Диссоциативное расстройство личности: примеры реальные и вымышленные истории
Содержание:
- Стремление к идеалу
- Симптомы синдрома деперсонализации-дереализации
- Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
- Что это за болезнь?
- Online-консультации врачей
- Код по МКБ-10
- Дисграфия детей: коррекция и диагностика
- Психическое раздвоение личности
- Контакт с окружающим миром
- Что такое Диссоциативное расстройство —
- Симптомы по возрастам
- Лечение инфантилизма
- Симптомы
Стремление к идеалу
Опасность представляют попытки самостоятельно принять меры по устранению мнимого дефекта. Люди, страдающие «от избыточной массы тела», садятся на диеты. Вместо рационального диетического режима выбирают изматывающие, быстродействующие методы. Результатом становится анорексия или булимия.
Увлечение спортом приводит к спортивной аддикции. Стремящиеся получить идеальное тело люди злоупотребляют физическими нагрузками, доводят себя до состояния, когда спорт превращается в наркотик. Пропуская тренировку, нервничают, переживают, что обрастут жиром. Проблема в том, что самые интенсивные тренировки не вызывают у них чувство удовлетворения, ведь постоянно находится часть тела, которую нужно отточить.
Дисморфофобия, помимо желания убрать лишний вес, может сопровождаться убежденностью в излишней худобе. Тогда спортивная зависимость выражается стремлением нарастить мышечную массу. Больные увлекаются бесконтрольным употреблением спортивного питания, вставляют в мышцы имплантаты.
Особое внимание уделяется пластической хирургии. Дисморфофобы увлеченно разыскивают информацию о клиниках пластической хирургии, о ее методах, начинают копить средства на операцию
Но часто им отказывают в проведении операции в связи с отсутствием показаний. Если хирургическое вмешательство было произведено, то больные часто остаются недовольны его исходом. По их мнению, дефект устранен не полностью и все равно остается заметным. Если же изъян удается скорректировать, то находится новый.
Если больных занимает не пластика, тогда косметические процедуры: уколы красоты, подтяжка лица, коррекция бровей, ресниц в преувеличенном количестве.
Крайней точкой становится попытка самолечения. Нередко дисморфофобию так и называют «синдром Ван Гога» (об этом было сказано выше). Однако здесь речь уже идет о дисморфомании, когда идеи о дефекте приобретают сверхценный характер, достигая уровня бреда.
Так вот, Ван Гог отрезал себе ухо с помощью опасной бритвы. Завернув его в газетку, пошел в бордель предъявить улику знакомой проститутке и снять напряжение. Такую историю поведал полицию его друг, художник Гоген. То, что произошло с Ван Гогом, называют дисморфоманическим бредом. Он становится проявлением другого психического расстройства, доминирующего над личностью. В случае с Ван Гогом это могла быть шизофрения или эпилептический психоз – достоверно неизвестно.
Убежденность о своем уродстве настолько ужасает, что требует немедленного избавления от дефекта. И в данном случае все методы хороши: ампутации, прижигания, иссечения «испорченных» органов. Желание действует как импульс. Больной в один момент членовредительствует, не задумываясь, как будто неведомая сила подталкивает его. Никами уговорами его остановить невозможно.
Повелевающие (императивные) галлюцинации при дисморфомании также способны заставить больного совершить над собой подобную экзекуцию.
Симптомы синдрома деперсонализации-дереализации
Клиническая картина деперсонализации в ряде случаев достаточно яркая – жалобы звучат характерно и типично для данного расстройство, а в некоторых случаях пациенту сложно определить и выразить, «что с ним не так», и суть всех его жалоб будет сводиться к мучительному повторению фразы «со мной что-то происходит, мне нехорошо, что-то плохое случилось со мной, я не понимаю»
В беседе с такими пациентами важно правильно сформулировать вопросы и суметь выявить тот элемент психической деятельности, восприятие которого у пациента нарушено
Врачи рассматривают несколько симптомов синдрома:
- Чувство измененности психических процессов – ощущение, что информация, поступающая в мозг, как бы «наталкивается на своеобразную внутреннюю преграду и не может быть усвоена в полном объеме», иными словами, возникает ощущение нарушения восприятия информации. Пытаясь выразить это, больные говорят, что они «словно накрыты колпаком», «помещены в стеклянную колбу», «отделены от окружающего невидимой стеной». Это может быть чувство нарушения какой-либо одной или нескольких психической функции (эмоций, мышления или активности) – или даже всей психической деятельности, что сопровождается ощущением «неполноты сознания» и субъективным нарушением восприятия своих воспоминаний, представлений, которые теряют яркость, кажутся бледными, неотчетливыми, «ненастоящими». При резко выраженной деперсонализации отмечается чувство сильной измененности или утраты нескольких психических функций или всей психической деятельности, вплоть до полной утраты чувства собственного существования.
- Чувство измененности восприятия телесных ощущений – получаемых с помощью различных органов чувств (зрения, слуха, различных видов кожной и другой чувствительности), которые выражаются, например, чувством физической пустоты, онемения, омертвения в различных участках тела, в более тяжелых случаях возникает ощущение полного отсутствия различных органов, частей тела, веса тела и т.п. В особо тяжелых случаях может развиться ощущение полного отсутствия тела, но при этом, в отличие от деперсонализации психических функций, всегда сохраняется ощущение психического «я».
- Чувство измененности восприятия окружающего пространства – цветовой окраски, объемности, контрастности: пациенты жалуются, что звуки внешнего мира слышатся глухо, отдаленно или, наоборот, оглушающее громко, все видится слишком ярким или, наоборот блеклым, как будто декорация к фильму, как будто нарисованное, ненастоящее, бутафорское.
Окружающие могут заметить нарушения у человека с синдромом деперсонализации-дереализации психического характера:
- он подолгу сидит на одном месте и в одной позе, словно у него нет никаких дел и ему никуда не нужно идти;
- больной не может вспомнить, что ему нравится, а что — нет (например, любит ли он яблоки);
- отсутствие желания вести активный образ жизни – пациент не стирает вещи, не наводит порядок в доме, не посещает работу/учебу.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
В детском возрасте наблюдается возникновение обессивного компульсивного расстройства при одновременном воздействии нескольких факторов. При патологии малыш постоянно повторяет одни и те же мысли. У него наблюдаются повторяющиеся поведенческие ритуалы, которое ребенок соблюдает в строго порядке, так как боится какой-то трагедии. В детском возрасте пациенты рассказывают о проведении ритуалов родителям, что приводит к увеличению шансов на выздоровление. Как бы прискорбно это не звучало, но, большинство родителей не реагируют на рассказы малыша, относя их к выдумкам, что приводит к усугублению ситуации.
При подозрении на патологию у ребенка рекомендовано проведение комплексного обследования состояния малыша, что дает возможность исключения сопутствующего заболевания. Рекомендовано одновременное обследование физического состояния малыша, что позволяет определить противопоказания к медикаментам, которые назначаются при обсессивном компульсивном расстройстве. Одновременно применяется когнитивно-поведенческая терапия. Рекомендовано проведение семейного лечения, так как родители сильно переживают за состояние малыша, что становится причиной стресса у них. Специалисты обучают родителей правильно взаимодействовать с детьми и овладеть техники, с помощью которых обеспечивается снижение тревожности.
Что это за болезнь?
Раздвоение личности – это особое состояние психики, при котором человек ощущает себя несколькими сущностями.
Научное название болезни – диссоциативное расстройство идентичности, входящее в группу психических феноменов с обособлением некоторых функций сознания из интегрированного (общего) представления о себе и о мире.
Эти отделенные личности существуют автономно друг от друга и могут никогда не пересечься в мыслях и действиях человека. То есть в подсознании все «персонажи» соседствуют, а в сознании «бывают» поочередно.
Механизм развития этого процесса изучен недостаточно, предполагается, что раздвоение личности формируется под воздействием ряда факторов:
- наследственной предрасположенности;
- психических травм;
- стиля воспитания в семье – гипоопеки;
- эмоциональных расстройств;
- страхов и тревог;
- жесткой системы наказаний в детском возрасте;
- физического и (или) психологического насилия;
- чрезмерной опасности, похищения;
- «столкновения» со смертью в авариях, при проведении хирургических операций, при травматических повреждениях, при «уходе» близких;
- виртуальных зависимостей от книг, фильмов, компьютерных игр;
- длительного пребывания без сна и отдыха;
- хронического стресса;
- отравления токсическими веществами;
- наркомании, алкоголизма;
- тяжелых инфекций и заболеваний организма;
- обостренного чувство вины, затяжных внутренних конфликтов, закомплексованности, стеснительности.
В 90-х годах американские ученые при изучении диссоциативных расстройств обнаружили их связь с фактами насилия в биографии пациентов (в 98% случаях из 100, из них 85% подтвержденные официально).
Online-консультации врачей
Консультация аллерголога |
Консультация кардиолога |
Консультация неонатолога |
Консультация специалиста банка пуповинной крови |
Консультация иммунолога |
Консультация офтальмолога (окулиста) |
Консультация генетика |
Консультация гомеопата |
Консультация сосудистого хирурга |
Консультация уролога |
Консультация дерматолога |
Консультация гастроэнтеролога |
Консультация педиатра |
Консультация детского психолога |
Консультация массажиста |
Новости медицины
6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021
Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021
Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020
В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020
Новости здравоохранения
Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021
В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021
Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020
Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020
Код по МКБ-10
Диссоциативное расстройство идентичности, в том числе и раздвоение личности, медицина относит к группе расстройств под кодом F44.
Личностные патологии в данной рубрике носят выраженный характер, очень ярко проявляются, но не имеют органической этиологии. Эти нарушения обусловлены психогенными причинами, могут охватывать различные сферы личности и социальную жизнь пациентов.
В рубрике с конверсионными патологиями объединены расстройства личности с утратой памяти в некоторые промежутки времени, «измененным» восприятием себя (созданием нескольких или множественных образов своего «Я»), временной потерей контроля над движениями тела.
В связи с чем, диссоциативные расстройства могут принимать форму:
Более близким к понятию раздвоение личности в МКБ-10 является термин – «расстройство множественной личности»( F44.81), одно из серьезных повреждений психики, проявляется временной или постоянной заменой реального «Я» на вымышленное, с целью смягчения травмирующих чувств и переживаний. При некоторых других психологических нарушениях может проявляться кратковременная склонность к диссоциациям.
К таким болезням (F60) относятся:
Дисграфия детей: коррекция и диагностика
Ответом на вопрос «как лечить дисграфию у детей» является множество эффективных упражнений, а также методы коррекции дисграфии, разработанные ведущими специалистами в области нейропсихологии. Первым этапом оказания помощи является диагностика заболевания, которая проводится, как правило, в несколько этапов. Они включают в себя изучение школьных тетрадей и остальных письменных работ ребенка, его речевых навыков и уровня их развития, состояние слуха, зрения и центральной нервной системы. По результатам полученных данных осуществляется обследование нижеследующих показателей:
- моторика;
- артикуляционный аппарат;
- установление ведущей руки;
- фонематический синтаксис и анализ;
- произношение звуков;
- слуховая дифференциация звуков;
- широта словарного запаса;
- структурирование слов по слогам;
- грамматический речевой строй.
При определенных усилиях и разработанной в индивидуальном порядке программе коррекционно-развивающего обучения дисграфия, наряду с сопутствующими нарушениями письма, речи и чтения, может быть полностью преодолена. Естественно, коррекция потребует месяцы, а в некоторых случаях и годы систематических занятий. Однако приложенные усилия будут вознаграждены: ребенок сможет осваивать школьную программу наряду со сверстниками и добиваться при этом высоких результатов.
Если вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как лечить дисграфию у детей или ищете возможность, как помочь ребенку с дисграфией, обращайтесь к специалистам «Центра нейропсихологического сопровождения». Здесь каждого ребенка ждет индивидуальный подход, высокий профессионализм, а также благоприятный климат для формирования основных функций и процессов, необходимых для дальнейшего развития!
Психическое раздвоение личности
Раздвоение личности классифицируется в качестве психического заболевания, характеризующегося наличием двух и более личностей в одном человеке. Если пациента диагностируется данный синдром, то специалисты его называют диссоциативным личностным расстройством.
Это категория психических расстройств, для которых характерно изменение или патологические реакции в процессе выполнения высших психических функций. К ним можно отнести:
- Память
- Личностная идентичность
- Мышление
- Осознание и идентификация с собственной личностью.
Зачастую вышеперечисленные функцию составляют неотъемлемую часть личности, которые интегрируются в психику. Когда возникает диссоциация, происходит обособление некоторых сознательных потоков. По мере прогрессирования, некоторые объекты начинают становится независимыми. В результате патология может привести к тому, что человек теряет собственную личностную идентичность и формированию новой типа. Поэтому при смене личности, человек зачастую испытывает провалы в памяти и не может вспомнить прошлые события.
Раздвоение личности у мужчин
Как правило, основной причиной возникновения диссоциативного расстройства у мужчин является наличие сильной стрессовой ситуации. Более подверженными являются следующие группы граждан:
- Принимающих участие в военных и боевых действиях
- Переживших один из видов сексуального насилия
- Если мальчики не смогли познать материнскую ласку или любовь в раннем возрасте
- В результате перенесенных тяжелых травм
- Развитие алкоголизма или наркотической зависимости.
Чаще всего мужчина испытывает скачки и развитие необоснованной агрессии, склонен к девиантному и асоциальному взаимодействию с окружающими людьми. Если человек находится в измененном состоянии, они способны приписывать себе качества, которыми не обладают: проявлением мужественности, бесстрашии, авантюризмом.
Когда случается личностная замена, нередко может возникать сексуальная подоплека
Если мужчина изначально страдал чрезмерной скованностью, то при смене роли он становится более раскованным и брутальным, что позволяет привлечь к себе внимание со стороны женщин
Стоит отметить, что не все пациенты вовсе имеют даже малейшие предположения о том, что у них диагностируется раздвоение личности. Как правило, на возможные изменения обращают внимания близкие родственники или друзья.
Контакт с окружающим миром
Ощущение собственной неполноценности, ущербности отражается на настроении, мировосприятии больного, взаимоотношениях с окружающими. Дисморфофоб, как правило, находится в подавленном состоянии, неразговорчив, тревожен, проявляет некоторую нервозность.
Люди с BDD стесняются надуманного изъяна
Появляясь в людном месте, думают, что внимание окружающих направлено исключительно на них. Из-за этого больные стараются ограничивать контакты
Посторонние люди не подозревают о наличии расстройства у человека, поэтому воспринимают его как заносчивого или нелюдимого, закрытого, порой странного, называют снобом или бунтарем.
Девочка, чтобы спрятать «страшную рожу», пришла в школу с пакетом на голове. Учитель, естественно, понял ее неправильно. Решил, что она хочет сорвать урок и выгнал из класса.
Дисморфофобам сложно выстраивать взаимоотношения с людьми: заводить друзей, завязывать романтические отношения. Из-за постоянной концентрации на недостатке появляется рассеянность внимания, утрата самоконтроля. Снижается успеваемость, падает работоспособность.
Постоянные спутники больных дисморфофобией – депрессия, низкая самооценка, панические атаки, тревожность. Нередко они страдают зависимостями: алкогольной, наркотической.
Постоянное нервное напряжение, негативные эмоции, тревога изматывают больного. Не выдерживая напора, больной прибегает к попыткам самоубийства. Суицид при BDD – частое, закономерное явление.
Что такое Диссоциативное расстройство —
Диссоциативные расстройства (лат. dissociare «отделяться от общности») — группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций — сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности. Обычно эти функции интегрированы в психике, но когда происходит диссоциация, некоторые из них отделяются от потока сознания и становятся в известной мере независимы. Так, может утрачиваться личностная идентичность и возникать новая, как это происходит в состояниях фуги или множественной личности, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии.
Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза). В современной психиатрии термин «диссоциативные расстройства» используется для обозначения трех феноменов:
— возникновения множественной личности,
— психогенной фуги
— и психогенной амнезии.
В разделе «диссоциативные расстройства» DSM-IV TR описаны четыре диагноза:
— Деперсонализация англ. Depersonalization disorder (DSM-IV Codes 300.6)
— Диссоциативная амнезия англ. Dissociative amnesia (DSM-IV Codes 300.12)
— Диссоциативная фуга англ. Dissociative fugue (DSM-IV Codes 300.13)
— Диссоциативное расстройство идентичности англ. Dissociative identity disorder (DSM-IV Codes 300.14)
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам
Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
нежелание читать вслух, писать и т.д
Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией
При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
У вас появились симптомы дислексии?
Точно диагностировать заболевание может только врач.
Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону
+7 (495) 775-73-60
Лечение инфантилизма
В области психологии лечение подобного синдрома проводится индивидуально, в зависимости от причин возникновения заболевания, его вида и состояния пациента. Если у человека наблюдается другое психическое заболевание, спровоцировавшее инфантилизм, лечение направлено на основной недуг.
При терапии лечащий врач может использовать медикаменты, психотерапию, а также проведение беседы с родителями. Из лекарственных препаратов назначаются антидепрессанты и транквилизаторы. Наилучшим способом в борьбе с инфантильностью без сопутствующих заболеваний является психотерапевтический сеанс. Психолог помогает выявить и преодолеть проблемы, к примеру, детские переживания. Во время сеанса психотерапевт помогает пациенту проработать эмоции, а также поведенческие реакции. В конечном итоге индивид учится реагировать на ситуации по своему возрасту.
Очень важно уметь понимать свои эмоции и контролировать их. Такой навык помогает приобрести курс Викиум «Эмоциональный интеллект«
Симптомы
Эпизод мании обычно начинается внезапно и длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Человек в состоянии мании находится в хорошем настроении, всем доволен, но окружающим его веселость может показаться неестественной и раздражающей.
Больной энергичен, у него много планов, но обычно не удается их реализовать. Пациенты могут потратить много денег на нереальные финансовые проекты. Речь быстрая и громкая. Пациент может не спать несколько ночей и не чувствовать усталости. Самодоволен, быстро заводит знакомства, вступает в случайный секс, начинает чрезмерно употреблять алкоголь.
Одежда пациента может быть не подходящей для его возраста или ситуации. Больной с маниакальным состоянием может быть раздражительным, быстро расстраиваться. Больным свойственны грандиозные идеи, подарки, доход,
Во время эпизода депрессии пациент жалуется на грусть, так как он никому не интересен, деятельность больше не доставляет удовольствия. У него больше нет сил заниматься даже рутинными повседневными делами. Больной чувствует себя неудачником, беря на себя вину за прошлые неудачи. Речь тихая, медленная, сложно сконцентрироваться. У больных плохой сон, отсутствует аппетит. Жизнь кажется бессмысленной, возникают мысли о смерти, конкретные планы и попытки самоубийства.
Депрессия длится в среднем 6 месяцев. Иногда маниакальные и депрессивные симптомы возникают во время одного и того же эпизода, или маниакальные и депрессивные симптомы часто взаимозаменяемы (более 4 эпизодов за 12 месяцев). Для этого состояния характерны возбуждение, нарушение сна, нарушения аппетита, негативные мысли.
Частота рецидивов эпизодов и продолжительность периодов нормального настроения могут варьироваться: для большинства пациентов частота рецидивов расстройств настроения снижается и стабилизируется на 1-2 эпизодах в год с каждым успешным эпизодом.
Продолжительность и тяжесть маниакальных и депрессивных эпизодов могут сильно различаться. Эти эпизоды могут включать в себя нормальный период. Во время тяжелой депрессии или мании могут возникать симптомы психоза: галлюцинации (видеть, чувствовать, слышать то, что нереально) и иллюзии (ложные убеждения).