Причины рассеянного внимания

Содержание:

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением, и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики, к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Течение рассеянного склероза

Каждый пациент, у которого диагностирован рассеянный склероз, обладает одним из четырех типов течения заболевания. Это не статичная величина, и с развитием времени характер протекания заболевания может изменяться.

Ремиттирующий-прогрессирующий тип (самый частый)

У пациентов с ремиттирующим течением рассеянного склероза периоды обострений, во время которых симптомы проявляются наиболее ярко, сменяются ремиссиями. В период ремиссии симптоматика может исчезнуть либо полностью, либо частично. Но на смену такому затишью рано или поздно приходит новое ухудшение, способное принести не только обострение старых симптомов, но и продемонстрировать новые. У каждого пациента длительность периодов обострения и ремиссии индивидуальна. В некоторых случаях симптомы могут угасать на долгие годы. Многое здесь зависит и от лечения, которое способно не только продлить бессимптомный период заболевания, но и сгладить обострения рассеянного склероза.

Первично-прогрессирующее

Первично-прогрессирующее течение болезни проявляется яркой симптоматикой с самого начала, при этом состояние пациента постепенно ухудшается, изредка возможно появление периодов кратковременного улучшения. Это довольно редкий тип рассеянного склероза, который присутствует только у одного пациента из десяти. При этом отсутствие бессимптомных периодов не говорит о том, что в этом случае болезнь очень быстро приведет пациента к инвалидности, так как скорость прогресса болезни может быть крайне низкой. При таком раскладе человек вполне сможет прожить долгие годы полноценной жизни без потери трудоспособности.

Вторично-прогрессирующее

Часто ремиттирующее течение рассеянного склероза с течением времени (10-15 лет после первичной диагностики заболевания) перетекает во вторично-прогрессирующее. В этом случае отсутствуют периоды ремиссий, при этом очевидно медленное, но неуклонное ухудшение состояния и нарастание симптоматики. Причиной перехода рассеянного склероза в такую форму может являться отсутствие адекватного лечения болезни.

Средняя школа

Пятый класс даже обычным детям дается трудно: меняется весь привычный образ жизни. Вместо одного кабинета – несколько, вместо одного учителя – много, у каждого свой характер и свои требования. Надо переходить из кабинета в кабинет, помнить сложное расписание уроков, успевать к ним подготовиться. В этой ситуации больше всего теряются негибкие дети, которым трудно приспосабливаться к переменам – и, конечно, неорганизованные СДВГшки. Именно в пятом классе даже собранные и внимательные начинают терять сменку, перчатки, варежки, куртки: голова настолько переполнена происходящим, что многое в ней просто не удерживается. Ругать их за это бессмысленно: если ребенок начал все терять, значит, он очень устал и не справляется со своими повседневными задачами. Ему надо отдохнуть.

Средняя школа – важное время для того, чтобы обучить ребенка метапредметным навыкам: структурировать информацию, представлять ее в виде таблиц и схем, анализировать, сравнивать, обобщать и т.п. Родители могут помочь там, где школа не слишком хорошо справляется со своими задачами

Самое время учить ребенка выделять и записывать главное, вести конспекты и пользоваться своими записями.

Мы по-прежнему можем читать ему вслух школьные учебники, если ему нужна такая помощь, по-прежнему присматриваем за тем, чтобы он распределял свои усилия и свое время. 

Пятый-шестой класс – идеальное время для домашних опытов, экскурсий, арт-проектов: ребенок активно изучает окружающий мир. Но при этом дети постепенно теряют интерес к учебе. У них появляется новая возрастная задача: общаться. Эту тягу к общению (сейчас в основном через гаджеты) очень трудно держать под контролем. Постепенно назревает подростковый бунт

Вот тут родителям детей с СДВГ чрезвычайно важно помнить о правиле 30% и знать, сколько лет их подросшим детям на самом деле. 

Особое внимание, конечно, надо уделять подготовке к экзаменам в 9 классе. Главная помощь, которую родители могут оказать, — это помощь организационная: вспомнить об экзаменах как минимум в феврале-марте, составить вместе с ребенком план-график подготовки, помочь ребенку вовремя садиться за подготовку

Тогда еще можно купить пособия, оценить объем работы, посмотреть, сколько работы надо сделать за оставшиеся месяцы, сколько раз в неделю и какое количество задач, вариантов, билетов, вопросов надо прорабатывать; понять, понадобится ли помощь репетитора, еще есть последний шанс его найти на несколько месяцев (хотя о репетиторе, конечно, надо задумываться раньше). 

Стоит ли помогать подросткам с уроками? В тех случаях, когда они просят, — безусловно. В некоторых предметах, особенно если что-то пропустить, самостоятельно не разобраться. Помощь с самоорганизацией обычным детям уже не нужна, и если родители вовремя поставили перед собой задачу научить ребенка делать уроки, то сейчас они уже смогут заниматься самостоятельно с небольшой родительской поддержкой. Если с организацией и планированием у ребенка по-прежнему плохо, родительская помощь понадобится – но не в том, чтобы силком сажать уже выросшего ребенка за уроки, а в том, чтобы помочь ему держать в уме или на бумаге информацию о том, сколько, чего и когда ему надо сделать. 

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему

Теперь нужно присмотреться, как именно проявляется детская невнимательность, поскольку внимание измеряется по нескольким параметрам:

  • объем;
  • концентрация;
  • устойчивость;
  • распределение.

Объем — это способность удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов. Для дошкольника 5-7 лет нормально замечать 3-5 предметов. В старшем возрасте объем внимания развивается до 7 объектов. Определить объем несложно: разложите на столе перед малышом несколько игрушек (карточек с картинками, цифрами, других вещей). Предложите внимательно посмотреть на них нескольких секунд, а затем накройте эти предметы. Объем внимания ребенка будет соответствовать количеству названных вещей со стола.

Концентрация — способность целиком сосредоточиться на занятии (объекте), не обращая внимания на отвлекающие факторы. Например, школьник не успел сделать письменную работу на уроке, но спокойно продолжает писать, когда другие ученики уже перешли к устным занятиям. Уровень концентрации в норме

Если же ребенок из-за каждой мелочи теряет мысль, отвлекается, начинает делать ошибки, у него есть проблемы с вниманием

Устойчивость — еще один критерий, связанный с концентрацией на объекте/занятии. Но устойчивость внимания измеряется тем, сколько времени ученик способен заниматься делом, сосредоточенно исследовать предмет изучения

Это важное качество, которое помогает детям продуктивно работать на уроках. Без него ребенку невозможно усидеть на месте, трудно решить сложную задачу или довести до конца хоть какое-то дело

Распределение — способность полноценно уделять внимание одновременно нескольким занятиям/объектам. Умение направить свое внимание на выполнение сразу двух-трех дел называется многозадачностью

Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач. Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Поиск рецептов

Больные рассеянным склерозом и уход за ними

Если на ранних этапах болезни человек, страдающий рассеянным склерозом, способен выполнять большинство действий самостоятельно, то по мере того, как болезнь прогрессирует, ему все чаще требуется помощь. В некоторых случаях лучшим вариантом является помещение больных в специализированные заведения, где для них создаются специальные условия. Однако гораздо чаще уход за больными осуществляется на дому силами родственников.

Что нужно знать родственникам больного

Основные задачи, стоящие перед родственниками больного рассеянным склерозом, заключаются не только в обеспечении условий, удобных для самого больного, но и в поддержании определенного эмоционального состояния

Эмоциональная поддержка – важное условие, поскольку для болезни характерно ухудшение как физического, так и психического состояния пациентов.. Осознание собственного диагноза часто приводит к депрессивным состояниям, поэтому родственникам нужно демонстрировать готовность помочь и поддерживать позитивный настрой у больного

Такие люди могут чувствовать себя обузой для своих близких, и в этом случае важно доказать ему обратное, не допустить эмоциональной изоляции, так как это может привести к ухудшению депрессии и в целом негативно повлиять на состояние больного и течение болезни.

Осознание собственного диагноза часто приводит к депрессивным состояниям, поэтому родственникам нужно демонстрировать готовность помочь и поддерживать позитивный настрой у больного

Такие люди могут чувствовать себя обузой для своих близких, и в этом случае важно доказать ему обратное, не допустить эмоциональной изоляции, так как это может привести к ухудшению депрессии и в целом негативно повлиять на состояние больного и течение болезни.. В силу наличия определенных нарушений больным часто требуется помощь в выполнении определенных действий, однако это не означает, что нужно делать за него абсолютно все действия

Достаточный уровень физической активности важен в том числе и для эмоционального состояния больного. Поэтому требуется понимать, что человек может выполнить самостоятельно, а где ему потребуется помощь со стороны. Но торопить его сделать что-то не нужно – родственникам важно проявлять терпение и помнить, что все проявления беспомощности являются следствием болезни, воздействующим на нервные волокна.

В силу наличия определенных нарушений больным часто требуется помощь в выполнении определенных действий, однако это не означает, что нужно делать за него абсолютно все действия. Достаточный уровень физической активности важен в том числе и для эмоционального состояния больного. Поэтому требуется понимать, что человек может выполнить самостоятельно, а где ему потребуется помощь со стороны

Но торопить его сделать что-то не нужно – родственникам важно проявлять терпение и помнить, что все проявления беспомощности являются следствием болезни, воздействующим на нервные волокна.

Центр рассеянного склероза

Центры рассеянного склероза представляют собой специализированные медицинские учреждения, в которых уход и лечение осуществляются силами специалистов по специально разработанной программе. В ряде случаев пребывание больного в таком центре является более подходящим вариантом, чем домашний уход – особенно в ситуациях, когда родственники не могут обеспечить полноценную поддержку или нанять профессиональную сиделку для ухода.

Характеристики внимания

Объем

Он показывает, сколько объектов ребенок может заметить одновременно. Чем объем внимания больше, тем с большим количеством заданий способен справиться малыш.

Устойчивость

Она говорит о том, какое количество времени ребенок может быть сосредоточенным на задании

С возрастом малыш начинает дольше удерживать внимание на задачах, которые ему малоинтересны.

Концентрация

Она показывает, насколько малыш способен сосредоточиться на выполняемом задании, не отвлекаясь на внешний раздражитель.

Переключение

Оно характеризует скорость, с которой ребенок переходит с одного задания на другое. Если после решения одной задачи малыш не может сразу начать заниматься другой, это означает плохую переключаемость внимания.

Причины рассеянного склероза

Рассеянный склероз относят к разряду аутоиммунных заболеваний, при которых в результате определенных нарушений иммунная система организма начинает разрушать свои собственные клетки. Антитела, вырабатываемые лимфоцитами, в данном случае атакуют миелиновую оболочку нервных волокон, в результате чего активизируется воспалительный процесс, и миелиновая ткань замещается соединительной. Хотя окончательные причины рассеянного склероза сегодня до сих пор точно не определены, большинство ученых склоняются к тому, что болезнь активизируется в результате сочетания генетической предрасположенности и негативных внешних факторов.

Причины рассеянного склероза у взрослых

Взрослые люди возраста 20-40 лет – основная категория больных рассеянным склерозом. Риск заболеть выше у тех людей, у кого в роду уже встречались случаи этой болезни, однако речь не идет о том, что склероз передается по наследству. Исключение факторов, способных спровоцировать развитие заболевания, поможет избежать его даже при генетической предрасположенности. К основным причинам принято относить:

  • Стрессовые ситуации. Хотя на данный момент точных доказательств прямой связи уровня стресса и рассеянного склероза нет, статистика показывает, что сильные нервные потрясения могут стать причиной развития болезни.
  • Место проживания. Установлено, что рассеянный склероз встречается чаще у людей, проживающих далеко от экваториальной зоны. Это связывают с тем, что малое количество солнечного света приводит к пониженному уровню выработки витамина D.
  • Курение. Эта вредная привычка может спровоцировать развитие рассеянного склероза.
  • Вакцинация против вирусного гепатита В (до конца не доказано, но в некоторых исследованиях была найдена связь между вакцинацией и появлением рассеянного склероза)
  • Радиоактивное облучение
  • Отравление токсическими веществами
  • Некоторые вирусы, в том числе вирусы герпеса, краснухи, кори, ретровирусы, не являясь непосредственной причиной возникновения рассеянного склероза, оказывают влияние на иммунитет, поэтому тоже могут спровоцировать развитие болезни.

Причины рассеянного склероза у пожилых

Риск развития рассеянного склероза в пожилом возрасте гораздо ниже. В пожилом возрасте в качестве причин развития болезни выделяют точно такие же факторы, что и для взрослых людей. К ним можно добавить определенные возрастные изменения, а также хронические болезни, которые могут спровоцировать развитие рассеянного склероза.

Лабиринты для младших школьников

Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.

Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.

Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»

Работу с лабиринтами трудно переоценить

Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче  понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль

Проявите терпение и настойчивость. Преодоление рассеянности процесс не быстрый, но вполне реальный. Желаю удачи!

Как связано с гиперактивностью?

Причины

Колит — многофакторное заболевание. Оно возникает по одной причине или их совокупности. Болезнь провоцируют:

  • кишечные инфекции;
  • неправильное питание; 
  • аллергены; 
  • злоупотребление лекарственными препаратами; 
  • токсины; 
  • гельминты; 
  • неблагоприятная экология; 
  • психоэмоциональные перегрузки; 
  • нарушение кровоснабжения кишечника. 

В последнее время врачи отмечают увеличение численности пациентов, у которых диагностирован колит.

Специалисты связывают это с особенностями образа жизни жителей мегаполиса. Многие люди, имея сидячую работу, испытывают регулярную нехватку движения. Это негативно сказывается на кровообращении органов и систем.

Ситуацию усугубляет питание с обилием консервированной, жирной и острой пищи, алкогольные напитки. 
Однако в ряде случаев заболевание возникает по неизвестным причинам без видимых на то оснований. Специалисты уверены, что причиной такого явления становится неблагоприятная наследственность, неправильная работа иммунитета, который атакует собственные клетки. 

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
неусидчивость;
сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
неспособность завершить начатое дело до конца;
сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
склонность к тревогам;
небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;
повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.

Симптомы синдрома рассеянного внимания у детей

Синдром рассеянного внимания у детей имеет свои симптомы и требует определенного лечения. Признаками нарушения могут быть:

  • сниженная концентрация внимания как на уроках, так и в домашних делах и играх;
  • неусидчивость;
  • неаккуратность, неопрятность в одежде;
  • невнимательность к инструкциям, речи окружающих;
  • отсутствие самоконтроля;
  • беспорядок в личных вещах, игрушках, школьных принадлежностях;
  • рассеянность;
  • повышенная тревожность;
  • раздражительность, возбудимость;
  • навязчивость в общении;
  • излишняя болтливость, преобладание монологической речи при разговоре с собеседником;
  • ограниченный объем воспринимаемой информации.

Причины школьной неуспеваемости

Давайте разберёмся, чем могут быть вызваны проблемы с учёбой и как можно исправить ситуацию. 

Причина 1: отсутствие интереса 

Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможным ответом может быть скука. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий. 

Решение: постарайтесь сделать учебный процесс захватывающим. Младшего школьника увлечёт обучение в игровой форме, например, превратите решение домашнего задания в квест, читайте литературу по ролям, изображайте историю в лицах. 

Ребятам постарше понадобится более серьёзная мотивация. О ней мы поговорим отдельно. 

Причина 2: недостаток концентрации

Часто бывает, что ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки.

Решение: ребёнку нужно научиться учиться. В интернете можно найти множество техник по запоминанию, вычленению сути из потока информации и других полезных практик. Запоминать материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы. Научите своего ребёнка пользоваться ими. 

Причина 3: прокрастинация

У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки. 

Решение: будьте внимательны к своему ребёнку и его эмоциональному состоянию. Успокойте его и предложите свою помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает. 

Причина 4: высокая нагрузка

Часто родители хотят дать своим детям как можно более разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.  

Причина 5: неприятности в школе 

Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой. 

Решение: разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Затем обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта. 

В крайнем случае можно сменить школу или форму обучения. Ваш ребёнок не должен подвергаться травле ни при каких обстоятельствах. 

<<Блок перелинковки>>

Выяснить причину — половина успеха

Прежде чем решать проблемы с учёбой, взрослые должны выяснить, почему конкретно ребёнок не хочет учиться и выполнять домашние задания. Такая позиция может объяснять самыми разными причинами:

  1. Нет мотивации к учёбе, понимания того, зачем вообще она нужна.
  2. Элементарная лень (обусловлена самим характером ребёнка).
  3. Школьник боится совершить ошибку, зная, что родители будут его ругать.
  4. Переутомление. Помимо школы ребёнок посещает ещё, например, кружок рисования и спортивную секцию.
  5. Конфликты в учебном заведении. Если сына или дочь в классе обижают, высмеивают, естественно, учёба отодвигается на второй план, ведь ребёнок погружён в психологические проблемы.
  6. Ученик плохо понимает определённый предмет, и домашнее задание по нему, соответственно, воспринимает как продолжение школьной пытки.
  7. Зависимость от гаджетов. Ребёнку просто не интересно учиться, когда под рукой есть такие увлекательные достижения современных технологий.

Прежде всего нужно выяснить, почему ребёнок не хочет делать уроки — возможно, он боится ошибиться и разозлить родителей или, например, не складываются отношения одноклассниками

Что нельзя делать родителям

От незнания и, нередко, от безысходности многие взрослые начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии маленький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.

Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не вспомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в области детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.

  1. Не ругать.
  2. Не насмехаться (“Посмотри на кого ты похож – опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу” – так воспитаете комплекс неполноценности).
  3. Не сравнивать с другими детьми (“Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда” – этого ребенку говорить нельзя никогда).
  4. Не наказывать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
  5. Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его обязанности, следить и контролировать постоянно).

Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину – ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он есть. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector