Дислексия у детей: причины и последствия, методы коррекции

Содержание:

Методика Корнева

Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.

Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.

Например:

  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.
  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.

Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.

Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.

Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки». 

При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками

Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении

IQ

5 октября, 2020 г.

Картотеки

Нейронауки

Подпишись на IQ.HSE

Определение дислексии и проявления дислексии

Если приложить к книжной странице зеркало и попробовать прочитать текст, то можно примерно понять, что видят страдающие дислексией вместо обычных строчек. Они не больны, их развитие в норме, просто иначе воспринимают привычные нам символы. Мама дислексика Ксения Букша делится своими наблюдениями о том, как распознать дислексию, отделить ее от иных особенностей развития и как помочь своему ребенку с ней бороться.

Термин «дислексия» был введен в оборот офтальмологом Рудольфом Берлином 130 лет назад

Именно Берлин обратил внимание на нарушение, мешающее человеку с нормально развитым интеллектом и хорошим зрением овладеть навыками чтения и письма (частично или полностью). Похожие случаи описаны в практике многих докторов: взрослый или подросток при абсолютно нормальных физических и интеллектуальных данных, будто бы имеет какую – то «словесную слепоту»

Он не в состоянии обучиться чтению, несмотря на все прилагаемые к этому усилия.

Впервые систематизацией случаев проявления дислексии и исследованием этого расстройства занялся невропатолог Самуэль Ортон в 1925 году. И по сей день не утихают споры о причинах возникновения дислексии: единого мнения о предпосылках к появлению данного нарушения пока не сформировано. И лишь в одном утверждении сходятся исследователи – дислексия (также, как и дисграфия) не является болезнью. Основополагающим для данного расстройства являются специфические нейробиологические отличия, которые имеют расхождение с «условной нормой». Эти особенности, с высокой долей вероятности, являются наследственными. Дислексию, как правило, связывают с нарушением связей между полушариями мозга.

У дислексика наблюдаются сложность в пространственном ориентировании, что затрудняет восприятие буквенных символов, слов, предложений и текста. Страдающие дислексией при чтении могут «менять местами» буквы, слоги и слова, в связи с чем человеку, имеющему данный тип расстройства, приходится тратить дополнительные усилия на расшифровку и осмысление прочитанного. Существенно осложняет жизнь дислексику и дисграфия. Чтобы почувствовать суть трудностей при дислексии достаточно попробовать написать, что – либо левой рукой (если вы правша), прочитать текст в зеркальном отражении или же попытаться сделать перевернутую надпись.

Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение

При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе

При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений

Общее понятие о дислексии

Под дислексией понимается стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, и оптимальные условия обучения.

Имеется нейробиологическая основа формирования дислексии, включающая как наследственную предрасположенность, так и структурные особенности формирования головного мозга. Следовательно, ребенок испытывает настоятельную потребность в систематической профессиональной помощи, не имея возможности самостоятельно справиться с этой проблемой. 

Британская ассоциация дислексии определяет это состояние как «специфическое нарушение способности к обучению, которое имеет нейробиологическую природу, носит стойкий характер и сохраняется на протяжении всей жизни».

Грамота всегда начинается с осознания речи, языка и освоения навыков анализа. До освоения азбуки, ребенок должен понять, что такое звук, научиться делить слова на эти звуки.

К механизмам формирования дислексии относят:

  1. Нарушения оперативно-фонологической памяти, то есть способности кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные сегменты речи (звуки, буквы и слоги) и их смысл.
  2. Нарушение серийности процесса чтения. Ребенок с трудом запоминает серии знаков, значений, понятий. Способность научиться воспринимать слог целиком, а не побуквенно – это серийно организованный процесс.
  3. Недостаточный словарный запас. Бедность словаря тормозит формирование навыка чтения, тогда как в школьном возрасте словарь пополняется именно за счет прочитанного.
  4. Замедленность припоминания известных слов.
  5. Низкая способность к автоматизации навыков, требующая постоянного повторения осваиваемого навыка в течение длительного времени.
  6. Повышенная утомляемость, астенизация ребенка.
  7. Нарушения концентрации внимания.

Основные проявления дислексии зависят от особенностей письменной речи. Часть детей испытывают затруднения на этапе изучения букваря, то есть освоение звукобуквенных связей. При обучении чтению следует идти от звука к букве, поэтому заучивание названия букв, например, при помощи кубиков, является бессмысленным. Русскоязычная письменность требует, в первую очередь, развития навыка слияния букв в слоги, отсутствие которого является критическим барьером при формировании навыка чтения. Особенность усвоения навыков чтения такова, что пока ребенок не достиг автоматизма звукобуквенных связей, он не сможет освоить слогослияние. То есть существует причинно-следственная связь между базовыми навыками. В результате у таких детей отсутствует собственно технический навык, слоговое чтение не автоматизировано, и даже по окончании общеобразовательной школы ребенок фактически сохраняет побуквенное чтение. Стойкость состояния такова, что оно может сохраняться в течение всей жизни при отсутствии квалифицированной логопедической помощи.

Помимо того, дислексия может проявляться нарушениями понимания прочитанного, когда технический навык чтения сформирован, но читающий не понимает прочитанного при условии нормального развития когнитивной функции.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Комплекс упражнений для исправления дислексии подбирается индивидуально. Нужно учитывать причину дефекта речи, тяжесть патологии и сопутствующие заболевания.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения по преодолению дислексии развивают способность воспринимать и различать звуки. Таким образом корректируются дефекты звукопроизношения, развиваются правильные фонематические процессы. Маленьким детям дают послушать звуки природы: он должен угадать, кто издает этот звук. Такие же задания можно давать с бытовыми звуками.

Другое упражнение — наполнить несколько коробок мелкими предметами, при этом коробки должны быть парными: пуговицы-пуговицы, монеты-монеты. Ребенок должен на слух найти нужную пару.

Следующие упражнения для преодоления дислексии: произношение одного звука громко и тихо, медленно и быстро, отрывисто и слитно; поиск пары картинок с похожим звучанием (зуб и суп, гайка и галка), закончить стихи, подбирая рифму; повторять слоги с одинаковым гласным (ка-па-та).

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Эти упражнения для преодоления дислексии помогают развить речевой аппарат и голос. Применяется артикуляционная гимнастика:

  1. Сначала выполняют разминку, делая глубокий вдох и выдох, задерживая дыхание, затем неполный выдох;
  2. Малышу предлагают имитировать звуки, которые издают животные: летит муха — «з-з», кошка мурчит — «мрррр»;
  3. Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать все согласные буквы в строке из книги;
  4. Прочитать чистоговорки «чи-чи-чи — потеряли мы мячи», затем наборы слов «арба – арфа», «дверь — червь — зверь», постепенно наращивая громкость голоса и темп;
  5. Читать скороговорки или пословицы.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Упражнения показаны для коррекции тактильной дислексии. Тренировка мелкой моторики рук повышает способность тактильно воспринимать предмет, различать их, развивает пространственные представления, повышает работоспособность головного мозга.

Наиболее эффективные пальчиковая гимнастика. Для маленьких детей подойдут занятия в форме игры, например, «Сорока-белобока» или «Ягоды». Старшим детям можно выполнить обычную гимнастику и массаж пальцев. В плане развития мелкой моторики вас выручат лепка, рисование, а также различные шнуровки, конструкторы, пазлы.

Полезно давать ребенку поиграть в разными по размеру, фактуре, материалу предметами. Вы можете рассыпать разные крупы, разложить игрушки. Ребенку будет интересно перебирать эти предметы. Старшим детям усложните задание и спрячьте в крупе предметы: пусть он на ощупь определит, что это за предмет и из чего он сделан.

Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Эти упражнения при оптической дислексии помогают выработать навыки правильного чтения путем развития зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найти лишнюю букву в ряде А-В-О-Ы-Е, лишний слог в ряде РА-МЕ-ЛА-ДА, найти общее в паре МЫЛО-МИЛО, МЕЛ-МЕЛЬ.

Дальше задания усложняются. Например, переместить букву в правильное место: ЛОСТ-СТОЛ. Когда ученик справится с этим, предлагаются целые предложения с такими неправильными словами.

Упражнения при аграмматической дислексии

Эти упражнения для коррекции дислексия у школьников позволяют развить грамматический строй речи, обогащают словарный запас. Детям предлагают составить словосочетания из предложенных слов, склонять слова, согласовывая их число, род, падеж. В дальнейшем задания усложняются: нужно составлять целые предложения из предложенного набора слов, составлять связный рассказ по картинке, вставлять пропущенное слово в предложение.

Причина и патофизиология дислексии

Проблемы с фонологическим процессом вызывают нарушение распознавания, сочетания, запоминания и анализа звуков. При дислексии может отмечаться нарушение как написания, так и понимания письменной речи, что часто ограничивается в дальнейшем проблемами со слуховой памятью, образованием речи, наименованием объектов или поиском подходящих слов. Также часто отмечаются основные нарушения вербальной речи.

Отмечается склонность к семейным случаям дислексии. Дети из семей с анамнезом нарушений чтения или расстройств развития школьных навыков подвержены более высокому риску. Поскольку были идентифицированы изменения в головном мозге людей, страдавших дислексией, эксперты считают, что дислексия преимущественно является следствием кортикальной дисфункции из-за врожденных аномалий развития нервной системы. Предполагают роль нарушений интеграции или взаимодействия специфических функций головного мозга. Большинство ученых сходятся во мнении, что дислексия связана с левым полушарием и нарушениями в областях головного мозга, ответственных за восприятие речи (зона Вернике) и моторику речи (зона Брока), а также с нарушениями соединения между этими областями через дугообразный пучок. Дисфункции или дефекты в области угловой извилины, средней затылочной области, а также правого полушария вызывают проблемы с распознаванием слов. Неспособность изучить правила образования слов при чтении печатного текста часто расценивают как часть дислексии. У таких детей могут отмечаться сложности при определении корня в слове или рода слова, а также при определении, какие буквы в слове за какими следуют.

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, –  так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Трудности школьного обучения, вызванные дислексией

В первом классе дети с дислексией отстают от одноклассников по темпам освоения звукобуквенных связей, так как их букварный период длится около года, тогда как в норме он едва достигает шести месяцев.

Отсутствие формирования автоматизма звукобуквенных связей приводит к нарушениям слогослияния, что значительно ухудшает технику чтения и препятствует пониманию прочитанного. Этот феномен лежит в основе «отставания» ребенка по большинству предметов школьной программы, требующих реализации навыка чтения.

Чем дискретнее читает ребенок, тем больше нагрузка на оперативную память, изначально менее функциональную. Это снижает скорость и качество чтения.

Ребенку не удается своевременно укрупнять единицы чтения, воспринимаемые целостно, начиная от двухбуквенных слогов и заканчивая полностью словом. Именно этот процесс именуется магистральной линией чтения и его освоение является основной мишенью приложения усилий родителей, педагогов и логопеда.

Часть текстового материала обычно не прочитывается, а угадывается читателем, что является нормальным механизмом чтения. При этом читающий контролирует правильность таких догадок. Однако бедность словарного запаса и слабость самоконтроля у детей с дислексией снижает точность таких «угадываний», приводя к ошибкам, затрудняющим понимание текста. Догадка в норме происходит на уровне фраз и текста, но при дислексии угадывается слог, что препятствует нормальному чтению. Дети, не умея слить слог, пытаются его отгадать, допуская при этом множество ошибок. Программа коррекции ориентирована в этом случае на формирование контроля результата чтения, ориентируясь на смысловой контекст. В этом случае угадывание будет позитивным компонентом навыка чтения.

Результаты проявлений дислексии:

  1. снижение успеваемости;
  2. снижение самооценки ребенка;
  3. формирование «фобии чтения» и «фобии школьного обучения»;
  4. нарушение процесса социализации.

Своевременное оказание специализированной логопедической помощи способствует профилактике невротизации ребенка и его родителей, нормализации самооценки и достижению успеваемости по школьным предметам. Ошибочно базировать оценку ребенка на его успешности в школе, однако такая ошибка допускается родителями и педагогами повсеместно. Для детей с дислексией это имеет критическое значение. Поэтому для успешного освоения программы коррекции дислексии необходимо создавать и поддерживать высокую мотивацию к занятиям, не допуская жесткого принуждения.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Методика Дэйвиса

Автор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.

Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.

Дисграфия детей: коррекция и диагностика

Ответом на вопрос «как лечить дисграфию у детей» является множество эффективных упражнений, а также методы коррекции дисграфии, разработанные ведущими специалистами в области нейропсихологии. Первым этапом оказания помощи является диагностика заболевания, которая проводится, как правило, в несколько этапов. Они включают в себя изучение школьных тетрадей и остальных письменных работ ребенка, его речевых навыков и уровня их развития, состояние слуха, зрения и центральной нервной системы. По результатам полученных данных осуществляется обследование нижеследующих показателей:

  • моторика;
  • артикуляционный аппарат;
  • установление ведущей руки;
  • фонематический синтаксис и анализ;
  • произношение звуков;
  • слуховая дифференциация звуков;
  • широта словарного запаса;
  • структурирование слов по слогам;
  • грамматический речевой строй.

При определенных усилиях и разработанной в индивидуальном порядке программе коррекционно-развивающего обучения дисграфия, наряду с сопутствующими нарушениями письма, речи и чтения, может быть полностью преодолена. Естественно, коррекция потребует месяцы, а в некоторых случаях и годы систематических занятий. Однако приложенные усилия будут вознаграждены: ребенок сможет осваивать школьную программу наряду со сверстниками и добиваться при этом высоких результатов.

Если вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как лечить дисграфию у детей или ищете возможность, как помочь ребенку с дисграфией, обращайтесь к специалистам «Центра нейропсихологического сопровождения». Здесь каждого ребенка ждет индивидуальный подход, высокий профессионализм, а также благоприятный климат для формирования основных функций и процессов, необходимых для дальнейшего развития!

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Симптомы дислексии

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так.

При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  • имеют широкий кругозор;
  • любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  • имеют отличное воображение;
  • обладают развитой интуицией;
  • могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Дислексия у взрослых

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector