Причины возникновения речевых нарушений

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ помощь при АФАЗИИ для пациентов, проходящих нейрореабилитацию в клинике «Времена года»

В клинике

«Времена года» в комплекс нейрореабилитации, помимо прочих методов лечения, для

больных с нарушениями речи, предусмотрена логопедическая лечебная помощь.

Каждому пациенту составляется индивидуальная программа для пациента в

зависимости от формы афазии (дизартрии). Программа ориентируется на особенности

пациента (возраст, пол, уровень образования, особенности профессиональных

навыков до болезни и др.).

Моторная афазия

афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и

    бытовой речи.

  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны

    речи.

  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и

    чтения.

  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по

    осмыслению сложных логико-грамматических

    оборотов речи.

  11. Восстановление

    навыка развернутой письменной речи.

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Главная

    задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная

    программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Динамическая афазия

  1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности,

    организация произвольного внимания.

  2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического

    структурирования.

  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и

    письменном высказывании.

  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой

    речи.

Семантическая афазия

  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с

    пространственным значением.

  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания

    логико-грамматических ситуаций.

  5. Работа над развернутым высказыванием.

Сенсорная афазия

  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция

    устной речи.

  11. Восстановление

    чтения и письма.

Акустико-мнестическая афазия

  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь пациентам при дизартрии

  1. Логопедический массаж.
  2. Логопедическая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Коррекция звукопроизношения.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно

Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь

Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

 контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата

При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения
Не допускайте переутомления;
обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

В сериале

Патология речи

Патология речи – явление далеко не редкое. Как правило, заболевания такого рода возникают у детей и часто переносятся во взрослую жизнь. У взрослых патологии речи часто возникают как следствие перенесенных заболеваний, особенно связанных с поражением нервной системы. Также патология речи может возникнуть вследствие перенесенного стресса (например, возникает заикание).

Различают два основных направления патологии речи. Это нарушения при внутреннем оформлении высказывания и нарушения при внешнем высказывании. К нарушениям при внутреннем оформлении высказывания относят такие заболевания как алалия, афазия, дислексия и пр.

Алалией называют заболевание, при котором речь недоразвита или полностью отсутствует вследствие того, что речевые зоны головного мозга имеют органические повреждения, возникшие во время внутриутробного развития либо уже после рождения в период доречевого развития. Эта патология является одной из сложнейших.

Нарушение речи при афазии сопровождается частичной или полной потерей способности к пользованию средствами языка. Возникновение этого заболевания обычно связано с перенесенными инфекционными заболеваниями нервной системы или же черепно-мозговыми травмами. Таким образом, заболевание может возникнуть и после того, как речь уже была сформированной.

Такое нарушение речи как дислексия возникает при поражении центральной нервной системы. Человек неправильно распознает буквы при чтении и в результате некорректно их воспроизводит. При этом смысл прочитанного больным искажается.

К нарушениям при внешнем высказывании относят такие заболевания как заикание, дислалия, брадилалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия. Заикание – заболевание довольно распространенное. При нем нарушается темп и ритм речи из-за судорог мышц речевого аппарата. Обычно это заболевание возникает в критических моментах при развитии ребенка.

При дислалии нарушается звукопроизношение, но при этом слух и иннервация речевого аппарата находятся в норме. Заболевание выражается заменами, искажениями, смешениями звуков.

Брадилалия проявляется в патологическом замедлении речи при преобладании процесса торможения над возбуждением. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, если иннервация речевого аппарата недостаточна. Это заболевание является следствием поражения центральной нервной системы.

Тахилалией называют речевую патологию, при которой речь становится очень быстрой. Ринолалия проявляется в нарушении тембра голоса или произносительной части речи. Заболевание возникает из-за анатомо-физиологических поражений речевого аппарата.

При лечении патологий речи обычно применяют комплексные методы. Если это следствие заболевания, то начинать нужно с лечения его первопричины. Для полного или частичного восстановления речи обязательно занимаются с логопедом. Эффективно в лечении речевых патологий проявили себя краниосакральная терапия и методы ритмического массажа.

Расстройство экспрессивной речи

Расстройство экспрессивной речи — еще один речевой дефект, который проявляется в недостаточном использовании выразительных средств. При этом пациенты способны связно выражать свои мысли и хорошо понимают смысл чужой речи.

Люди, имеющие данное нарушение речи, отличаются низкой речевой активностью, часто неправильно употребляют падежи, а словарный запас у них очень скуден. Они затрудняются с выбором подходящей лексики, а потому используют шаблонные слова и заготовки фраз.

Как правило, это нарушение диагностируют в дошкольном возрасте. Корректировать его можно с помощью психотерапевта и логопеда. Иногда назначают также медикаментозное лечение.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог, диетолог.

Общий стаж: 20 лет.

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп.

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи могут включать:

  • повреждение мозга вследствие инсульта или травмы головы;
  • мышечную слабость;
  • поврежденные голосовые связки;
  • нейродегенеративные заболевания, такое как болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз (БАС);
  • слабоумие;
  • рак, который поражает рот или горло;
  • аутизм;
  • Синдром Дауна;
  • потерю слуха.

Факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития у человека нарушения речи, включают:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие расстройств речи в семейном анамнезе;
  • проблемы, которые влияют на уши, нос или горло.

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения

Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия

Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

Дополнительно статьи на данную тему:

Синусит (воспаление околоносовых пазух)

Детский аутизм

При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

  • возбудимость и даже агрессивность;
  • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
  • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
  • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

Знаменитости с речевыми дефектами

Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.

Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.

Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.

Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.

Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.

Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.

Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.
Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому – глобальная “гаджетизация” и переход людей к виртуальным способам общения.

Возраст Навыки
 до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
 6-9 месяцев
  • отдельные слоги: “ма”, “ба”, “да”
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
 9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) – “мама”, “папа”, “баба”;
  • первые слова;
 1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
 1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
 2-3 года
  • “контекстная речь”;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц – “я спим”)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
 3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам – четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок – из числа тех, кто “медленно запрягает, да быстро мчит”. Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие

И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи – ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.
Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра “Эмбер” по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:
    Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:
    работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых – из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Виды нарушения речи

Некоторые типы речевого расстройства включают заикание, апраксию и дизартрию.

Заикание

Заикание относится к расстройству речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов. Люди, которые заикаются, могут испытывать следующие виды сбоев:

  1. Происходит повторения, когда люди невольно повторяют звуки, гласные или слова.
  2. Возникают блоки, когда человек знает, что хочет сказать, но ему трудно произносить необходимые звуки. Блоки могут вызывать ощущение, будто слова застряли.
  3. Удлинение относится к растяжению или вытягиванию определенных звуков или слов.

Симптомы заикания могут различаться в зависимости от ситуации. Стресс, возбуждение или разочарование могут стать причиной более сильного заикания. Некоторые люди могут также обнаружить, что определенные слова или звуки могут сделать заикание более выраженным. Заикание может вызывать как поведенческие, так и физические симптомы, возникающие одновременно. Они могут включать в себя:

  • напряжение в лице и плечах;
  • быстрое моргание;
  • тремор губ;
  • сжатые кулаки;
  • внезапные движения головы.

Виды заикания

Существует два основных типа заикания:

  1. Заикание, проявляющееся у детей, при становлении речи. Генетические факторы значительно увеличивают вероятность развития этого типа заикания.
  2. Нейрогенное заикание возникает, когда повреждение головного мозга препятствует правильной координации между различными областями мозга, играющими роль в речи.

Апраксия

Апраксия — это общий термин, относящийся к повреждению головного мозга, которое ухудшает моторные навыки человека и может влиять на любую часть тела. Апраксия речи, или вербальная апраксия, относится к нарушению двигательных навыков, которые влияют на способность человека правильно формировать звуки речи, даже когда он знает, какие слова хочет сказать.

Причина апроксии

Головной мозг контролирует каждое действие, которое совершает человек, включая речь. Большая часть участия мозга в речи является бессознательной и автоматической. Когда человек начинает говорить, мозг посылает сигналы различным структурам тела, которые работают вместе, чтобы произвести речь. Мозг дает команды этим структурам, как и когда двигаться, чтобы сформировать соответствующие звуки. Например, эти речевые сигналы открывают или закрывают голосовые связки, перемещают язык и формируют губы, а также контролируют движение воздуха через горло и рот.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда повреждение головного мозга вызывает мышечную слабость на лице, губах, языке, в горле или груди человека. Мышечная слабость в этих частях тела может затруднять речь. Люди с дизартрией могут испытывать следующие симптомы, такие как:

  • невнятная речь;
  • бормотание;
  • слишком медленная или слишком быстрая речь;
  • тихая или спокойная речь;
  • трудности с движением рта или языка.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.

Дефекты построения языковых средств и их значение

Сложности коммуникации

  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой  коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Диагностика и лечение

Пациентам с серьезными нарушениями речи требуется лечение у соответствующих специалистов. То, какой именно метод терапии будет применен, будет зависеть от причин, спровоцировавших имеющийся дефект.

Так, например, детям, которые страдают задержкой речевого развития, будет необходима консультация у детского психолога. Проблему пациентов с дефектами строения речевого аппарата решит хирургическое вмешательство. Незначительные недостатки речи помогут исправить занятия с логопедом.

Наиболее серьезными считаются речевые нарушения, вызванные неврологическими причинами. В этом случае лечение может быть более длительным, сложным и дорогостоящим.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector