Что должен уметь и знать ребенок в три года?
Содержание:
- Что должен уметь ребенок к 3,5 годам
- Особенности ухода за малышами
- Опорно-двигательная система и моторика в 3 года и 3 месяца
- Речь и интеллект ребенка в 3 года
- Работаем над осанкой
- Особенности физического развития
- Хобби и творчество
- Как я могу помочь улучшить учебу и эмоциональную безопасность моего ребенка
- Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка
- Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
- Математическое и пространственное мышление
- Психоэмоциональное развитие
- Что можно подарить ребенку на праздник?
- Что должны уметь дети в 3 года
- Развитие речи ребенка в три года
- Речевое развитие
Что должен уметь ребенок к 3,5 годам
Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью. Умения ребенка 3 -3,5 лет обширны. Одни дети больше склонны к развитию физических навыков, другие — умственных, третьи — с малых лет проявляют тягу к творчеству. Оценивать умения разных детей одного возраста не совсем корректно, ведь каждый из них идет собственным путем. Но существует список навыков, которые должны освоить все дети к 3,5 годам в разной степени.
Физические навыки ребенка 3 — 3,5 лет:
- Бег. Ребенок 3,5 лет должен уметь бегать с разной скоростью (быстро, медленно, с подскоком), менять направление движения на ходу, изменять темп при необходимости;
- Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны. К 3,5 годам ребенку под силу перепрыгнуть на 1 или 2 ногах небольшое препятствие;
- Стоять и ходить на пятках, носках, сохраняя равновесие. Если малыш выполняет эти элементы, но при этом раскидывает в стороны руки для удержания равновесия не стоит волноваться. Навык усвоен, умение удерживать равновесие придет с опытом;
- Лазать по турникам. Подниматься и спускаться по прямой или изогнутой стенке, полностью преодолевать “радугу”, висеть на перекладине и спрыгивать с нее самостоятельно;
- Самостоятельно ходить по лестнице вверх и вниз, придерживаясь за поручень. При подъеме вверх может отпустить руки и подниматься, чередуя ноги, при спуске передвигаться приставным шагом;
- Спрыгивать с небольшого возвышения, бордюра, стульчика. При приземлении слегка сгибать ноги в коленях для смягчения прыжка;
- Играть с мячом. Ловить и бросать мяч на расстояние около 2 метров вперед, в стороны, назад. Для броска использовать две или одну руку. Кидать мяч из разного положения тела: стоя, лежа, из за головы, между ног;
- Выполнять 2-3 действия синхронно. В одно и то же время хлопать и топать, прыгать и махать;
- Наклоняться вперед, пытаться достать пальцами до земли;
- При наличии велосипеда уверенно крутить педали, быстро передвигаться при помощи беговела, самоката.
Бытовые навыки:
- Самостоятельно обувается и разувается, одевается и раздевается;
- Застегивать и расстегивать удобно расположенные пуговицы, замки, застежки;
- Следить за опрятностью своей одежды, при необходимости заменять испачканный предмет гардероба;
- Выбирать подходящую по погоде и времени года одежду для прогулки;
- Вытирать ноги после прогулки, входя в дом;
- Использовать при необходимости носовой платок;
- Мыть руки, лицо, использовать при необходимости мыло;
- Правильно пользоваться горшком или унитазом, мыть руки после посещения туалета;
- Самостоятельно есть ложкой, вилкой. Пить из кружки, чашки, стакана;
- После окончания игры собирать свои игрушки, расставлять по местам предметы;
- Проявлять инициативу в домашних делах, пытаться помогать взрослым убираться, готовить еду.
Интеллектуальные навыки и знания:
- Свободно ориентироваться в пространстве. Знать и называть слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, справа, слева;
- Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей;
- Употреблять в речи слова обобщения, подбирать к предложенному слову подходящие предметы;
- Конструировать башни, замки, домики для игровых целей или по образцу;
- Подбирать пару предложенному предмету по образцу;
- Считать до 5 и выше;
- Различать цвета спектра и их основные оттенки;
- Находить и называть в книжке знакомые предметы, животных, растения;
- Сравнивать между собой предметы, находить между ними общие и отличительные черты;
- Знать основные геометрические фигуры, по просьбе взрослого находить очертания фигуры в окружающих предметах (окно — прямоугольное, спинка стула — квадратная);
- Разделять предметы на группы по 1-2 признакам;
- Находить в группе предметов лишний, не подходящий по обозначенному признаку.
Перечисленные навыки должны присутствовать у ребенка к 3,5 годам. Если малышу сложно дается тот или иной навык, он отказывается выполнять предложенное задание, рекомендуется пересмотреть подход к обучению, предложить более легкий, игровой вариант обучения. Дети учатся через непосредственный контакт с предметами, игровые задания. Не нужно стараться придать занятиям вид школьных уроков. Это не сработает. Постарайтесь во время обычной игры рассказывать и показывать на конкретных примерах новую информацию, активно привлекать ребенка к решению задач.
Особенности ухода за малышами
Уход за малышом в возрасте от 1 до 3 лет совсем несложен. Ежедневное купание, как с грудничками, уже не требуется, но легкий душ все же не будет лишним, потому что дети в этом возрасте достаточно часто пачкаются, много ползают по полу. С мылом мыть ребенка (или со специальным детским гелем) стоит 1-2 раза в неделю, в остальное время просто водой. Волосы мыть рекомендуется раз в 7-10 дней с детским шампунем.
В ежедневный уход за ребенком обязательно должна быть включена чистка зубов дважды в день с детской зубной пастой. В периоде раннего детства зубы должны чистить ребенку родители. Конечно, малышам часто хочется сделать все самостоятельно. Ему можно это позволить, но качество чистки будет низким. Поэтому после малыша зубы должен ему почистить кто-то из родителей.
Опорно-двигательная система и моторика в 3 года и 3 месяца
В три года активно развиваются двигательные способности ребенка. Ваш малыш должен уметь в этом возрасте следующее:
- подбрасывать мяч, ловить его и бить по нему;
- правильно подниматься по ступенькам, чередуя ноги для каждого шага;
- уметь кататься на трехколесном велосипеде и активно при этом крутить педали;
- прыгать и наклоняться без падений;
- ходить вперед и назад без сложностей;
- уметь простоять до пяти секунд на одной ноге.
Моторика малыша также развивается, он становится более гибким. В данный промежуток времени он должен уметь рисовать различные фигуры и людей с двумя-четырьмя частями тела, пользоваться ножницами, вырезать, рассматривать книги с большими картинками, писать большие буквы, самостоятельно одеваться и раздеваться, откручивать на банках крышки, использовать во время рисования несколько цветов, строить башни с девятью кубиками и больше.
Речь и интеллект ребенка в 3 года
Интеллектуальное развитие в 3 года идет семимильными шагами. Еще вчера он только притопывал под любимую песенку, а сейчас поет ее сам от начала до конца. И пританцовывает, конечно!
Он может рассказать любимую сказку – по памяти или по картинкам. Речь крохи становится четкой и понятной, хотя некоторые звуки ему еще не подвластны («Р», «Л» и шипящие).
Кругозор сорванца весьма широк. Он распознает времена года, погодные явления. Отличает длинное от короткого, горячее от холодного, старое от нового.
Рассказывая о чем-то, он дает богатое описание, навеянное опытом: «Сейчас зима. Надо тепло одеваться. Нужна шапка и варежки. Зимой холодно и идет снег. Снег белый и мокрый, его не едят. Зимой катаются на санках с горки».
В лексиконе трехлетки появляется важнейшее слово «Я». Он уже идентифицирует себя как самостоятельную личность. Сейчас, показывая на свое фото, он не произнесет: «Это Вася». Он скажет: «Это Я!»
Работаем над осанкой
Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.
Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела.
Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным.
Причины плоскостопия у детей могут быть:
- Рахит,
- Слабое физическое развитие,
- Лишний вес,
- Раннее хождение,
- Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
- Травмы мышц, связок.
Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.
Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства.
Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка?
- Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
- Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
- Жесткая постель, мебель по росту;
- Ходьба по песку, гальке, траве;
- Правильное положение тела в статичных позах;
- Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
- Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
- Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
- Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.
Особенности физического развития
Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребенок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребенок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков.
Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.
Как обстоят дела с весом? Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребенок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.
Хобби и творчество
Дети – маленькие творцы и затейники. Родители должны создавать все условия для воплощения безграничной детской фантазии. Представленные ниже курсы направлены на развитие художественных, музыкальных и других творческих навыков, а также на развитие эстетического чувства.
Pop Up для самых маленьких – Света Искоских
Курс Pop Up для самых маленьких рассчитан на детей с 4 лет. За 6 видеоуроков ребенок создаст свою красочную книгу с объемными элементами и научится рисовать животных. А попутно узнает много нового и интересного про мир природы.
Преимущества курса:
- Авторская методика, разработанная профессиональным архитектором и иллюстратором книг Светой Искоских.
- Игровой формат обучения.
- Уроки можно проходить в любом порядке и с любого устройства.
- Диплом о прохождении курса.
На выбор представлены 2 тарифа: за 1 500 руб. и за 4 500 руб. Более дорогой вариант включает в себя помощь кураторов и одно онлайн-занятие с преподавателем.
Игра на гитаре – Детская школа искусств
Мини-курс Игра на гитаре рассчитан на детей от 12 лет. На нем подросток сможет сформировать первичные навыки игры на гитаре. Для занятий понадобится сам инструмент и около 2 часов в день.
Курс разделен на 3 этапа:
- Правильная посадка, постановка рук и отработка базовых движений.
- Изучение расположения нот на грифе.
- Знакомство с аккордами.
Обучение бесплатное. Чтобы его пройти, нужно зарегистрироваться. Отличная возможность получить базовые навыки, а затем продолжить учиться на углубленных курсах или самостоятельно.
Другие программы от Детской школы искусств:
- Все, что ты хотел узнать о написании страшилки, но боялся спросить
- Кукольные стихии
Scratch Junior – программирование для детей 5–7 лет – Pixel
Scratch Junior – курс по обучению детей программированию на одноименном языке. Этот язык программирования был создан специально для дошкольников. Чтобы освоить его, даже не нужно уметь читать и писать. Команды обозначены картинками, а результат их применения виден сразу.
Как проходит обучение:
- Занятия в виде онлайн-вебинаров 2 раза в неделю по 45 минут на закрытой платформе.
- Мини-группы по 4 человека.
- Обучение состоит из нескольких модулей. В каждом по 24 занятия.
Это отличная возможность познакомить ребенка с программной средой. Профессия программиста прочно обосновалась на верхних строчках рейтингов самых востребованных и высокооплачиваемых профессий.
Стоимость модуля – 9 000 руб. Есть возможность получить доступ к демонстрационным материалам и к записи занятия для ознакомления с курсом. Для этого нужно оставить заявку на сайте.
Онлайн-курс акварельной живописи для подростков – Kalacheva School
Онлайн-курс акварельной живописи рассчитан на детей 10–14 лет. Автор курса – художник-иллюстратор Вероника Калачева. Она поможет освоить технику рисования акварелью и привить любовь к искусству. На курсе минимум теории и очень много практики. Обучение построено по принципу от простого к сложному. К каждой работе преподаватель оставляет комментарий с указанием сильных сторон и ошибок.
В программе:
- выбор качественных материалов для рисования;
- знакомство с цветовым кругом;
- техники заливки, протирания цвета, точных штрихов;
- акварельные спецэффекты;
- работа с перспективой.
В процессе обучения ребенок нарисует минимум 7 полноценных рисунков и сможет продолжить рисовать самостоятельно после окончания курса.
Стоимость – 5 500 руб. Доступ к курсу открывается на 3 месяца.
Шахматы. Начальный уровень – Фоксфорд
Шахматы. Начальный уровень – курс для детей, которые желают окунуться в мир интеллектуального спорта. Ведет его КМС по шахматам Алексей Ерофеев. Всего 30 занятий по 1 академическому часу. Проходят они раз в неделю по субботам. Их можно смотреть онлайн, а потом пересматривать в записи.
В программе:
- основные правила игры;
- виды матов;
- тактические шахматные приемы;
- тактика ведения начала партии;
- пешечный эндшпиль;
- анализ игр великих шахматных чемпионов.
Стоимость – 6 490 руб., доступна рассрочка. Пробное занятие можно пройти бесплатно.
Анимация: основы и история – Проффессионариум
Анимация: основы и история – бесплатный курс, на котором дети смогут окунуться в мир анимации и попробовать себя в роли создателей мультфильмов.
В программе:
- основы мультипликации;
- история анимации;
- двухфазная анимация;
- обратная съемка;
- иллюзия движения.
Курс состоит из 5 коротких лекций и дополнительных материалов. Чтобы пройти его, нужно зарегистрироваться.
Еще несколько интересных программ от образовательной площадки “Проффессионариум”:
- Создание анимации при помощи мобильного телефона
- Основы быстрой зарисовки, скетч
- Создание куклы в стиле тильда
Как я могу помочь улучшить учебу и эмоциональную безопасность моего ребенка
Вероятно, вам интересно задания для детей 3 лет:
Развивающие занятия для детей 3 4 лет: рассмотрите следующие способы повышения эмоциональной безопасности вашего 3-летнего ребенка:
- Потратьте время, чтобы ваш ребенок поговорил с вами
- Научите вашего ребенка, как все работает
- Поощряйте игру с другими детьми
- Прислушайтесь к своему ребенку
- Пусть ваш ребенок делает как можно больше для себя, когда одеваешь, чистишь зубы и расчесываешь волосы
- Попросите вашего ребенка помочь с такими простыми делами, как сбор игрушек
- Пойте песни или детские стихи, и учите своего ребенка словам
- Прочитайте истории с вашим ребенком и попросите его пересказать часть истории
- Помогите своему ребенку поиграть с карандашом и бумагой, показав, как рисовать круги и линии, чтобы сделать фигурку. Сделайте фигуры счастливыми, грустными или удивленными и расскажите о различных чувствах, показанных на каждой картинке
- Пусть ваш ребенок строит вещи из коробок
- Предоставьте ребенку безопасное место для езды на трехколесном велосипеде
- Слушайте детскую музыку вместе с ребенком и танцуйте
- Практикуйтесь в подсчете с вашим ребенком
- Дайте ребенку возможность играть в игры с другими детьми
- Собирайте пазлы вместе с ребенком
- Покажите своему ребенку, что вы гордитесь любым его рисунком
- Научите своего ребенка цветам
- Играйте в мяч со своим ребенком. Играйте в разные игры с мячом, например, бросайте мяч в коробку или катите мяч вверх и вниз по склону.
Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка
В три года ребенок начинает остро нуждаться в общении с другими детьми, ему уже недостаточно компании из родственников и родителей. Он прекрасно ладит со сверстниками, с удовольствием посещает детский сад. Препятствовать его общению с другими детьми не стоит, так как ребенок таким образом адаптируется в социуме. В три года у малыша начинает формироваться собственная личность, при этом приобретаются важнейшие социальные навыки:
- Осознание своего «Я», понимание значения слова «мое».
- Подражает взрослым.
- С удовольствием общается с другими детьми, знакомиться с ними, играет.
- Умеет разбирать, кто из взрослых родной, а кто близкий человек.
- Его эмоции выражаются осознанно.
- Умеет контролировать свои эмоции.
- Активно фантазирует, придумывает различные истории.
Кроме того, ребенок в три года уже должен уметь здороваться и прощаться, просить прощения. Этот период называют кризисом трех лет: малыш может стать капризным, перестанет реагировать на просьбы родителей, может показывать свое непослушание. Такое поведение – своеобразный способ отстоять свою точку зрения. И наказывать ребенка за его попытки не стоит: взрослый должен знать, как найти компромисс в отношениях, и уметь сохранить доверительные отношения с малышом. Если пытаться добиваться полного послушания, то такой подход может вызвать у ребенка агрессию, недоверие и отсутствие взаимопонимания.
Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.
Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.
Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.
Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:
- Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
- Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.
Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:
- Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
- Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.
Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.
А что же определяет рост и вес ребенка?
Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы
Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.
Слух и зрение ребенка
Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.
- Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
- До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
- Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
- Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
Математическое и пространственное мышление
В возрасте трех-четырех лет ребенок более уверенно чувствует себя в окружающем его пространстве, лучше ориентируется в нем и может определить положение предметов относительно друг друга. Малыш начинает различать вещи по форме, размеру и количеству, для него становится важным вопрос «сколько?».
Основные умения ребенка к этому моменту:
- ему знакомо понятие размера, он различает предметы по признаку «большой – маленький»;
- понимает, где находятся право, лево, верх и низ на плоской картинке и в пространстве;
- может различить пространственные отношения: ближе-дальше, выше-ниже, впереди-сзади и т.д.;
- может назвать простые геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и хорошо знает, как они выглядят;
- знает и правильно применяет понятия «один», «много», «ни одного»;
- понимает, что такое «больше», «меньше» и «поровну», может показать на примерах;
- умеет считать до 10, помнит названия цифр от 0 до 9;
- знает количество пальцев на руке и ноге, число лап у животных, крыльев у птиц и т.д.
Правильное развитие ребенка в 3-4 года во многом зависит от того, насколько хорошо он изучает положение предметов в пространстве, их количество и способы его определения. Основы математического и пространственного мышления делают ум ребенка более организованным и методичным.
Психоэмоциональное развитие
Психоэмоциональное развитие – важнейший элемент в процессе становления личности
Стоит уделять особое внимание внутреннему состоянию ребенка, его чувствам и эмоциям, климату в семье и взаимодействию малыша со своими близкими. Модель самосознания себя, поведения в обществе, построения собственной семьи, взаимоотношений с противоположным полом формируются в дошкольном возрасте.
К 3-4 годам ребенок:
- Идентифицирует себя по половому признаку.
- Выражает свои чувства («Я злюсь», «Я расстроился», «Мне неприятно).
- Развита эмпатия, понимает, если причиняет кому-то боль или обижает.
- Оценивает своё и чужое поведение (Миша ударил Катю, он поступил плохо).
- Осознаёт, что все действия имеют последствия.
- Имеет личные границы, в том числе относительно тактильных контактов (не позволяет посторонним взрослым себя трогать, обнимать).
- Осознаёт ценность вещей («Ничего страшного, если ты сломал(-а) машинку, но, если кинул(-а) её и она сломана, работать она больше не будет»).
- Открыт к новой деятельности и впечатлениям.
- Появились свои интересы и предпочтения (динозавры или машины, танцы или пение).
- Формируется вкус относительно одежды и творчества.
- Сформированы элементарные причинно-следственные связи (если лизнуть соль – она будет соленая, если толкнуть вазу – она упадет)
Что можно подарить ребенку на праздник?
Все дети очень любят подарки и сюрпризы. Родственники и друзья тоже любят баловать малышей. В детских магазинах разбегаются глаза от изобилия товаров, но так хочется выбрать для ребенка действительно полезный подарок.
Какие подарки детям в возрасте от 1 до 3 лет наиболее актуальны?
- Конструкторы из крупных деталей;
- Развивающие игры для детей 1-3 лет;
- Игрушки для сюжетных игр (куклы, животные, машинки, сказочные герои, коляски);
- Наборы для ролевых игр (наборы резиновых или пластиковых продуктов, набор доктора, набор парикмахера, кукольная посуда, мебель и др.);
- Музыкальные игрушки и книжки, которые поют песни для детей;
- Книги (лучше всего толстые, картонные, с яркими иллюстрациями);
- Товары для творчества (цветные карандаши, водные раскраски, пластилин, пальчиковые краски и др.);
- Развивающие игры (крупные пазлы, кубики, лото для малышей, развивающие картинки по разным тематикам).
При выборе подарка обязательно стоит внимательно изучать этикетку. Если игрушка не предназначена для детей до 3-х лет, то от покупки стоит воздержаться. Она может содержать в себе мелкие детали или иметь острые края, что опасно для маленьких детей.
Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Что должны уметь дети в 3 года
Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.
Познавательные умения
- Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
- Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).
- Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
- Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки и т.д.
- Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
- Называет предметы и выделяет их основные части.
- Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.
Как оценить достижения в развитии внимания и памяти
Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте. Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе. В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.
Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.
Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.
Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.
Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.
Речевой уровень
Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:
- посуда
- мебель
- одежда
- многие животные (как домашние, так и дикие)
- виды транспорта
- фрукты и овощи
- продукты питания
Этот список можно продолжить многими другими. Чаще спрашивайте у ребенка «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке, и его лексический запас будет стремительно расширяться.
Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».
Уровень развития моторики
Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Успешно обучаются ездить на трехколесном велосипеде.
В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног. Развитию мелкой моторики способствует использование пальчиковых игр. Они занятны и доступны для 3-летнего ребенка.
Также дети этого возраста умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.
Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.
Развитие речи ребенка в три года
Для общения с окружающим миром очень важным средством является речь. Дети в 3 года активно осваивают речевые навыки, узнают новые слова, вступают в диалоги со сверстниками и взрослыми.
К трем годам малыш должен обладать следующими умениями:
- знать свое имя и фамилию (имена мамы и папы)
- называть знакомые предметы
- составлять предложения (используя местоимения, существительные и глаголы)
- запоминать короткие стихи
- составить рассказ по картинке из 5-6 простых предложений
- отвечать и задавать вопросы
- знать прилагательные, единственное и множественное число слов
Словарный запас трехлетки составляет примерно 1500 слов, из которых активно ребенок может использовать 500-600.
Важным этапом развития малыша в три года является период вопросов, когда ребенок постоянно всем интересуется. А почему, а зачем, а как? Это закономерно и естественно, задавая вопросы, ребенок получает необходимый опыт и накапливает знания для дальнейшего их использования. Родителям придется в это время терпеливо отвечать на вопросы и знакомить малыша с новыми открытиями. Данный этап показывает своевременность и правильность развития маленького человека.
Чтобы удовлетворить любознательность трехлетних детей нужно почаще читать им книги, рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном, постоянно разговаривать, подробно отвечать на все вопросы и разъяснять непонятные моменты. Можно попросить у ребенка что-то объяснить, спросить о его мнении на какую-то тему, рассказать о впечатлении от чего-то. Все это способствует расширению словарного запаса и развитию речевых навыков.
Речь очень тесно связана с мышлением и интеллектуальным развитие малыша, поэтому сильно влияет на всё то, что умеет ребенок в 3 года.
Речевое развитие
Речевое развитие в дошкольном возрасте наиболее актуально. Основная его цель – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми, получение информации, выстраивание социальных связей.
К 3-4 годам ребенок:
- Составляет предложения.
- Отвечает на вопросы, выполняет просьбы и инструкции, соответствующие возрасту.
- Рассказывает о событиях, впечатлениях за день.
- Ведет рассказ от первого лица, используя слово «Я».
- Старается использовать верные падежные окончания.
- Описывает то, что изображено на картине или иллюстрации.
- Знает своё имя и возраст.
- Знает имена родителей и близких людей.
- Воспроизводит сказанные взрослым сложные предложения, строчки из песен, стихотворений.
- Знает песни и стихотворения, которые часто слышал.
- Изменяет громкость голоса по просьбе взрослого.
- Активно общается со знакомыми людьми, испытывает дискомфорт и стеснение при общении с незнакомыми.
- Прислушивается к своей речи, старается сам исправить ошибки или по просьбе взрослых.
- Побуждает взрослых играть с ним с сюжетно-ролевые игры, распределяет роли.
- Словотворчество.