Пальчиковые игры с детьми до года
Содержание:
- Возрастные рамки
- Стихи для изучения частей тела и лица
- Для чего дочурке ножки?
- Чтобы бегать по дорожке!
- Для чего дочурке ушки?
- Чтобы слушать погремушки!
- Для чего дочурке ротик?
- Чтоб у мамы молоко пить!
- Для чего дочурке глазки?
- Чтоб смотреть на мира краски!
- Для чего дочурке спинка?
- Чтоб валяться на простынке!
- Для чего дочурке попа?
- Чтоб ее ладошкой хлопать!
- Для чего родилась дочка?
- Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
- Ротик мой умеет кушать,
- Нос дышать,
- А ушки слушать
- Глазоньки – моргать, моргать
- Ручки – все хватать, хватать.
- Жил был зайчик
- Длинные ушки,
- Отморозил зайчик
- Носик на опушке.
- Отморозил носик,
- Отморозил хвостик!
- И поехал греться
- К ребятишкам в гости!
- Большие ноги
- Шли по дороге:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
- С бугра на бугор
- За ягодой в бор.
- Во зеленом бору
- Тебе наберу
- Черной черники,
- Алой земляники.
- Вот лежат в кроватке
- Розовые пятки
- Чьи это пятки
- Мягки да сладки?
- Прибегут гусятки,
- Ущипнут за пятки.
- Прячь скорей, не зевай,
- Одеяльцем накрывай!
- Это глазки, чтобы видеть.
- Это носик, чтоб дышать.
- Это ушки, чтобы слышать.
- Это ножки, чтоб бежать.
- Это ручки, чтобы маму
- Очень крепко обнимать.
- Котик лапкой умывается
- Видно, в гости собирается
- Вымыл носик.
- Вымыл ротик.
- Вымыл ухо.
- Вытер сухо.
- Значение пальчиковых игр
- Выбор водящего в игре
- Пальчиковые игры
- Ход занятия:
- Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой
- Улитка
- Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
- Цель и задачи пальчиковых игр
- Двое толстых поросят
- Перчатка
- Упражнение «Фигуры из пальцев»
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
- Два рыжих
- КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
- Примеры пальчиковых игр
- Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?
- Советы по проведению пальчиковых игр
- Пальчиковые игры для детей – видео
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Стихи для изучения частей тела и лица
Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.
Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
***
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
***
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
***
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Значение пальчиковых игр
Значение и роль игр в жизни малыша сложно переоценить. Регулярные занятия способствуют развитию творческого потенциала, навыков коммуникации, эмоциональной стабильности, внимательности и усидчивости. Также, таких малышей проще и легче успокоить.
Развивающая гимнастика для пальчиков (пальчиковая гимнастика) поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.
Это свойство стало известно во втором веке до нашей эры в Китае. Данная информация имеет научное подтверждение от института физиологического развития детей и подростков.
Выбор водящего в игре
Вот несколько считалок, с помощью которых можно легко и интересно выбрать ведущего в любой игре со сказочными героями.
* * *
Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет!
* * *
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Не задумывайся!
После этих слов игрок, на котором остановилась считалка, называет любое число. Теперь ведущим становится тот игрок, на которого выпадет названное число.
* * *
Катилось яблоко по блюду.
Ты води, а я не буду.
* * *
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
* * *
Ходит свинка
По бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет, и берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет, вон пойдет.
* * *
Лиса по лесу шла,
Лиса кору драла.
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
* * *
Катилась торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
* * *
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон!
* * *
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, три рубля.
* * *
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Спрятаться захотел.
Кто его найдет, тот и водит.
* * *
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
* * *
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела — нам велела,
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим.
* * *
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь, и не в пшеницу,
А до самой до столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
* * *
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
* * *
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат:
«Гу-гу! Убегу!»
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
* * *
Петушок, петушок,
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать!
* * *
Жили-были я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
* * *
У линейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
* * *
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйди вон!
* * *
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз-два-три-четыре-пять!
* * *
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Звери на пожар спешили,
Вместе все пожар тушили!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты пойдешь тушить опять!
* * *
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мыши вон!
* * *
Как на нашем сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
* * *
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты!
* * *
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
* * *
Рано утром мы встаем,
Громко сторожа зовем.
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.
* * *
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!
РАЗДЕЛЕНИЕ ИГРОКОВ НА ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ КОМАНД
С помощью считалки выбираются 2 капитана команды. Все остальные игроки загадывают себе название животного или птицы. Потом игроки подходят к капитанам и говорят вслух загаданные слова, не сообщая, кто какое слово загадал. Например: «Сергей, ты кого выбираешь — ласточку или грача?» — «Ласточку». Значит, «грач» встает за вторым капитаном. Таким образом происходит разделение всех игроков на команды.
Пальчиковые игры
Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.
Пример 1
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).
Пример 2
Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!
Пример 3
Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!
Пример 4
Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).
Пример 5
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
Пример 6
Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).
Пример 7
Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).
Пример 8
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).
Пример 9
Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!
Пример 10
Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!
Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай (2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
«Ёжик»
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, (перед собой)
У ежа иголка иголки очень — очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень — очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Ноябрь
«Сидит белка на тележке»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке — сестричке, (Большой палец)
Воробью, (Указательный палец)
Синичке, (Средний палец)
Мишке толстопятому. (Безымянный)
Заиньке усатому. (Мизинец)
«Капуста»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой
Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.
Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.
Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:
- 3 года – большой пальчик;
- 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
- 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.
Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.
Улитка
Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Ползет вперед по столу.
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.
«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.
Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).
Рожки в голову втянула,
«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».
В домик спряталась, заснула.
Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.
Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.
«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.
Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.
С помощью такого массажёра происходит:
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Коррекция произношения.
- Развитие звукового и слогового анализа слов.
- Активизация словаря.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
- Развитие цветовосприятия.
- Развитие пространственно-временных представлений.
Вы представляете, сколько пользы от такого маленького «волшебного шарика» по очень приемлемой цене!
Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:
Что зимой мы любим делать?В снежки играть,На лыжах бегать!На коньках по льду кататьсяИ с горы на санках мчаться!
Цель и задачи пальчиковых игр
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Двое толстых поросят
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»
Перчатка
Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.
Веселая мышка перчатку нашла,
Ладони смыкаются «ковшом»
Гнездо в ней устроив,
Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают — разгибают пальцы («зовущий» жест).
мышат позвала.
Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.
Им корочку хлеба дала покусать,
Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.
Погладила/отшлепала всех
Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).
и отправила спать.
На слово «отшлепала» — стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.
Упражнение «Фигуры из пальцев»
Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!
Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.
Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.
Начните с простых фигур.
- Зайчик — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
- Гусь — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..
Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Часто играете со своим ребёнком в пальчиковые игры?
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).
Два рыжих
Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)
Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.
Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.
Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Четыре таракана
попили киселя (2 р.)
Выполняют движение «фонарики».
Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.
Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.
Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.
Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».
Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)
Сжимают — разжимают кулачки.
Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.
Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.
Поспать они решили,
Перебирают пальцами по столу
но мимо мышь прошла (2 раза)
Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.
И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.
КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
картинка сайт http://basik.ru
Мы делили апельсин, много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа.
Эта долька для утят, эта долька для котят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура!
Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!
Раз у нашего Степана караулил кот сметану.
А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.
Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.
На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.
Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.
Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом, начинают строить дом.
Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!
За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!
Шла коза по мостику и виляла хвостиком.
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит-это он, выходи из круга вон!
Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.
Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.
Делим, делим на четыре — получается четыре.
Первинчики, другинчики, летали голубинчики.
По утренней росе, по зеленой полосе.
Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!
Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.
И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак!»
Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там! Где проскачет он — выходи из круга вон!
Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.
И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак!»
Сидит белка на тележке, продает она орешки,
Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,
Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»
Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо — звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз,два, три,
Огонь пали!
Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,
Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!
Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.
Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!
Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.
Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!
Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.
Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!
Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!
Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.
Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.
Белки зайцев угощали, им морковку подавали.
Все орешки сами съели, а тебе водить велели.
Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,
Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.
И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!
Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!
Петушок, петушок, покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…
Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!
У Литейного моста я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко, съела его кошка.
Помогали два кота-вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу? Выходи из круга!
Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!
Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!
Девять-десять-загораем! Целый месяц!
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!
Кто поднимет, тот и выйдет!
Примеры пальчиковых игр
Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.
Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.
Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:
- Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
- Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
- Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
- Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
- Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
- Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
- Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
- Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
- Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.
Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста
- Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
- Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.
Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.
Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.
Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?
Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.
Разминка включает в себя:
- поглаживание ладошек;
- поглаживание всех пальчиков;
- загибание всех пальчиков;
- лёгкие похлопывания ладошками;
- соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).
Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно
После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.
Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.
Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.
Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.
Подключать простые стишки с 4 месяцев.
Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.
Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.
Советы для начинающих:
Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.
Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.
Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.
Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1
Можно придумывать свои.
Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится
Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?
Советы по проведению пальчиковых игр
Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к лепке из пластилина, что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.
Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:
- воодушевленно;
- с интересом;
- с улыбкой на лице.
Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.
Вот еще несколько советов:
- Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
- Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
- Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
- Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
- Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей – видео
На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.
Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!
Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках: Домана, Монтессори или Никитиных.