Центральный военно-морской музей
Содержание:
- Филиалы
- Возрождение музея
- 75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода
- Минное оружие российского флота
- История музея
- Истребитель И-16 из состава 72-го смешанного авиаполка авиации Северного флота
- Русские дредноуты
- Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо, 27 января 1904 года
- Модель-камера в России
- Коллекции Военно-морского музея в Санкт-Петербурге
- О музее
- Дополнительная информация
- Что входит в экспозиции
- Музей «Невская застава»
- Борьба с английской интервенцией на Балтике
- Как работает музей
Филиалы
Музей имеет 7 филиалов, часть из них находится за пределами Ленинградской области.
Крейсер «Аврора»
На крейсере создана экспозиция, рассказывающая об истории корабля, участии его в сражениях, особенностях службы и быта экипажа. Крейсер связан с Октябрьской революцией, с него был дан выстрел, послуживший сигналом к началу захвата Зимнего дворца. В музее можно увидеть голографические модели кораблей, иконостас реконструированной корабельной церкви и временные выставки.
Музей находится на Петроградской набережной города.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Помимо посещения самой лодки и знакомства с ее устройством, можно зайти в береговой павильон и осмотреть экспозицию, посвященную особенностям отечественных подводных лодок, созданных в XX веке.
Филиал расположен в городе, на улице Шкиперский проток, д. 10.
Владимир
Музей «Дорога жизни»
Часть экспонатов демонстрируется на открытой площадке, здесь можно увидеть транспортный самолет Ли-2Т, буксирный пароход «Ижорец № 8», корабельную артиллерию, которая применялась во время Отечественной войны. В павильонах находятся сторожевой катер типа МО, автомобили военных лет.
Адрес музея: Ленинградская область, шоссе Дорога Жизни, № 58.
Кронштадтская крепость
Филиал, находящийся в городе Кронштадте, имеет несколько подразделений. В величественном Никольском Морском соборе (Якорная площадь, д. 5А) размещена выставка, рассказывающая о жизни и служении Иоанна Кронштадтского.
В Итальянском дворце (улица Макаровская, д. 3) создана экспозиция, посвященная изобретателю Попову, научная деятельность которого связана с городом.
Артиллерийская площадка (Якорная площадь, д. 1) демонстрирует образцы корабельной артиллерии.
Сергей Архипкин
Музей Балтийского флота
Находится в городе Балтийске Калининградской области. Экспозиция посвящена истории флота Балтики и самого города, одним из объектов музея является городская крепость, являющаяся образцом оборонительной постройки.
Адрес музея: улица Кронштадтская, д. 1.
Крейсер «Михаил Кутузов»
Посетители могут прогуляться по палубе корабля-музея, спуститься в кают-компанию и увидеть модели кораблей, а также посетить выставку, посвященную Великой Отечественной войне.
Музей находится в городе Новороссийске, на набережной адмирала Серебрякова, 2А.
Музей Черноморского флота
Находится в городе Севастополь. Выставка рассказывает об этапах истории Черноморского флота с момента его основания. В экспозиции представлены разнообразные модели кораблей, личные вещи адмиралов, образцы оружия, картины и многое другое.
Адрес музея: улица Ленина, 11.
Владимир
Возрождение музея
Изменения в кораблестроении от парусного деревянного к паровому броненосному привело к необходимости изучения технического и военно-исторического опыта, воспитании военнослужащих, систематизации изучения истории Российского флота. В связи с этим высшим морским командованием было принято решение о восстановлении Морского музея. В основу Морского музея была определена Модель-камера. Экспонаты частично были возвращены в музей из адмиралтейств, арсеналов и хранилищ.
Для воссоздаваемого музея отводилась половина второго этажа западного крыла Главного Адмиралтейства. В 1867 году музей открыл свои двери для посетителей. В скором времени экспозиция так разрослась, что к 1870 году музею были отданы помещения 3-го этажа.
К 1917 году музей состоял из следующих отделов:
- эпоха Петра I;
- эпоха императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II;
- эпоха императоров Павла I и Александра I;
- эпоха Николая I и Александра II;
- эпоха Александра III и Николая II;
- «отдел бытовой эпохи генерал-адмирала Константина Николаевича» (созданный на основе морской коллекции, завещанной музею великим князем);
- русско-турецкая война 1877–1878 г. г.;
- русско-японская война 1904–1905 г. г.;
- отдел мировой войны;
- артиллерийский отдел;
- механический отдел;
- отдел портовых сооружений;
- этнографический отдел;
- гидрографический отдел.
В те времена музей был центром технического прогресса. В нем были представлены новые виды оружия требующие испытания, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты.
75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода
75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода |
С 1891 года эта французская артсистема выпускалась по лицензии на Обуховском заводе |
Орудие №6022. Изготовитель: Пермский орудийный завод. Заказчик: Морское министерство. Дата приёмки: 6 ноября 1914 г. Приёмщик: Горный инженер коллежский ассесор М.М.Сидоров |
Штурвал с колонкой гидравлического привода управления рулём французской фирмы «Акционерное общество Форж И Шантье Де-Ля-Медитерранне — Ла Сейн» (г.Тулон). Предположительно с эскадренного броненосца «Цесаревич», 1901 год |
Фрагмент борта крейсера I ранга «Аврора» с пробоиной ниже ватерлинии, полученной в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Макет для обучения будущих инженеров-механиков изготовлен в механических мастерских Кронштадтского морского завода в 1911 году |
Компас магнитный, главный, 8-дм, с жидкостью, донной подсветкой, с нактоузом, образца 1908 г. с германского лёгкого крейсера «Магдебург». Снят моряками Балтийского флота при захвате корабля, севшего на камни у острова Оденехольф 26 августа 1914 года |
Минное оружие российского флота
На табличке надпись: «Мина сфероконическая, 1910-ые годы». С датой возможно ошиблись — в русском флоте перешли от сфероконических корпусов мин к шаровым ещё 1891 году |
Малая якорная мина типа «Р» образца 1915 года оснащена зарядом пироксилина весом 8-12 килограммов. Веретенообразная форма, стабилизаторы (чтобы мина в течении не тонула) напоминали плавники рыбы. Отсюда обиходное название «Рыбка». Её применяли в районах с сильными течениями, где мины с шарообразными корпусами на течении «прижимались» к морскому дну |
Мина гальваноударная образца 1908 года с якорем и защитник минный системы П.П. Киткина образца 1914 года |
Предысторию появления сфероконических мир на вооружении Российского флота смотрите на странице . На ней выделен отдельный раздел по якорной мине конструкции Герца.
Малая неконтактная донная мина разработана в 1939 году и первоначально проектировалась как авиационная. В начале войны в распоряжении ВМФ СССР имелось 95 таких мин |
Изюминкой МИРАБ (малая индукционная речная авиационная для постановки с бреющего полета) был магнитоиндукционный взрыватель |
Двухимпульсный взрыватель обеспечивал более надежную защиту мины от взрыва при однократном воздействии на его принимающую часть и производил взрыв на более близком расстоянии от корабля, чем одноимпульсный |
Авиационная беспарашютная якорная мина АМГ-1 конструкции Гейро: баллистический наконечник, сфероцилиндрический корпус мины с пятью свинцовыми гальваноударными колпаками, крестообразный стабилизатор |
Внутри каждого колпака мины — гальванический элемент из стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал гальванический элемент, образующаяся электродвижущая сила вызывала ток в цепи запала и взрыв |
На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. На мине АМГ-1 гальваноударные колпаки утапливались и выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки мины на заданное углубление |
Ударно-механическая якорная мина М-26 образца 1926 года, разработана на основе мины обр. 1912 года. Форма корпуса изменена на сфероцилиндрическую, что позволило увеличить массу взрывчатого вещества в 2.5 раза |
Горизонтальное расположение мины на тележке с низким центром тяжести облегчало ее постановку, однако малая длина минрепа ограничивала применение в Черном и Японском море |
Являлась наиболее массовым образцом мины, применяемой ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. К началу войны ВМФ СССР располагал 26823 минами обр. 1926 года. |
История музея
Еще в 1709 году Петр I основал Модель-камеру, где хранились все кораблестроительные модели и чертежи судов. Все документы о постройке кораблей передавались в это учреждение в обязательном порядке.
Чуть меньше, чем через 100 лет все модели кораблей были переданы в созданный Морской музей, который был организован в здании Главного Адмиралтейства.
Только в начале XX века он был переименован в честь Петра Великого, а в 1939 году был перенесен на Васильевский остров, в здание бывшей Фондовой биржи. В начале ВОВ ценные экспонаты перевезли в Ульяновск, где их удалось сохранить, а в 1946 году они вновь вернулись в Петербург.
В нынешнем здании музей располагается с 2011 года, переезд был длительным, и посетители смогли увидеть экспонаты только в 2013 году.
Помимо главного здания, в состав музея входит 6 филиалов: крейсер «Аврора», подводная лодка «Народоволец», крейсер «Михаил Кутузов», который располагается в Новороссийске, а также «Дорога жизни» на Ладожском озере, Кронштадтская крепость и музей Балтийского флота в Калининграде.
Истребитель И-16 из состава 72-го смешанного авиаполка авиации Северного флота
И-16 тип 28 (зав. № 28213-95) с двигателем М-63 (зав. № 632707), собранный 5 августа 1940 года. 72-й САП авиации СФ |
В декабре 2010 года, во время перееезда музея, при перевозке экспонатов ЦВММ из здания Биржи в Крюковы казармы, вследствие действий сотрудников компании-перевозчика, истребитель упал с высоты в 4-5 метров. Судя по высоте падения, истребитель планировали подвесить на тросах, подобно тому, как он висел в прежнем здании музея. В результате инцидента у самолёта сломаны элементы креплений стоек шасси, сильно повреждены нижняя часть фюзеляжа и плоскости в местах крепления к центроплану.
Восстановление повреждённой машины завершилось летом 2014 года. Реставрационные работы проводили сотрудники 419 авиационного ремонтного завода.
Русские дредноуты
Марка Ижорского завода на шпилевой паровой машине линейного корабля «Севастополь», 1911 год |
Инструменты применявшиеся при строительстве линейного корабля «Императрица Мария» |
Опыт импортозамещения при строительстве линейного корабля «Императрица Мария» |
Телефон с эсминца «Пронзительный», 1914 год |
Модель линейного корабля «Петропавловск» (позже «Марат», а затем «Волхов») |
Модель линейного корабля «Петропавловск» (позже «Марат», а затем «Волхов») |
12-дюймовый (305-мм) снаряд с бронебойным и баллистическим наконечником |
Поршневой замок среднего 12-ти дюймового орудия третьей башни линейного корабля «Октябрьская революция» (до 1925 года «Гангут»)
Обратите внимание на состояние шведского подшипника производства фирмы SKF
12-ти дюймовое орудие длинной 52 калибра, заводской №186
Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо, 27 января 1904 года
Модель крейсера I ранга «Варяг» создана на судоверфи американской фирмы The William Cramp and Sons Ship and Engine Building Company, где был заказан корабль |
Модель крейсера I ранга «Варяг», названного в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861—1865 гг. на помощь правительству президента Линкольна |
Артиллерия главного калибра крейсера, представленная двенадцатью 152-мм/45 орудиями системы Канэ |
Мостик и боевая рубка |
Бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках — спонсонах |
Противоминный калибр на марсовых площадках |
Под государственным гербом, в штевне видна передняя крышка 381-мм торпедного аппарата |
Кормовая надстройка |
37-мм пушка Гочкиса для вооружения корабельных шлюпок и катеров |
Фуражка командира крейсера «Варяг» капитана I ранга В.Ф.Руднева. Пробита осколком снаряда во время боя 27 января 1904 года |
Мореходная канонерская лодка «Кореец» (заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме) |
Медаль «За бой »Варяга» и »Корейца» при Чемульпо. 27 января 1904 г.» принадлежала командиру крейсера «Варяг» капитану 1 ранга В. Ф. Рудневу |
Орден Святого Георгия IV степени, принадлежал капитану I ранга В.Ф. Рудневу |
Закладная доска крейсера «Варяг» |
Карманные часы командира крейсера капитана I ранга В.Ф. Руднева |
Модель-камера в России
После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.
Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей. В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.
Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.
С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными. В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота. Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.
В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» — одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.
Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.
К 1825 году «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:
- модель-камеру;
- отдел морских карт и инструментов;
- библиотеку;
- «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.
В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея. Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов. От него остался лишь костяк – Модель-камера.
Коллекции Военно-морского музея в Санкт-Петербурге
Корабельный фонд
Корабельный фонд насчитывает около двух тысяч уникальных моделей кораблей, а один из самых ценных музейных экспонатов — знаменитый ботик Петра I, который часто называют Дедушкой русского флота.
Ботик Петра Великого
Большой интерес представляют также подводная лодка конструктора Степана Карловича Джевецкого 1881 года, модели кораблей в масштабе 1:12 и уникальные модели кораблей неосуществленных проектов. Так, например, здесь можно увидеть модель эскадренного броненосца конструкции Эраста Гуляева, в которой впервые в мире детально проработана защита корабля от подводных взрывов.
Коллекция кораблей является одной из самых богатых в мире и не уступает собранию Британского Национального морского музея в Гринвиче.
Оружейный фонд
Коллекция оружия представляет собой предметы вооружения разных времен и разных стран. Среди ценных экспонатов — старинные русские пушки, отлитые из меди Семеном Чугункиным в 1618 году и мастером Иосифом Балашевичем в Глухове в 1692 году, среди экспонатов также — личное оружие императорской семьи.
Вы сможете увидеть шпагу русского флотоводца Павла Нахимова и золотую саблю адмирала Степана Макарова, личное оружие адмиралов Нельсона и Великого князя Константина Николаевича, а также адмиралов Флота СССР Николая Кузнецова и Сергея Горшкова.
Изо фонд
Коллекция насчитывает более 59000 произведений живописи, графики и скульптуры таких известных мастеров как Иван Айвазовский и Петр Клодт, Александр Брюллов и Марк Антакольский, Михаил Микешин и других русских и зарубежных художников и скульпторов.
Знаменный фонд
Кроме коллекции медалей, флагов и знамен, Вы увидите форму моряков XVII–XVIII веков, когда Русский флот только зарождался и современную униформу. Представлена коллекция фалеристики — воинских знаков отличия и нумизматики — редких монет и денежных знаков
Документальный фонд
Здесь хранятся подлинные документы с автографами русских императоров, в том числе Петра Первого, а также Морской Устав 1724 года и петровские жалованные грамоты, документы периода Великой Отечественной войны и уникальные материалы с записями русских флотоводцев.
Документы фонда расскажут нам о жизни и службе русских моряков в XVIII–XX веках.
Фотонегативный фонд
Экспозиция этого фонда представляет посетителям фотографии и фотоальбомы, открытки и негативы, начиная с середины XIX века и до наших дней.
Чертежный фонд
Чертежный фонд насчитывает около 20 000 чертежей кораблей и судов, книг по истории кораблестроения, документы с проектами кораблей, чертежи кораблей с автографами Петра Великого и других выдающихся деятелей государства и флота.
Специальный фонд
Специальный фонд представляет собой коллекцию наград, ювелирных украшений и сувениров из офицерских кают-компаний, изготовленных из драгоценных металлов и камней, выполненных такими известными мастерами, как Карл Фаберже и Павел Овчинников, Александр Любавин и другими талантливыми ювелирами. В коллекции находятся ордена, медали и памятные знаки.
Фонды ЦВММ пополнялись в течение трех веков и сейчас насчитывают около 800 тысяч предметов.
Русские путешественники Иван Федорович Крузенштерн и Михаил Петрович Лазарев, Фердинанд Петрович Врангель и многие другие после каждого возвращения пополняли этнографические, зоологические и геологические коллекции привезенными экспонатами.
Имеется богатая библиотека, многие материалы которой были получены из библиотеки Адмиралтейств-коллегии.
О музее
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.
В 1805 г. был создан «Морской музеум», основой которого стали коллекции Модель-камеры. К концу XIX в. Морской музей стал значительным российским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.
В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы в его экспозицию.
В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда — здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.
После войны начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея. В 1956 г. открывается филиал на крейсере «Аврора» — первом в нашей стране корабле-музее. В 1972 г. в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера был открыт филиал «Дорога жизни». В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец» завершились открытием в 1994 г. мемориального комплекса, который стал первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой.
Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку — в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.
С 1980-х гг. вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом. Ныне музей поддерживает деловые связи, организует совместные выставки с десятками российских и зарубежных музеев.
За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000. В том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.
Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц). В модельной коллекции наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.
С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах.
В 2012 г. существующие филиалы ЦВММ получили статус структурных подразделений музея. К ним добавились Музей Балтийского флота (г. Балтийск) и Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» (г. Новороссийск).
В апреле 2013 г. завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В 2013 г. начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2028-р от 11 сентября 2019 г. Центральному военно-морскому музею было возвращено историческое наименование «Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого».
В 2020 г. в состав ЦВММ вошел новый филиал — Музей Черноморского флота (г.Севастополь).
Дополнительная информация
Адрес: город Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 69а, площадь Труда, дом 5. Дается двойной адрес для легкого нахождения приезжими, так как учреждение находится на углу. Вход с площади Труда.
Метро со станцией «Адмиралтейская» расположено в тридцати минутах ходьбы. Такой способ неудачен, так как можно устать.
Ходит троллейбус с номерами 5 и 22, автобус с №№ 3, 22, 27. Выйти нужно на остановке «Площадь Труда». Садиться нужно на транспорт, который идет в сторону Дворцовой площади, а не Московского вокзала. Вход с набережной Крюкова.
Морской музей
Обратите внимание! На первом этаже расположено кафе, где можно подкрепиться после полуторачасовой прогулки по зданию. Цены здесь, конечно, выше, чем в кафе спального района
Алкоголь, разумеется, не продается. Чай в пакетиках, мороженое стоимостью 50-60 рублей*, капучино стоит 150*, кусок торта до 200 рублей*.
В музее есть магазин с сувенирами, в воскресенье выходной день.
Посетить учреждение, где собраны все корабли со всех эпох российской флотилии — это огромный подарок для мужчины и детей. Поэтому стоит выделить несколько часов из своего времени, чтобы побывать в этом необычном музее, где пахнет не пылью старых гобеленов, а запахом просмоленных канатов и сладковатым духом железа корабельных пушек.
*Цены актуальны на август 2018 года.
Что входит в экспозиции
Морской порт Сочи
Экспозиция
Какова экспозиция каждого из этих залов:
- Первый зал нижнего уровня посвящен русскому судостроению древнейших времен, развитию флота в России вплоть до Крымской войны. Здесь можно увидеть самые разные модели кораблей, оружия, техники, трофейные флаги, картины.
- Первый зал верхнего уровня включает в себя экспедиции флота России, направленные в Северную Америку. Здесь можно проследить, как развивался военно-морской флот после Крымской войны.
- Второй зал состоит из российского императорского флота конца 19-го и начала 20-го века.
- Третий включает крейсер «Варяг», участвовавший в русско-японской войне.
- Четвертый также посвящен русско-японской войне вместе с обороной порта Артура и Владивостока.
- Пятый включает Цусимское сражение в войне с японцами.
- Шестой создан по примеру русского императорского флота 1905 года.
- Седьмой зал связан с балтийским флотом Первой мировой войны.
- Восьмой посвящен морской флотилии Черного моря и Северного Ледовитого океана.
- Девятый отличается флотом в 1917 году, с которым был захвачен Зимний дворец в революцию, а потом велась гражданская война и иностранная интервенция до 1922-го.
- Десятый посвящен ВМФ СССР до Второй мировой войны.
- Одиннадцатый полностью связан с началом Великой Отечественной войны.
- Двенадцатый посвящен ВОВ в 42-м году.
- Тринадцатый связан с ВОВ за год до ее окончания.
- Четырнадцатый показывает флотилию в год окончания войны.
- Пятнадцатый отличается строительством флотилии в две пятилетки после войны.
- Шестнадцатый показывает, как рос уровень флота в ногу с научно-технической революцией в следующие две пятилетки.
- Семнадцатый рекламирует ракетно-ядерный флот вплоть до 75-го года.
- Восемнадцатый зал свидетельствует об океанском ракетно-ядерном флоте вплоть до распада СССР.
- Последний, девятнадцатый зал представляет вниманию российский флот.
Все 19 залов, учитывая, что первых имеется два поэтому их все же 20, помогают проследить историю развития военного флота сначала в Российской империи, потом в Советском Союзе и, наконец, в Российской Федерации.
Залы музея ВМФ
Музей «Невская застава»
Этот краеведческий музей знакомит посетителей с архитектурой, промышленностью, а также знаменитыми людьми Невского района. В нем рассказывается о заводах, мануфактурах, богатых усадьбах, которые были возведены на берегу реки Невы.
Адрес: Пролетарская, Ново-Александровская улица, 23 А Режим работы: ПН-СР 10:00–18:00; ЧТ 12:00–20:00; ПТ 10:00–17:00; СБ 11:00–17:00
Военные музеи в Санкт-Петербурге очень захватывающие и интересны своими экспонатами и историей. Стоит посетить их все, окунувшись в это “военное время”.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 1 293 times, 2 visits today)
Борьба с английской интервенцией на Балтике
Флаг английской подводной лодки L-55 |
Судовой колокол английской подводной лодки L-55 |
Модель английской подводной лодки L-55 |
Осколок снаряда 381-мм орудия главного калибра английского монитора «Эребус», обстреливавшего форт «Красная горка» во время английской интервенции в Россию в 1919 году |
Торпеда с английской подводной лодки L-55. Считалось, что субмарина погибла от попадания снаряд с эсминца «Азард», но после подъёма обнаружился факт подрыва лодки на минном заграждении |
С 15 мая по 13 сентября 1928 года спасательное судно-катамаран «Коммуна» выполняет работы по подъёму потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55 |
Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта полностью разрушены, но аккумуляторная батарея, снаряды и торпеды, остались целы |
27 июля 1931 года лодка была полностью восстановлена и после ввода в строй Балтийского флота переименована в Л-55 |
Казенная часть торпедного аппарата с подводной лодки «Пантера» |
31 августа 1919 года торпедой из этого аппарата был потоплен английский эсминец «Vittoria» |
«Пантерой» командовал А.Н. Бахтин, ставший первым советским командиром-подводником потопившим корабль противника |
Модель «Пантеры». Субмарина переименована в «Комиссар», затем в Б-2, а в 1941 году переформирована в учебное судно, использовалась как ПЗС |
Закладная доска первого подводного заградителя «Краб» |
Модель подводного минного заградителя «Краб» |
Минные трубы |
Ограждение боевой рубки и поднятые выдвижные устройства |
130-мм ныряющий снаряд (отличается головкой в форме пустотелого усечённого конуса и взрывателя замедленного действия, обеспечивающего подрыв на глубине 8-10 метров) |
Спасательный круг германского броненосного крейсера «Фридрих Карл». 17 ноября 1914 года западнее Мемеля корабль погиб на русских минах |
Спасательный круг крейсера «Паллада» (торпедирован лодкой U-26 и затонул со всем экипажем в 537 человек 11 октября 1914 г.) |
Судовой колокол императорской яхты «Полярная звезда» |
Бортовая надпись ледокола «Ермак» |
Фонарь правого бортового огня ледокола «Ермак» |
Часть фок-мачты броненосца «Потёмкин» использовавшаяся для установки створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман |
Осколок 152-мм китайского снаряда, попавшего в канонерскую лодку «Кореец» в 1900 году. Альбом чертежей станков 12-дюймовых орудий броненосца «Цесаревич». Модель 4-х фунтовой пушки образца 1867 года на металлическом станке с платформой системы Пестича |
Шлем c остатком гидрокостюма из комплекта регенеративного спасательного снаряжения подводника английской системы С.Холла, О.Рииса («Hall-Rees», 1906 г.) |
Гребной винт миноносца «Строгий» (тип «Сокол»). Участвовал в Первой мировой войне 1914—1918 годов. Повреждение одной лопасти винта — последствия тарана немецкой подлодки U-33 |
Фуражка Героя Советского Союза капитан 2 ранга Магомеда Гаджиева, командира дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Северного флота. 12 мая 1942 года он погиб вместе с «К-23» |
Как работает музей
Рабочий день начинается с 11 и продолжается до 18 часов. Режим работы кассы с 11.00 до 17.15. Выходными днями являются понедельник и вторник. Администрация работает с полдесятого до шести вечера. Перерыв с часу до полвторого. Отдыхают они в субботу и воскресенье.
Билет для взрослых стоит 300 рублей*, для пенсионеров, инвалидов, студентов ВУЗов очного обучения при предъявлении документов — 200*, школьники и ученики техникумов при предъявлении удостоверений платят всего сто*. Для детей дошкольного возраста, инвалидов первой и второй группы, колясочников, сопровождающих – вход бесплатный.
Важно! Фотографировать в музее нельзя за исключением профессиональной фото- и видеосъемки, которая стоит в выставочном зале для каждого посетителя 5000 рублей*. Фотографа должен сопровождать сотрудник музея
Есть возможность снимать свадьбу и другие торжества в залах для групп, не более чем 10 человек. Стоимость составляет 5000 руб.*