Статьи научно-популярного стиля
Содержание:
- Литература
- Художественный стиль
- Типы речи
- Формулировка предлагаемого метода
- Какие существуют стили в русском языке
- Типы речи в тексте
- Текст научного стиля: особенности научного стиля речи, характерные черты научного стиля
- Какие бывают стили речи
- Научный стиль речи: его разновидности или подстили
- Как именно возник научный стиль
- Научный стиль
- Жанры, использующие научный стиль
- Языковые признаки: морфология
- Лексика и фразеология
Литература
- Научный стиль — статья из Стилистического энциклопедического словаря русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. — М. : Флинта : Наука, 2003.
- Котюрова М. П. Стилистика научной речи. — Академия, 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-7695-6035-4.
- Аросева Т. Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Пособие по научному стилю речи.
- Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. — М. : Высшая школа, 1976. — 263 с.
- Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. — СПб. : БХВ-Петербург, 2005. — 496 с. — ISBN 5-94157-804-0.
- Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. — Мн. : Харвест, 2005. — 512 с. — ISBN 985-13-4208-4.
- Лапшина О. Н. Стилистика русского языка. – 2009
Художественный стиль
Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.
При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов
В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения
Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.
Типы речи
Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
Выделяют три типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование
Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
- связано с временным промежутком времени;
- имеет определённую последовательность действий;
- логичность изложения;
- текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
- большое количество глаголов.
В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.
Описание
Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
Состоит из:
- общей характеристики предмета, общего впечатления;
- признаков, деталей;
- общей оценки предмета.
В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.
Рассуждение
Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
Состоит из:
- тезиса — мысль, которую нужно доказать;
- обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
- резюме — итогов, выводов.
Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.
Формулировка предлагаемого метода
Предлагаемый в настоящей статье метод увеличения производительности интернет-ориентированных клиент-серверных приложений построен на анализе факторов, влияющих на производительность алгоритмов обработки данных.
К таким факторам относятся: вычислительная сложность обработки информации на уровне данных, вычислительная сложность обработки информации на уровне бизнес-логики, объём обрабатываемых данных, объём данных, передаваемых между уровнями приложения, вычислительная сложность дополнительной обработки данных для их передачи на уровень представления, вычислительная сложность преобразования формата данных для их последующей обработки на уровне данных, плотность распределения данных по анализируемым диапазонам.
Выбор оптимального алгоритма осуществляется путём вычисления коэффициентов (1, 2, 3) и принятия конечного решения на основе формулы (4).
, | (1) | |
где | — отношение вычислительной сложности обработки информации на уровне данных к вычислительной сложности обработки информации на уровне бизнес-логики; | |
— вычислительная сложность обработки информации на уровне данных; | ||
— вычислительная сложность преобразования формата данных для их последующей обработки на уровне данных; | ||
— вычислительная сложность обработки информации на уровне бизнес-логики; | ||
— вычислительная сложность дополнительной обработки данных для их передачи на уровень представления. |
, | (2) | |
где | — отношение суммарного объёма обрабатываемых и передаваемых для обработки данных к объёму передаваемых технических данных; | |
— объём обрабатываемых данных; | ||
— объём передаваемых для обработки данных; | ||
— объём передаваемых технических данных. |
, | (3) | |
где | — отношение количества заполненных анализируемых диапазонов значений к общему количеству анализируемых диапазонов значений; | |
— количество заполненных анализируемых диапазонов значений; | ||
— общее количество анализируемых диапазонов значений. |
Решение о выборе оптимального алгоритма принимается по формуле (4), где A — номер оптимального для решения конкретной задачи алгоритма.
, | (4) |
Также отметим, что написание вспомогательного программного средства или использование среды автоматизации тестирования позволяет проводить сбор и анализ данных, необходимых для расчёта номера оптимального для решения конкретной задачи алгоритма A (4) в автоматизированном режиме.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
- Официально-деловой.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
- Научный.
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
- специальная терминология;
- сложные предложения;
- длинные абзацы;
- существительных больше, чем глаголов;
- обезличенность — вместо «я» используется «мы».
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Виды научного стиля
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
Лексические особенности:
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
- стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
- устойчивые выражения — штампы.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.
Виды официально-делового стиля
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
- использование большого количества средств выразительности;
- употребление слов в переносном смысле;
- иносказательность, метафоричность;
- обилие эпитетов и прилагательных;
- образность и эмоциональность.
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.
Разновидности художественного стиля
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ
Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению
Для публицистического стиля характерны:
- общественно-политическая лексика;
- логичность;
- образность;
- эмоциональность;
- оценочность;
- призывность.
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.
Жанры публицистического стиля
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
- эмоциональность;
- образность;
- разговорная лексика;
- текст без подбора слов;
- просторечные слова;
- сленг.
Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.
Функции разговорного стиля
Типы речи в тексте
Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):
- Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
- Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
- Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).
Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:
- Описание
- Повествование
- Рассуждение
Текст научного стиля: особенности научного стиля речи, характерные черты научного стиля
Что пишется в научном стиле?
Статьи, монографии, диссертации, прочие научные работы, заметки. Методические пособия, рецензии, аннотации, рефераты, тезисы. Энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Курсовые, дипломные, кандидатские работы.
Ко всем перечисленным типам текста предъявляют особые требования. Они должны быть написаны строгим научным языком по определённым схемам и правилам. Оформление официальных научных работ соответствует ГОСТ. Для статей допустима несколько произвольная форма.
В устной речи научный стиль прослеживается в докладах, лекциях, конференц-выступлениях. Используется в официальной обстановке и для сообщения научных сведений в определённых кругах.
Признаки научного стиля в тексте
- тематика, связанная с наукой,
- обилие научной терминологии,
- точное определение понятий, отсутствие синонимов,
- наличие тезисов,
- обобщённость и абстрактность,
- прямое построение предложений,
- преобладание сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
- логичность изложения,
- вводные обороты,
- сложные союзы,
- последовательность изложения,
- объективность.
В целом: статичный текст, который читается медленно, так как труден для понимания и восприятия.
Наиболее характерные черты научного стиля
Общенаучная лексика — нейтральные и книжные слова без примеси разговорных слов.
Обилие сложной терминологии, которая занимает от 15 % до четверти объёма текста.
Практически недопустимо употребление синонимов. Многократное повторение слов и терминов является нормой (возрастает тошнотность!*).
Признаки научного стиля в тексте — преобладание существительных, составных глагольных сказуемых, прилагательных, наречий, минимум глаголов.
Громоздкие, сложные, длинные предложения со сложными союзами (увеличивающими водность*). Безличные предложения.
Объёмные абзацы, занимающие полстраницы и более.
Употребление безличного «мы» вместо «я». Местоимение может быть опущено, в тексте пишется: убеждены, полагаем, считаем, намерены доказать, делаем вывод.
* Научный текст оценивается по иным параметрам, нежели обычные статьи. Допустим более низкий порог уникальности, за счёт использования длинных терминов, точных цитат, литературных источников и т.п.
Какие бывают стили речи
В русском языке выделяют четыре основных языковых стиля, отличающихся друг от друга разными наборами приемов и характеристик и имеющий свои основные признаки текста:
- официально-деловой;
- разговорный;
- художественный;
- публицистический.
В каждом конкретном случае автор должен знать, как правильно определить стиль текста, какие использовать функциональные стили современного русского языка, чтобы донести его суть до конечной аудитории. К примеру, на вопрос, что такое стиль текста, легко ответить, если знать, что:
- Для переписки с деловыми партнерами, начальством и подчиненными подходит официально-деловой жанр.
- А для личного общения и переписки больше подходит разговорный.
- Описание событий, мест, эмоций и переживаний удается лучше с помощью художественного стиля изложения.
- Публицистический стиль речи предназначен для донесения мысли через средства массовой информации – журналы, газеты, интернет. Однако тексты СМИ не всегда можно назвать публицистикой, в некоторых случаях используется разговорный или научный жанр.
Публицистический
В результате этого стиля изложения получается статья, репортаж, интервью или очерк. Грамматика и стилистика жанра предусматривают легкость чтения и восприятия самыми широкими массами целевой аудитории. Публицистический стиль почти всегда не предполагает обращения к читателю, ведь изложение ведется от третьего лица. Примеры такого стиля вы найдете, почитав любую газету.
В отдельный вариант иногда выделяется научно-публицистический стиль. В таком случае в тексте используется рассуждение на научные тематики. Автор в самом начале делает предположение, а на протяжении статьи, очерка или заметки приводит доказательства правдивости или неверности данного тезиса, а в конце делает вывод на основании приведенных доводов. Языковые средства научного стиля предполагают использование точных определений. Примеры публицистического стиля распространены, перепутать их с другими сложно.
Разговорный
Основное применение стиля – устная речь, а экспрессивность и понятность для широких масс делает его популярным и в публицистике. Такой текст использует просторечные выражения и приемлет прямое обращение к читателю, задавая вопросы и провоцируя эмоциональное восприятие написанного. Письменный разговорный стиль отличается от устного, т.к. с помощью текста сложнее передать эмоции, выражаемые мимикой или жестами.
Художественный
Если речь не идет о литературных журналах, этот жанр не используется в периодических изданиях. Что такое художественный текст? Он предполагает пространные рассуждения, описания, диалоги, анализ. Задачей художественного стиля является не передача информации, а максимальное погружение читателя в произведение, возбуждение эмоций, фантазий, воздействие на чувства. Этот жанр предусматривает возможность пространных рассуждений, субъективизм при оценке фактов, событий и явлений. Длина текста для тех, кто использует книжный стиль речи, не ограничивается.
Официально-деловой
Официальный стиль речи предназначен для делового общения как внутри коллектива, так и в переписке со сторонними организациями. Официально-деловой применяется и при устном общении, если речь идет о деловых отношениях. Задачей такого стиля текста является передача максимального количества фактов от одного человека к другому без применений оценочных прилагательных. Широко используются стандартные фразы и повторы, которые в других стилистиках воспринимаются как недостатки или даже ошибки.
Официально-деловой стиль предусматривает сухое перечисление фактов, цифр, установление причинно-следственных связей, определенную систему, определяющую построение написанных предложений. Текст такого типа отличается от всех остальных, он обязательно содержит два элемента:
- Описательная часть – здесь излагаются свершившиеся факты, возможные последствия.
- Действие – здесь указывается требование, просьба, предложение для совершения определенных деяний.
Видеоурок по русскому языку «Стили речи»
Смотреть видео
Научный стиль речи: его разновидности или подстили
Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.
Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:
- Собственно-научный или академический: диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления;
- Учебно-научный: учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад;
- Научно-популярный: научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии;
- Научно-информативный: рефераты, обзоры, резюме, тезисы;
- Научно-справочный: энциклопедии, словари, справочники;
- Научно-технический: патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.
Название подстиля | Цель | Жанры |
---|---|---|
Собственно-научный | Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей. | диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья. |
Учебно-научный | Передача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом. | учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ. |
Научно-популярный | Ознакомление с фактами и явлениями. | научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья. |
Научно-информативный | Передача научной информации с описанием научных фактов. | рефераты, обзоры, тезисы. |
Научно-справочный | Обеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации. | энциклопедии, словари, справочники. |
Научно-технический | Применение достижений науки в практике. | патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия. |
Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров
Как именно возник научный стиль
Происхождение научного стиля определено развитием областей науки, разных сфер знаний человека. Изначально стиль речи, научный и художественный, были очень близки и схожи. Позже произошло отделение научного от художественного стиля, поскольку в греческом языке начала появляться разного рода научная терминология.
Однако в тот период возникали конфликты по поводу изложения научного материала различными учеными. Известно, что Кеплер считал работы Галилея чрезмерно художественными, а Декарт считал стиль изложения научных работ Галилея «беллетризованным». Первым образцом научного языка в дальнейшем принято считать изложение Ньютона.
Развитие научного стиля повлияло и на русский язык. Научный стиль речи в России начал свое развитие в начале XVIII века. В этот период переводчики и авторы научных изданий начали создавать свою терминологию. Продолжение развития данного стиля произошло во второй половине XVIII века благодаря работам Ломоносова и его учеников. Окончательное формирование научного стиля России произошло во второй половине XIX века благодаря научным работам великих ученых того времени.
В данной работе были рассмотрены все стили речи. Примеры наглядно проиллюстрировали различия между ними, а детальное описание научного стиля поможет вам с легкостью использовать его в своей речи.
Научный стиль
Научный стиль речи, в первую очередь, обслуживает нужды науки. Его основная цель – передача точной научной информации, подтвержденных фактов. Поэтому различные утверждения в научном тексте обычно сопровождаются ссылками на источники, на результаты исследований, подтверждаются цитатами. Часто материал преподносится в виде цифр, схем, графиков. Научному стилю свойственно использование терминов, сложного синтаксиса; личность автора скрыта; изложение фактов сухое и безэмоциональное.
Неязыковые элементы (графики, формулы и т.п.) в текстах по ряду наук могут занимать очень важное место, почти дублируя собственно слова; известны случаи, когда из-за отсутствия переводчика на научных конференциях ученые знакомились с докладами специалистов из других стран только по неязыковым элементам и получали внятное представление о сути доклада. К жанрам научного стиля можно отнести научную статью, монографию, энциклопедическую статью, отчет об исследовании или эксперименте, параграф в учебнике и т.д
К жанрам научного стиля можно отнести научную статью, монографию, энциклопедическую статью, отчет об исследовании или эксперименте, параграф в учебнике и т.д.
Адресатом текста в научном стиле чаще всего является ученый или студент, но нередки и тексты, адресованные школьникам, учащимся каких-либо курсов или просто людям с различным уровнем образования, интересующимся той или иной наукой. В зависимости от адресата выделяют несколько подстилей научного стиля.
Жанры, использующие научный стиль
Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.
Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным
, то есть созданным автором впервые.
К вторичным
текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста. Не следует путать разделение текстов на первичные и вторичные с принятым в источниковедении разделением источников на первичные, вторичные и третичные. Так, автореферат является вторичным (по отношению к диссертации) текстом, однако в отношении оригинальных результатов, полученных его автором, он является первичным источником.
К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Языковые признаки: морфология
Морфологические особенности научного стиля:
1. На грамматическом уровне при помощи определенных форм слова и построения словосочетаний и предложений создается отвлеченность научного текста: отмечается, что…, представляется, что… и т.д.
2. Глаголы в контексте научного текста приобретают значение вневременное, обобщенное. Причем употребляются преимущественно формы настоящего и прошедшего времени. Их чередование не придает ни «живописность», ни динамику повествованию, напротив – они указывают на закономерность описываемого явления: автор отмечает, указывает…; достижению цели способствует решение задач и т.д.
3. Преобладающие глаголы несовершенного вида (примерно 80%) также придают научному тексту обобщенное значение. В устойчивых оборотах используются глаголы совершенного вида: рассмотрим…; покажем на примерах и т.д. Также употребительны неопределенно-личные и безличные формы с оттенком долженствования либо необходимости: характеристики относят к …; нужно уметь…; не следует забывать о…
4. В пассивном значении используются возвратные глаголы: требуется доказать…; детально объясняется…; рассматривается проблематика и др. Такие глагольные формы позволяют сделать акцент на описание процесса, структуры, механизма. То же значение у кратких страдательных причастий: определение дано…; норма может быть осмыслена и т.д.
5. В научной речи также употребляются краткие прилагательные, например: отношение характерно.
6. Типичным признаком научной речи является местоимение мы, употребляемое вместо я. Этот прием формирует такие черты, как авторская скромность, объективность, обобщенность: В ходе исследования мы пришли к выводу… (вместо: я пришел к выводу…).
Лексика и фразеология
Языковые средства, относящиеся к лексическому и фразеологическому уровню:
- В процентном соотношении речи явно преобладает нейтральная конкретная общеупотребительная лексика, также называемая межстилевой. Она является базой языка. Нейтральная лексика констатирует факт, и потому не имеет эмоциональной и/или экспрессивной окраски. Это и делает ее универсальным вариантом для использования в любом стиле: как разговорной речи, так и в деловой, научной, публицистической. Примеры текстов разговорного стиля речи, в которых есть нейтральная лексика (по существу, авторский язык художественных текстов, кроме, пожалуй, сказки и схожих с ней жанров по большей части только и содержит межстилевые слова) — это «Хамелеон» Антона Павловича Чехова и «Тедди» Юрия Павловича Казакова.
- Нейтральная разговорная лексика. К ней относятся слова наподобие «докторша», «уразуметь» и прочие.
- Терминология: общественно-политическая и общенаучная, номенклатура.
- Эмоционально-оценочная разговорная лексика. Она может нести отрицательную или положительную оценку. Все слова из нее делятся на три группы, из которых: 1) оценка включена в само значение слова; 2) в переносный смысл; 3) в состав слова входят субъективно-оценочные суффиксы. К этой лексике также применим эпитет «экспрессивная».
- Стандартизированные образные средства. К ним относятся метафоры, фразеологизмы, гиперболы и литота. «Мы пьем из чаши бытия с закрытыми глазами» (М. Ю.Лермонтов). Это художественная метафора, разговорные же носят оттенок все того же просторечия. Пример разговорного стиля речи, текст-диалог: «- А он что? — А он, как обычно, говорит, прорвемся! — За кого другого я бы поволновался, а этот и вправду прорвется. — А то! Хитер как лис! Любого облапошит!»
- Профессионализмы и жаргонизмы. Стоит учесть, что каждый пример отрывка разговорной речи на самом деле нередко содержит большинство из приведенных здесь средств: он не может иллюстрировать только одно свойство. Так, приведенный выше диалог кроме метафоры «хитер как лис» также имеет жаргонизм «облапошит».