С чем играют новорожденные дети? развивающие игрушки по месяцам

Слушаем классическую музыку

Наверняка, вы уже не раз слышали совет о том, что малышу нужно включать классическую музыку. Некоторые даже рекомендуют начинать в период беременности. И это не пустые советы

Прослушивание классической музыки действительно развивает у ребенка внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние

Если включить 3-4 месячному ребенку Моцарта, то можно увидеть, что он буквально замирает, настолько сосредоточенно прислушивается к звукам. Классическая музыка еще и здорово успокаивает, и может очень хорошо помочь, когда малыш не в настроении. Я часто включала 4-5 месячному сыночку классическую музыку, когда он ехал в коляске и не спал. Просто лежать ему было еще скучно, а вот с музыкой – совсем другое дело.

Поддерживать природную любовь детей к музыке несложно, достаточно регулярно включать ее. Главное, не забывать И не слишком вымещать классику обычной попсой с радио.

ВОТ ЗДЕСЬ можно найти список классики, рекомендуемой к прослушиванию малышам, по этой же ссылке ее можно скачать.

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения

Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Как играть с младенцами:

Расположите погремушку на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, погремите и привлеките внимание. Потряхивайте и медленно перемещайте из стороны в сторону

Малыш будет внимательно следить за ней глазками.
Детям от 2х месяцев вкладывайте игрушки в ручки. Привлеките внимание к ручке с вложенным предметом и потрясите ее, поводите из стороны в сторону.
Катайте по ладошке малыша игрушки с разными фактурами: резиновый мячик, тканевую куколку, пластмассовую погремушку. Так Вы развиваете тактильные ощущения и мышление крохи.
Покажите как играть: берите ручку ребенка и трогайте предметы в развивающем коврике. Нажимайте пальчиком ребенка на кнопки и открывайте дверцы.
Перемещайтесь с малышом по квартире и разглядывайте черно-белые карточки. Разговаривайте с ним. Малыш будет внимательно слушать Вашу речь и смотреть на фигурки. Для него это увлекательно и познавательно.

Выделим главное:

  1. Предлагайте игрушки малышу с 1 мес. Это период когда кроха активно начинает крутить головой и рассматривать предметы. До 3х месяцев это 3-4 игрушки. Дальше игрушек может быть больше, их нужно периодически менять когда ребенок теряет интерес.
  2. Предлагайте малышу безопасные и качественные игрушки из экологичных материалов. Следите чтобы не было отделяющихся мелких элементов, которыми малыш может подавиться.
  3. Выбирайте игрушки по возрасту: до 3х месяцев это игрушки, за которыми малыш наблюдает: движущийся мобиль, навесная погремушка, черно-белые картинки. С 3х месяцев предложите игрушки, которые можно трогать, задевать и брать в ручку.
  4. Учите малыша играть с игрушками: вкладывайте в ручку, покажите как перемещать и издавать звуки.
  5. У малышей есть любимые игрушки. А некоторые игрушки могут напугать ребенка. Когда предлагаете новое, не подносите сразу близко, понаблюдайте за реакцией.

(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)

6 месяцев

Если до сих пор чтение стихов и книжек служило скорее подготовкой для начала развития речи, то после полу года этому нужно уделить особое внимание. Малыш охотно подражает звукам речи родителей и сейчас особенно пригодятся книжки и фигурки животных, которые издают звуки

Пора появиться в доме простым куклам, на которых мама показывает малышу рот, нос, глаза и т.п.

В шесть месяцев ребенок охотно играет с вкладышами, где меньшее вкладывается в большее, с подвижными модулями, описанными ранее. Такие занятия развивают моторику рук и пространственное мышление крохи.
К шести месяцам стоит покупать и игрушки-прорезыватели, которые помогают облегчить зуд в деснах от прорезывающихся зубов.

От 6 месяцев до года

Игровая зона значительно расширяется. Малыш не просто сидит, он уже передвигается, а вместе с возможностями растут и ряды игрушек

В это время его по-прежнему интересуют погремушки и яркие мячики, но он начинает обращать внимание на более сложные предметы игрушечного мира

Разные материалы. Игрушечная армия ребенка становится разнообразной. Появляются резиновые, плюшевые и деревянные экземпляры. Хороши для этого возраста сенсорные игрушки, тканевые куклы или животные, наполненные мелкими шариками. Воздействие различных фактур на кончики пальцев малыша стимулирует работу всех отделов головного мозга.

Кубики, пирамидки, простейшие конструкторы

Развивают мелкую моторику, внимание и координацию движений. Сначала ребенок будет неустанно рушить все то, что построит родитель, но со временем научится складывать кубики и звенья пирамиды, создавать новые формы из объемных деталей конструктора.

Музыкальные игрушки

Они могут быть представлены в виде конкретного животного или героя мультфильма. Ребенка обязательно заинтересует говорящая и поющая игрушка, она будет для него по-настоящему живой. Для развития детей от 6 месяцев подойдут панели с множеством кнопочек, каждая из которых будет издавать звуки при нажатии. С помощью таких игрушек быстро запоминаются голоса животных и птиц, цифры и буквы. Некоторые книги имеют «говорящие» механизмы, благодаря которым одно нажатие кнопки позволяет прослушать сказку.

Музыкальные инструменты. Игрушечные бубен, гитара, барабан, синтезатор и флейта – прекрасное начало для развития творческих способностей и самовыражения. Благодаря этим простым игрушкам ребенок научится любить музыку и будет совершенствовать чувство ритма. Возможно, эти игрушки сыграют немаловажную роль в будущих увлечениях любимого чада, раскроют настоящий талант и безграничный творческий потенциал. Такие игрушки подойдут для малышей 7-9 месяцев.

Пальчиковые краски. Для детей от 7-9 месяцев это отличный способ развития созидательной способности. Благодаря такой возможности самовыражаться ребенок покажет отношение к цветовой палитре и сочетанию оттенков. А также пальчиковые краски помогают развивать логику и видеть причинно-следственные связи в своих действиях. Малыш поймет, что цветная полоса на белом листе появится после того, как он опустит пальчик в банку с краской и проведет им по бумаге.

Кубики для детей

Каждая игрушка для новорожденного должна нести смысловое значение, но не стоит забывать о важной роли взрослого в развитии ребенка. Игрушка не заменит внимания мамы и папы, их веры, ласковых объятий и поцелуев

Развивающие игрушки для детей от 7 месяцев до года

К 7-8 месяцам большинство детей уже сидят и ползают. Это открывает для малыша новые возможности, играть сидя. В этом возрасте малыш развивается и учится новому очень быстро, при этом проявляет самостоятельность.

Для развития малыша отлично подойдут кубики, конструкторы с крупными деталями, пирамидки и простые сортеры.  Они развивают фантазию, логику и моторику рук малыша. Для того чтобы ребенок заинтересовался первое время необходимо играть с ним вместе. Показать, как собирается пирамидка, как ставить кубики друг на друга. Хвалить малыша если у него получилось надеть колечко на пирамидку или снять его. Чтобы малыш двигался во время игры, подойдут мячи, игрушки на колесиках и заводные игрушки.

В 9-10 месяцев к игрушкам малыша можно добавить более сложные варианты уже имеющихся игрушек. Так же для этого возраста подойдут крупные пазлы и мозаики. Саму игру можно изменить, давая малышу задания. Колечки от пирамидки можно нанизывать на шнурок. Строить самую большую башню из кубиков или собрать все мячики в коробку.

Чтобы малыш различал животных и научился их озвучивать подойдут любые игрушки. Модели животных или книжка с их изображением. Этому ребенка необходимо обучать, взрослым. Достаточно 10 минут в день показывать животное, называть его и пародировать звуки, которые оно издает. Через 5-7 занятий ребенок начинает помогать родителям.

В 11-12 месяцев малыши хорошо стоят, некоторые уже ходят. В игру добавляется больше движения. Палки-каталки, машинки на веревочках, юла или волчок станут прекрасным дополнением к уже имеющимся игрушкам.  Для развития моторики подойдет пальчиковый театр и мягкий пластилин.  Если в квартире достаточно места можно приобрести детскую палатку и небольшой бассейн с шариками.

Игры для детей 11-12 месяцев ЧИТАТЬ

Развивающие игры с пуговицами для малышей ЧИТАТЬ

Какие основные требования к игрушкам и как за ними ухаживать?

Казалось бы, что выбрать игрушку малышу просто. Главное учесть его возраст и половую принадлежность. Но этого недостаточно

При выборе детских вещей следует обратить внимание на такие критерии:

  1. Натуральность материалов, из которых они изготовлены.
  2. Качество. Если изделие имеет надколы, неровные швы и прочие недочеты – это свидетельство низкого качества. Лучше приобрести 1-2 дорогие вещи известных производителей, чем 100 китайских подделок.
  3. Безопасность.

  4. Отсутствие острых углов и других опасных качеств.
  5. Музыкальные игрушки не должны издавать резкие и громкие звуки.
  6. Натуральность цветового оформления. Кричащие цвета раздражают кроху, угнетающе или возбуждающе действуют на его психику. А розовые слоны или фиолетовые медвежата – это вообще табу.
  7. Узнаваемость. Детям следует приобретать предметы, которые можно идентифицировать (слоник, собачка, котик, кукла).

Также очень важно правильно ухаживать за изделиями, поскольку они постоянно контактируют с ребенком. Уход зависит от материала, из которого изготовлена вещь:

  1. Изделия из резины или пластика следует раз в неделю мыть в мыльной воде. Вещи, которые побывали на улице, моют по приходу домой.
  2. Мягкие игрушки, приспособления из текстиля (книжки, коврики, куклы) являются пылесборниками. Поэтому их не должно быть много. Такие вещи следует стирать в машинке или очищать при помощи пылесоса.

  3. Дерево. Вещи из дерева также необходимо мыть регулярно. Главное – не оставлять их в воде надолго.
  4. Изделия, работающие на батарейках. Перед очисткой из них нужно вынуть батарейки. После обрабатывать в соответствии от того, из какого материала они сделаны – пластиковые мыть, мягкие – пылесосить.

Прорезыватель

Эта игрушка, когда малышу пойдет 3-4-й месяц, станет любимой для него — все надо пробовать на вкус, да и десны начинают чесаться. Значит запасаемся прорезывателями. В целом, любая игрушка и даже мамина рука могут стать для новорожденного «грызунком». Но все же лучше запастись отдельным прорезывателем.

Считается, что для младенцев до 6-ти месяцев лучше подобрать прорезыватель поменьше — у него пока режутся только передние зубы. А вот после полугода ребенку будет удобнее чесать десны более крупной игрушкой. С материалом придется экспериментировать. Никогда не угадаешь, какой прорезыватель понравится ребенку, — тканевый, деревянный, латексный или силиконовый. А еще у этих игрушек могут быть и дополнительные «функции» — например, охлаждающий эффект.

Как говорят стоматологи, о гигиене полости рта ребенка нужно заботиться с самого его рождения. Поэтому можно присмотреться к прорезывателям, которые по форме напоминают зубную щетку и имеют ворсинки. Так можно с младенчества развивать у ребенка навыки гигиены.

Критерии выбора

При выборе игрушек для двухмесячных грудничков нужно придерживаться определенных правил. Младенцы в этом возрасте еще очень уязвимы и беззащитны.

Специалисты дают такие рекомендации по покупке игрушек для малышей:

обращать внимание на наличие запаха клея, краски, резины. Его присутствие может причинить вред ребенку;
отдавать предпочтение тем игрушкам, которые состоят из крупных деталей, имеют сглаженные края

Лучше выбирать литые варианты. Если игрушка состоит из элементов, то они должны быть надежно зафиксированы;
покупать игрушки, которые соответствуют возрасту младенца;
не выбирать слишком яркие предметы. В них содержится много краски, которая может навредить ребенку;
покупать игрушки проверенных известных производителей.

Игрушки для детей можно приобрести в магазине, на рынке, заказать в интернете. Лучше отдавать предпочтение первому месту покупки. Не стоит стесняться просить продавца показать сертификат на игрушку: этот документ является гарантией качества.

4 месяца

Пришла пора покупать первые музыкальные игрушки для детей. В четыре месяца ребёнка особенно увлекает мир звуков. Правда, им одинаково интересны и приятные мелодии, и обычное пищание игрушки. В этом возрасте дети уже узнают не только близких людей, но и свои старые игрушки. Иногда эти старые игрушки малыш вполне осознанно бросает в сторону, желая получить в свои ручки что-то новое.

Новые фигурки и погремушки притягивают его внимание. Но не обязательно покупать много новых игрушек

Можно просто на время убирать имеющиеся, а спустя время давать их малышу снова. Это обновит его внимание к ним. Другой хороший способ дать малышу развивающие игрушки, это сделать своими руками слинго-бусы, с которыми он охотно играет на руках у мамы. Развивающаяся моторика рук уже позволяет ему играть с небольшим мячиком, который он охотно бросает.

Для первых шести месяцев

В первую очередь нужно подумать об устройстве спального места для младенца.

Полог для кроватки выглядит очень симпатично, но функциональность его вызывает большие сомнения. Когда малыш немного подрастет и начнет подниматься на четвереньки, а затем и вставать — полог придется снять, чтобы ребенок его не опрокинул на себя. А вот мягкие «борта», привязываемые по периметру кроватки, вам пригодятся непременно — они защищают новорожденного от сквозняков, а чуть позже — от ударов о прутья при ползании. Для обустройства спального места понадобится наматрасник, одеяло, одна плоская подушка, три комплекта постельного белья.

Второй крупной покупкой является коляска.

В первые полгода вам пригодится детская ванночка. Пока ребенок еще маленький, его приходится поддерживать при купании, поэтому сразу пользоваться большой ванной будет утомительно для вашей спины. Позже малыш научится сидеть, и вы сможете купать его в большой ванне.

Пеленальный столик можно купить или приспособить обычный обеденный или письменный стол удобной высоты, а над ним прикрепить полку.

Следующие шесть месяцев

Понадобится:

  • высокий стульчик и столик — он должен быть устойчивым и легко моющимся;
  • большой нагрудник — ребенок начинает орудовать ложкой;
  • манеж — он создает для ползающего младенца защитное пространство;
  • из игрушек в этом возрасте малышу подойдут большие пластиковые кубики, стаканчики, которые можно ставить один в другой, ведерки и формочки для песочницы, резиновые игрушки для ванны, различные игрушки, которые можно возить на веревочке, первые книжки;
  • первые ботинки должны быть такими мягкими, что их можно согнуть в любом направлении. Необходимо, чтобы они были на сантиметр длиннее, чем стопа ребенка, но по ширине подходили идеально. Кожаную обувь надевать еще рано;
  • прыгунки и ходунки обычно нравятся активным детям, но без них вполне можно обойтись. А вот действительно незаменимым для родителей, ведущих активный образ жизни, является «кенгуру». Это удобный рюкзачок для переноски детей, который, с учетом возраста малыша, имеет разную конструкцию, может использоваться до двух лет и даже дольше. При этом он может вешаться как на живот, так и на спину, и руки у мамы при этом остаются свободными.

Вот мы и составили приданое для малыша первого года жизни. Правда, это только основа, которую любящие и чуткие родители дополнят и подстроят под своего младенца.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребенок наблюдает, понимает, узнает» и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их

Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания — такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными

Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух — звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца — предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки — словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни — научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки — яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками. Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.

Колокольчики и бубенчики, которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.

«Турничок» с подвесными игрушками. Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.

Светящиеся или зеркальные игрушки

Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук

Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.

Погремушки. Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки — самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог «греметь» ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector