Кризис семи лет

Содержание:

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Я взрослый, считайтесь со мной

Кризис 4 лет у ребёнка начинает проявляться тогда, когда малыш осознаёт себя отдельно от матери, они теперь не единое целое. Теперь он личность. Начинает понимать, что у него было прошлое и с упоением может слушать рассказы о себе маленьком снова и снова.

Ребёнок в четыре года берёт на себя функции взрослого, он с удовольствием делает замечания тем, кто, по его мнению, неправильно себя ведёт. Дома от «воспитателя» также достаётся всем членам семьи. Кроха поучает, делает замечания. Если мать объясняет малышу, что кричать нельзя, а сама при этом иногда повышает голос, малыш непременно отреагирует на подобное поведение критикой, начнёт отчитывать, говорить, что так неправильно.

Кризис 4 лет проявляется у детей по-разному. Многое зависит от темперамента ребёнка, окружения, образа жизни, индивидуальных особенностей. А некоторые родители о возрастных кризисах узнают из рассказов друзей и статей в интернете (вот, везёт же). Психологи выделяют несколько признаков:

  • упрямство, непослушание;
  • противоречивость;
  • обиды, замкнутость;
  • длительные истерики.

Любая просьба или предложение родителя может идти в противовес. Дети способны противоречить во всём на протяжении длительного времени.

В четыре года кроха, как правило, стабильнее и спокойнее. В некоторых ситуациях проблемы в поведении четырёхлетки являются продолжением кризиса 3 лет. В других негативные проявления в поведении появляются вследствие определённых причин.  Психологи выделяют несколько возможных факторов, влияющих на поведение детей.

Причина
Что делать родителям
Резкая смена привычной обстановки: посещение детского сада, если кроха только в 4 года начал посещать ДОУ, адаптационные проблемы
1.      Благоприятный и позитивный настрой самих родителей на успешное посещение дошкольного учреждения.
2.      Заранее сообщить ребёнку о том, что он пойдёт в детский сад. Можно прогуливаться рядом с территорией ДОУ, заинтересовывать малыша рассказами.
3.      Научить чадо делать то, что уже умеют дети в его группе: одеваться и раздеваться самостоятельно, резать ножницами, катать из пластилина шарики, делать простые аппликации (всё это можно узнать заблаговременно, если обратиться к воспитателям за помощью).

Нет смены видов деятельности, однообразная обстановка
Для благополучного физического и психического развития дети 4 лет должны много двигаться, познавать новое. У крохи должен быть налажен чёткий режим. Обязательны длительные прогулки на улице и занятия дома: лепка, аппликации, рисование, вырезание (разнообразный досуг). Занятия лучше проводить в первой половине дня, продолжительностью не более 15-20 минут.
Привлекайте ребёнка в помощь, домашние дела исполнять вместе будет куда интереснее, а малыш с гордостью станет хвастать своими успехами.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Некоторым деткам в четыре года сложно найти общий язык со сверстниками в силу характера. Кто-то отбирает игрушки у других детей, а кто-то безропотно их отдаёт и отдаляется от подобных взаимоотношений. Активных малышей учите договариваться, а скромных – вступать в диалог и отстаивать свои интересы. Проводите «разбор полётов» после неудачных инцидентов на площадке при общении со сверстниками. Настаивайте на том, чтобы ребёнок вслух произносил просьбу, отказ или предложение вступить в совместную игру.
Недостаток внимания со стороны родителей
Самая частая причина возникновения кризиса в 4 года

Важно качество, а не количество времени, которое вы уделяете малышу. Просто находиться рядом недостаточно, активно участвуйте в игре, занятиях, прогулках, когда у вас есть свободная минута

Иногда следует пожертвовать рабочим временем в угоду интересам вашего чада.
Замкнутость, стеснительность
В 4 года кроха, может быть, замкнутым и не уверенным в себе, плохо разговаривать.  Возрастные речевые проблемы помогут решить занятия с логопедом или дефектологом. Неуверенность можно победить, используя следующие приёмы:
Прямое внушение. Говорите чаще, что он отлично ладит с детьми (приводите удачные примеры), о том, что он умный, правдивый, приятный в общении

Помогите крохе поверить в себя.
Хвалите малыша
Обязательно обращайте внимание и поощряйте инициативность, самостоятельность, правильный выбор или решение ребёнка.
Дайте возможность реализовать себя в заботах о ком-то из членов семьи. Не отказывайте, если малыш хочет вам помочь в любом деле.
Спрашивайте совета у своего чада
Выносите решение по какому-либо вопросу с учётом его пожеланий, делайте на этом акцент

Весна мигрантская

Поиски выхода из демографического кризиса заставляют искать исторические аналогии. Папа римский Франциск в начале 2021 года призвал организовать новую «демографическую весну» вроде той, что происходила в Европе в 1950-е. Однако в те годы стремительный рост рождаемости обеспечило невзыскательное поколение, чье детство прошло в больших семьях 1920-х годов, а отрочество и юность пришлись на полтора десятилетия экономической депрессии и войны. Нынешние же потенциальные родители часто единственные дети и имеют совершенно иные представления о материальном благополучии.

Общая логика проста: чтобы у людей было желание иметь детей, нужно существенное улучшение перспектив будущего. В Италии, демографическая статистика которой за 2020 год и вызвала высказывания понтифика, рост ВВП за последние два десятилетия был минимальным, причем проблемы народонаселения страны, став следствием проблем в экономике, теперь усугубляют последние. Перспектива сжатия рынка из-за сокращения числа людей в активных трудоспособных возрастах не лучший сценарий для долгосрочных инвестиционных проектов.

Ситуацию в Италии сглаживает миграция: с 2000 года страна приняла не менее 4,2 млн выходцев из других государств, благодаря чему население Апеннин даже выросло. За те же годы в Германии осело не меньше 4 млн мигрантов, во Франции накопленный миграционный прирост превысил 1,5 млн человек. Поскольку большинство мигрантов — люди в активном репродуктивном возрасте, вполне естественно, что у них рождаются дети, причем, как было замечено еще в середине 2000-х, детей у первого поколения мигрантов зачастую больше, чем в более бедных странах их выезда. Если средняя зарплата после вычета налогов в Западной Европе составляет две-три тысячи евро, то жители балканских государств могут рассчитывать на доход в два–четыре раза ниже, а граждане Турции — всего на 320 евро в месяц. Это поддерживает переезд людей в более богатые государства. В странах Западной Европы уже 20–25% жителей составляют недавние мигранты и их потомки.

Однако для доноров населения миграция усугубляет демографические проблемы. Например, население Болгарии с конца 1980-х годов сократилось почти на четверть, примерно 9 млн человек менее чем до 7 млн, причем на 40% эту убыль обеспечил отток граждан в западные страны. Сейчас в республике живет столько же людей, сколько в середине 1940-х годов. Соседняя Румыния с 1990 года потеряла 4 млн, или 17% населения, которое теперь составляет чуть больше 19 млн человек, хотя, по планам Николае Чаушеску третей четверти XX века, должно было вырасти до 30 млн. Впрочем, на фоне уверенного роста румынской экономики в 2015–2019 годах, когда ВВП страны увеличивался на 4–7% ежегодно, СКР достиг тридцатилетнего максимума — 1,8 ребенка на семью. Надежды на смягчение демографического кризиса перечеркнул коронавирус: уже по итогам января число родившихся в Румынии уменьшилось на 13%.

Как показывает опыт 1990-х, последствия подобных внешних шоков преодолеваются не один год. Например, в Польше за четверть века СКР так и не вернулся на уровень выше 1,5, даже несмотря на экономический прогресс и пронаталистскую политику. От интенсивной убыли населения страну последние годы частично защищал приток мигрантов, прежде всего украинских. Однако в январе число новорожденных в Польше снизилось почти на 20%, и, если такая динамика сохранится, демографические проблемы в республике резко обострятся. Мигранты с Украины затормозили сокращение населения и в государствах Прибалтики, которые привлекательны для них отсутствием языкового барьера (можно говорить по-русски). Население Эстонии в последние годы даже растет. При этом рождаемость в Прибалтике по европейским меркам довольно высокая (СКР 1,6–1,7), и, по оперативным данным, она не сильно пострадала от прошлогоднего кризиса. В Литве, где уже подвели итоги трех месяцев 2021 года, число родившихся уменьшилось всего на 4%.

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь кризисов детского возраста

В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 8 лет часто врет?

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Как справиться с кризисом 7 лет: 8 правил

Психологи рекомендуют родителям в первую очередь понять, что любой кризис – это временное явление. Перестроиться необходимо не только ребенку, но и родителям. Итак, как справиться с кризисом семи лет?

1. Установите в семье правила для всех, привлекая ребенка к формированию конечного списка

Составьте список семейных правил вместе с ребенком. Пусть каждый из членов семьи предложит свой список, после чего на семейном совете вы вместе составите общий список.

2. Старайтесь общаться с ребенком на равных и задавать вопросы

Приказы и нотации в этом возрасте неэффективны. Ребенок скорее послушает родителя, если тот будет относиться к нему как к взрослому, постарается убедить и доказать свою правоту, а не просто заставить сделать по-своему.

3. Следите за режимом дня ребенка

Как ни странно, но этот простой совет помогает справиться с большинством кризисов у детей и взрослых. К сожалению, современная жизнь в больших городах часто заставляет нас делать исключения из правил: у детей сбивается привычный режим, из-за чего они испытывают сильный стресс

Поэтому родителям важно следить за режимом ребенка. Он должен достаточное время спать, в нужное время принимать пищу, иметь время на общение с друзьями и отдых

4. Уменьшайте нагрузку, если ребенок устает

Реально оцените возможности ребенка: если малыш имеет проблемы с учебой и быстро устает, не стоит подвергать его повышенной учебной нагрузке, большим количеством секций и других активностей.

5. Старайтесь быть максимально объективными в оценках действий ребенка

Давайте объективную оценку поступкам ребенка: хвалите за успехи, рассказывайте о последствиях его ошибок и вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Это необходимо, чтобы сохранить самооценку малыша.

О том, как повысить самооценку ребенка расскажет клинический психолог, эксперт сайта «Я – Родитель» Екатерина Блюхтерова:

6. Интересуйтесь тем, насколько ребенку комфортно в школе

Психологи советуют больше внимания уделять не тому, что происходит с ребенком в школе, а тем эмоциям, которые он испытывает. Нравится ли ему играть на переменах с новыми друзьями? Какие они – смешные, грустные? Вкусно ли кормят в школьной столовой?

Как задать вопросы о школе, не спрашивая «Как у тебя дела в школе?», читайте здесь.

7. Будьте примером для ребенка и следите за окружением

Вдохновляйте ребенка своим поведением, а не только словами. В семь лет малыши «отзеркаливают» ваше поведение, поэтому в этом возрасте важен положительный пример родителей или других взрослых. Например, если мама или папа сами часами сидят за компьютером, а ребенку не разрешают этого делать, вряд ли он станет слушать их доводы. Также следите за тем, чтобы в окружении ребенка не было «отрицательных» примеров поведения.

8. Играйте с ребенком

Игра – это естественный язык ребенка, утверждает эксперт сайта «Я – Родитель», игровой психотерапевт Елена Пиотровская

Уделяйте внимание расслабленным, свободным играм, ведь сейчас малышу их очень не хватает. Ребенок будет «проигрывать» какие-то кризисные сценарии в жизни, и проблемы уйдут сами собой

Грамотное поведение родителей в кризисный период играет очень важную роль – оно способствует формированию правильной самооценки, а также отношения к учебе. От того, насколько внимательны будут взрослые, зависит здоровое психологическое развитие юного школьника.

Достаточно ли времени вы уделяете семилетке?УЗНАТЬ!

Екатерина Кушнир

Причины кризисов: почему именно семь лет?

В развитии ребенка выделяются определенные этапы, которые сменяют друг друга. Психо-эмоциональное развитие идет со сменой относительно стабильных и кризисных, более трудных психологически периодов, во время которых ребенок постепенно осваивает новые умения и навыки, формирует новый виток развития. Каждый новый период в развитии психики обычно стартует с определенных кризисных возрастов, как это уже было у ребенка в год, и затем три года его жизни. Практически все малыши в той или иной мере проходят в своем развитии определенные изменения поведения, причисляемые к кризисным периодам.

Обратите внимание

Кризис семилетки – третий по счету, ранее дети уже переживали подобные кризисные периоды на первом году, а затем в пору трехлетия. Сложность именно этого этапа связана с тем, что его пик нередко совпадает с началом новой жизни — посещением школы, когда жизнь ребенка кардинальным образом меняется.

Вирус запустения

Российские показатели рождаемости (СКР 1,5) еще до коронавирусного кризиса были хуже, чем во многих странах Европы (см. график 3), в том числе в Прибалтике. А если исключить из российских цифр республики Северного Кавказа и Сибири c большой долей сельского населения, то СКР страны в 1,4 ребенка будет уверенно опережать только страны Южной Европы, некоторые балканские государства, а также Украину. Впрочем, в последней, как и в Молдавии, есть сложности с учетом жителей из-за массовой трудовой миграции.

СКР в России показывает явную связь с ростом экономики, доходов населения и, как следствие, жизненными перспективами людей. В стране действуют те же самые закономерности, что и в Европе. К примеру, в Москве рождаемость ощутимо выше (СКР 1,5), нежели в большинстве регионов, откуда в столицу приезжают мигранты, причем масштабы такой миграции заметно больше официальных оценок (подробности см. «Из Москвы — в “роднополисы”», «Эксперт» № 43 за 2020 год). А регионы исхода молодого населения быстро пустеют. Среди лидеров депопуляции, где число жителей только за семь лет с начала 2014 года снизилось более чем на 5%, выделяются области Европейской России — Владимирская, Ивановская, Тамбовская, Пензенская, Псковская, Тверская и Орловская (см. график 4). На 70–90% эта убыль вызвана превышением числа умерших над числом родившихся.

Коронавирусный кризис усугубил ситуацию. По данным первых месяцев 2021 года сильнее всего, на 15–20%, число новорожденных уменьшилось там, где их и без того было немного. При этом у российской малодетности очень широкая география: крайне низка рождаемость в таких непохожих друг на друга регионах, как Мордовия (СКР 1,17) и Ленинградская область (1,07), Смоленская область (1,21) и Пензенская (1,26). Далеко не обязательно демографически проблемные регионы представляют собой глубинку, где ойкумену поглощают леса и «посевы многолетних трав» — очень мало детей и в миллионных агломерациях Воронежа (1,27), Волгограда (1,29), Нижнего Новгорода (1,35) и Саратова (1,28).

В отличие от индустриального Урало-Поволжья, пытавшегося, но не слишком удачно, выстроить сервисную экономику на унаследованных промышленных активах (см. «Удар в становой хребет», «Эксперт» № 10 за 2021 год), перечисленные регионы никогда не имели больших амбиций. Они представляют собой ту срединную Россию, в которой живет 40% населения страны и которая из-за кризиса рискует вплотную приблизиться не только к украинским, но даже к корейским показателям малодетности.

Правила поведения родителей

  • Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить.
  • Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.

Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно очень сильно навредить ему.

Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.

Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми возникающими трудностями

Ему по-прежнему нужны внимание и помощь родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма

Важно продумать совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее

Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его, погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.

Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет понять, что вторым быть не страшно.

Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.

Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит прислушиваться к мнению ребенка, его мыслям и желаниям и постараться понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца, вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и по делу.

Не стоит «ломать» ребенка.

Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно

Это мелочь, которая важна для психологического развития чада. Консерватизм в 5-7 лет – это норма.

Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. И спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.

И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Разрешение кризиса

С одной стороны, школа решает проблему нового типа деятельности, в ней ребенок может проявить свою все возрастающую самостоятельность. Но с другой стороны, для такого успешного разрешения проблемы необходимо, чтобы малыш был готов к школе

А для этого нужно обратить самое серьезное внимание на подготовку к школьной жизни. Обычно родители заранее записывают будущего первоклассника на курсы по подготовке к школе или надеются на помощь детского сада

С интеллектуальной частью дело обстоит проще – не так сложно научить ребенка читать и считать. Гораздо труднее подготовить его психологически

Очень важно, чтобы ребенок мог легко наладить контакт со сверстниками и учителями: в нужный момент уступить, а в нужный – защититься, умел подчиняться общим правилам и, вместе с тем, отстаивать свое мнение

И поэтому если уровень психологической готовности к школе был низким, то через кризис ребенку придется пройти не перед школой, а в первом-втором классах.

Прекрасно, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло. Например, так.

В семье растут две девочки – Насте 17, Ирочке – 6. С недавнего времени мама стала замечать, что Иришка буквально до последних мелочей копирует старшую сестру – в походке, манере разговаривать, одежде, прическе и пр. Согласитесь, что молодежный стиль и взрослые интонации у шестилетней девочки выглядят нелепо. Настя серьезно занимается живописью и лепкой, готовится к поступлению в художественный вуз. И к своему увлечению ей удалось приобщить младшую сестру. Ириша тоже стала много рисовать и лепить, заинтересовалась историей искусства. Внешние атрибуты «взрослости» отошли на второй план, ведь отныне у них с сестрой появилось общее дело, что гораздо важнее.

Концентрация на успешном в учебе ребенке

При проверке написания (например) вы ищете не самую кривую букву, а самую приемлемую и говорите: «Вот эта получилась здорово!», — и свой длинный комментарий, как получились остальные, не произносите.

Начало обучения в школе может быть для многих некоей точкой Х, когда к ребенку возникает несколько другое отношение, чем мы думали. Крайне полезно до того, когда такой момент настает, вспомнить, что было в детстве у вас: кто с вами сидел, кто нервничал, что вам хотелось.

Концентрация на успешности работает для всех детей – это одна из наиболее удачных вещей, которые можно сформулировать. Навык письма – один из наиболее сложных, наряду с тем, что ребенку нужно еще очень много чего освоить. Попробуйте написать пару предложений левой рукой письменными буквами, и вы сможете понять, отчасти, какие сложности испытывает при научении письму ребенок.

Без денег не удержаться

Материальная помощь государства родителям — жизненно необходимая, но не достаточная мера демографической политики. Очевидно, что после появления ребенка семье даже из трех человек крайне сложно жить на папину зарплату, если она составляет 30–40 тыс. рублей. А именно таковы, на уровне Турции и Албании, доходы людей в городах срединной России. И понятно, что разовые выплаты из бюджета коренным образом изменить их не могут. При этом острее всего материальное положение наиболее молодых потенциальных родителей. По официальным данным, еще в 2019 году, до нынешнего кризиса, почти треть выпускников российских вузов в течение года не могли найти работу. И дело, очевидно, не в качестве образования, а в низком спросе экономики на квалифицированный труд. Даже среди выпускников МГУ без работы был каждый четвертый, а зарплата остальных была меньше 60 тыс. рублей.

Как показывает опыт тех же европейских стран, уверенный рост экономики и благосостояния может привлечь мигрантов, но не всегда ведет хотя бы к частичному восстановлению рождаемости. Российская экономика была не вполне здорова задолго до того, как мир узнал про город Ухань, а снижающиеся реальные доходы людей не лучший фон как для найма иностранных работников, так и для увеличения размера семей. Быстрого восстановления не ожидается: по прогнозам, российский ВВП вернется к допандемийным значениям не раньше 2022 года.

Краткие рекомендации психолога по поведению родителей в период кризиса 7 лет

Итак, время кризиса 7 лет настало, и как с этим быть? Однозначно ситуация не должна быть пущена на самотек с ожиданиями, что всё пройдет. Специалисты дают конкретные советы, как должны вести себя родители и педагоги, чтобы пережить кризис 7 лет вместе с ребенком без психологических травм и проявления конфликтов.

Что следует делать:

Замена требований просьбами.
Совместное следование новым правилам.
Постепенная замена игр на учебную деятельность. Должно оставаться время для игр.
Уважение выбора ребенка. Выслушивание его мнения. Аргументирование своих отказов

Предоставление хоть незначительной свободы.
Обучение на своих ошибках (позвольте лечь позже, а утром, когда он почувствует себя нехорошо по причине недосыпания, обратите на это внимание).
Достаточное время на помощь по выполнению домашних заданий.
Совместное следование режиму дня.
Обсуждение событий прошедшего дня, испытанных им эмоций, оценка поступков.
Поддержание связи с учителем, совместное решение проблем.

10 запретов для родителей. Не допускайте:

  1. Повышения голоса;
  2. Критики учителя и других взрослых при ребенке;
  3. Нарушений правил, установленных для соблюдения;
  4. Обращений по любому поводу в поликлинику или на консультацию к психотерапевту;
  5. Отношения как к малышу. Поймите и примите самый первый этап взросления;
  6. Паники, самообвинений в том, что неправильно воспитываете;
  7. Физических наказаний;
  8. Ограничений общения с ровесниками;
  9. Сравнений с другими, критики — только мягкие (исключительно, когда рядом нет посторонних!) указания на ошибки;
  10. Игнорирования школьных проблем (идет ли речь об успеваемости или конфликтах в классе);

Если кризис 7 лет превращается в настоящую катастрофу, у родителей может возникнуть необходимость в помощи педагогов

Важно поставить их в известность о существовании проблемы. Они окажут ребенку помощь в адаптации, организуют индивидуальную работу с ним

Педагог задумается о необходимости большего внимания для ребенка, изменении требований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector