Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения

Упражнения для выработки произношения звука Р

На сегодняшний день существует целый ряд упражнений для постановки звука Р, которые выполняются перед зеркалом. Самыми популярными и действенными являются:

1. При широко открытом рте произносится звук Д. При этом для разработки подвижности кончика языка нужно сильно ударять языком в район спрятанных за верхними зубами бугорков.

2. При широкой улыбке легкое покусывание кончика языка для активизации его мышц.

3. Выгибание языка при широко открытом рте так, чтобы кончик его касался неба, а средняя часть – расположенных за передними зубами бугорков.

4. Широким языком «барабанят» в области за верхними зубами, произнося при этом звук Д. При этом посредством указательного чистого пальца необходимо как бы расшатывать язык в ротовой полости. Это обеспечит особый рокочущий звук. По прошествии некоторого времени упражнение можно начинать выполнять уже без помощи рук.

Для того чтобы любые логопедические упражнения имели должный эффект, выполняют их не спеша, но ежедневно

При этом ребенка важно поощрять за малейшие успехи, сдвиги в положительном направлении

В любом случае, от взрослых потребуется терпение и внимание. Как только нужный звук встанет, можно переходить к произношению различных слов с его участием.

Работа логопеда

С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений. Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).

Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:

  • разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
  • демонстрация правильности произношения;
  • объяснение необходимости вибрации языка;
  • использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.  Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы.  Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Проверка произношения

Чтобы понять, правильно ли произносит Ваш малыш звук «р», обратите внимание на неправильное выговаривание:

  • выпадение буквы из слова (карета – каета);
  • замена «р» на другие звуки (рыба – лыба, картошка – кайтошка и т. д.);
  • проглатывание окончаний и начала слова (Макар – Мака, редис – едис);
  • произношение по манере французов, то есть с определенной гортанной вибрацией.

Если существуют такие проблемы, необходимо развивать артикулярные органы и проследить, как они располагаются при произношении. Должно это выглядеть следующим образом:

  • ротовая полость слегка приоткрыта;
  • зубы не смыкаются;
  • кончик языка располагается на твердой альвеоле;
  • сбоку язык должен находиться около жевательных зубов;
  • форма языка – по типу ложки, то есть конец вверху, остальное опущено, корень сверху;
  • при выдохе язык должен вибрировать на нёбе.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р» – видео

Больше эффективных упражнений можно увидеть в специально разработанном курсе логопедических занятий «Рычать подано».

Еще несколько рекомендаций

  • Мечтаете научить своего малыша кататься на коньках? Практичные советы помогут чаду быстро освоить этот непростой и полезный навык.
  • Также, пользуясь нашими рекомендациями, вы сможете довольно легко научить ребенка читать по-английски.
  • Родители первоклассников часто беспокоятся о том, как подготовить ребенка к школе. Эта статья сформирует у вас четкое понимание того, какие методы подготовки выбрать для максимально эффективного обучения дошкольника.
  • Вы хотите научить ребенка читать, но не знаете, с чего начать? Непременно воспользуйтесь данной статьей, и вы легко справитесь с этим непростым заданием.

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

  Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:

  • Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
  • Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
  • Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).

Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.

Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:

  • «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
  • «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
  • «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
  • «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).

При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.

Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.

1. Артикуляционная постановка от звука Р.

Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.

2. Постановка Ж от звука З.

Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.

3. Формирование правильного положения Ж от Ш.

В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.

Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.

Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.

РА

1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!

2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!

3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!

4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!

5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..

6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!

7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!

Третий этап

Вводить звук в речь в словах можно только после того, как были усвоены слоги. Иначе ребенок будет снова произносить все неправильно, а проведенная работа будет бесполезной. Поэтому не стоит торопиться и пренебрегать последовательностью этапов.

Для автоматизации используют слова, где звук находится на первой позиции: рак, рама, рука и т. п. Каждое слово обязательно сопровождается красочной цветной картинкой. Это позволяет стимулировать воображение, зрительный анализатор, вызывать связь между словом и предметом.

Для дошкольников можно использовать текст с небольшими символами. Взрослые читают его, а ребенок вместо картинки говорит слово. Например, нарисован «рак», и по ходу чтения текста слово вставляется.

Лото тоже вызывает интерес у детей. Особенно такой прием эффективен в группах. Берется цветное поле, где изображено шесть картинок. Нужно соотнести названное слово с картинкой, закрыть ее фишкой. Кто первым соберет поле, тот выиграл.

Автоматизацию в словах можно сочетать с развитием высших психических функций. Некоторым детям тяжело даются задания с «исключи лишнее». С ними нужно сначала научиться объединять предметы по какому-то признаку. Например, груша, яблоко, банан, апельсин – это фрукты. Когда они накопят солидную базу знаний, им станет легче исключать неподходящий предмет.

Развитие речевого слуха продолжается на всех этапах работы. Предлагается внимательно послушать и назвать ошибку «раГ», «раГа, «коГ» и т. п

Слова даются без картинок, важно чтобы дошкольник научился на слух соотносить правильное произношение с предметом

Можно играть в загадки. Называется ряд признаков: живет в пресной воде, не имеет шерсти, маленький, обладает клешнями. По такому списку несложно понять, что это рак.

Ребенку дают побыть в роли ведущего. Такие ситуации идут на пользу формирования самооценки, уверенности в себе. Даже на индивидуальных занятиях ему позволяют побыть учителем взрослого.

После усвоения слов, где звук в первой позиции, переходят к группе, где он в середине. Способы автоматизации все те же самые.

В качестве игры предлагают картинку дома. В нем три этажа по три квартиры. В каждой живет определенная картинка. Дошкольнику предлагают отгадать зашифрованные послания. Например, «назови, что находится между дровами и травой». Он должен найти эти два предмета и посмотреть, какая картинка между ними – рак.

Следующее задание – под раком кто живет? Ребенок ищет и находит картинку коровы. Взрослый хвалит его, предлагая посмотреть соседа слева. Он обнаружит картинку вороны. Задается следующий вопрос – кто живет над вороной? Ответ крот.

Таким образом изучают весь дом. Можно усложнить задачу и сделать четыре этажа с 3 квартирами на каждом. Эти задания позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать пространственное мышление, закреплять понятие предлогов.

Вариантов игр очень много. Для развития грамматики предлагают называть слово в единственном числе, потом во множественном. Обратная позиция сложнее – из множественного числа делают единственное.

Для отработки звукового анализа используют картинки и предлагают ребенку найти те, что начинаются на слог «РО». Для начала их не должно быть много, достаточно 4-5. В случае затруднений предлагают воспользоваться схемой-птичкой, утрировано проговаривая каждое слово.

Можно придумать большое количество игр с разными картинками. Например, мальчик Рома ловит рыбу (соответствующая красочная картинка), после чего перечисляется весь его улов (изображенные предметы). Ребенок обязательно должен проговаривать фразу целиком. Сразу приучайте его отвечать полно.

Сложный вариант игры – называется ряд слов, предлагается выделить лишнее. Например: рыба, рыбалка, рыбак, рывок. Последнее не подходит, так как оно не тематическое.

Детям очень нравятся большие картинки, где нарисованы всякие небылицы. Дошкольнику предлагается внимательно изучить материал, посмотреть, что не так в нарисованных вещах, проговорить ошибки.

Еще одно важное задание для формирования грамматики – умение трансформировать слова. Предлагается ласково назвать предмет: ромашка − ромашечка, рубашка – рубашечка

Показывают красочное поле, где нарисованы картинки. Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое.

Можно придумать большое количество игр. После того как ребенок научится произносить слова с позицией звука в середине, переходят к автоматизации в конце слова. Только потом к словосочетаниям, фразам, текстам, стихам.

Варианты неправильного произношения

Не выговаривать Р можно по-разному:

  • Распространенный вариант — когда звук просто выбрасывается, например, малыш произносит «ыба» вместо «рыба».
  • Р может заменятся на звуки, которые произнести легче: Л, Й, В, Ы, Г.
  • Ребенок может произносить Р нехарактерным для русского языка образом, например, грассируя (горловым способом) или как в английском. Особенно часто это случается у билингвов, с детства говорящих на двух языках, в одном из которых звук Р произносится «не по-русски».
  • Иногда дети нормально произносят этот звук отдельно, но в произношении слов или слогов возникают сложности.

Ход занятия:

Вводная часть. (2 мин.)

Организационный момент:

(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук:

самолеТ, замоК, диваН …

(Дети добавляют последний звукв предложенные слова:САМОЛЕ (Т)

Основная часть. (20 мин.)

1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Чудесная шкатулка».

Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.

Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…

Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.

Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?

Дети: Звук Р.

Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука .

Логопед: Давайте вспомним, звук – какой?

Дети: Звук р — согласный.

Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук ?

Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.

Логопед: Верно. Проверьте, звук – глухой или

звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)

Дети: Звук р — звонкий, голос работает.

Логопед: Послушайте, как звучит звук в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?

Дети: Звук р — звучит твердо.

Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».

Дети: В этих словах звук р — звучит мягко.

Логопед: Мы знаем, что звук бывает и твердым, и мягким.

3. Выделение звуков на слух. Работа с фонариками.

Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук , поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук – зеленый фонарик.

Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…

Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…

4. Выделение звуков в произношении.Игра: «Подарки для Ромы и Риты».

Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.

Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…

5. Звукослоговой анализ слов.

Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.

Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.

6. Припоминание слов со звуками . Игра «Нарисуем дом».

Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками , которые относятся к дому.

Логопед: Какие деревья со звуком мы посадим около дома?

Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.

7. Физминутка. «Рябинка».

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка тоже гнётся,

Не печалится – смеётся.

Резкий ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети потягиваются поднимают руки вверх.

Выполняют вращения туловищем вправо-влево.

Выполняют наклоны в стороны.

Дети машут руками, изображая ветер.)

8. Знакомство с буквой Р.

Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук , и мягкий звук . Посмотрите на букву Р. На что она похожа?

Логопед: Напишите букву Р в воздухе.

Логопед: Как можно изобразить букву Р?

Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.

Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) .

Логопед:Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ

АР, ОР, ИР, УР

9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».

Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»

«РИС»«РОС»«РОСА»«РОЗА»«РОМА»«РАМА».

10. Составление предложений.

Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки -, составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.

Заключительная часть 3 минуты

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?

Дети: Со звуком р.

Логопед: Напомните, звук – он какой?

Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки – на письме?

Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки – , отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!

Как проявляется картавость

Картавый человек либо заменяет звук «р» другими звуками, например «л» (и это явление логопеды называют параротацизмом), либо звук «р» искажается или пропускается (ротацизм).

Как известно, в детстве картавят все – детская картавость называется возрастной или физиологической. И связана она с недоразвитием органов артикуляции. Находчивые дети в ответ на просьбу взрослых сказать слово «рыба» говорят: «Селедка!». Физиологическая картавость с возрастом, до 5–6 лет, проходит самостоятельно.

По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.

Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.

Различные слуховые патологии и, как следствие, снижение слуха также могут привести к картавости. Кроме того, существует генетическая предрасположенности к картавости, то есть она может передаваться по наследству. Бывает и так, что ребенок начинает подражать, копировать кого-то с этим дефектом речи из своего ближайшего окружения и «заражается» сам.

В любом случае причину определяет врач и назначает соответствующее лечение, вплоть до операции. В случаях, не требующих оперативного вмешательства, поможет логопед, причем лечению поддаются пациенты любого возраста. Однако откладывать визит к врачу в долгий ящик не стоит, ведь последствия картавости часто негативно отражаются на психике ребенка. Его могут дразнить дети, из-за чего он начинает избегать их, чувствуя себя среди них «белой вороной». У него могут развиться комплекс неполноценности и прочие психические заболевания.

Постановка звука «р» во взрослом возрасте

Ни для кого не секрет, что многие взрослые люди не выговаривают букву «р». Согласитесь, слушать такую речь довольно тяжело. Но куда сложнее приходится тем людям, речь которых имеет некоторые дефекты. В связи с этим мы задали логопеду соответствующий вопрос, можно ли исправить звукопроизношение во взрослом возрасте? По ее словам, сложно, но можно.

Эксперт обратила внимание, что научить ребенка произносить звук изолированно можно в любом возрасте, сложность заключается в автоматизации звука. «В детском саду все находятся на равных условиях, кто-то учится шипеть, кто-то жужжать, кто-то рычать, и это воспринимается вполне естественно

В более старшем возрасте возникает совсем другая ситуация. Новый звук, особенно «р», первое время выделяется в речи, поэтому ребенок стесняется его использовать на людях. Школьник может хорошо говорить дома или в кабинете логопеда, но в классе или в компании друзей ему очень сложно перейти на правильную речь»

«В детском саду все находятся на равных условиях, кто-то учится шипеть, кто-то жужжать, кто-то рычать, и это воспринимается вполне естественно. В более старшем возрасте возникает совсем другая ситуация. Новый звук, особенно «р», первое время выделяется в речи, поэтому ребенок стесняется его использовать на людях. Школьник может хорошо говорить дома или в кабинете логопеда, но в классе или в компании друзей ему очень сложно перейти на правильную речь».

При этом автоматизация звуков в более старшем возрасте требует от ребенка большой мотивации и хорошей поддержки взрослых. В результате звук как бы есть, но его как бы и нет. Поэтому она посоветовала молодым родителям своевременно позаботиться о речи ребенка и при необходимости обратиться к специалисту, который поможет исправить существующий дефект в речи ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector