Как заставить ребенка учиться хорошо

Поощрять за процесс, а не за результат

Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.

Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.

Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.

Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.

Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.

Как заставить ребенка учиться: советы психологов

Все, что мы перечислили выше — это советы опытных родителей, которым пришлось пройти через трудности в процессе привития своим детям любви к школе и к учебе. Теперь мы хотим поделиться с вами экспертными рекомендациями психологов, которые точно знают, как следует вести себя в период адаптации ребенка к школе и в моменты, когда у него уже формируется личное представление об учебном процессе:

  • Не покупайте ребенку того, что он хочет, даже если он обещает вам после этого выучить уроки. Это лишь уловка, попавшись на которую единожды, вы попадетесь на нее снова, ведь чадо поймет, как вами манипулировать.
  • Разговаривайте со школьником, как со взрослым человеком, у которого в жизни уже появились определенные обязательства.
  • Если вы сказали или пообещали ребенку что-то, то обязательно сдержите свое слово. Если он увидит, что вы непоследовательны в своих действиях, то будет точно так же вести себя сам.
  • Не обещайте ребенку того, что никогда не сможете сделать. Из-за этого он может перестать доверять вам и воспринимать вас серьезно.
  • Не реагируйте на обидные слова в свой адрес, прозвучавшие из уст вашего ребенка. Это всего лишь защитная реакция. Просто проигнорируйте это, дав возможность ребенку переосмыслить сказанное самостоятельно. Когда он успокоится, попытайтесь с ним поговорить в дружеском тоне, дав понять, что его слова вас ранили.

  • Не решайте за своего ребенка, мал он для того, чтобы принять какое-то решение по учебным вопросам сам, или нет. Дайте возможность ему решить это самостоятельно. Если ваша помощь ему потребуется, он вам об этом сообщит.
  • Никогда не делайте за ребенка уроки, которые он не хочет делать сам. Это станет для него вполне нормальным явлением, он начнет относиться к вашим действиям, как к «медвежьей услуге».
  • Не разговаривайте с ребенком о его успеваемости в присутствии посторонних. Это может очень сильно унизить достоинство вашего дитя.
  • Не пытайтесь разговаривать с ребенком в момент, когда он истерит. Конфликт нужно обсудить после того, как ребенок успокоится.
  • Не читайте ребенку постоянные нотации. Он задаст вам вполне справедливый вопрос, о чем думали вы, когда ходили в школу в его возрасте. И не вздумайте слукавить.
  • Не заставляйте ребенка объясняться за плохую учебу. Он не знает сам, почему так получается.
  • Проводите с ребенком время интересно, чтобы ему хотелось с вами общаться, разговаривать и советоваться, когда у него возникают трудности в учебе.

Как бороться с ленью и плохими отметками — наказывать или нет

Важно также понять бесполезность упреков в плохих отметках. На самом деле, это ваши переживания, а не переживания ребенка

Статистика показывает: чем спокойнее родители реагируют на плохие отметки, тем чаще дети исправляются и выравнивают успеваемость.

А надзирательство и попытки заставить учиться насильно всегда имеют обратный эффект.

Мнения родителей разделились и насчет того, можно ли наказывать ребенка за неуспеваемость. Да, можно, но делать это нужно правильно.

И речь, разумеется, не идет о физическом наказании.

Допустим, вы договорились, что к обозначенному времени уроки будут выполнены и переписаны в чистовик.

Не делайте трагедию из плохих отметок

Вместо этого по полу разбросаны тетрадки и книжки, чадо сидит, уткнувшись носом в телефон.

То есть ваш договор не был выполнен, и вы имеете полное право на некоторое время обменять смартфон на старую нокию без доступа к интернету.

При этом ни в коем случае не начинайте орать, рассказывать про хорошего соседского мальчика Колю и в картинках описывать, как именно ребенок испортил вашу жизнь.

Подойдите, обнимите и скажите: «Я тебя очень люблю, но телефон ты получишь обратно после того, как выполнишь обещанное».

Ребенок должен ощущать ваш авторитет — чувствовать, что вы добрый, но сильный.

Совсем по-другому дела обстоят с похвалой. Хвалить чадо за успехи — обязательное условие.

Если ребенок сделал что-то хорошо, разве это не повод сказать ему добрые слова?

Ребенок должен научиться держать свое слово

Родители пытаются использовать и другой популярный прием — давать детям деньги в обмен на хорошие отметки.

После чего чада становятся шантажистами и, не получив финансовое вознаграждение, не особенно стремятся учиться.

Мотивировать нужно не деньгами, а совместным отдыхом, развлечениями, чем-то, что находится в сфере эмоционального удовольствия.

При этом с первого класса у ребенка должны быть небольшие карманные деньги.

Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать ребенка на учебу

На уроке страшно поднять руку

Наталья, мама Марии, 9 лет: 

— Маруся всегда была очень стеснительной. Заговорить с кем-то для нее целая проблема. Хорошо было в садике: группа у нас была маленькая, воспитатели очень внимательные, всегда спрашивали дочь, чего она хочет, помогали реализовать какие-то ее идеи.

В школе все по-другому. Класс — 27 человек, и она там просто теряется. Спрашиваю у нее: «Ты сегодня руку поднимала на уроке?» — «Нет». — «Почему? Ты же готовилась». — «Не знаю». И весь разговор. Даже не пытается показать, что знает. Учительница и не обращает на нее никакого внимания.

Но хуже всего, что она вообще ничего не хочет. Никаких идей, никакой инициативы. В какой кружок ее ни отдадим — нигде не задерживается: неинтересно. Кажется, отстанем от нее — так и будет целыми днями сидеть, ничего не делать. Но ведь так же нельзя, правда?

Песталоцци ХХI, или Школьная каторга

Мария: 

— Учебная мотивация — часть общей мотивации к жизни. У ребенка показатель такой мотивации — интерес к познанию мира, радость от каких-то занятий. Если такой интерес пропал, стоит срочно обратиться к психологу.

Интересно, как у девочки возникла такая стратегия: ей нужно, чтобы ее кто-то заинтересовывал, вел за руку. Может быть, подобным образом ведет себя кто-то из близких людей. У человека много идей, но он не может реализовать их без какого-то «помогатора», она могла перенять такой подход. А может быть, стратегию невольно сформировали родители, приучив дочь советоваться каждый раз, прежде чем что-то сделать.

Со своей стороны родители могут также проанализировать следующее: возможно, нежелание учиться — это нежелание учиться в конкретном классе, нежелание заниматься в кружке — свидетельство того, что не интересна именно эта деятельность. Вероятно, какой-то интерес у ребенка есть, нужно только его найти. И тогда уже стоит отдавать Марусю в конкретный кружок, где преподаватель сможет уделить ей достаточно внимания, дать ей уверенность в своих силах.

Также стоит разобраться, как обстоят дела с освоением школьной программы. Возможно, Маруся все отлично понимает, со всем справляется, но не хочет проявлять себя и делает все средненько. А может быть, есть пробелы. В таком случае мы диагностируем уровень знаний в играх, а потом дорабатываем проблемные моменты — с помощью игр или дополнительных учебных занятий.

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом»

Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно

Мотивация средних и старших школьников

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем

Все говорят, что вам на меня наплевать

Еще через два дня вечером Витька пришел в кабинет к отцу и независимо сообщил: «Пап, все говорят, что вам на меня наплевать».

— Нет, что ты! — удивился Мишка. — Нам совсем не наплевать. Мы просто воевать устали.

— Но другие же родители воюют, лишь бы ребенок образование получил! Мама бы и дальше воевала, если бы ты ей не запретил. И Костик. А тебе, получается, все равно, что я в официанты пойду.

— Да? — Мишка надолго задумался. — Ну тогда знаешь, что получается? Получается, что я на тебе компенсируюсь. Я же чистокровный «ботан», как ты выражаешься. Меня моя мама, твоя бабушка, вместе с сачком под колпак посадила и пестовала — а я и рад был, мне лишь бы насекомых ловить и по определителю определять.

А потом я влюбился в Наташу, Костикину маму, мы поженились, и выяснилось, что она меня пестовать и ухаживать за мной вовсе не собирается, а собирается сама жить и ждет от меня, чтобы я… чтобы я был полноценным, взрослым уже. А я испугался ответственности и сбежал обратно к маме. А когда мне достался Костик, он уже был таким же, как я, я такое понимал, и поэтому у меня с ним никаких проблем не возникло. А ты — другой. И вот теперь я от страха на тебя проецирую то, чего мне самому когда-то не хватило…

В этом месте Мишкиного рассказа я восхищенно захлопала в ладоши:

— Вот прямо так и сказал?! Старик, ты гений! Если тебе все-таки надоедят когда-нибудь твои четверокрылые, можешь попробовать себя в подростковой психологии!

— Так и сказал, — Мишка смущенно улыбнулся. — Но это же правда?

— Пап, ты со мной никогда так не разговаривал, — сказал Витька после долгой паузы и поиска слов.

— Ну да. Но я же, получается, на тебя и ответственность за тебя перекинул. И отношение получается другое.

Слова отца полностью совпали со словами школьного математика. Витька воспринял это как знак. И вернулся в школу. И под свою ответственность «включил голову». И оценки стали блестящие. И теперь семья подумывает о возвращении в прежнюю математическую.

Отвали, братан-ботан!

Ребенок не хочет учиться! Младший сын, тринадцать лет. Второй брак. Первый Мишкин брак я помню отчетливо: она тоже наша однокурсница, не красавица, но чертовски обаятельна и харизматична, приезжая, Мишка таскался за ней как хвост, влюбился без памяти, красивейший ранний роман, семья была против женитьбы, но Мишка настоял, родился ребенок, а потом все как-то очень быстро кончилось, и они разбежались… Теперь припоминаю: мне говорили, что много лет спустя Мишка женился на своей аспирантке. Получается, что это и было тринадцать лет назад. Как же летит время!

— Кать, поверь, у нас в доме уже давно не жизнь, а какой-то непрекращающийся кошмар! Мне просто не хочется идти с работы домой. С головой у Витьки все в порядке, это даже не обсуждается. Но! Раньше он учился в математической школе, легко поступил и мог бы… Но он ни черта не делал, за уроки его приходилось сажать, угрожая ремнем. Ты представляешь, насколько это для нас «органично»!

Разумеется, в конце концов нас оттуда попросили: ваш мальчик, безусловно, способный, но мы готовы учить только тех детей, которые сами этого хотят. Мы решили: ладно, может быть, эта программа ему все-таки тяжеловата. Перевели в обычную школу. Так там он совсем расслабился! Уроки не делает, ему никогда ничего не задано, использует малейший повод, чтобы в школу не ходить совсем, врет напропалую…

— А что делает-то? Интересы какие-нибудь есть?

— Ни-че-го! Абсолютно ничего. Музыку бросил еще в прошлом году.

— А все же? Уроки он не учит, ну надо же ему как-то проводить время.

— Гоняет на велосипеде, играет с друзьями в футбол во дворе, смотрит телевизор, играет в компьютерную приставку, иногда читает — преимущественно детскую фантастику, довольно глупую.

Нормальные такие занятия для мальчишки тринадцати лет. Конечно, родителям хотелось бы, чтобы Витька с сачком бегал и насекомых эфиром морил, как сам Мишка в этом возрасте… Ан нет.

— Каждый день — коррида с утра, чтобы ушел в школу, коррида вечером, чтобы хоть что-то из уроков сделал. Что он нам говорит, мне даже повторять стыдно. У жены волосы от нервов выпадают, ты можешь себе представить! (У самого Мишки до старости — густая шевелюра.) Мой старший тоже присоединяется, пытается помочь…

— Твой старший сын живет с вами?

— Да. Он, кстати, в двадцать четыре года защитился, сейчас пишет докторскую — что-то такое по теплофизике, я в этом плохо понимаю, — говорит с гордой улыбкой.

— А Наташа (первая жена Мишки. — К.М.) где?

— О, она давно в Германии, вышла замуж, уехала туда. Костик тоже поехал с ней, проучился там два года, приобрел язык, но вернулся, поступил в университет и с тех пор — со мной, с нами; у нас с ним полное взаимопонимание. Иногда он уезжает поработать за границей, но всегда возвращается.

— То есть недоделанный докторант Костик тоже пытается вразумить Витьку?

— Да, но все бесполезно. Витька ему: отвали, братан-ботан! Если бы ему было хотя бы пятнадцать, я бы тут же, пинком отправил его в жизнь, пусть работает, почует, что это такое, — продолжал бушевать Мишка, которому мама на третьем курсе давала с собой на практику порезанные на четыре части бутерброды (чтобы удобно было в рот класть). — Но ему только недавно тринадцать исполнилось, это просто физически невозможно! Но и так дальше жить тоже нельзя! С Витькой мы говорим только про школу и уроки. Более того: уже больше года любой мой разговор с женой неизменно скатывается на «что же нам делать с Витей?». Меня от этого мутит, недавно я подумал: а не снять ли мне где-нибудь квартиру? — и сам себе ужаснулся…

— Мишка, я, кажется, знаю, как это можно прекратить, — сказала я. Профессор из-под очков воззрился на меня с безумной надеждой. — Перестаньте его заставлять.

— Назавтра он просто не пойдет в школу.

— Да, разумеется. Причем ваше решение относительно него не будет очередным наездом. Сейчас мы с тобой все это обговорим.

Честно признаюсь читателям: Мишка был далеко не первым, кому я в аналогичном случае предлагала такое решение. Обычно отчаявшиеся родители мысленно или в реале крутили пальцем у виска и, разочарованные, уходили из моего кабинета обратно в свою борьбу.

Но Мишка — особый случай.

Как помочь ребенку справиться с прокрастинацией?

1. Начните с себя, а не с ребенка. Понаблюдайте за собой, как вы справляетесь с прокрастинацией. Задайте вопрос: «Не подражает ли ребенок мне?» Сложнее всего воспитать не ребенка, а себя.

2. Попробуйте заглянуть в глубину переживаний ребенка: «Я вижу, что ты долго не можешь сесть за уроки. Тебе сложно? А может, неинтересно? А может, ты боишься сделать неправильно? Поговори со мной, я хочу тебе помочь»

Важно ребенка выслушать, помочь ему найти слова, чтобы описать свое состояние. Он будет чувствовать, что вы его понимаете, слышите, чувствуете, и это придаст ему веру в свои силы

3. Избавьтесь от критики, криков, обесценивания. Контролируйте свои эмоции. Перед вами маленький или взрослеющий человечек, но не взрослый. Ребенку сложно справляться со своими эмоциями. Вы взрослый и вы способны регулировать свой гнев или бессилие, которое часто незаметно может переходить в насилие. Крики и критика усугубляют ситуацию. Ребенок начинает чувствовать себя «отверженным, плохим». Тогда ему не до учебы. Нужны все силы потратить на преодоление стресса.

4. Будьте внимательны к страхам ребенка. Исследуйте причины вместе с ним. Страх лишает уверенности в себе. Скажите, что вы рядом и хотите помочь ребенку

Акцентируйте внимание не на ошибках, а на приложенных усилиях. Находите в ребенке то, что вам нравится

Говорите ему о своей любви. Бережно относитесь к его переживаниям.

5. Помогите организовать ребенку режим и рабочее пространство. Помогайте быть последовательным в своих действиях. Обсуждайте последствия без критики. Находите вместе решения. Не давайте советы, не обесценивайте инициативу ребенка. Не «причиняйте добро» там, где ребенок может справиться сам. Поддерживайте!

6. Не игнорируйте право на отдых и увлечения. Дайте время на приятные, интересные, захватывающие занятия. Напитавшись приятным, легче справляться с рутинной необходимостью. Будьте рядом, когда ребенок говорит, что ему трудно.

7. Создайте систему поощрений. Придумайте фишки за преодоление прокрастинации, пусть ребенок зарабатывает их и обменивает на что-то приятное, интересное, вкусное.

К сожалению, в своей практике, я наблюдаю грустную истину: взрослые (учителя, директора, родители) больше озабочены своим комфортом, чем благополучием детей. Чтобы бороться с прокрастинацией ребенка, необходимо выйти из зоны своего комфорта, заглянуть глубже, узнать о ребенке больше. 

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;

Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;

Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

3 СИТУАЦИЯ

Сашенька была единственным ребенком в семье, жила с мамой и бабушкой. Мама фактически была папой, часто уезжала на заработки, была добытчицей, а бабушка водила внучку в детский садик, поликлинику, на прогулки. Тихое семейное счастье закончилось, когда Сашенька пошла в школу: скромная девочка потерялась среди своих шумных одноклассников, постепенно стала отставать в школе. Бабушка готова была готовить обеды, стирать, присматривать за внучкой, но она опасалась вмешиваться в школьные дела. Поскольку мама появлялась дома только на выходные, она пыталась штурмовать события, ругала дочку, пугала ее тем, что она вырастет неграмотной, а иногда взывала к совести. Общение с дочкой стало похожим на дополнительную работу дома. Перепуганная Сашенька сидела и тупо смотрела на задание, не зная, с чего начать. Ей казалось, что любое ее телодвижение приведет к страшным последствиям. Учеба становилась все хуже. В третьем классе ее оставили на второй год, хотя классная руководительница была уверена: этому ребенку нужно было только немного помочь утвердиться, войти в группу, адаптироваться к темпу школы.

Мама: «Я и так несчастна, а ты еще и плохо учишься! До каких пор ты будешь меня изводить?»

Дочка: «Я тупая… Я виновата в том, что у нас нет отца, нет денег и мама болеет…»

Чтобы оказать давление на ребенка и заставить учиться, мы иногда взываем к его совести и сочувствию. Ребенок не должен использоваться как психотерапевт, отдушина, жилетка, чтобы поплакаться. Так у ребенка сформируется огромный комплекс вины: он постоянно разрушает жизнь самого родного ему человека, мешает быть ему счастливым и радостным. Ваш ребенок будет нести гораздо больший груз, чем вы сами. Вы думаете, это придаст ему сил и уверенности? Или вы дорожите своей репутацией вечной жертвы, заложницы неблагоприятных обстоятельств?

Если честно, обстоятельства всегда против нас, а дети всегда требуют внимания и сил. Если вам трудно держаться, подумайте, кто из родных и знакомых мог бы помочь? Как организовать среду так, чтобы это и вам, и ребенку придавало сил?

Не нужно стесняться беспокоить учителей, они будут рады сотрудничеству с вами, ведь и у них непростая задача: обучить целый класс детей с разным уровнем подготовки, способностями и мотивацией.
 

Мы говорим | Они слышат
• Тебе достались хорошие гены! Я тоже учился легко, сын! | • Ура! Мы — счастливая семейка! Главное, чтобы достались гены. Пусть работает тот, кому не повезло!
• Ты просто ленивый, стоит только поднатужиться, как ты покажешь блестящий результат! | • Я бы поднатужился… Но я ленивый. Как-нибудь удивлю их, ладно уж!
• Ты почему не учишься? У тебя есть все, чтобы учиться хорошо! У тебя светлая голова! | • Я не пойму, они меня хвалят или ругают? Пусть подумают, а я пока погуляю…
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Отец с дневником, в котором красуется «3»: «Это при твоих-то способностях!»
• Ребенок: «Моих способностей хватит на всю жизнь!»
| • Отец: «Способности атрофируются, если их не тренировать! По-моему, у тебя они исчезают…»

Случай из практики

Он сидит напротив. Смотрит на меня маленькими умными глазами, пытаясь понять, зачем он здесь. Что Мама вновь хочет от него, зачем ему психолог?

Узнаю, что Мише всего лишь десять лет. Он учится в 5-м классе. Ему не нравится учиться, не интересно. Учителя орут, оценки ребенок приносит хорошие лишь бы не огорчать маму. Когда садится за уроки, весь интерес мгновенно улетучивается, готов заниматься чем угодно, только бы не делать нудную домашнюю работу.

«Мама говорит, что я ленивый», — смиренно делится со мной Миша. — Наверное, она права. Ну, знаете, мне сложно самому что-то сделать, я боюсь допустить ошибку, а Мама злится, что без нее я и шагу ступить не могу. Это неправда. Я боюсь, что меня будут ругать за ошибки в школе».

И Миша продолжал говорить о своем страхе перед ошибками. Он постоянно тревожится, не может расслабиться, а дома откладывает все задания до позднего вечера, пока мама не придет с работы. А потом возникают конфликты. И уже совсем нет сил что-то делать. Мама отправляет уставшего Мишу спать.

«Мне сложно его постоянно организовывать», — жалуется мама Миши. Он все время откладывает уроки на потом, не делает ничего без постоянного надзора. Я терплю, потом срываюсь, начинаю кричать, и тогда он уже собирает себя в кучу и делает».

Совет 3. Научите ребёнка чувствовать время

Большинство малышей умеют определять время по часам ещё до школы. Но понимание ценности временного ресурса нет даже у некоторых старшеклассников. Звонок на урок и с урока должен постепенно приучить школьника, что за 45 минут можно выполнить примерно такой объём работы, и, к примеру, если учитель напоминает, что до конца занятия осталось несколько минут, нужно ускориться. Однако этот триггер вырабатывается далеко не у всех. А если ребёнок находится на семейном обучении, то чувству времени нужно тренироваться отдельно, чтобы в итоге научить ребёнка учиться самостоятельно.

Вот какие вопросы рекомендует задавать тьютор Мария Суворова, чтобы приучить ребёнка следить за временем:

  • Сколько времени у тебя сейчас есть? 
  • Как наилучшим образом ты им распорядишься? 
  • По каким критериям выберешь дела, которыми будешь заниматься? 
  • Что именно ты хочешь сделать по учёбе за отведённое время? 
  • Какой результат ты хочешь получить? 
  • Сравни, что ты хотел сделать и что сделал? 
  • Ты доволен результатом?
  • Как сделать так, чтобы хватило времени на все задачи?

Организация режима дня

Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.

Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.

Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.

Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.

От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.

На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:

  • сон
  • занятия на свежем воздухе
  • учебная деятельность и воспитание
  • прием пищи
  • игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
  • личная гигиена

Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.

Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector