Педагогическая система вальдорф

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония. Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж. Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Если вам была полезна данная статья – поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми. И подписывайтесь на мои обновления, ведь я прощаюсь с вами ненадолго. Пока-пока!

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.

Что же такое система Вальдорф?

В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе

Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет

От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.
Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения.
Классный учитель («для ребенка учитель много важнее предмета») ведет основные предметы не только в начальной, но и в средней школе (до 7 класса).
Интеграция предметов

Сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года — своей для каждого класса (учебный план).
Традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса.
Художественно-эстетического элемент в образований: рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и прочее, 1—11 классы.
Отмена системы отметок в баллах (до 7 класса), использование вместо них подробных критериев оценки учебной деятельности ребенка.
Установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями.
«Гигиена преподавания» — ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» — концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.
Преподавание иностранного языка с второго класса по особой методике (погружение в языковую стихию).
Еженедельные учительские конференции (коллегии) — как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.
Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.
Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).. «Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям

Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:

«Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:

Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.

Отечественная вальдорфская педагогика сегодня

К началу 21 века вальдорфские школы и детские сады были основаны в разных городах России. Первый выпуск квалифицированных воспитателей  Дошкольного вальдорфского центра состоялся в 1993 году (42 человека) и с тех пор выпускники несут идеи Р. Штайнера более чем в 100 детских садах и дошкольных студиях во всех регионах страны.

Ассоциация вальдорфских школ России также объединяет учителей из разных городов. По состоянию на 2019 год в России насчитывалось 19 школ, в том числе в Москве и Санкт – Петербурге, Иркутске, Самаре, Владимире, Ярославле и других городах. В их стенах обучаются более 2500 детей. Часть из них государственные, другие – некоммерческие образовательные учреждения.

При приеме в школу приоритет отдается детям из профильных детских садов. Это связано с трудностями адаптации при переходе из обычных учреждений. Налицо отставание от ФГОСов: ученики вальдорфских школ к концу второго класса могут писать только печатными буквами. Но они могут опережать сверстников по другим предметам.

Как и с момента основания, сегодня критике подвергаются как вся отечественная вальдорфская педагогическая система, так и деятельность отдельных учреждений. Основные сомнительные моменты и проблемы:

  1. Позднее начало обучения чтению, письму, математике.
  2. Недоверие родителей одному «гениальному» учителю по всем учебным предметам на 8 лет и качеству получаемых знаний.
  3. Отсутствие оценок, экзаменов.
  4. Проблемы адаптации при переходе в обычные учреждения.
  5. Отсутствие школьной формы, запрет на одежду с изображениями ярких фигур, героев мультфильмов, и т.д, приоритет однотонной одежде.
  6. Эзотерические аспекты в обучении. Школьникам «помогают» взойти к высшим духовным телам, эфирному и астральному по методике Штайнера.
  7. Недоверие родителей «оккультным методам воспитания».
  8. Устоявшееся мнение о том, что вальдорфские детские учреждения предназначены для детей с особенностями развития, душевнобольных.
  9. Критика празднования христианских праздников (например, почему часто отмечаются рождественские праздники, а не мусульманские, буддийские?).
  10. Свобода детского мнения, поощрение выражения эмоций, распущенность приводят к недисциплинированности, неуважению родителей и неуправляемости ребенка.
  11. Культовая сектантская форма эвритмического искусства и прикрытие ею духовных практик.
  12. Разновозрастные детсадовские группы.
  13. Маскировка под вальдорфской педагогикой религиозной доктрины и другие.

Некоторые школы, не имеющие государственной аккредитации, не могут освободить своих 18 – летних учеников старших классов от службы в армии и вынуждены договариваться и «передавать» их на экстернат в государственные школы, фактически обучая у себя.

Несмотря на все проблемы и критику, в Москве была учреждена «Государственная академия эвритмического искусства» и в 2017 году объявила набор на 1 курс.

Родители детей с «особенностями развития» собирают информацию о ближайших вальдорфских учреждениях и, внося высокую ежемесячную плату, водят детей в профильные садики и школы с необычными интерьерами и воспитателями – «садовницами».

В России ежегодно проводятся конференции вальдорфских образовательных учреждений, распространяя 100 – летний зарубежный и российский опыт.

На праздники и мероприятия российского вальдорфского сообщества приезжал даже сам Федеральный эксканцлер Германии Герхард Шредер, дети которого также учатся в Вальдорфской школе.

А педагоги обычных российских садиков и школ приезжают в вальдорфские учреждения на открытые уроки и с интересом следят за необычными детскими проектами из природных материалов и постановками спектаклей.  В каком обычном детском саду или школе ребятам разрешат лепить из глины, перепачкавшись с ног до головы, или высаживать в грунт огурцы? Разве пустят их на кухню кулинарить вместе с поварами?

Вопреки всем трудностям и критике интерес к вальдорфской педагогике не угасает, а школы и детские сады не испытывают недостатка в обучающихся.

Суть вальдорфской школы

Вальдорфская школа возникла как замена государственному образованию с его оценками, жесткими рамками и контролем. То есть это, в первую очередь, альтернативное обучение, в основах которого лежит «наука» антропософия. Придумал эту вещь австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штейнер.

Духовная наука, названная Штейнером «антропософией», стремится внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Он характеризовал её следующим образом:

Антропософия — путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной.

Чего-чего? В общем, не знаю, как вы, а я с сомнением и скептицизмом отношусь ко всякого рода эзотерике и мистике. А если добавить сюда магию, астрологию, гадания и вызывание духов, свойственные оккультизму, то и вовсе становится не по себе. В общем, фундамент, на котором основана вальдорфская школа, довольно сомнительный и пугающий.

«Путь зерна» (ЮЗАО)

День в саду начинается в 8 чaсов 30 минут. После общей встречи в кругу — завтрак

Затем происходит самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети самостоятельно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы. Взрослые в это время заняты деятельностью, необходимой для жизни группы

Это могут быть хозяйственные дела или рукоделие. Главное — чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой деятельной жизни. Через действие, через собственный опыт дети учатся.

За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом или другое занятие в зависимости от дня недели: акварельная живопись, лепка воском, приготовление теста, а из него — печенья, эвритмические занятия. Затем после небольшого фруктового завтрака дети идут гулять.

В детском саду есть два вида групп – полного и неполного дня. В группах неполного дня родители забирают детей после прогулки (в 13 часов), а обед дается им с собой в принесенных заранее термосах. Так устроено для того, чтобы дети могли более логично завершить первую половину дня: погулять, потом, придя домой, пообедать и лечь спать.

В группах полного дня по возвращении с прогулки — совместные приготовления к обеду, небольшая игра в кругу, после этого садовницы рассказывают детям сказку или показывают небольшой кукольный спектакль, затем все садятся обедать. За обедом следует сон.

После сна – полдник, игра, рукоделие или прогулка. В 17 часов за детьми приходят родители. Если у родителей нет возможности забрать ребенка в это время, то можно прийти в 18 часов, предварительно предупредив об этом садовниц.

Каждый понедельник от завтрака до обеда сад организует большую прогулку – поход в лес, где дети имеют редкую для городской жизни возможность реализовать свои основные потребности в настоящем движении, взаимодействии с живой природой и последовательных наблюдениях за течением ее жизни. Из естественного природного окружения ребенок черпает нужные для его развития жизненные силы.

Этот выработанный ритм повторяется каждый день из недели в неделю.

В одной группе находятся дети разных возрастов: от трех с половиной до семи лет.

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет. Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская школа уделяет мало времени изучению академических предметов. В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков, игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме

Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники. Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники, посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается  выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику. Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • иностранные языки преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой, в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

Штайнеровская педагогика, политика и религия

Из вышесказанного можно предположить,
каково отношение штайнеровской педагогики к
политике или религии. Но хотелось бы еще раз
отметить, что цель штайнеровской педагогики
в воспитании свободных, способных и творчески
мыслящих людей.

Идея, выражающаяся в попытках
воспитания детей для целей какой бы то ни было
идеологии или господствующей в данный момент
мировоззренческой системы, сама по себе, с точки
зрения развития человека, абсурдна. Мы не знаем,
каким будет общество и государственное устройство
через несколько поколений, где наши ученики
захотят жить и работать. Единственное, в чем
мы можем им помочь, — постараться воспитать
их порядочными людьми.

Такая же безусловная свобода
определяет отношение школы к религиозным убеждениям
родителей и учеников. Образованный человек знает,
какая несправедливость происходит в мире из-за
слепого догматизма того или иного религиозного
направления, приводящего к страданиям людей.
Было бы бессмысленно вырастить из детей фанатических
последователей одной из конфессий, которые бы
не умели принимать своих ближних, исходя из
их чистой человечности.

Искаженное понимание штайнеровской
педагогики по данному вопросу часто является
следствием невежества или совершается преднамеренно.
В последнем случае это происходит тогда, когда
кто-либо, догматически отстаивая свои собственные
убеждения, видит опасность в том, что в людях
воспитывают их индивидуальное свободное мышление.

Тот факт, что картина человека
в штайнеровской педагогике содержит в себе представление
о духовном человеческом “ Я ”, является в действительности
стремлением реализовать свою свободу и индивидуальность.
Материалистическая картина человека, созданная
генотипом и средовой обусловленностью, в действительности
не может содержать в себе понятие свободы личности.
Эту исходную точку зрения необходимо понимать,
чтобы верно представлять штайнеровскую педагогику.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Gnomik.ru

Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении

Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».

Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются, поют песни, читают веселые стихи.

Далее ребята принимают участие в свободной игре. Они занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.

В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша. Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.

При этом воспитатели не говорят слова «нет» своим воспитанникам и поддерживают любую инициативу малыша. Существует всего три ситуации, по которым педагог может отказать:

  • если действия ребенка могут быть опасны для его здоровья и жизни;
  • если действия малыша причиняют вред другим детям;
  • если в процессе активной деятельности может быть нанесен ущерб вещам (например, нельзя рисовать на мебели или стенах).

Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.

Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные игры, организованные в интенсивном темпе. Далее малыши направляются на прогулку, где играют в подвижные игры, кормят птиц, строят замки из песка, ухаживают за цветами, занимаются огородничеством и т.д.

После прогулки на свежем воздухе, педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому, дети знают в ней каждое слово и полностью «вживаются» в ее сюжет.

После обеда наступает тихий час. Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.

После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или игры-ожидания.

Каждый день в вальдорфском дошкольном учреждении насыщен интересными играми и делами, которые способствуют естественному развитию таланта ребенка. В данных учреждениях не существует серых и скучных будней.

Следует отметить, что обучающий материал педагогами подается блоками. Одному блоку посвящается целый день. При этом выделяют креативно-практичное направление, душевное и духовное. Ритм дня задает блок, находящийся на данный момент в изучении. Основной акцент вальдорфская система делает на эстетико-художественном направлении занятий.

Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные. Малыши тесно взаимодействуют не только со сверстниками, но и с более старшими товарищами. Они активно подражают им в процессе выполнения различных творческих дел, а также быстрее учатся самостоятельно одеваться и убирать за собой.

Праздники в данных детских учреждениях являются неотъемлемой частью общей жизни детей и их педагогов. Это мероприятия где дети, воспитатели и родители являются одновременно как хозяевами, так и гостями торжества. Они совместно украшают зал, пекут в группе угощения, разучивают песни, танцевальные движения и стихи. У педагогов нет заранее написанного сценария праздника, и детей не заставляют действовать по заготовленному плану. На праздниках всегда присутствует атмосфера домашнего тепла и любви.

Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия: день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник – День Рождения. Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.

На чем основывается штайнеровская педагогика?

Научной основой штайнеровской
педагогики является антропософская духовная
наука. Представления о человеке в штайнеровской
педагогике основываются именно на этом научном
направлении, в котором человек рассматривается
не только как продукт воздействия наследственности
и окружения, но и как носитель своего духовного
“Я”.

Антропософскую духовную науку
понимают по-разному, и часто, к сожалению, неверно

Поскольку в ней при рассмотрении человека во
внимание принимается его духовность, то подчас
думают, что речь идет о религии. Но религия
в силу своего внутреннего качества — это то,
во что люди верят

Научное исследование опирается
не на веру, а на силы самостоятельного мышления.
В этом смысле и следует рассматривать антропософскую
духовную науку как возможность создавать научные
умозаключения по тем явлениям, которым методика
науки, построенной на позитивизме, не находит
объяснений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector