Увлекательная география для школьников

Содержание:

Преимущества занятий по географии

Данный курс будет способствовать развитию речи:

  • Расширение словарного запаса. Дети узнают много новых названий предметов, народов, животных, связанных с изучением материков, смогут распределять их в группы (по континентам) по значению, назвать их обобщающим словом.
  • Ребенок легко сможет находить предмет (объект) по описанию его формы, цвета, предназначения.
  • Дети узнают новые названия рек, озер, океанов, морей, праздников, профессий, городов и т.д.
  • Ребенок сможет составить рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, придумать окончание к рассказу.

развитию логического мышления:

  • Находят различия и несоответствия в картинках.
  • Расставляют несколько картинок в нужной последовательности.
  • Находят пару предложенному предмету и объясняют их связь.
  • Выбирают нужный из 3-5 предложенных предметов (по ситуации).
  • Знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.

развитию общего кругозора:

  • Дети будут знать и различать континенты.
  • Дети будут знать и показывать океаны на карте, глобусе.
  • Дети будут знать основных животных каждого континента.
  • Дети познакомятся с жителями изучаемого континента (страны)

Что мы делаем на занятиях по географии

Игра с глобусом помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить знакомый материал, помогает создать картину целостности мира. Дети учатся различать сушу и воду, ищут разные континенты. Этому же способствует работа с картой. Рассматривая карту, дети получают научные знания в доступной форме (например, коричневый цвет на карте обозначает горы)

  • Подвижные игры используются на занятиях для смены видов деятельности. Особенность подвижных игр заключается в их тесной связи с изучаемой темой. Например, изучая Африку, играем в “Жирафиков”, Южную Америку – в “Пираний” и т.п.
  • Для знакомства с животным миром континента используются различные пособия – атласы, карточки, иллюстрации, книги. Для лучшего запоминания животных, используются наиболее яркие представители фауны, которые обитают только на данном континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида – пингвины, и т. д.).
  • На занятиях дети знакомятся с коренными жителями континентов, что дает возможность понять все разнообразие мира, приобщиться к мировой культуре. Мы изготавливаем головные уборы индейцев, африканские маски.
  • Рисование карты континента – это не только развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная задача – попытаться правдиво передать рельеф местности. Карта – это точное контурное изображение материка.

Для детей от 4 до 8 лет.Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам 1,5 академических часа.В группе занимается до 10 человек.

4.00 of 5 — 2 votes

Thank you for rating this article.

Ищем клады

Любая карта — это схематическое изображение местности, ее план. Начните с того, что нарисуйте план вашей квартиры и отметьте на ней спрятанные для ребенка подарки — «клады», которые он должен отыскать, руководствуясь картой.

Потренироваться в умении ориентироваться по карте можно и во время шопинга. Предложите определить с помощью плана, размещенного на стенде информации в торговом центре, как добраться до любимого магазина вашего чада. Не торопитесь и пробуйте вместе с ребенком пройти по предложенному им маршруту, даже если он не сразу оказался верным.

Наверное, помните, как в школе изучали топографичекие знаки — «лес», «сад», «болото», «железная дорога», «река» и другие? Можно показать их ребенку, а потом попробовать попутешествовать по готовой карте где-нибудь за городом, в сельской местности. Еще интереснее нарисовать такую карту самим во время загородной поездки.

Собственно говоря, а зачем нам непременно стандартные топографические знаки? Мы можем придумать и свою систему условных обозначений объектов на местности, зарисовать ее и теперь придумывать свои карты близлежащих дворов. Вечером можно предложить папе определить, какой из дворов вашей округи вы изобразили (предварительно, познакомив его с вашими условными обозначениями, конечно). И, наконец, прячем «клад» (красивый камушек, например) в потайном дупле старой яблони, наносим его на карту. И играем в «Остров сокровищ»!

Игры и задания для детей по географии

Лучше понять географию детям помогут интересные игры:

  • «Назови город на последнюю букву». Игроки по очереди перечисляют города. Например «МосквА», «АрхангельсК», «КалининграД» и т. д. Кто не сможет назвать город на заданную букву, тот проигрывает. Новичкам разрешается пользоваться картой.
  • «Нарисуй карту». Ребенку предлагается нарисовать карту своей комнаты, дома, двора, улицы и т. д. Для интереса можно спрятать клад, и обозначить его крестиком на нарисованной карте.
  • «Угадай страну по описанию». Ведущий описывает климат страны, традиции, обычаи, достопримечательности. Игроки должны как можно быстрее угадать ее название.
  • «Слова в словах». Ведущий пишет географическое название. Например, «Караганда». Игрокам нужно составить из букв другие географические названия. Прибавлять новые буквы нельзя. Например, «Караганда»: «Канада, Гана, Карадаг, Анкара».

В конце рассказа о какой-либо из стран будет полезно выполнить творческое задание. Попросите ребенка нарисовать страну так, как он ее себе представил. Можно сделать коллаж с наклейками, завести для работ отдельный альбом.

Игры во время прогулки

У нас ребенок бредит машинками. Играть хочет только с машинками, спать, гулять тоже с ними. Думаю, что не одни мы такие.  На прогулке может отвлекаться только на кошек, затем опять машинки. Дома мы немного изменили ситуацию – наши вагончики из спичечных коробков занимают почетное место в “гараже”.  

А вот для улицы мы долго не могли ничего придумать – внимание ребенка было приковано только к взятой из дома машинке. Сначала мы брали с собой на прогулку маленькую машинку и изучали правила дорожного движения для нее. Перевозили грузы, ездили в гости, при этом ребенок был навигатором для своей машинки – 2 километра вперед (километры у нас – это шаги), поворот направо, налево, светофор

Замечательная развивающая игра – учим счет, повороты в разные стороны, речь развиваем, по мере возникновения «решаем дорожные проблемы». Вначале ребенок с удовольствием играл в эту игру, потом, видимо, надоело, наш азарт исчез. И тут дедушка купил внуку самолет. Разумеется, мы его взяли на прогулку и для нас началась новая яркая полоса. У нас родилась игра «Занимательная география для дошкольников». Она предоставляет возможность просто и доступно объяснить ребенку старше 3 лет основы географии.  

Откуда к нам пришла еда

Оказывается, привычные нам продукты происходят из самых далеких мест. Огурцы, к которым мы так привыкли и выращиваем на даче, произошли от диких растений далекой Индии, а яблоки когда-то давно росли только в Центральной Азии. А чтобы поесть жареной картошки, несколько сот лет назад пришлось бы плыть в Южную Америку. Предлагаем всей семьей поиграть в игру «Откуда к нам пришла еда».

Вам понадобятся:

  • ламинированная карта мира
  • бумажный скотч и ножницы
  • глина, чтобы сделать игральный кубик
  • фломастер или наклейки в виде кружочков (я использовала самоклеющиеся круглые подкладки для мебели)
  • карточки с нарисованными блюдами
  • разная еда (помидор, огурец, чай, шоколад, сахар, мука, подсолнечное масло, ваниль, корица, яблоко, лимон, лук)

Цель игры: собрать с разных концов света все необходимые ингредиенты для приготовления того или иного блюда и вернуться домой. Какие блюда «готовить», вы можете решить сами. В нашей игре у нас было три карточки с едой, по одной на каждого участника:

  • чай с лимоном и шоколадом;
  • яблочный штрудель;
  • салат из помидоров, огурцов, лука и подсолнечного масла.

  1. Нарисуйте и подпишите на карточках блюда, которые будут участвовать в игре.
  2. Возьмите карту мира, расстелите ее на полу. С помощью бумажного скотча наметьте маршруты, по которым игроки будут путешествовать за едой (после игры бумажный скотч легко отделится от ламинированной поверхности).
    • Чай — из Китая
    • Пшеница — из Ирана
    • Сахар — из Индии и Юго-Восточной Азии
    • Шоколад — с берегов Мексиканского залива
    • Помидор — из Перу в Южной Америке
    • Огурец — из Индии
    • Подсолнечное масло — из Северной Америки
    • Лимон — из Индии
    • Яблоко — из Центральной Азии
    • Ваниль — из Мексики
    • Корица — из Китая
    • Репчатый лук — из Средней Азии

Если вы хотите, придумайте другие блюда, и привозите для них рис из Китая, макароны из Италии, бананы из Малайзии, оливки из Греции, гранат из Туниса, апельсины из Южного Китая, груши с гор Кавказа и т.д.

Кстати, в популярной аудиоэнциклопедии с Чевостиком и дядей Кузей есть целая аудиокнига про историю разных овощей и фруктов — «Путешествия растений». (Ольга Жаховская, Наталья Манушкина. Путешествия растений. М. : Детсткое издательство «Елена», 2005.)

  1. Сделайте на маршрутах деления, наклеив или нарисовав на бумажном скотче кружочки.
  2. Для игры вам понадобится игральный кубик. Слепите его из глины и нарисуйте на гранях: 1, 2 и 3 точки для обозначения количества ходов, перечеркнутый ноль, самолет и чайник.
    • Если выпал перечеркнутый ноль, то игрок пропускает ход.
    • Если выпал самолет, то игрок мгновенно переносится в любую нужную ему точку.
    • Если выпал чайник, то игрок возвращается на старт, так как он забыл дома выключить чайник.
    • Когда глина высохнет, кубик можно покрасить и покрыть бесцветным лаком для ногтей.

  1. Если хотите, до начала игры разложите настоящую еду на карте. Другой вариант —нарисовать карточки. В любом случае, ребенку должно быть видно, где какая еда находится.
  2. В начале игры каждый игрок вытягивает себе карточку с блюдом, для которого он будет собирать ингредиенты. Каждый участник по очереди бросает кубик и ходит. Выберите ваш город в качестве старта, туда же нужно вернуться, когда все ингредиенты будут собраны.
    Если вашему ребенку пока тяжело даются соревновательные игры, то собирайте вместе продукты для одного и того же блюда. Например, вы можете разделиться: пусть один отправится за помидорами и подсолнечным маслом, а другой — путешествует за огурцами и луком. И тогда в конце игры, когда вернетесь домой, вы соедините добытые ингредиенты, и у вас получится овощной салат.
  3. По окончании игры вы можете на самом деле приготовить то или иное блюдо вместе с ребенком.

Планета Земля. Основные понятия.

Земля – это огромный шар-планета. На земле есть вода (океаны, моря, реки, озера и др.) и суша, горы, леса. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь.

Планета – это тело в космосе, которое вращается вокруг звезды.

Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Он находится высоко-высоко, выше неба. Космос начинается там, где заканчивается атмосфера, т.е. воздух. В космосе много звезд и планет. 

Посмотрите с малышом на ночное звездное небо. Звезды кажутся близкими, но на самом деле они далеко и дотянуться до них невозможно,. До космоса можно только долететь на специальном космическом корабле.

Солнце – это огромная горячая звезда в космосе, вокруг которой вращаются планеты. Солнце дает нам свет и тепло. Без него не было бы жизни на Земле. Без света погибнут растения, а без растений не будет кислорода (того, чем мы дышим).

Луна – спутник Земли. 

Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг другого.

Важные факты

  • Земля вращается вокруг солнца. Каким бочком она к нему повернется, тому и теплее – там лето, а на противоположной стороне – зима.
  • Земля вращается не только вокруг солнца, но вокруг самой себя (своей оси). День с той стороны, которую освещает солнце, а ночь – с противоположной.

Про глобус

Знакомясь с понятием «Земля», обязательно покажите ребенку глобус. Помните, что малышам нужна наглядность, поэтому нужно показать ему не плоское изображение, а шар, который можно покрутить, повертеть и рассмотреть детально. Уже после знакомства с глобусом можно переходить к карте.

Поясните, что глобус – копия Земли, но очень-очень маленькая. Настоящая Земля такая огромная, что ее невозможно обойти пешком. Чтобы объехать или облететь Землю, понадобится много времени.

Какие цвета есть на глобусе?

  • Голубой – вода;
  • Желтый – возвышенности (холмы);
  • Зеленый – зелень
  • Коричневый – горы
  • Белый – снег и лед.

Обязательно покажите картинки, на которых можно детально рассмотреть горы, леса, воду и пр

На улице также обращайте внимание на зелень, воду и др., проговаривайте цвета. Во время путешествий не упустите возможность показать крохе горы, море и др.

Про заботу о Земле

Важно с малых лет прививать ребенку любовь к окружающему миру. Расскажите ему о том, что люди не берегут нашу планету и мусорят, что выхлопные газы от машин загрязняют воздух и т.д

Приучайте кроху выбрасывать мусор на улице только в урну, расскажите о правилах поведения в лесу и на водоемах. Поясните, что растения дают нам кислород, поэтому нужно заботиться о них. Будет отличной идеей совместно с папой посадить в лесу или парке деревце и помочь планете.

Полезные ископаемые

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное «ископаемое» — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.

Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.

Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией.

В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут. Рассчитывайте уложить урок географии в это время

Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время

Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Играем в лото

Даже с совсем маленьким ребенком можно играть в лото, типа «Зоопарк». Как правило, на больших карточках, которые раздают игрокам, животные сгруппированы по определенному признаку. К примеру, на каждой карточке животные конкретного континента или климатической зоны. Здесь большой простор для беседы: чем похожи жители одной местности и чем они отличаются от жителей другой. Почему они такие?

Пусть малыш пофантазирует, зачем лисичке из пустыни большие уши, а полярной лисе — белая шерсть. О чем-то он догадается сам, а где-то вы ему подскажете.

В моем детстве было еще «Географическое лото» (предназначенное для детей с 12 лет, но играли мы в него прекрасно и в шесть). Из него я по сей день помню, какой цветок на нашей планете самый большой, а какая птичка — самая маленькая. Многократное повторение в игре даже достаточно сложных для целенаправленного заучивания сведений, приводит к их автоматическому запоминанию.

География для дошкольника: чему учить

Чтобы понять, каким образом проводит обучающие занятия по географии с дошкольником в первую очередь необходимо понять, какие знания ему необходимы. Первые полноценные занятия по изучению этой дисциплины можно начинать проводить с 3 лет, постепенно расширяя знания ребенка. К 6-7 годам хорошо, чтобы малыш:

  • знал название своей страны, города, улицы. Столицу своей родины и главные города нескольких стран-соседок;
  • мог найти на карте несколько стран, приблизительно начертить контуры Родины;
  • имел представления о климате, разнообразии видов живых существ и растений. Мог соотнести представителей животного и растительного мира с местом их обитания;
  • умел пользоваться глобусом и картой, знал, как на них изображаются континенты и океаны, страны и основные особенности ландшафта;
  • четко видел разницу между океаном, морем, рекой, озером, болотом;
  • мог объяснить, чем отличаются горы, лес, равнина и т.д.;
  • имел начальное понимание о формировании осадков, сменяемости сезонов;
  • понимал, что такое экватор, чем он отличается от других зон земли;
  • имел представление об ископаемых ресурсах, простыми словами мог объяснить, как они используются;
  • знал о разнообразии человеческих народов и их внешнем различии, уважал чужую культуру, особенности уклада жизни.

Большинство знаний легко преподнести во время прогулок и путешествий, рассказывая крохе об окружающих его предметах. Картографические знания – при помощи обычных карт или глобуса. Удобным вариантом является специальная интерактивная карта, созданная для детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассказывающая при нажатии на определенную зону интересные факты.

Как объяснить ребенку географию?

Начните с начала. Ответьте на вопросы:

  1. Для чего нужно изучать географию? Для того, чтобы иметь целостное представление о Земле – общем доме человечества. В своем доме всегда хочется знать, где что находится, как это можно использовать.
  2. В чем ее суть? Говоря простым языком география – это описание Земли. Ученые исследуют ее с давних времен: погружаются на дно океанов и морей, протискиваются внутрь гор, поднимаются ввысь под облака и даже выше – в космос. И все равно мир остается полон загадок.

Изучайте страны всесторонне. Здорово помогают объяснить ребенку географию современные технологии:

  • Смотрите спутниковые снимки изучаемых стран.
  • Просматривайте короткие интересные видеоролики о жителях, животных, достопримечательностях.
  • Рассказывайте интересные факты.
  • Подключайтесь к онлайн-камерам, чтобы посмотреть на достопримечательности в режиме реального времени (Ниагарский водопад, Большой Каньон и другие).
  • Установите приложение на смартфон с географическими играми.
  • Играйте в игры по географии, выполняйте задания по возрасту.
  • Показывайте красивые снимки, презентации о странах.
  • Задавайте друг другу вопросы.
  • Путешествуйте, посещайте музеи и достопримечательности лично.

Видео на тему «Зачем нам география и как ее изучать»:

Рассказываем детям о жарких странах

На нашей планете есть такие места, где даже зимой температура воздуха не опускается ниже +15+20 градусов. Солнце там печет настолько сильно, что стоять под ним просто невозможно. Из-за сильной жары вода быстро испаряется, поэтому огромные территории представляют собой пустыню. Но люди, животные и растения жарких стран приспособились к таким условиям. Наверное, поэтому они такие необычные.

Самые большие жаркие страны и материки:

  • Африка;
  • Австралия;
  • Индия;
  • Южная Америка.

Животные жарких стран:

  1. В некоторых жарких странах дождь идет всего 1-2 раза в год. Например, в Египте. А вот в Бразилии и Таиланде, наоборот, дожди могут лить почти каждый день в течение полугода. Такой период называют сезоном дождей.
  2. Жители островов Тихого океана пьют дождевую воду. Дожди – единственный источник пресной воды, так как на островах нет озер и рек.
  3. Самая жаркая страна – Катар. Средняя температура летом здесь составляет +40 градусов. Зимой жара практически не спадает. Столбик термометра редко опускается до +28 градусов.

Африка

Африка – это целый жаркий материк! Настоящее царство жаркого солнца и горячего песка.

В ней есть много удивительных стран:

  • Египет – страна величественных пирамид и сфинксов, роскошных курортов и шумных средневековых базаров.
  • Мадагаскар. Это не просто остров из мультика. Здесь обитают животные и растения, которых больше не встретишь нигде на земле. Например, лягушка-помидор и руконожка – животное, которое добывает личинок из дерева длинным средним пальцем.
  • Марокко – страна, поражающая сочетанием древней и колониальной архитектуры. Здесь смешались древние традиции, религии и культуры. По историческим кварталам Марракеша, Феса, Эс-Сувейры можно бродить часами, представляя, как люди жили раньше.
  • Танзания – страна с удивительной, первозданной природой. Среди бесконечных саванн возвышаются горы Килиманджаро, покрытые льдом и снегом. А еще здесь проживает полукочевой народ масаи.
  • Зимбабве и Замбия – соседние страны с общей достопримечательностью – самым большим в мире водопадом Виктория.

Мультфильм об Африке для самых маленьких:

Интересная география для детей 5, 6, 7 лет. Советы начинающим педагогам

Сейчас все больше и больше школьных предметов вторгаются в жизнь к дошкольникам, не исключением стала и география для детей 5,6,7 лет. Разработано множество занятий по этой сфере образования, но далеко не все понимают специфику дошкольного обучения. Для тех, кто не связан с этим представляются глобусы, контурные карты и сложные вычисления широты и долготы координат. У малышей же все по другому, для них главной задачей становится получение базовых знаний о природе, флоре и фауне, ее особенностях и разнообразии, элементарных знаний о своей стране, городе.

Для этого воспитателями дошкольных образовательных учреждений проводится серьезная работа по подготовке учебного пространства группы, методических и дидактических материалов.

Что же нужно, чтобы преподавать интересную географию детям 5,6,7 лет? Разберем по пунктам:

  • Необходимо организовать живой уголок или уголок природы, для того, чтобы дети наглядно видели, как правильно относится к природе, как ухаживать за ее представителями
  • Собрать демонстрационный материал, состоящий из игрушек, картинок, иллюстраций, художественных произведений, дидактических игр
  • Знакомить детей с элементарными географическими понятиями, среди которых стороны света, компас, карты, глобус, материки, моря, океаны, реки, горы, равнины и др.
  • Проводить экскурсии, экспедиции, выставки, конкурсы творческих работ
  • Поощрять собирание гербариев, природных камней и минералов, изготовление поделок и творческих композиций из них(что позволяет познакомится с особенностями изучаемого объекта)
  • Организовывать занятия – опыты, наблюдения во время прогулки направленные на применение на практике полученных знаний (мох растет с северной стороны, крона дерева больше и пышнее с юга)
  • Создать своеобразный музей природы, экспонаты в который должны приносить детки. Это могут быть фото и открытки, диковинные раковины и кораллы, камни, картинки изображающие различные погодные явления (включая стихийные бедствия)
  • Учить детей составлять карты знакомой местности – группы, территории сада, дороги домой и т.д. Это можно делать в идее игры в путешественников, пиратов, ищущих по карте спрятанный другими детьми или воспитателем клад.
  • Использовать в занятиях по конструированию специфические игры, например «Построй город …». Демонстрационным материалом в такой игре могут стать карточки-изображения инфраструктуры самых крупных и известных городов – Биг Бен Лондона, Эйфелева башня Парижа, Красная площадь Москвы и т.д.

Несколько советов начинающим педагогам:

Очень нравятся малышам занятия с волшебными путешествиями. Можно переносится в любую точку мира на ковре-самолете, волшебным поездом, с помощью волшебной палочки. Дети должны иметь представление о животных пустынь, тропиков, полюсов, морских и океанических обитателях, знать, где всегда тепло, а где вечная мерзлота, почему маловероятна встреча в природе белого медведя и африканского слона.

Быть всегда интересным детям, которых вы учите, вам поможет только фантазия и находчивость в работе, стопроцентная отдача свому делу, безграничная любовь к детям. Если вы отвечаете всем вышеперечисленным требованиям никакие инновации и вариации программ вам не страшны, и география для детей 5,6,7 лет станет просто веселой и увлекательной игрой!

Игры для детей. Изучаем планету Земля

География на прогулке

Захватите небольшой рюкзачок и отправляйтесь с малышом в увлекательное путешествие. Исследуйте почву и ее виды (чернозем, песок, глина, перегной), рассматривайте растения и деревья. Можно даже устроить настоящие раскопки!

Укрась планету

  • Расскажите малышу о богатствах планеты: растениях, грибах, животных, насекомых.
  • Нарисуйте заранее на ватмане кустики, травку, деревья, стебли цветов, озеро.
  • Вырежьте из картона грибы, бабочек и других насекомых, птиц и т.д.
  • Грибочки разложите на кустики под деревьями, цветочки – на стебли, бабочек – на цветочки, рыбок – на озере, птиц – в небе.

Спаси планету.

На большой карте разбросайте небольшие кусочки бумаги и попросите кроху «навести порядок». Пусть Земля в конце игры поблагодарит своего спасителя.

Для наглядности распечатайте картинку земли с мордочкой.

Во время субботников вовлекайте в рабочий процесс и малыша. И не забудьте похвалить его за проделанную работу.

Суша, вода, лед

Веселая игра на реакцию, в которой по команде нужно выполнять определенные действия:

  • на слове «суша» встать на зеленый коврик (например, массажный);
  • на слове «вода» встать в таз с водой;
  • на слове «лед» встаем на пенопласт.

День – ночь

Возьмите обычный фонарик и яблоко, насаженное на деревянную шпажку

Зайдите в темное помещение (например, ванную комнату), затем начните медленно вращать макет Земли, обращая внимание крои на то, что одна сторона освещается, а другая – нет. Напротив фонарика – день, а с другой стороны – ночь.

Кто и где живет

Детям до трех лет достаточно иметь общее представление о частях света. Дополнительно (если ребенку интересно) можно рассказать об особенностях климата, о природных зонах (саванна, степь, пустыни, джунгли, леса и др.).

Разложите на полу большую карту мира, назовите 6 материков. Начните с двух-трех обитателей каждого материка. Просто показывайте континенты и называйте их «жителей». Чтобы информация легче запоминалась, преподносите ее в игровой форме.

Можно распечатать и вырезать животных, а затем разложить их «по домам». Еще интереснее будет играть с фигурками животных и перемещать их различными способами: на вертолете, поезде, машине.

Примеры животных разных материков

  1. Евразия: бурый медведь, волк, заяц, лиса.
  2. Африка: лев, слон, верблюд, жираф.
  3. Южная Америка: ленивец, колибри, пеликан.
  4. Австралия: кенгуру, коала, страус
  5. Антарктида: тюлень, пингвин, морской леопард.
  • С малышами лучше играть с парными животными (например, мама-кунгуру и малыш). Соотносить животных проще и увлекательнее.
  • Желательно заранее приобрести карту животного мира и внимательно ее изучить

Смотрим кино

В канун первого класса мы дочкой взялись смотреть «В поисках капитана Гранта». Сюжет, как и любой другой у Ж. Верна, захватывает. Но еще интереснее, когда под рукой есть карта, по которой можно после каждой серии следить за продвижением героев в их пути, полном приключений, строить свои догадки о нахождении Гранта, а заодно научиться определять долготу и широту.

Кадр из фильма «Дети капитана Гранта»

Спустя пару лет мы зачитывались повестями Дж. Даррелла — человека, собиравшего животных для своего зоопарка по всему миру. «Под пологом пьяного леса», «Земля шорохов», «Поймайте мне колобуса» и другие не только заставляют посмеяться и поплакать, учат бережному отношению ко всему живому, но и открывают простор для изучения многообразной природы нашей планеты. И снова мы водим пальчиком по карте, чтобы проследить маршрут путешествия Даррелла и его команды.

На самом деле и кино, и художественная литература могут быть удивительным учебным пособием.

Вопросы детям по географии

Хорошо, если ребенок во время рассказа о стране задаст вопросы. Это покажет, что тема ему интересна. Но также и взрослый может задать вопросы ребенку, чтобы понять, насколько он вовлечен и хорошо запомнил услышанное.

Вопросы по географии могут быть такими:

  • Какие страны нашей планеты ты знаешь?
  • Сколько материков на Земле?
  • На каком материке расположена Россия?
  • Какая гора самая высокая?
  • Какая страна самая большая?
  • В какой стране ты бы хотел побывать? Почему? Что ты о ней знаешь?

В СССР на изучение географии отводилось 17 часов в неделю. Это 40% учебного времени. Сегодня в школах предмет рассказывают 1-2 часа. За это время очень сложно разобраться в темах. Хорошо, если ребенок с раннего детства будет интересоваться географией и сможет самостоятельно находить нужный материал. Для этого взрослым следует показать, насколько увлекательный и разнообразный наш мир, и как интересно его изучать.

История для малышей. С чем знакомить ребенка

История – интереснейшая наука, позволяющая воспитывать важные качества: патриотизм, эмпатия, любознательность. Преподнесение прошлого через интересный рассказ, подобие археологических раскопок, изучение окружающих предметов позволяет зародить неподдельный интерес к изучению не только событий минувших дней, но и к исследованиям. Через историю предметов, игрушек и других окружающих малыша объектов удобно рассказывать о профессиях, объяснять базовые понятия математики, физики, биологии.

История – не только даты и события. Она состоит из множества других дисциплин, интересных и полезных не только для детей, но и взрослых. Нумизматика (наука о монетах), топонимика (наука о названиях), археология, генеалогия и т.д. Спектр исторических знаний широк, и вы можете выбрать любой из путей привлечения крохи к ее изучению.

Рекомендуемые знания, которыми должен обладать дошкольник к 6-7 годам:

понимание основных особенностей родной культуры. Через знакомство с традиционными праздниками и их смыслом;
знания об основных достопримечательностях родного города или поселения;
представление о различных эпохах и вехах (первобытное общество, эпоха рыцарства);
некоторые знания об основных исторических событиях. Они не обязательно должны содержать даты и имена

Важно понимание различий между понятиями война и мир;
понимание различия народов в культурном, политическом и экономическом укладе. Хорошо, если малыш может рассказать простым языком, что такое демократия, тоталитаризм, социализм, коммунизм;
истории о героях Родины их подвигах

Через знакомство с великими деятелями можно объяснять важность таких черт характера как смелость, честность, преданность.

Исторические знания дошкольника не нужно выстраивать в четкой хронологии. Понятие времени достаточно сложное для восприятия, поэтому целью родителей должно быть воспитание через познание. Рассказывая о событиях прошлого, не нужно добиваться четкого понимания, когда это было, главное – заложить понимание последовательности хода истории. Ваш карапуз должен видеть постепенность развития человечества, переход по стадиям. Четкое усвоение последовательности «первобытное общество – княжества – средние века – новое время – современность» должно быть привязано к ассоциациям в одежде, предметах быта, характерным особенностям поведения и государственного устройства.

Заключение

Как вы поняли, обучение ребенка географии нельзя возлагать только лишь на учителя. Порой даже самый творчески настроенный педагог физически не может дать ученикам то, что могут дать им родители. Это неудивительно, ведь учитель один, а детей много, каждый со своими задатками, способностями и потенциалом.

Прогулки, опыты, эксперименты, путешествия в соседний парк или даже страну, мини-исследования, первые открытия и самостоятельные выводы – вот то, что сможет по-настоящему вовлечь школьника в изучение науки, вызвав в нем неподдельный интерес. Все это можете дать ему вы, родители, поэтому не упускайте возможность быть рядом с ребенком и вместе с ним проходить этот путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector