Диагноз «аутизм»: что делать и чего не делать
Содержание:
- К каким докторам следует обращаться если у Вас Аутизм у детей:
- Ранний детский аутизм
- Помощь взрослым людям с РАС
- Прогнозы, рекомендации, терапия
- Лечение
- Online-консультации врачей
- Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
- Первые упоминания и происхождение термина
- Лечение Аутизма у детей:
- Симптомы Детского аутизма:
- Что такое расстройство аутистического спектра (РАС)
- Коррекционная работа
- Признаки аутизма у детей 3-4 лет
- Когда следует обратиться к врачу
- Online-консультации врачей
К каким докторам следует обращаться если у Вас Аутизм у детей:
Невролог
Психиатр
Психоневролог
Психолог
Специалист по заболеваниям аутистического спектра
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Аутизма у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Ранний детский аутизм
У детей с диагнозом РДА ярко выражена социальная дезадаптация. Они живут в своем собственном мире и болезненно реагируют на чьи-либо попытки вторгнуться в него. Причем речь идет не только о сверстниках или незнакомых людях, но и о родителях. Есть предположение, что таким образом ребенок приспосабливается к окружающей действительности, которая кажется ему враждебной, чтобы выжить. Аутизм можно рассматривать как патологическую форму психической защиты.
Есть данные, что аутизм чаще встречается у детей с органическими поражениями ЦНС. Это подтверждает классификацию синдрома как формы задержки развития. Изучавшие проблему ученые неоднократно приходили к выводу, что болезнь может быть следствием недоразвития и нестабильности центральной нервной системы, когда организм включает механизм защиты.
Помощь взрослым людям с РАС
«Слишком часто у нас пытаются лечить РАС таблетками. Это невозможно. Лекарства могут назначать людям с аутизмом для решения других проблем, которые встречаются у них так же, как и у всех остальных. Например, депрессия или тревожность. Но для РАС не существует медикаментозной терапии», — поясняет Юлия Азарова.
Однако существуют методы, которые помогают детям и взрослым справляться с симптомами аутизма и сопутствующими трудностями. Согласно клиническим рекомендациям по РАС, одобренным Минздравом 17 июля 2020 года, в комплексных программах помощи людям с аутизмом используют прикладной анализ поведения, поощрения и сбор информации. Именно они влияют на симптомы аутизма. Для помощи людям с РАС не рекомендуются методы, которые показывают себя как неэффективные для коррекции симптомов аутизма, а также потенциально опасные (например, холдинг-терапия) .
«Медитации и осознанность, предлагаемые некоторыми врачами, это не терапия аутизма. Такие методы не отличаются высоким уровнем доказанности. С тем же успехом можно говорить про пет-терапию: да, некоторым детям нравится проводить время с животными и они потом хорошо себя чувствуют. Но будет ли это терапией симптомов РАС? Нет. Так же и тут: медитация и осознанность — это хорошо, но это не помогает бороться с симптомами аутизма», — считает Юлия Азарова.
Некоторые люди, которым в детстве ставили диагноз РАС, перерастают его, достигая «оптимального исхода». Этот термин ввела Дебора Файн, профессор психологии Коннектикутского университета в Сторрсе. В 2013 году она проводила исследования с участием 34 человек с диагностированным аутизмом. В 2016 году ученые рассмотрели случаи оптимальных исходов РАС и сделали вывод, что говорить о потере диагноза можно только при условии ранней его постановки. Не меньшую роль играет своевременное интенсивное поведенческое вмешательство. Большая часть людей с аутизмом сохраняет симптомы, характерные для диагноза, и нуждается в терапии и поддержке на протяжении всей жизни .
Прогнозы, рекомендации, терапия
Детский аутизм — психогенное заболевание. Но бывает, что признаки аутизма проявляются у тех маленьких звуковиков, которые имеют другую патологию (генетические нарушения, органические поражения мозга и т. д.). В таких случаях основной диагноз снять психологическими мерами нельзя, но можно существенно улучшить состояние мамы и ребенка.
Если ребенок физически здоров, его аутизм возникает только по психологическим причинам. В зависимости от тяжести отклонений, возраста ребенка и состояния мамы такой диагноз можно снять на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Как это происходит?
- Мама получает информацию о полном наборе врожденных векторов ребенка. Она может выстроить идеальную модель воспитания с учетом всех природных свойств малыша. Задержки развития компенсируются дальнейшим нормальным развитием. Пока ребенок маленький, это возможно.
- Мама получает качественную психотерапевтическую помощь. У нее уходят любые явные и скрытые психологические проблемы. Она становится стабильным источником защищенности и безопасности для ребенка. Его развитие выравнивается.
Эффективность тренинга подтверждена результатами, свидетельствующими о снятии с ребенка диагноза «аутизм» и даже «детская шизофрения».
Ознакомиться с методом и получить первую помощь можно на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана. Для участия регистрируйтесь здесь.
Корректор: Наталья Коновалова
Лечение
Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.
Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:
- транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
- противосудорожные;
- стимуляторы.
При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.
Online-консультации врачей
Консультация психоневролога |
Консультация андролога-уролога |
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы) |
Консультация нарколога |
Консультация маммолога |
Консультация специалиста по лазерной косметологии |
Консультация радиолога (диагностика МРТ, КТ) |
Консультация кардиолога |
Консультация неонатолога |
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика) |
Консультация общих вопросов |
Консультация доктора-УЗИ |
Консультация онколога-маммолога |
Консультация пластического хирурга |
Консультация детского психолога |
Новости медицины
6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021
Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021
Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020
В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020
Новости здравоохранения
Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021
В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021
Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020
Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020
Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
не откликается на имя при сохранном слухе;
обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
не обращается за помощью;
не пытается чем-то поделиться;
использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений, лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.
Первые упоминания и происхождение термина
В некоторых художественных произведениях можно встретить описания детей, отрешенных от мира. К примеру, в «Застольных беседах» Мартина Лютера есть изречения об одержимом бесами мальчике, который, по всей видимости, страдал расстройством аутического спектра.
Термин «аутизм» принадлежит углубленно изучавшему шизофрению Эйгену Блейлеру. Он описал им состояние больного, который уходит в мир грез и отказывается воспринимать действительность. Произошло это в начале XX века. Гораздо позже, в 1938 году, австрийский психиатр Ганс Аспергер использовал его для описания клинической картины синдрома, который был назван его именем.
Впервые ранний детский аутизм описал американский психиатр Лео Каннер. Однако до середины 60-х годов XX века не существовало четкого понимания синдрома аутизма. Его связывали с шизофренией, реакцией ребенка на психические расстройства матери, выражающиеся в холодности, и другими факторами. Однако сейчас доподлинно известно, что аутизм имеет непроцессуальное происхождение. С середины прошлого века участились случаи диагностики расстройств развития и началось углубленное изучение проблемы. Психиатры выделили аутизм в отдельный синдром.
Лечение Аутизма у детей:
Обучение ребенка аутиста должно проходить по другим схемам, чем таковое для обычных детей. Родителями должна быть оказана соответствующая поддержка. Это и есть основные оси лечения аутизма у ребенка.
Детей с рассматриваемым симптомом отдают в специализированные детсады. Дома проводят поведенческие программы с целью уменьшения вспышек гнева, страха, агрессивных выпадов, количества ритуалов. Семье может понадобиться временная помощь по уходу за больным.
Если у аутиста есть сопутствующая эпилепсия, применяют используются стандартные антиэпилептические лекарственные средства. Основные симптомы аутизма нельзя вылечить психотропными средствами. Но они могут смягчить сопутствующие симптомы, если применять их в составе комплекса психологического и образовательного воздействия.
Лечение тяжелой тревоги, самоповреждения, депрессии, повторяющегося поведения проводят иногда с помощью селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.
Стимуляторы могут снизить сопутствующую гиперактивность, но у ребенка может нарастать повторяющееся поведение. Показано, что нейролептики, такие как галоперидол и рисперидон, уменьшают повторяющееся поведение, агрессивность и возбуждение, однако эти их потенциальные преимущества следует соотнести с возможными осложнениями лечения нейролептиками.
Прогноз. Среди детей с полным синдромом аутизма примерно 70% приобретают полезную речь. Если к пяти годам изменений не произошло, то в дальнейшем их не стоит ожидать. Аутистическая отчужденность улучшается более чем в ½ случаев, сменяясь на активный, но странный социальный интерес.
В подростковом возрасте проходят изменения:
- Пик начала припадков приходится на возраст 11-14 лет.
- Гиперактивность может смениться на явно сниженную активность и инертность.
- Примерно 10% детей с аутизмом в подростковом возрасте утрачивают языковые навыки, иногда наблюдается интеллектуальное снижение. Но этот спад не прогрессирует, хотя утраченные навыки обычно не восстанавливаются.
- Возбуждение становится всё более распространенным, иногда оно приводит к значительным агрессивным выпадам.
- Неуместное сексуальное поведение может причинять неприятности.
К взрослой жизни примерно 10% индивидуумов, имевших полный синдром аутизма, работают и способны заботиться о себе сами. Еще меньше имеют хороших друзей, вступают в брак или становятся родителями. Хорошие показатели долгосрочной социальной независимости – наличие речи к пяти годам и IQ ребенка. Дети с невербальным IQ ниже 60 после взросления почти гарантированно будут иметь тяжелые социальные нарушения и не смогут жить самостоятельно. У детей, у которых более высокий IQ, больше шансов стать независимыми. Но Однако у детей с классическим аутизмом, даже если IQ достаточный, и речь развита к 5-ти годам, шанс хорошего социального исхода во взрослой жизни только 50%.
Для более легких аутистических расстройств прогноз обычно лучше. Аутичные индививиды не подвержены повышенному риску развития шизофрении во взрослой жизни.
Симптомы Детского аутизма:
В своем первоначальном описании Kanner выделил основные признаки, которые используются до настоящего времени.
- — Начало расстройства в возрасте до 2,5-3 лет, иногда после периода нормального развития в раннем детстве. Обычно это красивые дети с как будто прорисованным карандашом задумчивым, сонным, отрешенным лицом — «лицо принца».
- — Аутистическое одиночество — неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Такие дети не отвечают улыбкой на ласки и проявления любви родителей. Им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. На родителей они реагируют не больше, чем на других людей. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Практически не выявляют тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке. Типичным является отсутствие глазного контакта.
- — Расстройство навыков речи. Речь часто развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она нормально развивается до 2-летнего возраста, а затем частично исчезает. Аутичные дети мало используют категории «значения» в памяти и мышлении. Некоторые дети производят шум (щелчки, звуки, хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной манере при отсутствии желания в общении. Речь обычно построена по типу немедленных или задержанных эхолалий или в виде стереотипных фраз вне контекста, с неправильным использованием местоимений. Даже к 5-6 годам большинство детей называет себя во втором или третьем лице или по имени, не используя «Я».
- — «Навязчивое желание однообразия». Стереотипное и ритуальное поведение, настаивание на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам. Они предпочитают есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, играть в повторяющиеся игры. Деятельность и игра аутичных детей характеризуются ригидностью, повторяемостью и монотонностью.
- — Типичны также причудливое поведение и манерность (например, ребенок постоянно кружится или раскачивается, теребит свои пальцы или хлопает в ладоши).
- — Отклонения в игре. Игры чаще стереотипны, не функциональны и не социальны. Преобладает нетипичное манипулирование игрушками, отсутствуют воображение и символические черты. Отмечено пристрастие к играм с неструктурированным материалом — песком, водой.
- — Атипичные сенсорные реакции. Аутичные дети отвечают на сенсорные стимулы либо чрезвычайно сильно, либо слишком слабо (на звуки, боль). Они избирательно игнорируют на обращенную к ним речь, проявляя интерес к неречевым, чаще механическим звукам. Болевой порог чаще понижен, или отмечается атипичная реакция на боль.
При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки. Внезапные вспышки гнева, или раздражения, или страха, не вызванные какими-либо очевидными причинами. Иногда такие дети либо гиперактивны, либо растеряны. Поведение с самоповреждением в виде ударов головой, кусания, царапания, вырывания волос. Иногда отмечаются нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. В 25% случаев могут быть судорожные припадки в предпубертатном или пубертатном возрасте.
Первоначально Kanner полагал, что умственные способности у детей с аутизмом нормальны. Однако около 40% детей с аутизмом имеют IQ ниже 55 (тяжелая умственная отсталость); 30% — от 50 до 70 (легкая отсталость) и около 30% имеют показатели выше 70. У некоторых детей обнаруживаются способности в какой-либо определенной сфере деятельности — «осколки функций», несмотря на снижение других интеллектуальных функций.
Что такое расстройство аутистического спектра (РАС)
РАС — это не болезнь, а расстройство развития. Главное отличие в том, что у болезни есть начало, период протекания и окончание. РАС не заразен, аутизмом нельзя «заболеть» — он есть у человека с рождения.
Диагностика расстройств аутистического спектра в России и других странах мира проводится по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В США действует своя классификация — Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Она немного отличается от МКБ-10, но с введением МКБ-11 разночтения будут устранены. Переход на новый классификатор планируется в январе 2022 года. В нем уже не будет синдромов Аспергера и Каннера как отдельных диагнозов, они объединятся в определение «расстройство аутистического спектра». В последнем издании американского руководства DSM-5 категория синдрома Аспергера тоже отсутствует .
Некоторые врачи считают, что нет необходимости различать синдром Аспергера и аутизм. Тони Этвуд, специалист по РАС: «Исследования показывают отсутствие очевидной разницы между двумя диагнозами. Различий меньше, чем схожих черт. Сегодня оба термина вполне могут быть взаимозаменяемы» . По словам Патриции Хоулин, клинического психолога, заслуженного профессора Института психиатрии при Королевском колледже Лондона, члена Британского психологического общества и научно-экспертного совета фонда «Выход», название «синдром Аспергера» долгое время использовалось очень вольно. Отсутствовала системность в упоминании этого диагноза. Кроме того, в США дети с синдромом Аспергера не получали достаточной помощи по сравнению с теми, кому ставили диагноз «аутизм». Считалось, что они нуждаются в ней меньше.
Несмотря на то что по новым классификациям болезней синдром Аспергера не выделяется как самостоятельный диагноз, некоторые специалисты продолжают использовать его в общении. Основное отличие от «обычного» аутизма в том, что сохраняются речевые и когнитивные способности. Название диагнозу дала английский психиатр Лорна Уинг в честь австрийского врача Ганса Аспергера, который занимался с детьми, отличающимися отсутствием способности к невербальной коммуникации. Сейчас ведутся дискуссии о том, что сам термин неэтичен ввиду сотрудничества Аспергера с фашистским режимом.
По данным Центра по контролю заболеваниями США за 2020 год, РАС встречается у каждого 54-го ребенка . Статистика ВОЗ утверждает, что у каждого 160-го ребенка . Психиатр и эпидемиолог Эрик Фомбон утверждает: «Это данные из моей старой статьи 2012 года, над которой мы работали вместе с Майадой Эльсабаг. Сейчас они устарели. В 2021 году аутизм встречается у каждого 100-го» .
РАС — целый ряд психических нарушений, которые влекут за собой трудности с социальным взаимодействием. Чаще всего говорят о расстройстве у детей, потому что возможные нарушения проявляются в раннем возрасте. Но случается и так, что симптомы незначительны, и в результате неверной диагностики люди могут годами бороться с другими заболеваниями, не предполагая, что у них РАС.
Коррекционная работа
Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей.
В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:
Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе
Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
Детям-аутистам трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям
Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
Признаки аутизма у детей 3-4 лет
- К возрасту 3 лет или немного старше даже у маленького интроверта-звуковика должна появиться речь. Она может быть не слишком развернутой — лаконичной, но с ее помощью ребенок выражает свои желания, по существу отвечает на ваши вопросы, взаимодействует в ходе игры и в быту. Если речь после 3 лет не появилась совсем — это повод для беспокойства.
- Многие дети любят повторять одну и ту же фразу по нескольку раз. Но если ребенок просто навязчиво и многократно повторяет одно и то же, причем это бывает вовсе не к месту, не по смыслу, — стоит насторожиться.
- Звуковой ребенок в 3-4 года все еще может давать «отсроченный ответ», то есть не сразу реагировать на вашу просьбу. Но однозначно он должен знать названия предметов быта, игрушек, находить в книге нужные изображения. И выполнять просьбы, отвечать на вопросы, даже если с небольшой задержкой.
- К 3-4 годам должна сложиться устойчивая эмоциональная связь с мамой и должны появиться хотя бы первые ростки эмоциональных связей с другими людьми. Если ребенок целиком безразличен к приходу-уходу мамы и других близких, постоянно уклоняется от контакта с любыми людьми — это может быть признаком нарушений.
- Насторожить должны и поведенческие аномалии, если они есть (гиперактивность, навязчивые движения, ритуальность, упрямство и агрессия, аутоагрессия, истерики). Такие показатели в любом случае говорят о том, что в развитии ребенка есть проблемы. Но говорить о том, что это сопутствующие симптомы аутизма, можно, только если вы их наблюдаете вкупе с другими нарушениями (по пунктам 1–4).
Когда следует обратиться к врачу
У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:
- отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
- отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
- появились пассивность или раздражительность;
- полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
- появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
- утрачивается чувство реального времени.
Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.
АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.
Online-консультации врачей
Консультация специалиста банка пуповинной крови |
Консультация педиатра |
Консультация офтальмолога (окулиста) |
Консультация уролога |
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы) |
Консультация инфекциониста |
Консультация кардиолога |
Консультация хирурга |
Консультация дерматолога |
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика) |
Консультация проктолога |
Консультация сурдолога (аудиолога) |
Консультация гастроэнтеролога |
Консультация психолога |
Консультация неонатолога |
Новости медицины
6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021
Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021
Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020
В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020
Новости здравоохранения
Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021
В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021
Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020
Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020