35+ курсов по шахматам: лучшие онлайн-уроки для взрослых и детей

Правильное использование

Здесь стоит снова отметить кодекс ФИДЕ. Тут есть что прокомментировать. «Заявление игрока» происходит, безусловно, не в письменной, а в устной форме при обращении к судье.

Неоднозначными могут показаться и другие пункты. Например, «если игрок коснулся шахматной фигуры в соответствии со статьей 4.3 без заявления о желании закончить партию вничью, он теряет право такого требования». Также интересен и пункт 9.5, который гласит о том, что если один из игроков заявил о желании ничьей в соответствии со статьей 9.3 или 9.2, он должен остановить часы сразу. Права забрать назад свое заявление у него нет. При правильном заявлении состязание оканчивается сразу, присуждается ничья. При неправильной формулировке или других факторах арбитр добавляет три минуты к оставшемуся времени. То есть, партия будет продолжена, а заявленный ход должен быть сделан, о чем говорит статья 4.

Проще говоря, требовать ничью нужно при своем ходе. Но не делать этот ход ни в коем случае на доске. Также после заявления о требовании присудить ничью судья должен сразу остановить часы.

Правила быстрых шахмат

Основной свод правил быстрых шахмат соответствует общему регламенту ФИДЕ. Но есть особенности, связанные с регулированием по времени.

Оба соперника обязаны закончить ходы в интервале от 10 до 60 минут с начала встречи. Или другой вариант: игроки должны закончить ходы в определённое время, суммированное с дополнительным, умноженным на 60. В этом случае время тоже не должно выходить из промежутка от 10 до 60 минут.
Если игроки заметили неверно размещённые фигуры или неправильно выставили время, они могут обратиться к судье, но не позднее третьего хода с начала партии. Доска и/или часы приводятся в надлежащий вид, и поединок начинается с нуля.
Если кто-то из соперников заметил описанные выше нарушения после четвёртого хода или позднее, партия продолжается при текущей расстановке, изменения не вносятся.
Разрешено не записывать ходы.
Игрок имеет право обратиться к арбитру, когда его соперник взялся за фигуру, но передумал ходить ею. Если такое обращение есть, судья обяжет шахматиста исполнить правило «взялся — ходи». Противникам разрешается самостоятельно решить вопрос между собой. Не возбраняется оставить этот жест вовсе без внимания, тогда арбитр не должен требовать от игрока сделать ход взятой в руку фигурой.
Судья должен прореагировать на недопустимый ход, только если игрок заявил о нём. Нет обращения — нет нарушения

Если шахматист решил привлечь внимание арбитра, он должен сделать это до собственного ответного хода и переключения часов. Если судья утвердит апелляцию, он обяжет нарушителя сделать правильный ход той же фигурой согласно принципа «взялся — ходи».
Просроченное время фиксируется только после обращения играющего

Он должен остановить часы и сказать: «Время!» или «Флаг!». Без подачи апелляции игра может идти дальше.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Как установить доску и расставить отряды?

Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.

Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.

Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:

  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • Его величество с королевой (ферзем);
  • 8 пешек.

Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.

Расстановка фигур в шахматах

Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

  • Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
  • Углы доски – ладьи;
  • Рядом с ладьями – кони;
  • Рядом с конями – слоны;
  • Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
  • Рядом с ферзем стоит король.

Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

 Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья  ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.  Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.

Ходы конем из начального положения.

То есть,  даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

 Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только  клетки одного цвета.  Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь  может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.

  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как правильно играть в шахматы?

Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.

Давайте посмотрим на примере:

Справа и слева белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.

Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.

Есть еще 2 исключения из правил шахмат

  1. Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
  2. Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.

Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.

Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.

Книги-самоучители

Для приверженцев традиционных подходов к обучению классическим шахматам существуют различные книги, позволяющие постичь как азы шахматного искусства, так и изучить сложные комбинации, научиться избегать распространенных ошибок, анализировать обстановку на доске и многое другое. Среди них наиболее выделяются следующие издания:

1) В.Л. Хенкин – «Куда идет король».
Автор книги – известный шахматист и теоретик Виктор Хенкин. Несмотря на то, что шахматный самоучитель издан еще в 80-е годы прошлого века, книга не теряет своей актуальности и по сей день. В ней изложены основные моменты, необходимые начинающему шахматисту: информация о шахматной доске и нотации, фигурах и их расстановке, их ценности, правилах рокировки, матования различными фигурами, а также об особенностях игры на различных стадиях – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Согласно мнению автора, успех любой шахматной партии кроется не в заучивании множества вариантов дебюта, а в планомерном изучении игры с элементарных позиций эндшпиля. Своеобразный подход к обучению позволяет в кратчайшие сроки освоить азы и принципы шахматной науки.

2) Д.И. Бронштейн – «Самоучитель шахматной игры».
Книга, написанная известным шахматистом, позволяет как постичь основы шахматного искусства, так и развить творческое мышление. Однако на фоне всех аналогичных самоучителей, этот обладает определенной спецификой – он не адресован для тех, кто абсолютно не умеет играть в шахматы. Ученик должен владеть элементарными знаниями – шахматной нотацией, общими правилами игры и ходами фигур. Также самоучитель рассматривает шахматную партию как набор последовательных позиций, которые возникают после хода каждого из игроков. Это обеспечивает системный подход к обучению игре. Параллельно с этим автор рассматривает стили игры сильнейших шахматистов-современников (конец XX века), ход их мысли в различных ситуациях, нахождение оригинальных путей в изученных позициях, а также общее место шахмат в современном мире.

3) Б. Фишер – «Бобби Фишер учит играть в шахматы».
Самоучитель, написанный гениальным американским шахматистом, позволяет быстро, эффективно и увлекательно обучиться игре в шахматы без зазубривания сложных комбинаций и стратегий. При помощи книги можно научиться хорошо играть в шахматы намного быстрее, нежели при помощи учебников или различных лекций. Мировой бестселлер не обладает какой-либо узкой специализацией, а предназначен для широкого круга читателей, в том числе и тех учеников, кто впервые садится за шахматную доску. Часть книги посвящена разбору партий великого гроссмейстера с комментариями другого маэстро шахматного искусства – Э. Гуфельда.

4) Г.Я. Левенфиш – «Книга начинающего шахматиста».
Это – общепризнанная классика, по которой учились тысячи шахматистов, некоторые из которых стали именитыми гроссмейстерами и даже чемпионами мира. Книга содержит подробное руководство с теоретическим материалом и практическими упражнениями различной сложности, а также примерами выигрышных партий. Благодаря авторской методике можно освоить шахматные зрение и память, а также научиться создавать собственные комбинации. Изучать шахматное искусство по методике Григория Левенфиша необходимо неторопливо и постепенно, от раздела к разделу, полностью усваивая каждый пройденный этап. При этом книга одинаково хорошо подходит как новичкам, которые только осваивают шахматное мастерство, так и профессионалам, оттачивающим свои навыки. В ней легко найти всю необходимую информацию начиная с расстановки фигур и заканчивая разыгрыванием мата в 3 хода.

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Как играть в шахматы правильно. Как начинать партию в шахматы

Watch this video on YouTube

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше. Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать. Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

УРОК №1 КАК ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?

Watch this video on YouTube

Бесплатные уроки

Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.

Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.

Пора играть – Chess.com

Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.

Вы узнаете:

  • что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
  • что такое пат;
  • основы стратегии и тактики;
  • как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.

Другие онлайн-программы от Chess.com:

  • Как ходят фигуры
  • Введение в теорию дебютов
  • Стратегия для продолжающих

Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”

Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.

За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.

Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.

Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”

Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.

Какие темы разбираются лектором:

  • основные правила;
  • рокировка;
  • как сделать ничью;
  • как и какими фигурами ставить мат;
  • дебютные правила;
  • шахматные ловушки;
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль;
  • связка в шахматах.

На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.

Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons

Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:

  • знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
  • уроки для начинающих;
  • игры для игроков с небольшим опытом;
  • занятия для уверенных шахматистов.

Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.

Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru

Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.

Темы, рассматриваемые в главах:

  • базовые правила;
  • шахматная доска и шахматная нотация;
  • разбор каждой фигуры;
  • шах, мат и пат;
  • начало шахматной партии;
  • что такое рокировка;
  • законы дебюта;
  • ловушки;
  • как поставить мат;
  • шахматные комбинации;
  • связка и ее виды;
  • история появления шахмат на Руси.

Как необходимо выполнять фиксацию просрочки времени

В случаях, когда соперниками являются сильные шахматисты, конфликтные ситуации возникают довольно редко. Партии строятся на отличном знании правил и взаимном уважении, поэтому все спорные ситуации решаются тет-а-тет.

Если же в игре возникает просрочка времени, важно правильно зафиксировать ее. В рапиде счет идет на секунды, поэтому неправильные действия могут решить исход партии не в вашу пользу

При фиксации просроченного соперником времени необходимо:

  • Сразу же остановить часы. Это действие нужно выполнить первым, поскольку иначе вы сами можете просрочить время, если соперник уже перевел часы на ваше время.
  • Жестом или словом «время» указать сопернику на просрочку. Обычно такого действия хватает и необходимости обращаться к судье нет.

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector