Ребенок 9 месяцев
Содержание:
- Нервно-психическое развитие и эмоции
- Рацион питания 9-месячного крохи
- Возможные проблемы в этом возрасте
- Физическое развитие
- Развивающие занятия
- Игры с предметами
- Питание ребенка в 9 месяцев
- Ребенок 9 месяцев – питание и сон
- Нейро-психомоторное развитие
- Питание
- Основные навыки девятимесячного ребенка
- Игры, занятия и упражнения
Нервно-психическое развитие и эмоции
Наряду с возросшими физическими способностями множество изменений происходит в психике ребенка. Его эмоциональное, нервно-психическое развитие идет очень быстро. На 9-м месяце жизни карапуз уже хорошо понимает речь взрослого и может выполнить простую просьбу, состоящую из знакомых слов: «дай куклу», «покажи мяч».
Играя с предметами, ребенок постепенно дополняет используемые приемы игры более нежными движениями. Он может гладить, щупать, обнимать куклу или другую игрушку. Увидев свое отражение в зеркале, кроха улыбается, тянет ручки и смеется. Время самостоятельной игры с одним предметом может увеличиться до 10-ти минут, а если во время занятия кроху отвлечь, то он вернется к прерванной игре чуть позже.
В эмоциональном плане заметны значительные изменения. Кроха бурно реагирует на свои победы и неудачи, пытается манипулировать родителями, охотно идет на контакт с другими детьми. Все больше карапуз привязывается к своей маме, все чаще требуя ее внимания и ласки. Громко и яростно реагирует на запреты, радуется, когда его хвалят. В этот период начинает формироваться самооценка. Следует внимательно подбирать слова, если вам необходимо поругать или остановить кроху от нежелательных действий.
Постепенно реакция на посторонних людей становится более спокойной. Если кроха находится рядом с мамой дома и к ним в гости приходит незнакомый для малыша человек, то карапуз уже не будет реагировать слезами. Но ходить в гости все еще сложно. Незнакомая обстановка и новые люди продолжают пугать малыша. Кроха очень не любит расставаться с мамой, его пугают громкие звуки. У некоторых детей в этот период появляется боязнь пылесоса или фена.
Заметно развились память и восприятие. К знакомым предметам малыш применяет необходимые действия. Получая новую игрушку, знакомство начинает с движений, используемых им с подобными вещами.
Рацион питания 9-месячного крохи
В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.
Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления
Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом
Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен
Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд
Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:
- фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
- натуральные соки;
- листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
- каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
- сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
- кисломолочные продукты (кефир, творог);
- мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
- рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
- яйца.
Фруктовое пюре
Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.
Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.
Время | Особенности приема пищи |
6:00 | Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения |
10:00 | Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы |
14:00 | Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки) |
18:00 | Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре |
22:00 | Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью |
Также специалисты дают следующие рекомендации:
для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд
Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
важно давать ребенку только свежие блюда;
при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
не стоит злоупотреблять сахаром;
полезно приобщать ребенка к семейной трапезе
Это поспособствует хорошему аппетиту.
Возможные проблемы в этом возрасте
Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.
Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:
Ребенок не сидит в 9 месяцев.
Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.
Тревожные признаки:
- Малыш слабо держит равновесие.
- Не умеет захватывать предметы.
- Имеет недовес.
- Имеет слабый тонус мышц.
- Беспокоится без видимых причин.
Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.
Ребенок не ползает.
Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.
Ребенок стоит на носочках.
Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.
Нужно ли делать массаж.
Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.
Очень плохо спит ночью.
Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.
У ребенка нет зубов.
Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.
Что делать, если ребенок скрипит зубами.
В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.
Температура у ребенка.
Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).
О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.
Подробнее Виды кашля у детей
Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.
Понос.
Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.
Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.
Физическое развитие
Основные показатели физического развития ребёнка постоянно увеличиваются. Так, за девятый месяц жизни младенец прибавляет в весе в среднем 500-550 грамм и вырастает примерно на 1,5 см. Ещё на полсантиметра увеличиваются объёмы его головки и грудной клетки. Таким образом, к девяти месяцам ребёнок в норме весит от 8800 до 9500 грамм, его рост составляет 71-74 см, окружность головы колеблется в пределах от 44,5 до 45,5 см, а окружность грудной клетки – от 46,5 до 47,5 см.
Ещё один показатель физического развития младенца – количество зубов. Конечно, время их появления очень индивидуально, но согласно общепринятой норме, именно в возрасте девяти месяцев у ребёнка должны появляться вторые (боковые) резцы, как верхние, так и нижние.
Меняется в этом возрасте и режим сна малыша. Так, в норме девятимесячный ребёнок должен спать ночью не менее 10-12 часов. Кроме ночного важен и дневной сон младенца – от полутора до двух часов дважды в день.
Всё остальное время младенец бодрствует, активно познавая мир и совершенствуя свои двигательные навыки.
Так, в норме ребёнок в возрасте девяти месяцев должен:
- хорошо ползать;
- перебираться через небольшие препятствия;
- влезать на четвереньках на незначительные возвышения;
- пытаться влезать на лестницу;
- легко садиться из положения лёжа, и наоборот, ложиться из положения сидя;
- уверенно сидеть без опоры длительное время;
- держась за опору, вставать на коленки и на ножки;
- стоять при поддержке за одну руку;
- при поддержке за обе ручки или при поддерживании под мышки переступать с ножки на ножку;
- добираться доступными ему способами до интересующего предмета;
- держась за опору, передвигаться приставным шагом;
- катить мячик.
Однако не менее важным достижением девятимесячного ребёнка, чем подготовка к ходьбе, является его умение использовать свои пальчики для игры и выполнения различных действий.
Теперь у малыша так хорошо развита мелкая моторика, что он способен:
- захватывать большим и указательным пальчиками маленькие предметы и удерживать их лишь двумя пальчиками;
- вынимать и снова складывать предметы в различные ёмкости;
- открывать крышечки коробочек;
- нанизывать колечки на стержень пирамидки;
- комкать и рвать бумагу;
- действовать одновременно двумя игрушками, держа их в каждой руке отдельно.
Развивающие занятия
В этом возрасте деткам очень нравится бросать любые предметы. Играйте с мячиками. Пусть малыш не только бросает их, но и катает. Он уже умеет это делать. Попросите кроху догонять мячик, которые вы бросили. Это стимулирует двигательную активность, ребенок будет ползти за мячом.
Чтобы развивать у ребенка чувство глубины и формы, проводите следующие занятия:
- Поставьте в детский уголок небольшое ведерко, сложите туда игрушки. Кроха будет вытаскивать их из ведерка, опуская ручку на небольшую глубину. После игры попросите малыша сложить игрушки обратно. Ему снова придется ощутить глубину ведра. Такое упражнение способствует освоению физических параметров разных предметов.
- Подготовьте крупную картонную коробку. Вырежьте в ней круглое отверстие такого диаметра, чтобы в него проходила ваша рука. Демонстрируйте перед ребенком, как вы просовываете руку в отверстие, а затем достаете. Предложите ему сделать то же. Кроха сначала будет бояться. Но через какое-то время преодолеет страх. Управлять своим телом без контроля зрения – сложная задача.
- Подготовьте небольшую картонную коробку. Вырежьте в ней отверстия разной формы. Предложите малышу через эти отверстия засовывать предметы в коробку. Ему придется подбирать подходящие по форме отверстия. Это упражнение развивает чувство формы.
Всем деткам в 9 месяцев нравится играть в прятки. Накройте игрушку платком. Малыш примется искать игрушку, проверять, не пропала ли она. Прячьтесь вы сами от ребенка. Пусть попробует вас найти. Чтобы помочь крохе, подавайте голос: «Я здесь».
Предложите маленькому непоседе спрятаться самому. Ищите его в разных местах. Голосом проговаривайте свои действия: «Я ищу Дашеньку. Где же Дашенька? Нигде не видно Дашу!» Когда найдете, громко обрадуйтесь и обнимите кроху.
Прогулки на природе
Очень полезным занятием для детей в 9 месяцев будет экскурсия на природу. Для этого не обязательно выезжать за город. Можно отправиться в парк. Позвольте ребенку поползать по траве или по снегу. Оставайтесь все время возле него.
Комментируйте все предметы, которые вам встречаются. Это травка. Это камень. Это цветочек. Это листочек. Если вы гуляете летом, пусть карапуз понюхает цветок. Скажите, как он называется. Восторженно объясните, что запах этого цветочка очень приятный.
Если прогулка проходит осенью, то юный исследователь подержит в руке опавшие листочки. Расскажите немного о смене времен года.
Приготовьте заранее хлеб, семечки или крупу. Покормите птиц вместе с крохой. Пусть ребенок кидает маленькие кусочки хлеба. Объясняйте ему, что птички хотят кушать. Проговорите названия птиц. Это голуби, это воробьи и т.д.
Семейные забавы
Еще одна забавная игра – перетягивание каната. Найдите плотный и крепкий шарф, который будет выполнять роль каната. Посадите кроху на пол. Сядьте напротив него. Один конец каната дают в руки малышу, другой конец держит мама или папа. Слегка потяните канат на себя. Предложите карапузу тоже тянуть на себя. Поддавайтесь, делайте вид, что у ребенка получается перетягивать вас на себя. Он будет доволен.
Если кроха никак не поймет суть игры, проведите демонстрационную игру между мамой и папой. Пусть карапуз посмотрит, как проходит игра. Тогда ему будет легче повторять действия. Возможен и другой вариант. Мама садится на пол и берет малыша к себе, а напротив них садится папа. Так перетягивать канат еще веселее.
Таким образом, малыш в возрасте 9 месяцев должен уметь стоять возле опоры, сидеть и ползать. Ему под силу даже залезть на диван. Питание крохи становится еще более разнообразным, а количество грудного молока в рационе сокращается. Для полноценного развития малыша рекомендуется проводить разнообразные игры.
Игры с предметами
С наибольшим интересом во втором полугодии жизни дети выясняют взаимоотношения предметов друг с другом: как большие игрушки соотносятся с маленькими и как маленькие предметы можно положить в большие. Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет ребенку выдумывать различные комбинационные игры с 1 игрушками — стучать одной по другой, нагромождать игрушки в кучу и (самое любимое занятие) наполнять и опустошать те или иные емкости. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности.
Дайте ребенку большое пластиковое ведерко или обувную коробку и посмотрите, как он постарается наполнить эти контейнеры всем, что попадается. Теперь посмотрите, как малыш совместит кубик и контейнер. Его разум и руки работают вместе, придумывая, как положить кубик в коробку и, конечно же, как оттуда его вынуть. Поиграв в «кладу и вынимаю», он начнет потряхивать кубик в контейнере, получая огромное удовольствие от раздающегося при этом звука. Посмотрите, каким внимательным и сосредоточенным стало выражение лица ребенка, занятого этими игровыми комбинациями.
Принесите с кухни кастрюльки и сковородки (советуем предварительно заложить уши ватой!). Малыш придет в восторг от возможности положить маленькую кастрюльку в большую и, конечно же, погреметь ими.
Игры с краном и раковиной в ванной комнате (только под вашим присмотром!) дают возможность поупражняться в наливании и выливании. Зачерпывать воду чашкой, а потом выливать ее — одна из любимых забав малышей.
Посадите малыша в большую бельевую корзину, наполовину наполнив ее носками и разной детской одежкой. Он долго и с большим удовольствием будет опустошать ее, выбрасывая одну вещь за другой. Когда все белье окажется на полу, выньте из корзины и самого маленького «помощника» и покажите ему, как все обратно «складывать». Поднимите носок и демонстративно положите в корзинку. «Помощничек» с таким же упоением, как разгружал, начнет вновь заполнять корзину.
Питание ребенка в 9 месяцев
Этот момент индивидуален, в силу особенностей или заболеваний, могут быть составлены отдельные рекомендации. Если прикорм был начат в полгода, то вопрос, чем кормить ребенка в 9 месяцев не должен вызвать сложностей – все базовые продукты уже присутствуют в меню. Его можно делать более разнообразным, постепенно сокращая объем грудного молока или смеси. Оно должно составлять не более четверти всего рациона. При начале прикорма раньше 6 месяцев новинок в еде не появится, только увеличится размер порций.
Меню ребенка в 9 месяцев
К этому периоду в состав детской еды уже включены:
- фруктовое и овощное пюре;
- мясо;
- желток;
- растительное и сливочное масло;
- творог и кефир;
- пшеничный хлеб;
- каши.
Ребенок в 9 месяцев должен начать получать:
- нежирную рыбу;
- мясные фрикадельки на пару;
- каши из смеси злаков на молоке, кроме манной;
- комбинированные овощные пюре.
Рацион ребенка в 9 месяцев не так сильно нуждается в материнском молоке или смеси. Их оставляют на первый и последний приемы пищи за день, и для запивания непривычных блюд. С их введением необходимо быть осторожными, потому что остается риск получения необычной реакции. Чтобы его снизить нужно начинать с небольшого объема. Лучше предлагать новое утром, чтобы было время оценить полученный эффект. если к вечеру все нормально, то пищу можно давать на постоянной основе.
Сколько раз кормить ребенка в 9 месяцев?
Определить объем пищи, которую должен получать малыш в сутки, нужно разделить его вес на 9. Цифра ориентировочная, аппетит детей может отличаться. Чтобы организовать ежедневное питание, рацион питания ребенка в 9 месяцев разбивают на 5 приемов. Промежутки между ними должны составлять 3-4 часа, чтобы еда была равномерно распределена на весь день. Желательно постепенно вводить мелкоизмельченную пищу, заменяя пюре на овощи, размятые вилкой.
Ребенок 9 месяцев – питание и сон
Малыш постепенно переходит от питания через бутылочку и еде из тарелочки и питью из кружки. Часто ребенок старается схватить кусочки еды ручками и тащит их в рот. Ругать его за это не стоит, просто следует настойчиво докармливать маленького с помощью ложки, которую чуть позже вы ему вручите для изучения и обучения самостоятельной еде. Среди пищевых достижений в этот период стоит отметить мясные блюда – пюре заменятся котлетками или фрикадельками.
Примерное меню и режим питания девятимесячного малыша
Утро, 6.00 | Молочная смесь или грудное материнское молоко | 200 мл |
Пюре из овощей | 120-150 г | |
Утро, 10.00 | Котлетка или фрикаделька | 25-30 г |
Желток вареного яйца | половина | |
Сок | 35-40 г | |
Обед, 14.00 | Молочная смесь или материнское молоко (можно кефир) | 200 мл |
Пюре из фруктов | 30-35 г | |
Вечер, 18.00 | Каша на молоке | 200 мл |
Сок | 30-35 мл | |
Вечер, 22.00 | Молочная смесь, грудное молоко | 200 мл |
Сон ребенка становится менее продолжительным в дневное время, малыш спит два раза по полтора, два часа, нередко девятимесячный карапуз засыпает один раз в день, но на два-три часа. Ночной сон остается продолжительным – не менее 11 часов.
Ребенок 9 месяцев – основные умения и навыки:
- Малыш умеет имитировать хлопки, с упоением стучит игрушками по столу, хлопает ручками по ногам.
- Ребенок умеет играть двумя игрушками, сталкивая их, постукивая одной о другую.
- Малыш умеет брать мелкие игрушки, предметы пальчиками, большие всей ладошкой.
- Малыш умеет самостоятельно вставать и ходить с опорой.
- Малыш хорошо ползает, умеет разворачиваться.
- Ребенок 9 месяцев пытается залезать самостоятельно на невысокое возвышение, кровать.
- Малыш реагирует на разлуку с мамой и папой, выражает недовольство.
- У малыша появляются любимые игрушки, предпочитаемые и игнорируемые.
- Малыш может заплакать, если услышит плач другого человека, подражая ему.
- Малыш самостоятельно провоцирует родителей на игровые действия.
- Ребенок умеет разыскивать предмет в ящике, мешочке, под одеялом.
- Ребенок может показать предмет рукой, выполняет просьбы родителей.
- Малыш начинает понимать опасность – горячее, высота.
Ребенок 9 месяцев – это настоящий непоседа, активный и любопытный, вездесущий человечек, которому интересно буквально все, что происходит вокруг. Подобную поисковую потребность стоит разумно поощрять, не забывая об ограничениях и запретах.
Нейро-психомоторное развитие
На новый уровень выходит развитие головного мозга. Полученные за 9 месяцев знания об окружающем мире постепенно складываются в прочные информационные связи. Используя уже имеющиеся знания, малыш постигает новую информацию о знакомых и новых предметах.
Малыш уже хорошо понимает взрослых и правильно реагирует на основные глаголы и просьбы: «дай», «нет», «покажи». Одним из любимых занятий на этом этапе становится многократное изучение одного и того же предмета. Часто можно наблюдать, как карапуз по нескольку раз обходит или обползает по кругу стула или стола. Кроху очень интересует, почему разные предметы ведут себя по-разному: двери открываются и закрываются, кроватка качается, стены остаются на месте при любых попытках их подвинуть. Такое поведение ребенка нормально и полезно для формирования понимания свойств различных предметов, закрепления пространственных ориентиров.
Среди игрушек многие малыши отдают предпочтение предметам, позволяющим изменять окружающий мир. Баночки и емкости, кубики и конструкторы привлекают возможностью при помощи простых манипуляций спрятать один предмет в другой, создать новую форму.
Все чаще проявляется стремление копировать взрослых. Карапуз не только наблюдает за мамой и папой, но и пытается повторить их движения. Все больше навыков самостоятельности приобретается, благодаря желанию подражать: пить и есть самостоятельно, пытаться одеть на голову шапку, на руки варежки. Это желание стоит поощрять и при его помощи развивать игровые и познавательные умения карапуза: научите собирать игрушки в одно место, играть с электронной детской панелью, устраивать чаепитие для кукол.
Развитию нейро-психомоторных способностей в большой мере способствует спокойная и доброжелательная атмосфера в доме. Наполненные разговором отношения, в которых малыш играет важную роль позволяет крохе не только изучать окружающее пространство, но и запоминать правильные формы взаимоотношений между людьми.
Питание
Питание ребенка на 10-м месяце жизни продолжает меняться. В ближайшие 4 недели к уже привычным 2 «взрослым» приемам пищи хорошо добавить 3-е. Грудное молоко или смесь обязательными являются только в первое утреннее и последнее вечернее кормление.
Рацион малыша подбирается исходя из уже введенных продуктов, формируется по следующим принципам:
Новый продукт или блюдо вводится во 2-е утреннее кормление.
В обед малышу предлагается знакомое многокомпонентное блюдо.
Вечером кроха кушает творог или другое легкое блюдо.
Новые продукты вводятся осторожно, небольшими порциями. В течение нескольких дней количество нового продукта постепенно увеличивается, доходя до возрастной нормы.
Хорошо предварительно оговорить введение новых продуктов в рацион малыша с педиатром.
Желательно, чтобы каждый день малыш получал молочную кашу, овощи в виде пюре, одно из видов мяса, творог, сок или фруктовое пюре
2 раза в неделю необходимо предлагать карапузу половинку желтка.
В норме к 10-ти месяцам карапуз кушает 5 раз в день. 3 кормления состоят из новых и уже введенных продуктов, 2 – грудь или смесь. Промежуток между едой достигает 4-4,5 часов. Хорошо выстроить определенный график еды и приучить к нему малыша. Таким образом, постепенно кроха будет привыкать к режиму питания, его организм будет настраиваться на еду в определенное время.
Разрешенные продукты и возрастные нормы
Продукт | Возраст введения | Количество |
Фруктовый сок | 5-6 мес. | До 200 мл |
Фруктовое пюре | 5-6 мес. | 150г |
Творог | 6,5 мес. | 40г |
Овощи | 6 мес. | 150г |
Молочная каша | 5 мес. | 150г |
Безмолочная каша | 7 мес. | 150г |
Мясо | 7 мес. | 40г |
Рыба | 8 мес. | 40г |
Кефир | 7 мес. | 70мл |
Хлеб | 7 мес. | 1 ломтик |
Сухари, детское печенье | 6 мес. | 3 шт. |
Растительное масло | 6 мес. | До 5 капель |
Сливочное масло | 6 мес. | 5г |
Яичный желток | 6 мес. | 0,5 желтка |
Многокомпонентная молочная каша | 8 мес. | 150г |
Многокомпонентная безмолочная каша | 8 мес. | 150г |
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре | 8 мес. | 150г |
Суточная норма питания в среднем должна соответствовать весу карапуза, разделенную на 9. Если карапуз весит 9 кг, то суточная норма равна 1000г. Обычно малыши съедают около 1000 мл за 5 кормлений. Количество потребляемых калорий не должно быть ниже 800.
Мясо и рыба
Мясо должно присутствовать в рационе ребенка каждый день. Суточная норма продукта составляет 40 г для уже известного карапузу вида мяса. Обычно предлагают индейку, кролика, курицу, говядину или телятину. Разрешено предлагать куриные субпродукты. Вы можете использовать подходящее по возрасту баночное питание или отварить мясо самостоятельно в воде.
Рыба (хек, треска, судак, камбала) может быть предложена в готовом виде из баночки. Разрешено предлагать, приготовленную на пару или в воде, свежую рыбу.
Мясо или рыба тщательно отвариваются в чистой воде без добавления соли и перетираются вилкой или перемалываются блендером. Полученное мясное или рыбное филе добавляется к овощной или злаковой каше. Рекомендуется предлагать малышу мясо или рыбу в 3-е кормление.
Каши
На 10-м месяце жизни хорошо предлагать малышу различные варианты многокомпонентной каши. Хорошо смешивать свежие овощи в различных комбинациях и пропорциях. Варить овощи можно на воде или бульоне от мяса или рыбы.
Самым простым вариантом злаковых каш является быстрорастворимые коробочные варианты. Чтобы приготовленное блюдо было полезным, стоит внимательно следить за выполнением, указанных на коробке, инструкций.
Первый суп
Для приготовления многокомпонентного супа для малыша необходимо:
- Хорошо промыть небольшой кусочек мяса и положить его в воду.
- Довести мясо до кипения и слить воду.
- Залить мясо чистой водой и варить в течение 1 часа.
- Достать готовое мясо, а в бульон положить нарезанный лук и морковь. Варить 10-15 мин.
- Готовое мясо взбить в суфле в блендере или нарезать на очень маленькие кусочки.
- В бульон с луком и морковью добавить мелко нарезанный картофель и варить еще 10-15 минут.
- Готовое блюдо перетереть или взбить в блендере.
- Добавить чуть-чуть сливочного масла и мясное суфле (нарезанное мясо).
- Остудить.
Вместе с морковью и луком в такой суп можно добавлять кабачок, тыкву, брокколи и другие овощи.
Основные навыки девятимесячного ребенка
Девятимесячный карапуз — это уже не тот беззащитный ангелочек, которого совсем недавно принесли из роддома. А маленький человечек, который совсем не желает смирно сидеть в коляске, а так и норовит познать окружающий мир.
Эмоции и психика
- В девять месяцев, ребенок с успехом проявляет свои эмоции, основными являются удивление, радость, страх, злость, заинтересованность.
- Ему проще находится в знакомой обстановке и знать где находятся вещи, книги и игрушки.
- А вот попытки сходить в гости или просто в магазин, могут не обвенчаться успехом, малыш может плакать и капризничать.
Важно Капризы указывают на психический или эмоциональный дискомфорт
- Хотя если рядом мама или папа, ваш кроха привыкнет, и спокойно будет осваивать новую территорию, периодически поглядывая рядом ли «поддержка».
- Дети в 9 месяцев во всю пытаются быть похожими на взрослых, что и делают при развитии предпосылок самообслуживания (может залезть рукой в тарелку взрослого, так как ложкой пользоваться еще не умеет).
- Они легко вступают в контакт с знакомыми людьми на игровом и эмоциональном уровне.
- Могут длительно с интересом рассматривать себя в зеркале.
- Показывать части тела на лице мамы или папы (нос, рот, уши и тд)
- При необходимости чего либо, могут показывать на предмет указательным жестом.
- Если спрятать игрушку, маленький будет искать ее глазами.
- Девятимесячный карапуз даже может понимать некоторые простые просьбы такие как «дай», «где», «покажи», «встань», не подкрепленные жестами.
- Ребенок уже может связывать предметы и названия. Так, спросив «Где кошечка?» можно увидеть, как маленький сосредоточит взгляд на кошке.
- Делает первые попытки обхитрить взрослого, если ему что-то не по душе.
- В 9 месячном возрасте ребенок отлично знает свое имя, и заметно оживляется при его звучании.
Физическое развитие
Как упоминалось ранее деток уже не удержишь в кроватке, манеже или коляске. Ведь и вправду, «на борту» столько возможностей и навыков.Полезно Врачи показывают максимальные умения детей в этом возрасте. Следовательно, если ваше чадо чего-то не умеет, не стоит сразу паниковать и бить тревогу, все детки индивидуальны.
Давайте проверим основные из них, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:
- Самостоятельно садится и ровно и уверенно держать спинку на протяжении 10 минут.
- Уметь ползать вперед, назад, и даже поворачивать (движения могут быть еще плохо скоординированы, но ползать вперед малыш должен обязательно).
Важно Если ваш ребенок в 9 месяцев еще не умеет ползать, стоит обязательно обратиться к врачу. Хотя есть и детки которые пропускают этап ползания, отсутствие данного навыка нельзя игнорировать
- Вставать у опоры, опираясь на что-то или кого-то (если не на ноги, то хотя бы на колени).
- Делать первые шаги, держась за руку взрослого.
- Мять пластилин или бумагу, тем самым развивая мелкую моторику.
- Показывать какой он большой, топать ножками, повторять движение за взрослыми.
- Стучать чем-то обо что-то, желательно чтобы это были музыкальные игрушки, а не дорогая техника.
- Пробовать ставить кубики друг на дружку.
- Брать большие предметы одной ручкой и перекладывать их в другую.
- Ребенок должен пытаться откусить кусочек печенья или хлеба который держит в руке, и стараться его пережевывать.
- Также благодаря щипковому хватанию, должен переворачивать страницы в крупных тетрадках или книжках.
Зрение и слух
Фактически завершение формирования зрения заканчивается уже после полугода. Далее меняется только острота зрения и пространственное восприятие. Слух тоже уже достаточно развит, малыш может слышать не только разговоры взрослых, а и прислушиваться к тиканью часов.
- Четко слышит громкие звуки, и с легкостью реагирует на свое имя.
- Дифференцирует ритм музыкальных движений и может стараться приплясывать в такт.
- Также благодаря умению ползать, малыш может корректно оценивать расстояние до предмета.
- Кроха начинает реагировать на шепот и прислушиваться к тихим звукам в течении длительного времени будь то храп, шипение масла на сковороде или шум дождя.
Речь
Наиболее активно речевые навыки развиваются на 7-8 месяце жизни, а уже после просто добавляются новыми лепетными цепями и шумовыми началами.
- В девять месяцев детки произносят отдельные повторяющиеся слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «па-па», родители часто принимают их за первое слово малыша.
- Проявляют лепетную активность при обращении к ним по имени.
- Предметы они называют своими, понятными только им словами.
- Уже умеют манипулировать голосом, интонацией.
- Стараются подражать всем звукам услышанным дома или на улице.
Игры, занятия и упражнения
Ребенку девяти месяцев нужно позволить развивать самостоятельность. Давайте крохе ложку или кружку, пусть он выбирает игрушку, с которой хочет играть. Пусть попытается снять одежду, умыться. Предоставьте ребенку место для ползания. При этом следите за чистотой и безопасностью помещения.
- Для развития детской моторики используйте фасоль или горох, небольшие камушки, пуговицы. Насыпьте предметы в емкость или на поднос, пусть кроха трогает их. Очень полезно пересыпать подобные изделия ложкой или совочком, а также переливать воду из стаканчика в стаканчик;
- Для лепки используйте соленое тесто или пластилин. Достаточно одного кусочка. Слепите шарик или колбаску. Также можно начинать использовать пальчиковые краски. Здесь тоже достаточно одной баночки. В процессе игр не давайте больше двух-трех игрушек или предметов для творчества и развития за раз. Иначе ребенок не сможет сосредоточиться;
- Играйте в ладушки, катайте мячик, устраивайте ползание с препятствиями, прячьте игрушки и просите найти. Кстати, можно перевернуть предметы и подождать, пока малыш не поймет, что здесь не так;
- Называйте малышу по имени, а не используйте местоимения, так как они не понятны крохе. Не говорите “ты”, “он” или “я”, а говорите “Таня (имя ребенка), принеси кубик”, “Мама готовит кушать”, “Папа пришел с работы”, “Таня с бабушкой пойдет гулять” и так далее;
- Ежедневно уделяйте время чтению. Рассматривайте картинки, читайте короткие истории, рассказы и сказки;
- Разговаривайте с малышом постоянно, пойте песенки и разучивайте потешки. Отвечайте на лепет крохи и поддерживайте разговор, используйте простые слова и выражения, говорите понятно и четко, не быстро.
При психологическом развитии крайне важен эмоциональный и телесный контакт с родителями. Ласково разговаривайте с малышом, целуйте и обнимайте, хвалите и уделяйте достаточное количество времени. Носите кроху на руках даже, если он уже ползает или пытается ходить. Это оказывает положительное влияние на малыша.
Детки растут более спокойными и уверенными в себе, эмоционально и психически устойчивыми. Они меньше стесняются и меньше капризничают, легче привыкают к новому окружению и находят друзей, проще переносят разлуку с мамой и стресс.
Для физического развития выполняйте массаж и приседания, легкую зарядку. Тренируйте ходьбу с поддержкой, разгибайте и сгибайте ножки, ручки, пальчики грудничка. Каждое упражнение выполняют не дольше 15 минут, иначе кроха потеряет интерес.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте