Конспект нод по ознакомлению детей старшей группы с городецкой росписью «городецкая сказка»

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Послушайте сказку, которую я вам расскажу.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею воспевали в своих песнях и сказках. Умели они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, палочки, панно) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Велел царь забрать ее во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она все поняла и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар-птицу. Летела и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает над землей красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и становится мастером.

Ребята, я думаю, что каждому хотелось бы найти такое перо Жар-птицы.

Дети: Да!

Воспитатель: Кто догадался, о каких мастерах я рассказала в этой сказке?

Дети: Городецкие мастера.

Воспитатель: Правильно ребята. Это они расписывали предметы яркими красивыми цветами. Давайте с вами рассмотрим предметы с городецкой росписью

Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Давайте посмотрим, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия

Дети: Цветы, бутоны, листья, оживка.

Воспитатель: Какие краски берут художники?

Дети: Яркие, сочные.

Воспитатель: А каким цветом украшаются розовые цветы? Голубые Цветы (ответы детей). Для чего мастера используют белый цвет?

Дети: Белый цвет оживляет узор.

Физкультминутка «Один, два – все вставайте».

Один, два — все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь, Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и приступим к занятию. Но прежде чем начать рисовать, подумайте, какого цвета вы нарисуете розаны, купавки. Их рисуют вначале. Вспомните, что сначала рисуем все одним цветом, а пока элементы сохнут, можно рисовать бутоны или листья. Только убедившись, что цветок высох, начинайте его украшать темной краской и белой.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения.Другим цветом выполняем оттеневку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

Проводим физ минутку:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог.

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

История возникновения промысла

У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом —  желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.

К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.

Ход занятия:

Звучит народная мелодия. На столе у воспитателя выставка досок с узорами городецкой росписи.

Воспитатель. Ребята, посмотрите какие красивые расписные изделия у нас на столе. А чтобы узнать, какой росписью они расписаны,я прочитаю стихотворение:

Есть на Волге город древний,

По названью — Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя!

Если взглянешь на дощечки,

То увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают! (Городецкая роспись).

— Правильно! Это городецкая роспись.

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам попробовать самим нарисовать узоры городецкой росписи. Посмотрите, у меня несколько нерасписанных шаблонов городецкой росписи. Давайте попробуем их расписать в цветовой гамме городецкой росписи. Но сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры (розан, ромашка, купавка, бутон) и как они располагаютс в гирлянде.

Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (птица, конь). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры? (оживки). А теперь посмотрите на расписные городецкие доски и как по-разному можно расположить гирлянды.

— На этой доске (показ) две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу доски.

— На другой доске (показ) гирлянда протянулась прямо посередине.

— На следующей доске (показ) тоже закруглённые гирлянды, но располжены они по углам.

— У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок — розан, с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера — ромашки, купавки.

Воспитатель. А теперь скажите, какие цвета мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (красный, розовый, голубой, синий). Какой цвет вы возьмёте для рисования контура птицы? (чёрный). А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый или чёрный).

— Дети, как вы будете рисовать оживки? (концом кисти).

— Дети, вы можете приступать к работе (звучит тихая русская народная мелодия).

Самостоятельная работа детей, в ходе которой воспитатель напоминает о правильной технике рисования, обращает внимание на цветовую гамму городецкой росписи. В конце занятия воспитатель предлагает выставить свои работы

В конце занятия воспитатель предлагает выставить свои работы.

— Дети, выберите работу, которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (ответы детей).

— Молодцы, ребята, у всех получились замечательные работы!

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.

Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

История и особенности ремесла

Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.

В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.

Что могли украшать городецкие прялки?

  • Сани.
  • Сундуки.
  • Шкатулки.
  • Мебель.
  • Предметы обихода и т. д.

Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.

Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.

Для детей в саду, подготовительной группы и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, распечатать которые можно в интернете, например, изобразить её на асфальте.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью.А сейчас послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городец – город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Это древнейший русский город — крепость. Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью, резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки — называя эти элементы.)

Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

Давайте обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи

Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.

Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа,и провести физкультурную минутку:

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

— Оживки рисуют кончиком кисти

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов

А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.

— Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

— Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.

  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.

Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.

  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Ход деятельности:

Дети входят в группу под музыку (русская народная, садятся на стульчики.

Просмотр театрализованного представления.

Воспитатель: Послушайте сказку.

Жила — была в одном селе девушка по имени Марья.И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали ее за это Марья — Искусница.

Прослышал о Марьи Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. Марья — Искусница превратилась в красивую Жар Птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (показ слайда №1, №2). Дымковские мастера делали игрушки из глины.

Другое перышко упало в Тульской деревне Филимоново. (слайд №3, №4) Очень весело и интересно стало жителям. Стали они делать игрушки из глины, свистульки.

А еще одно перышко упало в древний город Городец. (слайд №5, №6)

И зародилась там.? Как называлась роспись по дереву в городе Городец? (ответы детей).

Рассматривание изделий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько изделий расписанных городецкой росписью.

— Это городецкая роспись, как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца

Чудо роспись Городца.

— Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (розан, купавка, бутон, листья).

— Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы.)

— Какие цвета используются в росписи? (красный,синий, зеленый, белый, черный.)

— Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляет, освежает рисунок.

Практическая часть.

Дети я предлагаю вам побыть городецкими мастерами и расписать посуду. Приглашаю вас пройти в мастерскую. (дети садятся на свои места). Мастера очень серьезно относились к своей работе, не мешали друг другу и выполняли работу аккуратно. (во время работы звучит музыка)

1. Мы должны составить композицию.

Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие.

2. Делаем подмалевок для «купавок» и «бутонов»

(обращаем внимание детей на схему поэтапного рисования «купавок»)

— Какие используем цвета для подмалевка? (розовый, голубой).

— Как их получить (ответы детей, смешивание красок на палитре)

Физминутка

Дадим нашим подмалевкам подсохнуть. А сами немного отдохнем

Распускают лепестки

Наши алые цветы. (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (встряхивают кистями рук)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (сцепляют руки над головой)

Головой качают,

Тихо засыпают. (приседают)

3. Далее прорисовываем цветы.

-Что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветы?

Какую краску используем? (красную, синюю)

4. Рисуем листья.

5. Наносим «оживку»

Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь,напоминая правила:

Краску лишнюю на кисти

Очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик,

О край баночки сними.

Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Новой краски набери.

Выставка работ

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить свои работы.

— Мастера и мастерицы посмотрите, что у нас получилось.

Отметить детей, которые составили свою композицию, аккуратность в работе. Тактично указать на недочеты в работе.

Подведение итогов

— Ребята, какими мастерами мы сегодня были? (городецкими мастерами). (Дети читают стихи)

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Кто рисует — Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы-

Это все для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это все для Городца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector