Постановка звука ч

Автоматизация звука [Ч] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах: 

ЧА – ЧА – ЧА        

 ЧЁ – ЧЁ – ЧЁ         

ЧУ – ЧУ – ЧУ         

ЧИ – ЧИ – ЧИ        

 ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

АЧА – АЧА – АЧА               

ОЧЁ – ОЧЁ – ОЧЁ            

УЧУ – УЧУ – УЧУ

ИЧИ – ИЧИ – ИЧИ                            

ЭЧЕ – ЭЧЕ – ЭЧЕ

Звук в словах с прямым слогом:

      Чай, чайка, чайник, чаинка, час, чад, чаша, чашка, чабан, чаепитие, чуб, чум, чудо, чудный, чувство, чугун, чудак, чулок, чудить, чудеса, чулан, Чукотка, чиж, числа, чистить, чисто, чистый, читать, чинить, читатель, чихать, чихает, чей, чек, челюсть, червяк, чердак, черпак,  чепуха, чебурек, черепаха, чемодан, чемпион, черника, чернила, четверг, чехол, чёлка, чёткий, чёрный, чёрт.

       Очаг, свеча, печать, начало, мочалка, качает, кочан, мычать, обучать, кричать, ворчать, качать, причал, печатать, внучата, зайчата, бельчата, скучать, стучать, удача, сдача, куча, туча, задача, дача, передача, бычок, плечо, бачок, пучок, значок, крючок, скачок, кабачок, светлячок, зайчонок, бочонок, учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, драчун, молчун, ворчун,  дочурка, кручу, верчу, плачу, лечу, учу, точить, учить, мочить, лечить, учитель, мячи, лучик, ключик,  точит, зайчик, плечи, качели, печенье, лечение, мучение, учебник,  ученик, печень, короче,  кочегар, почему.

Повтори словосочетания и предложения:

      Чёрный чум, могучий человек, чёрная ночь, пачка печенья, честный человек, точные часы, мальчик Чипполино, чёрная туча, прочный чехол, коричневые чулки, гремучий ручей, горячий чай, четвёртый четверг, горячий горчичник, чёрный грач.

      Чемодан в чулане. На чемодане чехол. К чаю подали печенье. Ах, ручей, чей ты, чей? Волк учуял овечек. Ученик ничего не отвечал. Девочка и мальчик качаются на качелях. У мальчика черепаха. Калачи на печи, как огонь горячи! В новом сервизе красивые чашки. Девочки на даче устроили чаепитие. Леночке подарили черепаху. Чижик вылетел из клеточки. Чист и прозрачен осенью воздух. Всё короче и короче становятся дни. Нину лечили врачи. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий! Грачи таскают личинок и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчик ловит рыбу удочкой. Ландыш — очень пахучий цветок.

 Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук Ч

Ча – ча – ча — у меня нет ключа.                                     

Чо – чо – чо — солнце светит горячо.

Ча – ча – ча — надо вызвать врача.                                  

Чи – чи – чи — испеки мне калачи.

Ча – ча – ча — в комнате горит свеча.                             

Чок – чок – чок — стучит мамин каблучок.

Чу – чу – чу — я стихи учу.                                              

Чок – чок – чок — за печкой поёт сверчок.

Чу – чу – чу — громко в дверь постучу.                         

Чок – чок – чок — быстро вертится волчок.

Чу – чу – чу — говори, я помолчу.                                  

Чей – чей – чей — течёт лесной ручей.

Повтори скороговорки:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Калачи на печи, как огонь, горячи.

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывёт.

Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

«Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью

Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы

«Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

«Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов

Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу

Автоматизация звука Ч

Стадия автоматизирования звука – это искоренение неправильного звукопроизношения и закрепление навыка общепринятого произношения.. Поставленный звук еще не стойкий, при отсутствия закрепления навыка употребления нового стереотипа, звук может «потеряться» и в последствии его придется ставить заново.

Вот почему очень важно не только поставить звук, но и автоматизировать его в речи. Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи

Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения

Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения.

Как только ребеночек научился правильно произносить звук в многократном и длительном повторении, тогда можно начать автоматизировать поставленный звук в слогах. Однако если звук еще неустойчивый, иногда искажается, нужно подольше «посидеть» на стадии автоматизации.

Автоматизация звука Ч в слогах обладает своими особенностями: сначала автоматизируется звук в обратных слогах, затем – в прямых открытых слогах.

Автоматизация в обратных слогах:

ач – оч – ач                  еч – еч – ич

оч – уч – оч                  уч – ич – уч

Автоматизация в прямых слогах: 

  • ча – чо – ча
  • чо – чу – чо
  • чи – чи – че
  • чу – чи – чу

в словах:

  • мяч, смерч, врач, калач, ключ, трубач, грач
  • чай, часы, чайка, чайник, число, чижик, чемодан, чемпион, четыре, чудо
  • удочка, речка, задача, печать, удача, почка, хомячок, колокольчик.

в чистоговорках:

  1. ЧА-ЧО-ЧЕ-ЧИ — печёт печка калачи.
  2. ЧО-ЧУ-ЧЕ-ЧА – как хочу я калача.
  3. ЧА-ЧЕ-ЧИ-ЧО – ах, как пальцам горячо!
  4. ЧО-ЧИ-ЧЕ-ЧУ – ем калач я и молчу.

в предложениях:

  1. На столе чашка горячего чая.
  2. Мальчик кормит собачку Жучку.
  3. Девочка заплела две косички.
  4. Девочка сачком ловит бабочку.

После этапа автоматизации,  учим ребенка дифференцировать звуки на слух, если они смешиваются в произношении. Дифференциация звука в слогах чаще всего выполняют методом повторения т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет. Еще есть упражнения на словообразование, либо словоизменение.

На первых этапах работы по дифференциации ребенок слышит произносимый звук взрослым и видит артикуляцию взрослого. Затем задание усложняется, взрослый закрывает листком лицо, теперь ребенок ориентируется только на слух.

Ч-Т

  • чa-тя
  • чу-тю
  • чи-ти
  • оч-оть
  • юч-ють
  • ечь-еть
  • тявкать-чавкать
  • редька-речка
  • петь-печь
  • чесать-чесать
  • мять-мяч
  • медь-меч

Ч-Ц

Упражнение 1. Повтори за мной.

  • ча-ця
  • чу-цю
  • чи-ци
  • оч-оц
  • юч-юц
  • ечь-ец

Упражнение 2. Прослушайте слова.

Произнеси слова только со звуком ч.

а) Чтение, цапля, чувство, цветок, чёлка, чтит, цепь, цвет, чистый;

б) Платочек, пальцы, сверчок,  огурцы, строчка, разноцветный, курочка, пчелка, борцы;

а) Птенец,  грач,  богач, врач, мяч, колодец, скворец, силач, кузнец.

Ч-Щ

Задание 1. Повтори за мной.

  • чa-щa-чa
  • чу-щу-чу
  • чи-щи-чи
  • ощ-оч-ощ
  • ющ-юч-ющ
  • ещ-ечь-ещ

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Артикуляция звука Х

          При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук».  Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо — ху                аха — охо – уху                   ах – их – ех — ух

хва – хво — хву          хла – хло — хлу

сха — схо — сху            рха — рхо — рху

Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах.  Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха         хы-хы            ха-хо-хы              хы-ха-ху

Хо-хо         ху-ху             ху-ха-хо               ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха         оха – оха           иха – аха – уха           уха – иха – оха

иха – иха         уха – уха           аха – иха – оха           оха – иха — аха

3 день

ах – ах            ах – ох               ух – ух – ох                юх – ах – ох

ох — ух             ух – ах               ох – их – ах               ух – ох – их

4 день

хта – хта         хто – хто            ахт – охт                   ухт – ахт — охт 

хты — хты        хту – хту             ихт – ухт                   ихт – охт — ахт

5 день

хва – хва – хвы          ахва – ухва — охва             вха – вхо — вхы

хво — хво — хва           ихва — ухва — охва              вхы – вху — вха

Правильная постановка звука «Ч»

Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.

Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.

Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:

  • губы округлены, вытянуты вперед;
  • между резцами образуется небольшая щель;
  • кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
  • в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые складки разомкнуты.

Корректная нижняя артикуляция «Ч»:

  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
  • при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.

Автоматизация звука [Ч] в обратных слогах и конце слова

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в обратных слогах и конце слова будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Повторить слоги:

АЧ – АЧ – АЧ           ОЧ – ОЧ – ОЧ          

УЧ – ЧУ – УЧ          ЫЧ – ЫЧ – ЫЧ        

ЭЧ – ЭЧ – ЭЧ          ЯЧ – ЯЧ – ЯЧ            

ЁЧ – ЁЧ – ЁЧ           ЮЧ – ЮЧ – ЮЧ         

ИЧ – ИЧ – ИЧ         ЕЧ – ЕЧ – ЕЧ

АЧ – ЯЧ                     ОЧ – ЁЧ                    

УЧ – ЮЧ                    ЫЧ – ИЧ                  

ЭЧ – ЕЧ                      ЯЧ – ЮЧ

Проговорить слоги и слова:

Ач-ач-ач – богач

Ач-ач-ач – ткач

Ач-ач-ач – тягач

Ач-ач-ач – вскачь

Ач-ач-ач – ночь

Ач-ач-ач – мечь

Ач-ач-ач – дочь

Ач-ач-ач – могуч

Ач-ач-ач – печь

Ач-ач-ач – дичь

Ач-ач-ач – бич

Ач-ач-ач – мяч

Запомнить и повторить ряд слогов и слов  (взрослый несколько раз меняет порядок слогов или слов):

Ач оч ич,

Уч эч яч,

Ач оч уч,  

оч уч ич, 

уч ич ач оч,

ич ач оч уч.

Мяч – дочь – печь

Девочка – точка — бочка

Звук в словах с обратным слогом:

       Плач, ткач, богач, тягач, вскачь, врач, грач, калач, бородач, ловкач, трубач, калач, дочь, ночь, точь – в – точь, могуч, луч, обруч, сыч, дичь, клич, кулич, кирпич, меч, печь, течь, речь, лечь, мяч, горяч, ячмень, ключ, колюч.

       Пачка, дачка, тачка, качка, удачно, значки, кабачки, облачко, очки, бочка, точка, квочка, почка, дочка, кочка, уточка, удочка, бабочка, девочка, кисточка, ниточка, дудочка, тапочки,  ночка, мочка, тучка, внучка, ручка, кучка, штучка, каблучки, паучки, жучки, водичка, печка, уздечка, колечко, речка, гречка, копеечка, овечка, колючки, брючки, кавычки, привычка, бычки.

Повтори словосочетания и предложения:

       Горячая печь, почки на веточках, коричневый кирпич, кирпичная печка, почтовые карточки, клубничное варенье, пачка печенья, белая ниточка, ночная бабочка, удачливый чемпион, солнечный луч, острый меч, большой мяч, золотое колечко.

      На веточке сидит птичка грач. Анечка ловит бабочку сачком. Девочка принесла водички.

       На небо набежала тучка. У Ванечки в гербарии жучки и паучки. Белочка спрыгнула с ёлочки. Уточка плывёт по речке. Куда иголочка, туда и ниточка. На моём платочке вышитый цветочек. Ниночке подарили игрушечного зайчика и мячик. У мальчика удочка.

     Девочка сидит на скамеечке. Затопили печку. Потеряли ключ. У девочки калач. Ванечка на речке. В огороде бочка. В бочке плавает уточка. Девочка уронила мяч. Снесла курочка яичко. На кочке сидит грач. Ниночка — опрятная девочка. В окошко залетела бабочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки. Врач пришёл к больной девочке. На столе лежат очки и ручка. Весной на деревьях набухают почки. За ночь печь остыла.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук «Ч»:

Ач – ач – ач — Танечке купили мяч.                                           

Оч – оч – оч — мама очень любит дочь.

Ач – ач – ач — хорошо лечит врач.                                             

Оч – оч – оч — быстро наступила ночь.

Ач – ач – ач — мой папа силач.                                                   

Оч – оч – оч — я мамина (папина) дочь.

Ач – ач – ач — мне понравился циркач.                                     

Уч – уч – уч — солнце светит из – за туч.

Ач – ач – ач — выступает на сцене скрипач.                             

Уч – уч – уч — ёжик наш колюч.

Ач – ач – ач — в печке испеку калач.                                         

Еч – еч – еч — в доме натопили печь.

Постановка звука Ч

При постановке Ч следует вызвать отдельный «чистый» звук, это рекомендовано делать посредством звукоподражания, а именно проговаривая  «ч-ч-ч» и выполняя жест «тихо»; чуx-чух – едет поезд.

Поставить Ч возможно тремя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

Эффективные приемы постановки звука Ч:

  • Педагог предлагает малышу воспроизвести слог –aть- с мощьным выдохом на –ть-, одновременно с этим губы немного вытянуть вперед и ладонью осуществлять контроль за силой выдоха.
  • Попросить ребенка резко воспроизвести звукосочетание –тьщ-.
  • Во время воспроизведения предложить малышу приподнять краешек языка к вверху, а губы выдвинуть вперед, как «рупор».
  • Малыш выполняет упражнение «рупор» — т.е. зубы приближены, губки выдвинуты вперед и с сильным выдохом произносит звукосочетание -тьс- «как выстрел». В том случае, когда язык не достает до нёба, или не удерживается на верху, нужно прибегнуть к  использованию логопедических инструментов.
  • Ребеночек говорит пару раз слог – aтс-, либо звукосочетание –тш-, одновременно с усилием дует на язык. Благодаря зонду логопед немного отодвигает назад кончик языка.

Очень важно, чтобы ребенок понял артикуляцию звука, запомнил ее и смог самостоятельно выполнить уже без использования вспомогательных предметов: шпателей либо зондов

Для этого во время постановки  взрослый должен сосредотачивать внимание ребенка на работу артикуляционного аппарата, на силу выдыхаемой струи

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука  можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих и : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно и . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

Govorynchik

Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…

Ач-оч-уч-ыч-ич-еч-ёч-юч-яч.

Ачк-очк-учк-ычк-ичк-ечк-ёчк-ючк-ячк ачт-очт-учт-ычт-ичт-ечт-ёчт-ючт-ячт

Ча-чо-чу-чи-че

Ача-ачо-ачу-ачи оча-очо-очу-очи уча-учо-учу-учи ича-ичо-ичу-ичи

Чта-что-чту-чти-чте чма-чмо-чму-чми-чме

Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач. Оч: ночь, дочь. Уч: могуч, тягуч, тянуч. Ич: дичь. Еч: меч, течь. Яч: мяч.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

Ча: кочан, туча, бахча. Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бо­чонок, зайчонок, паучок. Чу: хочу, каучук, жемчуг. Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий. Че: ученик, учение, учебник. Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчё­ный, печёт, течёт.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша. Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий. Чи: чиж, чижик, чинный. Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха. Чё: чётки, чёткий, чётный. Стечение согласных: чмокать, чтение.

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

  1. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка удобные ботиночки чайные чашки умный ученик кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка чугунная ванна пахучий мёд новый учебник

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Ма­мочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в боч­ке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паути­на на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птен­чики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чу­гунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печ­ке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Ученье-путь к уменью.

Бочку за бочкой Тянут из мешочка. (Лото)

Мы ночью ходим, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы)

Мычит: «Му-му-му», Кто это — не пойму? (Корова)

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Ручей)

У зайчика значок, На значке — кабачок. А. Хмелёва

Птичка, птичка, Попей водички! Водичка в бочке, Бочка — на кочке. А. Хмелёва

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ребята, в детский сад пришла

посылка, да не простая, с уведомлением. «Высылаю вам необычный предмет, я думаю, что он вам понравится и волшебный сундучок с заданиями. Почтальон Печкин».

Отгадайте загадку почтальона Печкина:

Он забавная игрушка,

У него большие ушки,

Дружит с Геной крокодилом

Продаётся в магазинах.

Появление Чебурашки из посылки.

-Здравствуйте, ребята, я очень хочу узнать о звуке и букве, с которого начинается моё имя, вы мне поможете в этом разобраться?

-Ребята, какой первый звук в слове Чебурашка? (Звук Ч). Давайте

познакомимся с этим звуком подробнее. А ты, Чебурашка, устраивайся поудобнее и внимательно слушай. Посмотрите, что ещё прислал почтальон Печкин? (сундучок). А чтобы он открылся,нужно сказать волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Приоткрой-ка свой бочок!

Логопед достаёт из сундучка звуко-букву Ч.

2. Артикуляция и характеристика звука (согласный, глухой, всегда мягкий). Ребята, какой буквой мы на письме обозначаем звук ? Буквой Ч. На что похожа эта буква?

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

3. Логопед достаёт из сундучка предметные картинки: чашку, часы, врача, обруч, грача, бабочку, кузнечика, пчелу. Определение позиции звука в составе слов, количества слогов, составление предложений в произвольной форме.

4. Звуковойанализ и синтез слов: ручка, грачи, внучка, лисичка, выкладывание звуко-слоговых и буквенных схем слов.

5. Динамическая пауза

Ручеёк, ручеёк, (наклоны вперёд)

Дай водички на чаёк.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче. (имитация питья чая)

Пить с печеньем, с калачом, (левая рука, правая рука в стороны,

И пирог испечём. две руки вперёд)

И, сверкая под лучами, (наклоны в стороны)

Засмеялся ручеёк,

Быстро прыгнул с камня в чайник, (прыжки на месте)

Дал водички на чаёк.

6. Игра «Угостим Чебурашку». Ребята, при встрече гостей, что делают хозяева? (угощают). Давайте угостим нашего Чебурашку, но такими блюдами, в названии которых есть звук . Сейчас мы приготовим нашему гостю вкусные угощения. Я приготовлю из черники черничное варенье и угощу Чебурашку. Расскажите, а чем вы угостите нашего гостя? (картинки: кабачки, гречка, яблоко, клубника, молоко, огурец, черника, земляника, ежевика). Какой напиток можно предложить Чебурашке, название которого начинается на звук ? (чай). Что мы устроим? (чаепитие). Какая посуда нам понадобится? (чашки, чайник, чайные ложки, заварочный чайник). Эти слова похожи друг на друга? Как мы их называем? (родственные). Действительно, в каждом из них есть общая часть – чай.

7. Игра «Составь слово». Логопед достаёт из сундучка набор карточек, дети по первым звукам названий картинок отгадывают слово.

8. Игра «Расшифруй ребус» (бабочка, черёмуха).

9. Упражнение «Исправь предложение».Чебурашка обращается к детям:

— Спасибо, ребята, сегодня я много узнал о звуке и букве Ч, запомнил много слов и даже мне захотелось составить разные предложения, хотите послушать?

а) Почта принесла почтальона.

б) Задача решила ученика.

в) Черника собирала внучку в лесу.

г) Бабочка ловит девочку сачком.

д) Рыбка поймала Вовочку на удочку.

(Дети исправляют ошибки Чебурашки).

е) Танечка поливает колокольчики.

Логопед хвалит Чебурашку и предлагает детям оставить его у себя в группе.

Характеристика звука [ч’]

Произнесем слово чай. Можно заметить, что есть преграда для воздуха, значит, звук – согласный. Во время произношения слышно больше шума, чем голоса, это значит, что звук глухой. Произнести звук , чтобы он зазвенел, – не получится, это значит, что он непарный.

Определим, какой это звук по мягкости.

Произнесем слова: силач, чинить, качели, зайчонок (Рис. 1).

Рис. 1. Слова

Мы услышим, что в каждом из этих слов звук мягкий (Рис. 2).

Рис. 2. Характеристика звука

Этот звук особенный, потому что он непарный глухой и непарный мягкий.

Звук бывает в любой части слова. В начале слова: чемодан, четыре, часы, чайка, число (Рис. 3).

Рис. 3. Примеры

Ближе к началу слова: ученики, учитель, участвовать (Рис. 4).

Рис. 4. Примеры

В середине слова: речка, печать, почка, туча, дачи (Рис. 5).

Рис. 5. Примеры

В конце слова: смерч, грач, ключ (Рис. 6).

Рис. 6. Примеры

Посчитаем, сколько раз нам встретится звук в стихотворении (Рис. 7).

Рис. 7. Стихотворение

Звук встретился нам 13 раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector