 7 дней ожидания получить реальную льготу при поступлении. И в этом плане итоговое сочинение – скорее плюс, чем минус, ведь дает действительно талантливым ученикам дополнительную возможность пройти на бюджет. 10 баллов на дороге не валяются, именно они могут стать последней надеждой для абитуриента, трамплином для прыжка к цели.

Но есть и более прозаические обстоятельства, которые должны мотивировать вас постараться: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если итоговое сочинение слабовато по всем критериям, не стоит тратить время, вряд ли перепроверка принесет желаемые плоды. Лучше попытать счастье еще раз, благо есть три даты проведения экзамена, две из которых резервные.

Помните, что полученные баллы останутся с вами на всю жизнь, ведь результаты итогового сочинения не имеют срока годности.

Время и особенности написания

Оценка итоговых сочинений (изложений) будет оцениваться как «зачет» или «незачет». Критерии оценивания разработал Рособрнадзор.

Что касается времени выполнения работы, то на нее учащимся дается 235 минут, то есть 3 часа и 55 минут. В это время не входит подготовка — инструктаж, заполнение регистрационных форм и т. д. Участники итогового сочинения с ограниченными возможностями, дети-инвалиды и инвалиды имеют возможность выполнять работу на полтора часа дольше.

Стартует итоговое сочинение в 10.00 по мск.

На столе участника не должно быть ничего, кроме:

  • бланка регистрации и записи,
  • ручки,
  • удостоверяющего личность документа,
  • выданного по месту написания итогового сочинения (изложения) орфографического словаря,
  • листов-черновиков,
  • при необходимости — лекарств и питания, а также специальных технических средств.

Война и мир

Синонимы и краткие определения:

  1. Борьба, битва, стычка, поединок, кровавая бойня, столкновение, противостояние, противоборство, конфликт, драка, бой, сопротивление, нападение, защита, схватка, баталия, междуусобица, побоище, вражда, нашествие, захват земель, раздор, рознь, соперничество, кампания, блицкриг, интервенция, вторжение, натиск, осада, поход, военные действия, ратное дело.
  2. Земля, планета, белый свет, шар земной, пространство, человечество, среда, страна, мирное небо над головой, примирение, гармония, союз, покой, умиротворение, единство, объединение, отдохновение, безмятежность, перемирие, замирение, община, диалог, компромисс, соглашение, согласие, договор, альянс, сообщество, единение, компания, приятельство, товарищество, доброжелательство, радушие, собрание, содружество, благодать, мирные отношения.

Война — это…

  • Вооруженное столкновение государств или народов;
  • Раздор и вражда в мире;
  • Кровавая бойня, не имеющая оправдания;
  • Конфликт, которые страны разрешают оружием;
  • Пиршество смерти и разрушений;
  • Акт агрессии;
  • Захват земель и богатств ценой жизни людей;
  • Кампания, целью которой является приобретение политических и государственных выгод;
  • Несправедливое нападение с одной стороны, но праведная защита с другой;
  • Борьба геополитических интересов;
  • Атака и сопротивление, образующие череду боев;
  • Битва людей не на жизнь, а на смерть;
  • Кровавая беспринципная схватка, где оба противника идут к цели по трупам;
  • Вторжение одного войска в страну, обороняемую другим войском.

Мир — это…

  • Долгожданное и необходимое соглашение, к которому приходят обе стороны;
  • Совокупность всех стран и государств;
  • Единение всех сторон конфликта;
  • Состояние покоя и благоденствия;
  • Союз, в котором все стороны живут в согласии;
  • Гармония, обеспечивающая странам и народам процветание;
  • Состояния единства и дружбы, когда все удовлетворены друг другом;
  • Гармоничные и партнерские отношения;
  • Отсутствие противоречий и споров;
  • Объединение всех сторон конфликта в единый союз;
  • Жизнь в согласии с собой и окружающими;
  • Череда компромиссов и взаимных уступок;
  • Пора отдыха и покоя;
  • Поведение, основанное на доброжелательстве и радушии.

Структура сочинения

Чтобы хорошо подготовиться к итоговому сочинению, нужно не только изучить предложенные темы и литературу из рекомендованного списка, но и четко запомнить структуру изложения. Она поможет четко и логически связать мысль, а также покажет членам комиссии вашу ответственность.

Итак, итоговое сочинение по литературе должно состоять из трех частей:

  • вступление, где формируется тема (первый абзац);
  • основная часть с полным раскрытием темы благодаря известным аргументам из литературных произведений (4 абзаца);
  • Заключение с личным выводом по теме из всего перечисленного выше (последний абзац).

Школьникам во время подготовки учителя дают определенные клише, упрощающие написание сочинения. Например, во вступлении уместно использовать риторические вопросы, цитаты для дальнейшего рассуждения, а также фразу «Я считаю, что», «На мой взгляд» и так далее.

Чтобы текст выглядел гармонично, вступление должно плавно переходить в основную часть. Добиться этого помогают фразы наподобие «Свою точку зрения я хочу доказать на примере литературных произведений».

Теперь можно приступать к тезисам, начинающимся с «Тема (дружбы, любви, родственных отношений) затрагивается в художественных произведениях».

Аргументом считается предложение, начатое с «Автор повествует о» или «В произведении главная героиня», «Мою мысль четко доказывает (название и автор произведения). При этом к каждому аргументу должен быть небольшой вывод «автор считает», «поэт утверждает». Второй литературный пример не сильно отличается от первого, но теперь его можно привести как подтверждение предыдущей точки зрения или контраргумент.

Заключение тоже необходимо правильно оформить. Для этого используйте фразы «Можно сделать вывод», «Подводя итоги», «Давайте будем». Кстати, призыв к действию актуален в раскрытии острой социальной темы.

Обратите внимание на систему оценивания изложения

Здесь важное значение имеет каждая фраза, так как весь текст показывает проверяющим несколько ваших навыков:

  • умение соответствовать теме;
  • уместная аргументация с привлечением правильного литературного материала;
  • правильная композиция текста;
  • качество речи;
  • грамотность.

Учтите, что просторечия, штампы и даже эмоциональный окрас воспринимается проверяющей комиссией отрицательно. Пишите красивым языком, старайтесь не совершать пунктуационных и грамматических ошибок, пишите сначала на черновике, чтобы избежать досадных помарок.

Алгоритм работы над сочинением:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
  3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
  4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
  5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
  6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
  7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
  8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
  9. Запиши их, составляя план.
  10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
  11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
  12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст  

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении. 

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт. 

Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.

В плане пропишите:

  1. Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
  2. Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
  3. Аргумент 2 — то же самое.
  4. Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека?

В жизни человека любовь играет главную/важную роль.В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Требования к итоговому сочинению (изложению)

1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. 

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания. 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2021 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

Заключение

Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.

Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.

Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!

Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.

Реальные темы итогового сочинения 2020-2021 по регионам

Зона 1 — Часовой пояс MSK-1 (МСК-1) UTC+2 (-1 час к Москве) — точные темы ИС 2020-2021

  • 105. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
  • 212. Что мешает доверию между людьми?
  • 307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
  • 401. Почему люди обманывают себя?
  • 502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?

Зона 2 — Москва — Часовой пояс MSK+0 (МСК+0) UTC+3 (+0 час к Москве) — точные темы ИС 2020-2021

  • 101. Какого человека можно по праву назвать героем?
  • 207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
  • 308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
  • 412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • 511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?

Зона 5 — Часовой пояс MSK+3 (МСК+3) UTC+6 (+3 часа к Москве)

Зона 7 — Часовой пояс MSK+5 (МСК+5) UTC+8 (+5 часа к Москве)

  • 106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • 204. В чём польза и опасность компромисса?
  • 302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
  • 407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
  • 513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Зона 8 — Часовой пояс MSK+6 (МСК+6) UTC+9 (+6 часа к Москве)

  • 113. Этот день изменил судьбу России…
  • 203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
  • 311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
  • 406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • 507. Можно ли судить о поколении по его кумирам?

Зона 9 — Часовой пояс MSK+7 (МСК+7) UTC+10 (+7 часа к Москве)

  • 103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
  • 205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
  • 313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
  • 408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
  • 509. Каково отношение современного человека к природе?

Зона 10 — Сахалинская область — Часовой пояс MSK+8 (МСК+8) UTC+11 (+8 часа к Москве)

  • 111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • 208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • 310. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
  • 402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
  • 505. Что для Вас является жизненным успехом?

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector