Как эффективно и правильно научить ребенка говорить: методики, приемы, советы психолога
Содержание:
- Правильная речь школьников
- Пополняем словарный запас
- Основные приемы по обучению ребенка речи в 1 год.
- Разговаривайте с ребёнком
- Когда нужно заниматься постановкой звука Р?
- Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.
- 5 стадий развития речи
- Популярные ошибки в речи
- Как научится чётко говорить и выговаривать все слова. Скороговорка – начни говорить чётко.
- Упражнения для формулирования мыслей
- Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
- Что влияет на речевое развитие детей
- Как происходит развитие речи?
- Как развивать речь у детей до года?
- С чего начинать?
- Обучение в 3-6 месяцев
- Логопедические упражнения для развития умения говорить
- Что такое обогащающая среда
- Учимся говорить букву «Л»
Правильная речь школьников
Формирование четкого произношения звуков имеет свой срок. Первые 5-6 лет жизни этот процесс происходит легко (если нет логопедических и неврологических проблем). После 6 лет поставить звуки гораздо сложнее.
Внятное произношение правильных звуков тренируется и гораздо позже − в 6 лет. Школьникам иногда сложно высказывать свои мысли, отвечать перед всеми, громко произносить речь, так как нет навыков риторики и не сформирована дикция. Как можно помочь ребенку?
Тренировка дикции скороговорками
В младшем и среднем школьном возрасте дети хорошо запоминают стишки и скороговорки. Это нужно использовать для работы. Правила занятий со скороговорками:
- Учить их нужно не более трех, чтобы они были направлены на отработку определенных звуков.
- Текст произносится четко и медленно, разъясняются непонятные слова.
- Ребенку лучше заниматься, видя себя в зеркале – он лучше понимает, как работает его артикуляция.
- Следует стимулировать ребенка проговаривать скороговорку нараспев, с эмоциями. Особенно это эффективно для школьников с заиканием.
После таких занятий с правильно подобранными скороговорками дети общаются ясно, их можно понять.
Факторы, мешающие красиво говорить
Дети сегодня часто допускают стилистические и другие ошибки в общении. Это косвенно сказывается и на их успеваемости.
Врагами красивой детско-юношеской речи являются:
Слова-паразиты – это речевой мусор, засоряющий общение. При этом сложно слушать и воспринимать информацию. Причиной слов-паразитов является неумение формировать мысли, маленький словарный запас. Для решения проблемы требуется максимум общения на разные темы, акцентирование внимания на исключении таких слов из речи, чтобы грамотно изъясняться.
Нецензурные слова – школьники особенно часто их используют. Причина: копирование родителей, значимых взрослых и одногодок
Профилактика: следует исключить подобные слова из семейного общения, при использовании важно объяснить ребенку их ненужность в разговоре воспитанных людей.
Сленг – слова, не несущие для школьников пользы. В этом возрасте от них сложно избавиться, так как они подчеркивают статус подростка
Но здесь также необходимо доверительное общение с родителями для их полного искоренения.
Пополняем словарный запас
Рассказывайте обо всем, что окружает кроху. Тот факт, что ребенок не показывает на предмет, вопрошая у родителей, как это называется, еще не значит, что он не желает о нем узнать. Помогайте крохе в изучении окружающего мира.
Не забывайте глаголы
Ребенку важно понимать не только описания предметов, которые его окружают, но и действия, которые он видит или воспроизводит сам. Недостаточно сказать: «Киса»
Добавляйте глаголы в речь, избегая сложных предложений: «Киса побежала», «Машинка гудит».
Чем больше вы будете говорить о свойствах предметов, тем богаче будет лексический запас малыша. Давайте характеристики предметам, начиная с самых простых: «Киса белая, мягкая, пушистая».
Делайте простые зарядки для язычка. Предложите повторить за собой простые слоги. Это доступное занятие можно проводить где угодно, и занимает это всего 5-7 минут. Как правило, малыши охотно включаются в процесс занятия.
Общение с другими детьми. Замечено, что ребенок, который пошел в детский сад или просто в группу развития, вскоре начинает говорить. Дети очень любят повторять все друг за другом, и в общих играх они гораздо быстрее осваивают навыки коммуникации. Если в детский сад идти еще рано по возрасту, всегда есть возможность найти друзей на детской площадке.
Занятия сенсорикой направлены на развитие органов чувств. Они помогают ребенку в полной мере воспринимать окружающий мир. Стоит отметить, что это одна из основ интеллектуального развития.
Также сенсорика развивает память, а значит, способствует развитию речи, способствует успешному обучению в дальнейшем. Для этого необязательно посещать развивающие клубы. Можно подобрать подходящие для каждого возраста занятия, и заниматься в домашних условиях.
Вот такие простые правила помогут малышу в освоении навыка речи. Для общения с ребенком крайне важен тесный эмоциональный контакт. Поэтому стремитесь всегда общаться с ним с удовольствием, используйте различные интонации, фантазируйте вместе. И вскоре, у вас появится интересный и смышленый собеседник.
Основные приемы по обучению ребенка речи в 1 год.
1) Говорить, говорить и еще раз говорить с малышом. Именно окружающая ребенка речь, прежде всего, формирует его разговорные навыки. Пускай даже вам кажется, что ваш ребенок в 1 год совершенно не понимает, о чем вы говорите, все равно сопровождайте ваши игры речью. Говорите, как можно больше и чаще. Говорите четко и членораздельно, не коверкайте слова и проглатывайте буквы лишний раз. Окружая ребенка правильной речью, вы помогаете её развитию.
2) Добавляйте в речь эмоции. Эмоции- это то, что помогает привязать смыслы к тем звукам, что вы произносите. Все, что видит и слышит ребенок вокруг себя не имеет пока названия, но обрастает смыслами с получением эмоций и опыта. Не произносите слова монотонно и сухо, делайте это максимально эмоционально и красочно. Выделяйте интонацией, мимикой и жестами свои слова и ребенок будет быстрее учиться. Пойте ребенку — это тоже отличный способ эмоционально донести речь.
3) Читайте книги. Книги – это отличный инструмент развития речи. Лучшим образом подойдут книги с минимумом текста и большими красочными картинками. Интересными могут быть также музыкальные книги, где помимо картинок и текста есть также звуковое сопровождение. Следите за реакцией ребенка и читайте те, что интересно и ребенку и вам.
4) Уделяйте внимание развитию мелкой моторики. Это довольно популярная тема и многие об этом знают, не лишним будет напомнить, что стимуляция мелких движений пальцев позитивно сказывается на развитии речи
Уже множество научных исследований выявило эту взаимосвязь. Давайте ребенку игрушки с большим количество мелких деталей, играйте с крупами и в знаменитую “сороку ворону”. Хорошо будет работать обыкновенный массаж ручек и ножек. Не нужно знать никаких профессиональных приемов, делайте массаж, как умеете.
5) Делайте артикуляционную гимнастику. Ребенок в год уже активно делает ртом всяческие движения, поощряйте его в этом, это полезно для развития речи. Если ребенок высовывает язык, надувает щеки, показывает зубы, отрывает широко рот, визжит, то повторяйте за ним, играя с ним в это, как в игру. Когда что-то говорите, делайте артикуляционные движения языком, челюстью и губами, вызывая тем самым интерес у ребенка.
Это основные приемы по обучению речи годовалого ребенка.
Сам процесс обучения должен проходить на позитиве, как с вашей стороны, так и со стороны ребенка. Если вы устали или не в настроении, можете привлекать родственников, друзей и знакомых к общению с ребенком. Чем больше разнообразной речи будет слышать ваш малыш, тем более активно будет включаться в работу его мозг.
Бонусом, еще одну тему, которую хотелось бы затронуть, немного отойдя от основной темы, это развитие второго и последующего языков у ребенка.Можно ли научить ребенка в 1 год речи сразу на двух языках?
Как ни странно, но можно. Когда родители ребенка говорят на разных языках, то ребенок обычно усваивает оба в равной степени без ощутимого ущерба для каждого.
Есть поистине уникальные примеры владения детьми сразу несколькими языками. Живой пример — девочка, которая говорит на 7 языках в 4 года:
Вот к чему могут приводить усердные занятия с ребенком и врожденные склонности. Вводить второй язык можно, как с рождения, так и с момента начала речи, если вы беспокоитесь о том, что ребенок будет путаться или же отстанет в развитии из-за второго языка.
Разговаривайте с ребёнком
Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: «Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ветерок.Смотри! Там пробежала собачка…»
Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.
Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.
Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:
Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных — 525.
Когда нужно заниматься постановкой звука Р?
В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.
А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:
- «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
- «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
- «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить «ДДД», рот приоткрыть.
Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.
Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:
Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.
18.10.2011
Подборку составила Сибмамуля
Обновлено и дополнено 03.09.2020
о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.
Среди нас есть категория людей, которые не умеют говорить достаточно громко и выразительно. Причиной скольких недоразумений или неловких ситуаций становился робкий тихий голос! Обладатели такого голоса чувствуют себя неуверенно, иногда сквозь землю готовы провалиться. И купить билет в кассе, и попросить сдачу, и отвечать на экзамене, вести урок, и много еще для чего нужно использовать свой голос. Фраза произнесенная громко и четко, всегда будет выглядеть уверенней, чем промямлить что-то тихо. Ораторство – это целое искусство! Этому нужно учиться, а для начала научимся говорить громко.
1 шаг
Делайте дыхательную гимнастику .Первое упражнение. Учитесь дышать на счет, при вдохе сосчитайте до 3, задержите дыхание – 1, выдыхайте – 3, задержите дыхание – 2.Второе упражнение. Интенсивно и глубоко вдохните носом и ртом, и медленно выдохните, сложив губы трубочкой.Третье упражнение. Медленно равномерно вдохните на весь объем легких через нос, когда кажется, что больше воздуха поместить нельзя, попробуйте вдохнуть еще чуть-чуть, интенсивно выдохните сложив губы трубочкой.
2 шаг
Тренируемся говорить. Перед тем, как начать говорить сделайте долгий глубокий вдох, как тренировались в дыхательной гимнастике. При этом объем легких наполняется, и звук получается сильнее. Начните с гласных звуков или слогов (ми-ма-мо-му). Подобные упражнения делают при распевке участники хора.
3 шаг
Подготовьте несколько фраз, которые содержат не сложные слова. Можно взять стихотворные или песенные фразы. Например: “Мальчик хочет в Тамбов!..”. Произносите их делая усиление голосом. Можно петь, не стесняйтесь! Кстати, в ванной комнате, петь нравиться многим. Ведь там голос разогрет, да акустика делает голос сильнее.
4 шаг
И еще учтите, в разговоре, произнося свою речь, говорите диафрагмой, а не горлом или легкими. Диафрагма — это центр регуляции воздуха в нашем организме. Она расположена прямо под легкими. Так вот представьте себе, что ваши звуки появляются из живота. При этом тембр голоса станет ниже, и легче для восприятия. Научившись при этом, регулировать силу голоса, вы добьетесь положительного результата!
5 шаг
При этих занятиях нужно не только развивать дыхание и связки, но и преодолеть некоторый психологический барьер. Чтобы проверить результаты, записывайте себя на диктофон во время голосовых занятий. Затем сравните, что было в начале занятий и что получилось в результате. Должно сработать!
5 стадий развития речи
С самого рождения у малыша начинают формироваться речевые навыки. Этот процесс включает 5 стадий:
- Доречевой этап — крики и плач.
- Гуление. В возрасте нескольких месяцев ребенок издает первые звуки.
- Лепет — в 5-7 месяцев малыш издает звуки более отчетливо, начинает произносить слоги — ма, па, ба, в это время можно услышать первое «ма-ма».
- Псевдослова. В 7-9 месяцев ребенок произносит последовательность слогов, не имеющую предметной отнесенности и выражающую потребность или отношение. Также малыш начинает понимать слова и даже некоторые фразы взрослых.
- Первые слова. С 9 месяцев дети уже вкладывают смысл в то, что говорят.
Затем начинает увеличиваться словарный запас. После года малыш может произносить порядка 10 слов, при этом быстро учит и запоминает новые.
Популярные ошибки в речи
К числу распространенных ошибок в речи относится:
- «Одеть». Многие почему-то в разговоре «одевают» на себя пальто и другую одежду. В то время как правильно будет «надеть». «Одеть» употребляется в значении одеть другого человека, например, одеть ребенка;
- «ЗвОнит». Культурного человека наверняка покоробит ошибочное ударение в этом слове. Для запоминания правильного произношения «звонИт» можно использовать ассоциацию со словом «вонь». То есть от «звОнит» исходит сплошная вонь;
- «Сколько время?» Здесь имеет место ошибочный выбор падежа. Поэтому в следующий раз задавайте прохожим вопрос так: «Сколько времени?».
Выходит, что для выработки красивой речи придется приложить немало усилий. Зато повышающие свои навыки общения люди замечают, что вместе с этим улучшилось их мышление, они стали быстрее решать важные задачи.
Видеоурок: учимся говорить правильно, красиво и грамотно
В этом ролике диктор Вероника Шахова расскажет 6 правил четкой дикции и красивой речи, покажет наиболее эффективные упражнения для развития ораторских навыков:
Как научится чётко говорить и выговаривать все слова. Скороговорка – начни говорить чётко.
Профессия ди–джея предполагает довольно большую скорость не только мыслительных процессов, но и речи. К сожалению, с этой задачей справляются не все, и в итоге на радио иногда можно услышать ТАКОЕ ! Чтобы абсолютно каждое ваше слово было воспринято, причём верно , необходимо ежедневно совершенствовать технику речи . Не так давно я рассказала об упражнениях для губ . Но есть кое-что еще … Это скороговорки ! Если цейтнот не позволяет вам уделять этому занятию много времени, произносите несколько раз в день скороговорки, они действительно помогают, а результат виден всего через пару недель. Перед тем как приступить к практике запомните несколько правил:
- В скороговорке главное не скорость, а чёткость. Вы должны говорить быстро, но внятно. Никакой каши и налипших друг на друга слов.
- Вначале прочитайте скороговорку про себя, потом вслух медленно, затем прибавляйте темп, не забывая при этом следить за членораздельностью слов.
- Если находитесь дома, можете почитать скороговорку с каштанами за щеками, а потом без них – лёгкость звукоизвлечения вам гарантирована.
- Ещё один технический приём: читаете скороговорку вслух следующим образом: согласные произносите звонко, гласные – шёпотом, помогает избавиться от речевой зажатости.
Теперь список самых действенных скороговорок , которые выручали меня в самых экстренных ситуациях:
- На мели мы налима лениво ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы, Мила, молили и в туманы лимана манили меня
- Король – орёл (повторять многократно)
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла (повторять многократно)
- Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся и акклиматизировавшимся в Константинополе
- Купи кипу пик, пик кипу купи
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
- Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать
- А мне не до недомогания (повторять многократно)
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта
Юлиана Романова
Упражнения для формулирования мыслей
Ряд способов, которые помогут понять, как следует правильно выражать свои мысли:
- Чаще выступать на публике. Использовать любые возможности выступить с докладом, на совещании и собрании. Подготовиться, безусловно, следует заранее.
- Сначала попробовать изложить мысли письменно. Прежде, чем отправить электронное письмо, следует пробежаться по нему глазами, анализируя органичность предложений.
- Слушать хороших ораторов, читать качественные книги. Здесь могут быть и деловые книги, и художественные. Польза от чтения, как известно, недооценена. Это поможет пополнить словарный запас и внедрить новые разговорные конструкции в речь.
- Развивать свой мозг. Это означает правильно питаться, заниматься спортом, решать интеллектуальные задачи.
- Изучать приемы ораторского мастерства и риторики. Неплохими трудами для воплощения данной идеи будут книги Д. Карнеги.
- Следить, чтобы общение не становилось болтливостью. Многословность – это неумение излагать свои мысли.
- Принимать активное участие в дискуссиях, совещаниях. Это поможет научиться отстаивать свою позицию.
- Перед выступлением записывать себя на диктофон.
- Особую роль играет окружение человека. Поэтому, чтобы речь стала более разнообразной, следует общаться с такими людьми, у которых богатый словарный запас.
- Писать конспект выступления. Иметь перед выходом на публику структурированный план речи – деловой подход к делу.
- Не применять слишком изощренные слова и сложные предложения. Чем речь проще и интереснее, тем большее количество людей ее поймет.
Развивать привычку грамотно говорить не всегда легко, поэтому придется потрудиться. Однако следует помнить, что в конечном итоге можно существенно увеличить словарный запас, суметь выразить все свои мысли вслух без стеснения, улучшить разговорный язык с помощью внедрения в него новых слов.
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать
У них достаточно развиты память и внимание
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха
Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно
Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками
А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Что влияет на речевое развитие детей
Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.
На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:
Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами
Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.
Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.
Как происходит развитие речи?
В период от новорожденного до дошкольника речь вашего ребенка развивается с невероятной скоростью. До двух лет ваш малыш составляет свой «репертуар» звуков и слов. К 24 месяцам у него в запасе может быть до 200 слов, с помощью которых он может выражать свои желания и наблюдения.
Возраст | Речевые навыки |
новорожденный | Общается с помощью плача |
3 месяца | Гулит и произносит простые звуки, такие, как «ох» и «ах» |
6 месяцев | Произносит согласные звуки «б», «м» и «ма-ма» |
9 месяцев | Соединяет звуки |
12 месяцев | Произносит сложные согласные, например, «в», и может сказать «мама» |
18 месяцев | Знает около 30 простых слов и каждый день произносит новые |
2 года | Знает около 200 слов и начинает их соединять |
3 года | Знает сотни слов и объединяет их в предложении |
Это всего лишь усредненные данные. Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно программе, заложенной мамой с папой. Но что делать, если очень хочется поскорее поговорить с малышом? Приведем несколько универсальных советов, следуя которым, родители помогут ребенку постепенно и своевременно освоить родной язык.
Как развивать речь у детей до года?
Родителям, которых интересует, как научить ребенка рано разговаривать, необходимо ознакомиться с приведенными ниже рекомендациями специалистов, направленными на развитие речевого аппарата у детей. Следуя им, можно научить малыша говорить гораздо раньше его сверстников:
- Чтобы научить ребенка хорошо разговаривать, необходимо приучать его к общению с самого рождения. Новорожденные дети не понимают смысла слов, однако они отлично воспринимают обращенные к ним эмоции. По этой причине взрослым нужно стараться как можно чаще улыбаться малышу, а при обращении к нему постоянно изменять интонацию своего голоса.
- Общение с маленькими детьми нельзя ограничивать стандартным набором слов и фраз. Чтобы кроха научился рано говорить, маме нужно объяснять ему, как называется тот или иной предмет, описывать происходящие вокруг действия, читать ему сказки и стихи, петь песни. Нет ничего страшного в том, что ребенок еще слишком мал для того, чтобы повторять услышанные слова. Наступит момент, когда он начнет разговаривать, и речь его тогда будет намного богаче и правильней, чем у его ровесников.
- Родителям, интересующимся тем, как правильно разговаривать с ребенком, необходимо при общении с ним произносить все слова четко. Это позволит малышу правильно их запоминать и воспроизводить.
- Ребенку уже исполнился год, но он по-прежнему показывает пальцем на вещь, которую хочет получить? Взрослым нужно взять за правило не обращать внимания на его жесты. Пусть малыш сначала скажет слово «дай» и только после того получит желаемый предмет.
С чего начинать?
Часто родители интуитивно делают именно то, что надо, – например, «сюсюкаются» с младенцами. Недавно ученые из Эдинбурга доказали, что у детей, с которыми часто говорили взрослые на «их языке», лучше развивается речь. Исследователи обнаружили связь между словарным запасом малыша в полтора-два года и тем, как много родители использовали при нем уменьшительно-ласкательные слова (вроде «машинка», «животик» и т.д.). Чем больше «сюсюканий» – тем богаче лексикон в будущем!
Период от года до трех очень важен для становления речи ребенка, хоть в это время он и может разговаривать на своем собственном, словно вымышленном языке. Малыш понимает, что ему говорят взрослые, но отвечает словами, которые звучат совершенно иначе. В это время он старается освоить язык, «пробует его на вкус» и начинает понимать, как работает этот инструмент. И от родителей требуется лишь немного помощи в этом нелегком процессе. Здесь пригодится то, что называют «языком нянь». Не пренебрегайте выражениями вроде «машинка би-би» или «паровозик чух-чух». Они важны для того, чтобы кроха осознавал: родители понимают, что он говорит.
Обучение в 3-6 месяцев
Научить говорить полноценно в 3 месяца нельзя, так как в этот период навыки только формируются. В возрасте до 6 месяцев малыш может:
- Откликаться на свое имя. Полугодовалый ребенок уже знает, как его зовут, выказывает характерную реакцию на слова «мама» и «папа».
- Распознавать интонацию. Малыш знает, что к нему обращаются. Начинает улыбаться, когда с ним говорят ласково, плачет, если родители повышают голос.
- Выдавать звуки в том же тоне, ритме и темпе, что и взрослые.
- Выстраивать сложные цепочки звуков. Родители слышат не только гуление, но и совершенно новые звуки.
Вопрос, как быстрее научить ребенка разговаривать, уже начинает волновать матерей. В этом помогут:
- игры с называнием имени ребенка.
- частые беседы с малышом – поможет ему усвоить язык и выучить более сложные слова.
- использование в разговорах певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.
Логопедические упражнения для развития умения говорить
Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.
Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:
- Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
- Вылепливание из пластилина или специального теста
- Рисование пальчиковыми красками и кисточками
- Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
- Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
- Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
- Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
- Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
- Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.
Что такое обогащающая среда
Как должен взрослый разговаривать с малышом, уже известно.
Если с ребенком с самого раннего возраста, когда он заведомо еще не может ничего ответить, мама и другие близкие люди бескорыстно общаются, выражая различные эмоции и устанавливая интимный эмоциональный контакт с крохой с помощью речи, то это будет необходимым условием для его успешного развития. Но все же недостаточным. Нужно создать обогащающую среду. Что это такое?
Если малышу 6 месяцев, можно ли с ним обсуждать погоду или характер общих знакомых? О чем вообще с ним говорить? Какую лексику употреблять?
Общая закономерность такая: надо не опускаться до уровня ребенка, а поднимать его до своего уровня. То есть наши слова должны быть крохе интересны, но необязательно полностью понятны. Если вашему чаду 8 месяцев, и он выговаривает два слова: «ма» (мама) и «па» (папа), это не значит, что и вам разрешено пользоваться только этими словами. Не стоит искусственно обеднять свою речь.
Отличие речи, обращенной к ребенку, не в ее примитивности, а в ее эмоциональной насыщенности и диалогичности. Монологи дети не воспринимают. Эмоционально бедную речь тоже. Но лексически и синтаксически следует выражаться достаточно разнообразно.
Понятно, дитя поймет не все. И не нужно, чтобы сразу все было понятно. Происходит развитие. Если вы употребили 10 новых слов, а ребенок 8 не запомнил, а 2 запомнил, это отлично.
При этом с ребенком нужно именно с интересом и с радостью общаться, а не учить его новым словам. Вы не урок проводите. Просто это ваш близкий человек, пусть и маленький, ваш друг. Не надо ему объяснять каждое слово. Он сам спросит, если захочет.
Если вы использовали 10 новых слов, а ребенок 6 не понимает, а понимает только четыре, не нужно устраивать лекцию на тему «Значения новых слов в соответствии с Большим Академическим словарем русского языка (последнее издание)». Так будет только хуже.
Учимся говорить букву «Л»
Основной причиной неправильного произношения этой буквы являются сюсюканья в общении с ребенком. Умиляясь детскому лепету и копируя его, мамы и бабушки неосознанно провоцируют проблему произношения.
Учимся говорить букву «Л»:
- Ротик открыт в широкой улыбке, зубы соединены, а кончик языка упирается в основания верхних зубов. В таком положении, следует произнести звук «Л».
- Все тоже, только язык слегка прикусывается зубами, а дыхание учащается. При этом, каждый укус, ребенок пытается озвучить звук.
- Когда у малыша получится произносить нужную букву, начинаем тренировать звук, держа язык за зубами.
Читайте: Как научить ребенка быть самостоятельным.