Заикание не приговор: как помочь ребенку

Содержание:

Содержание

Коронавирусы

Сегодня ученым известно около 40 видов коронавирусов. Большинство из них не представляют серьезной опасности для человека. Они вызывают ОРВИ, причем чаще всего симптомы проходят за несколько дней без особых последствий для здоровья. Однако в 2002 году ситуация изменилась. В Китае началась вспышка нового, ранее неизвестного коронавируса SARS-CoV, который провоцировал атипичную пневмонию. Позже, в 2015 году, на Ближнем Востоке появился коронавирус MERS-CoV, который также большей частью вызывал вирусную пневмонию. Тогда пандемии удалось избежать, потому что возбудители не отличались особой контагиозностью. Но новый коронавирус SARS-CoV-2 оказался очень заразным. Выяснилось, что его белковые образования в форме шипа захватывают клетки человека в 4 раза интенсивнее, чем другие виды SARS. Это значит, что при попадании в дыхательные пути вирус наверняка там закрепится и спровоцирует заболевание.

Однако в целом дети легче переносят заражение коронавирусом в сравнении с взрослым населением. На данный момент в разных странах число заболевших ребятишек было разным, однако оно не превышало 2-3%.

Так можно ли вылечить заикание?

Как возникает заикание у детей?

Как было упомянуто ранее, дети заикаются в силу функциональных расстройств нервной системы, нарушения слаженности работы речевого аппарата. При логоневрозе возникает судорожное сокращение определенных мышечных групп, участвующих в речеобразовании при произношении различных звуков. Могут затрагиваться функции языка с губами, либо мышцы гортани, область мягкого неба, грудные мышцы, диафрагма, брюшной пресс. Когда дети заикаются, в их речи возникают запинки, прерывание слов на определенном звуке.

Критическим возрастом для формирования патологии считается период после 2-3 лет, когда у детей начинает активно совершенствоваться речь и формируются условно-рефлекторные связи между мозговыми центрами и мышечным речевым аппаратом. Если в этот период воздействуют мощные стрессорные или психотравмирующие факторы, заикание может сформироваться и закрепиться, прогрессируя по мере возраста. Но если не затягивать с решением проблемы, вовремя выявив проблемы речи у детей и не считая их баловством, можно быстро и эффективно помочь в устранении речевого дефекта.

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать

Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома

Причины и проявления заикания

В возрасте 2 – 5 лет формируется функция речи. Воздействие любых неблагоприятных факторов может нарушить нормальное развитие и привести к заиканию. Чаще всего провоцируют это состояние испуг, нервное потрясение, перевозбуждение. Также имеет значение наследственная предрасположенность. Играют роль чрезмерно строгое воспитание ребенка, факты физического и психологического насилия в семье. В пубертатном возрасте к заиканию могут приводить сбои в эндокринной системе, перегрузка и истощение в процессе учебы, экзаменов, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Болезнь характеризуется прогрессирующим течением. Периоды нормальной речи укорачиваются, проблемной – удлиняются. Чем больше человек нервничает по поводу заикания, тем более явными становятся симптомы. В результате появляется страх общения и контактов с людьми, пациент замыкается в себе, не может справиться с психологическими проблемами.

Дыхательная гимнастика

При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.

После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.

Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.

Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.

Для примера приведем несколько упражнений:

  1. «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
  2. «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
  3. «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.

Статистика заикания у детей, причины и лечение

Патогенез заикания

Анатомия и физиология речи при заикании

В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.

Механизм развития заикания

При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:

  • Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
  • Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.

Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся .

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария .

Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания .

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно

Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь

Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

 контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата

При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения
Не допускайте переутомления;
обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Заикание — как понять, что ребенок заикается?

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Роль семьи и родных для малыша

Конечно, один-два часа садика и логопеда не смогут вылечить заикания, самая основная задача в лечении заикания — это работа малыша дома, с родителями и родней. Естественно, необходимо докопаться до основной причины заикания, с чего вдруг малыш начал заикаться. При наличии постоянного психотравмирующего фактора лечение будет неэффективным

Важно не укорять малыша за дефект, не акцентировать на этом внимания, и уж тем более, не обсуждать его проблему в его присутствии (с подружками по телефону, в разговоре с папой или бабушкой).

Не стоит уходить и в другие «перекосы», заласкивая и балуя малыша, не нужно плакать над ним и проявлять к нему жалости. Не унижайте его личность. В лечении заикания нужны соблюдение режима дня, дисциплины и покоя.

Родители должны придать упражнениям вид забавной игры и проводить их ежедневно, увлекать ребенка логопедическими упражнениями, чтобы он сам с нетерпением ждал их

Самое важное в лечении заикания — добиться плавности и неторопливости речи, чтобы не было поводов для волнения от непонимания. Важно, чтобы родители говорили с ребенком не спеша, четко проговаривая все слоги и буквы, пусть он повторяет или нужно говорить хором, петь песенки, читать стишки

Если у него возникнут запинки, нужно повторить с ним слово снова, не торопясь и не волнуясь.

В особо тяжелых случаях работа должна вестись почти ежечасно, логопедические минутки применять при любой возможности. Упражнениям научит логопед на уроках, а дома можно их расширять и переделывать под обстановку, самое основное — перебороть страх речи, волнение и торопливость. Нужно следить за дыханием во время речи, научить малыша правильно набирать воздуха при произнесении фраз.

А еще отлично лечит заикание… пение в хоре. Стеснительного малыша ставят к другим деткам в хор и просят его петь, при пении звуки льются ровно и заикания не возникает. Тогда малыш становится увереннее в своих силах и постепенно начинает говорить уже более правильно и плавно.

Методы лечения логоневроза

Воздействие на нервную систему для устранения симптомов заикания включает такие мероприятия:

  • Занятия с логопедом. Пациента учат постановке языка, губ при произнесении слов, вырабатывают правильное дыхание при речи. Обязательно речевые упражнения нужно выполнять не только на приеме, но и дома, на улице, в разных условиях.
  • Общение с психологом для взрослых, игровые методики для детей, арт-терапия. Цель – придать ребенку уверенность, позитивный настрой. Пребывание в напряженной семейной обстановке провоцирует развитие у ребенка страха, неуверенности в себе, может проявляться заиканием. Поэтому психолог зачастую работает не только с ребенком, но и с членами его семьи. Взрослых он учит правильному обращению с ребенком, которое будет способствовать его нормальному психологическому развитию. Убеждает в необходимости создать дома комфортную среду.
  • Медикаментозное лечение включает назначение неврологических препаратов, которые улучшают питание мозга, снижают судорожную готовность, увеличивают количество тормозного медиатора ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) или чувствительность к нему рецепторов. Это антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы, миорелаксанты, витамины группы В, аминокислоты, противосудорожные препараты по показаниям. Известно, что заиканием страдают люди с повышенной тревожностью, судорожным синдромом. Препараты помогают справиться с логофобией.
  • Логомассаж. Заикание вызывают спастические сокращения мышц глотки и гортани. Массаж и физиотерапевтические воздействия на эти структуры улучшает их функцию, стимулирует кровоснабжение, снимает тоническое напряжение. В конечном итоге это улучшает плавность речи, она не прерывается судорожными остановками и нарушениями дыхания.
  • Дыхательная гимнастика способствует успокоению, налаживает ритмичную работу мышц, участвующих во вдохе-выдохе и речи.
  • Рефлексотерапия – воздействие на активные точки стимулирует нужные зоны в мозге и расслабляет напряженные группы мышц. Способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
  • Кинезитерапия – лечение движением. Ритмичные повторяющиеся движения приучают головной мозг к лучшему контролю за речью. Используют пение, упражнения для голосовых, мимических мышц, игровые виды спорта, танцы.
  • Физиотерапия налаживает ритмы головного мозга, способствует нормализации обмена веществ в нейронах, повышает доставку кислорода к клеткам мозга.

Подход к лечению индивидуальный, то есть учитываются возрастные, психологические аспекты, состояние мозга, органов речи и мышц. Подбор разных методик воздействия приводит к желаемому результату, заикание проходит.

Все наши врачи имеют высшее медицинское образование!

В Центре остеопатии и здоровья осуществляется эффективное лечение нарушений речи у детей.

Остеопатия Мануальная терапия Массаж
Очень важен для детей с задержкой речевого развития остеопат, применение техник которого позволяет скорректировать дисбаланс психомоторных функций. Мануальный терапевт осуществляет лечение логоневроза, устраняя спазмы скелетной мускулатуры и улучшая рефлекторные реакции ребенка. Использование массажа способствует устранению психосоматических причин развития нарушений речи и ускоряет лечение логоневроза у детей.
Неврологическая терапия Рефлексотерапия Психолог
Невролог назначает симптоматическое лечение и ноотропы, повышающие интеллектуальное развитие. Микротоковая рефлексотерапия при задержке речи активизирует кровообращение головного мозга. Если отмечается нарушение экспрессивной речи у детей, лечение включает в себя использование знаний психолога дефектолога. Врач применяет особые методы улучшения развития вербальных и познавательных функций.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься

Это всё важно для успешности лечения

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики —  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

2.Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Диагностика заикания

К какому врачу обращаться

Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиатром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев .

Нейрофизиологические обследования

Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):

  • эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) — позволяет оценить состояние головного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — фиксирует изменения работы головного мозга через измерение его электрической активности;
  • доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) — позволяют оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
  • ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головного мозга);
  • аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (ЯМР) в различных режимах.

Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.

С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).

В вашем случае будет применен комплекс методов,определить который может только врач после консультации

Симптомы заикания у детей.

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Причинами заикания у детей могут быть:

  • особенности нервной системы,
  • воспалительные заболевания,
  • следствие медленного развития речи,
  • наличие заикающихся в близком окружении и т.д.

Но чаще всего проблема заикания вызвана психологическими факторами:

  • стресс;
  • психологическая травма;
  • особенности воспитания: если родители сначала ругают, а потом сразу же «заглаживают» свою вину;
  • если у отца и матери нет согласия на тему чего можно нельзя;
  • чрезмерная требовательность;
  • давление на ребенка в ходе познания им мира;
  • преждевременное обучение грамоте, чтению, заучивание сложных слов и стихов и пр.
  • страхи и т.д.,

Если ребенок начал заикаться, это говорит о неустойчивом эмоциональном состоянии, повышенной тревожности.

Заикание школьника может появиться или заметно усилиться в начале школьного обучения. Ребенок вынужден адаптироваться к новому, что само по себе является стрессом. И далеко не всегда школьник оказывается в исключительно комфортных условиях, в доброжелательном окружении и приятной обстановке. Кроме того, все дети вообще реагируют на новизну и общение с другими по-разному.

Заикание может провоцировать следующие проблемы:

  • Затруднения в выражении мыслей
  • Отставание и неуспеваемость в школе
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, учителями и т.д.

Многие дети в период начала обучения или при переходе в другую школу опасаются излишнего внимания, наказания за ошибки или непослушание.

Помимо этого причиной заикания школьника может стать:

переутомление или накопившаяся усталость,
невнимание со стороны близких,
стремление подражать кому-либо из заикающихся родственников,
различные заболевания ЦНС, эндокринной системы,
переходный возраст.

Заикание: невроз или органическое поражение?

Заикание считается функциональным расстройством нервной системы, но от этого не становится менее тяжелым — в силу того, что подобный речевой дефект негативно отражается на возможностях общения, приводит к переживаниям, стеснительности, истерикам, эмоциональным переживаниям. Заикание относится по своей природе группе неврозов, имея даже отдельный термин — логоневроз, и лечение его может быть сложным и комплексным, исходя из тех причин и условий, которые привели к развитию проблемы. Нередко помогает психотерапия и устранение травмирующего фактора, а иногда — только помощь невролога и медикаментозная коррекция. Это связано с тяжестью невроза, причинным фактором и особенностями психики, реакций неврвой системы, возрастом детей. Наиболее часто подобный невроз проявляет себя у детей в возрасте от 3-5 до 5-7 лет, когда психика детей наиболее уязвима.

Заикание как речевой невроз не дает возможности свободного выражения своих чувств и мыслей, желаний, приводя по мере взросления к комплексам, отчуждению и замкнутости, если своевременно не выявить проблему и не устранить ее

Но важно помнить, что заикание может стать всего лишь одним из симптомов серьезных неврологических патологий, которые необходимо выявить и активно лечить.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Предыдущая статья
Move mobility

Следующая статья
Что делать, если думаешь о суициде?

Поделиться

Этиология нарушений речи

Наш Центр в Санкт-Петербурге успешно осуществляет лечение логоневроза у детей. Чаще всего эти нарушения речи проявляются в виде заикания. Случается и так, что ребенок хорошо слышит, но долго не начинает внятно произносить слова или с большим трудом учится говорить.

Для того, чтобы успешно провести лечение задержки речи и логоневроза у детей, необходимо точно установить его причины. Чаще всего ими становятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • гипоксия головного мозга;
  • побочные эффекты фармакологических средств;
  • родовые травмы и т.д.

В группе риска находятся дети, у которых в анамнезе присутствует:

  1. Органическое поражение головного мозга.
  2. Осложненная беременность у матери.
  3. Появление на свет при трудных родах.
  4. Травма черепа.
  5. Тяжелое инфекционное заболевание и пр.

Поэтому нужно учитывать, что при определенных обстоятельствах у ребенка может развиться задержка речи, тогда остеопат быстро и эффективно ускорит решение проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector