Развитие речи ребенка от 0 до года
Содержание:
- Что такое аудиологический скрининг
- Как развивать слух у малыша?
- Что происходит после рождения?
- Что нужно знать про слух?
- Как проверить слух ребенка самостоятельно
- Какие ощущения при первых шевелениях ребенка?
- Первые звуки малыша
- Когда у детей меняется цвет глаз?
- Фиксация взгляда
- Развитие зрения
- Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки
- Развитие речи малыша до полугода
- Зрение вашего малыша: слежение за предметами
- Контакты со специалистами
- Когда ребенок должен начать говорить?
- Слышит ли ребенок в утробе матери
- Контрольные этапы развития слуха
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
- Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально — до выписки из роддома.
- При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
- При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
- опрос родителей, уточнение факторов риска развития тугоухости;
- осмотр малыша;
- инструментальная диагностика методом отоакустической эмиссии (ОАЭ).
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Отоакустическая эмиссия не регистрируется при сенсоневральной тугоухости со снижением более, чем на 30 дБ, при проводниковых нарушениях. В таком случае говорят об отрицательном результате теста и проводят ОАЭ повторно через 1 -1,5 месяца. Если изменений нет, рекомендовано более полное обследование до трехмесячного возраста ребенка.
Как развивать слух у малыша?
Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.
Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.
В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.
Ребенок, который нормально развивается, будет агукать , лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.
Любите малыша и следите за его развитием.
Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.
Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать – это происходит еще на 16 – 17 неделе беременности.
Доказано: ребенок не родился, но уже слышит
Что происходит после рождения?
Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки. В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы. Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.
Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.
- В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
- К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
- К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
- 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
- К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.
Что нужно знать про слух?
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Как проверить слух ребенка самостоятельно
Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.
Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:
- Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
- Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.
Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.
Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.
Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.
Какие ощущения при первых шевелениях ребенка?
Что должна почувствовать будущая мама, когда плод начинает шевелиться? Как можно понять первые шевеления ребенка? Как отличить их, например, от перистальтики кишечника? На эти вопросы сложно дать однозначный ответ. Ведь у каждой женщины беременность протекает по-разному, каждый организм имеет индивидуальные физиологические отличия, поэтому ответить, на что похожи первые шевеления ребенка, можно по-разному.
Некоторые женщины отмечают, что чувствуют, будто бы дитя легко гладит изнутри. Другие же описывают, что ощущают несильные толчки, будто бабочка пытается попасть по другую сторону стекла или рыбка бьется в аквариумные стенки.
Менее романтичные натуры по-другому описывают, какие ощущения, когда ребенок начинает шевелиться. Они сравнивают их с постукиванием, щекоткой, дрожью, поглаживанием или бульканьем. У некоторых женщин при двигательной активности малыша могут возникать болевые ощущения.
У многих будущих мам возникает вопрос, где ощущаются первые шевеления при беременности. Сначала толчки ребенка можно ощутить в разных отделах живота, ведь он еще не занимает в матке определенного положения. Поэтому он вращается во всех направлениях. В 30-32 недели плод в полости матки занимает постоянное положение. В большинстве случаев располагается вниз головкой – так называемое головное предлежание. Если он разместился вниз ягодичками или ножками (встречается редко) – это тазовое предлежание. При тазовом предлежании женщина ощущает активные шевеления малыша в нижних отделах живота, а при головном, наоборот, в верхней части.
Первые звуки малыша
Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное «агу».
Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.
Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.
Когда у детей меняется цвет глаз?
Одновременно с развитием зрения цвет глаз может меняться из-за пигмента меланина, который также влияет на цвет кожи и волос. От рождения темные (карие или темно-зеленые) глаза говорят о высоком содержании меланина, и, возможно, их цвет уже не поменяется (хотя это и возможно). Если глаза светлые (голубые или светло-серые) — значит, меланина меньше и цвет может меняться с выработкой большего количества меланина. Цвет глаз ребенка способен варьироваться в разные периоды его жизни: в первые несколько месяцев, в год или даже в два. Сложно предсказать, когда это точно произойдет, но именно поэтому наблюдать за появлением первых признаков изменений еще интереснее!
Фиксация взгляда
Разобравшись с тем, что ребенок в возрасте менее трёх месяцев не интересуется цветными игрушками и картинками, следует разобраться с причиной такого положения.
Ещё со второй недели после рождения малыша у него развивается фиксация взора – это способность к задержке взгляда на определённом предмете.
В возрасте до 3 месяцев у детей эта фиксация развита слабо, поэтому он не может длительное время смотреть на один и тот же предмет, а неспособность различать цвета не вызывает интереса и в рассматривании какого-то предмета.
Многие родители подобное состояние малыша расценивают как патологию, считая, что у ребенка кажущееся косоглазие – движения глаз раскоординированы. Но в большинстве случаев такую ситуацию нельзя назвать патологией, поскольку это обычное состояние при наличии функциональной незрелости зрительного анализатора.
В возрасте трёх месяцев происходит развитие бинокулярной фиксации взора – ребенок в состоянии более длительное время фиксировать взгляд на объекте, при этом фиксация осуществляется двумя глазами.
С этого возраста ребенок уже узнает собственную мать, а затем и других родственников, своё узнавание близких малыш подтверждает улыбкой и общей двигательной активностью.
Развитие зрения
Малютка рождается с периферическим зрением, позволяющее видеть только то, что находится по бокам от малыша. Со временем дитё сможет сфокусировать взгляд на игрушке, расположенной по центру от него. В течение нескольких месяцев зрение претерпевает ряд изменений. Первые недели после рождения малютки, нужно контролировать освещённость детской комнаты, которая не должна быть слишком приглушённой или яркой.
1-3 месяца
В первые дни жизни глазки грудничка очень чувствительны к яркому свету, поэтому зрачки имеют маленькие размеры, что защищает их от проникновения световых лучей. Через 2 недели зрачки расширяются, и малыш спокойно реагирует на свет.
Особенности зрения:
взгляд задерживается на предмете на 5 секунд;
глазки начинают «разбегаться», потому что у ребёнка не появилось умение смотреть сразу двумя глазками;
через 4 недели малыши видят более точную картинку;
внимание крохи привлекают чёрно-белые игрушки, потому что малыш ещё не видит яркие цвета;
малютка рассматривает лица;
зрачки реагируют на свет;
кроха следит за движущимися предметами;
формируется центральное зрение — взгляд учится «собираться» на предмете;
трёхмесячному малышу интересны движущиеся игрушки, от которых он долго не отводит взгляд.
3-6 месяцев
Уже пора подвешивать разноцветные игрушки в кроватке над малюткой. Растяжка должна находиться на расстоянии 25-30 см над крохой, но не над головой, а ближе к ногам.
Особенности зрения:
- малютка хватает игрушки, чтобы рассмотреть их. Её привлекают красные, оранжевые, жёлтые цвета. Глаза надолго задерживается на изучаемом предмете;
- у пятимесячного крохи развита сетчатка глаза, поэтому он может различать все цвета. Быстро находит игрушки, усовершенствовалась координация «рот-рука», поэтому малютка пихает всё интересное в рот;
- световая чувствительность глаз достигает 2/3 взрослого зрения. Кроха узнаёт родителей.
6-12 месяцев
В этом возрасте зрение становится бинокулярным. Если раньше младенец видел предметы по отдельности, то сейчас в его глазках появляется картинка.
Особенности зрения:
- изучает геометрические формы;
- восьмимесячный ребёнок видит как взрослый человек. Может сортировать предметы по цветам, находить пропавшие из поля зрения игрушки, понимает связь между ними.
Чтобы ребёнок правильно фокусировал взгляд, нужно держать его столбиком. Подавая малышу игрушку, нужно учитывать расстояние от его глаз и предмета, которое должно составлять 20 см. Во время общения не нужно резко менять выражение лица, привычный внешний вид, причёску. Для правильного развития зрения необходимо окружить малютку игрушками, книжками, картинками.
Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки
Учитывая тот факт, что ребенок начинает воспринимать посторонние звуки еще в утробе матери, а родители в первые недели жизни малыша стараются не шуметь в его присутствии, может показаться, что слух у новорожденного отсутствует. Это не так, просто, дети, привыкшие к такому развитию событий, не считают необходимым как-то реагировать на незначительный шум. При этом необходимо помнить, что у грудничков еще нет такой четкости внимания, как у взрослых
Резкий или очень громкий звук не просто привлечет их внимание, а напугает, вызвав плач
Детский слух имеет еще одну интересную особенность. Он очень восприимчив к неспешным, ритмичным, немного монотонным мелодиям. Веселая песенка в дневное время развеселит ребенка, спетая почти шепотом колыбельная – успокоит и убаюкает. Сколько бы мама не разговаривала с малышом тихим и неспешным голосом, он будет лежать и слушать, как загипнотизированный, если, конечно, его ничто не беспокоит.
Специалисты советуют наблюдать, какой реакцией сопровождается прослушивание ребенком громких звуков. Если до двух месяцев она может быть бурной, то после достижения данного возраста реактивность в норме начинает уменьшаться. Именно в это время новорожденный должен начать не просто реагировать на звуки, но и различать их. Он уже не пытается найти источник неожиданного шума, радуется приятным мелодиям и в некоторых случаях даже знает свое имя.
Развитие речи малыша до полугода
В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:
- Постоянно общайтесь с ребеночком. Старайтесь ему донести все то, что вы делаете. Речь должна быть максимально спокойной, ласковой и четкой. Ни в коем случае, не повышайте голос на новорожденного.
- В своих рассказах следует показывать свои эмоции, жесты и мимику. Но не делайте никаких резких движений, дабы не напугать кроху. Ребеночек начнет с радостью повторять за взрослыми движения губ, слова и звука. Запомните, что малыши наблюдают за всеми вашими движениями.
- Для обучающих занятий, подготовьте карточки с красочными картинками. Объясняйте ребеночку, что на них изображено.
- Повторяйте звуки, которые использует малыш, а также добавляйте к ним новые.
- Включайте ребеночку музыку и звуки, которые произносят животные.
До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.
Зрение вашего малыша: слежение за предметами
Еще один этап развития зрения у новорожденных — это возможность следить за движущимся предметом. Это ключевой навык для знакомства с миром и безопасного перемещения в пространстве. Так, когда малыш вырастет, именно это умение поможет ему определить, куда движется поток машин, и перейти дорогу.
Вы заметите, что при рождении у ребенка не получится рассмотреть погремушку, даже если она будет прямо перед его лицом, но уже через два месяца сможет это сделать и даже следить взглядом за движением игрушки. В возрасте около пяти месяцев, после того как малыш достаточно попрактиковался и умеет водить взглядом за приближающимися и удаляющимися предметами, у него развивается восприятие глубины пространства.
Когда малышу будет примерно три месяца, он, вероятно, попробует дотянуться до предметов, находящихся перед его глазами — чаще, правда, промахиваясь. Первые попытки скоординировать взгляд с движениями рук развлекают и малыша, и маму. Со временем улучшится его мелкая моторика, а также способность отслеживать предметы и хвататься за них. В возрасте трех-четырех лет малыш уже сможет поймать мячик, который вы ему бросите.
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.
Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.
Когда ребенок должен начать говорить?
В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.
Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).
2–4 месяца
Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев
Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года
Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.
Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.
1-1,5 года
Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки
Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.
При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.
1,5-2 года
Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»
Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».
Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.
2-3 года
Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.
К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.
Слышит ли ребенок в утробе матери
Довольно часто можно встретить родителей, которые разговаривают еще с не рожденными детьми. Вы, наверное, видели не только в реальной жизни, но и по телевизору, как папа становился напротив круглого животика мамы и говорил что-то своему малышу спокойным монотонным голосом.
С первого взгляда это может показаться просто милой процедурой, но не более. Вы можете подумать, что в утробе матери находится лишь только развивающийся плод, который ничего не видит и не слышит, однако это не так. Функция слуха начинает активно формироваться с двадцатой недели после зачатия. В связи с этим все эти разговоры с плодом не так уж и бесполезны. Он вас слышит.
Все это было доказано путем проведения экспериментов. Новорожденный малыш реагировал очень хорошо на звуки, которые ему доносились, когда он еще находился в утробе матери.
Контрольные этапы развития слуха
По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.
- Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
- С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
- Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
- Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.
Польза прогулок с новорожденным на улице и когда можно начинать гулять
Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.
В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.
Фотобанк Лори
Общаясь с малышом в период , вы дарите ему чувство защищенности и готовите к появлению на свет. С рождения приучайте малыша к умеренному шуму – младенцы не нуждаются в полной тишине даже во время засыпания. Читая крохе сказки, исполняя колыбельные, вы не только развиваете его слух, но и расширяете знания об окружающем мире. Малыш начинает слышать задолго до рождения
Оказывается, процесс формирования слуховой системы плода завершается примерно к . Именно на этом этапе вы можете начинать общаться с малышом – делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете.
Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость – стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает для ребенка шум, доносящийся извне. Но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации, тембр и настроение. Ему по душе ненавязчивые звуки и спокойные мелодии, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся. Находясь в лоне матери, ребенок лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, к примеру, мужские голоса
Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только будущая мама, но и папа
Особенности слуха новорожденного
В течение первых 2-3 дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и на 4 неделе жизни ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели – определять, откуда они доносятся. Кстати, новорожденный слышит одинаково как во время сна, так и в период бодрствования. Многие родители ошибочно полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца. Поэтому новорожденные не нуждаются в полной тишине и значительно быстрее успокаиваются, прижавшись к маминой груди.
Как малыш реагирует на звуки?
В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Громкие, резкие и даже вполне спокойные, но неожиданные, звуки могут вызвать у них судорожную реакцию, которая вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, она свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.
Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки, больше разговаривайте с ним и делитесь своими впечатлениями об окружающем мире.
Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.
Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.
Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?