Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа

Этапы формирования речи

Первый этап – подготовительный (до 1 года).

Первый месяц у ребенка реакция на голос и интонация;

2-3 месяца гуление;

3-6 месяцев лепетная речь.

После 6 мес. Появляются отдельные слоги (по подражанию). Перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Связывает определенные звукосочетания с предметом. Одновременно реагирует на ситуацию, интонацию, слова и тем самым запоминая слова и реакцию на них.

7-9 мес. Расширяется спектр слов, повторяемых за взрослыми.

10-11 мес. Появляется реакция на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь (правильная речь окружающих, спокойная, доброжелательная атмосфера)

К концу 1 года появляются первые слова.

Второй этап (1 -3 года).

Употребляются либо слоги, либо слова простой слоговой структуры. Одним словом может обозначить все: предмет, просьбу, чувство. Речь носит ситуативный характер. В этот период ребенок активно использует жесты, мимику. Они заменяют ему недостаток слов. К концу второго года происходит формирование фразовой речи.

И на протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности (понимает больше, чем может сказать).

Если в это время вы замечаете какие либо отклонения, несоответствия норме, можно говорить о задержке речевого развития.

Третий этап (3-7лет).

На протяжении этого периода все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Активно продолжает увеличиваться словарный запас. Именно в этот период активно формируется звуковая сторона речи. Полностью звукопроизношение формируется к 6 годам. Если звуки к данному сроку не сформированы или произношение сформировалось неправильно, можно говорить о таких диагнозах как: моторная алалия, дизартрия, нарушение произношения отдельных звуков.

Массаж лица для развития речи

Упражнения для лба

Логопед осуществляет следующие действия:

  1. Поглаживает ладонями лоб и постепенно мягкими движениями перемещается в височную часть.
  2. Разминает и массирует лоб от бровей до верхней части лба. При этом движения делаются аккуратно, с минимальным надавливанием на кожу.
  3. Начиная от бровей и заканчивая височной областью проводят подушечками пальцев вибрирующими движениями. Можно использовать специальный инструмент с эффектом вибраций.

Упражнения для щек

Щек массируют следующими подходами:

  1. Логопед начинает разминать и растирать мягким надавливанием мышцы уголков рта, постепенно продвигаясь к височной части.
  2. От щек перемещается к скулам и массирует всю область до самого низа челюсти.
  3. Так повторяет несколько раз, пока кожа слегка не разрумянится.

Упражнения для языка

Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.

При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:

  • покалывающие, колебательные и вращательные движения;
  • надавливания на разные стороны языка;
  • движения вкруговую;
  • скольжение;
  • вдавливание и ослабление.

Массаж подбородка

Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания

Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения

Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.

 Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. 

Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:

  • частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
  • различные дефекты лечи;
  • чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
  • чрезмерное рефлективное слюнотечение;
  • сбой произносительной системы речи в целом;
  • ДЦП;
  • нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
  • все виды логопатии.

Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.

Признаки стертой дизартрии

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо  слышим , вместо  – , вместо  – , вместо  –  и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук . При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки . Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и .

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Массаж языка для коррекции речи

Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.

Массаж делается в следующей последовательности:

  • Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
  • Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
  • Круговые и спиральные движения по всей площади.
  • Похлопывания всей плоскости языка.
  • Прижимание продольной мускулатуры.
  • Массаж уздечки сверху вниз.
  • С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.

Эта методика может использоваться и в домашних условиях.

Логопедический массаж дома — как его делать?

Каждому ребёнку приятно прикосновение тёплых маминых рук. Ребёнок удобно располагается полусидя в кресле или лежит на спине. Голова немного откинута назад.

Начинаем с расслабляющего массажа в медленном темпе.

Он даёт ощущение тепла и покоя. Поглаживаем ладошками. А затем легко вибрируем пальцами мышцы шеи и плечевого пояса, затем лица и губ.

Затем начинаем активизирующий массаж.

Он нужен для повышения мышечного тонуса. Поглаживания чередуются с растиранием и разминанием без сильного воздействия. Последовательность массажных движений теперь другая. Сначала массируем лицо, губы, затем шею и плечи. Движения выполняйте снизу-вверх.

Предварительная разминка

Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:

  • Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
  • Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
  • Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
  • Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.

Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.

Основные виды массажа

Логопедический массаж имеет несколько основных видов:

Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.

  • Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
  • Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.

Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.

Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.

Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.

При пониженном тонусе

Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное

Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений

Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.

Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.

Виды логопедического массажа

Логопедический массаж бывает нескольких видов.

  1. Классический. Основные движения — поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Чтобы укрепить мышцы специалист может перейти к энергичным действиям.
  2. Точечный. Техника предполагает воздействие на зоны, в которых собраны нервные окончания и сосуды.
  3. Аппаратный. Проводится вакуумными и вибрационными устройствами.
  4. Зондовый массаж — авторская разработка. Он нормализует артикуляционную моторику и улучшенает тонус мышц, которые принимают участие в воспроизведении звуков.
  5. Самомассаж включает в себя комплекс упражнений, массаж лица руками, языка зубами и т. д.

Определить, какую технику воздействия использовать, может специалист. Логопед проводит обследование, диагностирует речевое нарушение и определяет необходимость логомассажа для устранения дефекта речи.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

https://youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Какая от него польза

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

  • Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
  • Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
  • Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
  • Улучшается артикуляционная моторика.
  • В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
  • Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:

  • Улучшается кровообращение и лимфоотток.
  • Мышечные волокна становятся эластичнее.
  • Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.

Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости

Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

https://youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

Но всё же не стоит возлагать надежды на чудодейственные силы логопедического массажа при любых речевых нарушениях. К тому же, есть масса противопоказаний к его проведению:

судороги;

эпилепсия;

кровотечения из носа;

конъюнктивит;

заболевания кожи, диатез;

инфекции полости рта;

увеличенные лимфоузлы;

простудные, вирусные заболевания;

общая усталость организма.

Не все виды логопедического массажа можно делать самостоятельно.

В домашних условиях доступны точечный и классический ручной массаж. Также стоит учитывать, что не каждый логопед выполняет аппаратный или зондовый массаж. Использование зондов, вакуумных, вибрационных приборов непрофессионалами могут нанести непоправимый вред ребёнку.

Достоинства и недостатки

Артикуляционный массаж имеет как свои достоинства, так и некоторые недостатки.

В числе первых:

  • Простота и безболезненность. Процедура логомассажа может быть приятной и даже желанной для ребенка, особенно если родители, выполняя ее, поощряют его и уделяют достаточно внимания эмоциональному контакту.
  • Видимые результаты. Комплексное применение логопедических упражнений и массажа при задержке речевого развития способствует более быстрому восстановлению нарушенных функций речевого аппарата и дефектов речи. Без массажа динамика положительных изменений выражена не так ярко.
  • Улучшение кровообращения в тканях, функционировании сосудов и капилляров.
  • Повышается сократительная способность мышц, укрепляются мышечные волокна, увеличивается их эластичность.
  • Благотворное влияние оказывается и на нервную систему, так как заботливый телесный контакт во время массажа способствует снятию эмоционального напряжения малыша, эмоциональных блоков, которые зачастую становятся как причинами, так и следствиями нарушения речевого развития.
  • Доступность большинства методик логомассажа. Их с успехом можно выполнять как во время занятий с логопедом (как правило, перед речевыми упражнениями), так и в домашних условиях.
  • Вариативность видов логомассажа, благодаря которой детки с самыми разнообразными проблемами речи могут получить адекватную помощь, учитывающую их индивидуальные особенности и ситуацию.
  • Отсутствие необходимости в медикаментозных препаратах для коррекции речевых особенностей.
  • Возможность выполнять логомассаж подручными средствами – пальцами, ложками, зубными щеточками.

Что касается недостатков:

  • При массаже лечебное воздействие оказывается лишь на мышцы и ткани речевого аппарата. С его помощью невозможно избавить детей от серьезных аномалий в его строении, к примеру, когда дислалия вызвана слишком короткой подъязычной уздечкой.
  • Некоторым детям неприятна процедура массажа, так как они очень чувствительны к личностным границам и не позволяют взрослым производить какие-либо манипуляции с собой. Особенно такая проблема может встать, если массаж должен выполнять врач, а не родитель. Не с каждым малышом получится договориться, а производить массаж при его несогласии будет попросту бесполезно.
  • Некоторые виды массажа может проводить лишь обученный специалист, другие же доступны любому внимательному родителю. Как правило, для коррекции в трудных случаях – при серьезных нарушениях речи или выраженных аномалиях в строении речевого аппарата – применяют и более сложные виды логопедического массажа: зондовый по методике Е. В. Новиковой, а также аппаратный и вакуумный.

Зондовый логопедический массаж

Массаж зондами требует наличия профессиональных навыков.

Длительность курса массажа составляет 15-20 дней. Техника проведения зависит от вида зонда.

В настоящее время существует несколько видов инструментов:

  • вилочковый;
  • зонд-восьмерка;
  • зонд-саночки;
  • зонд-топорик;
  • зонд-крестовина;
  • зонд-толкачик.

Вилочковый необходим для обкалывания языка, которое необходимо для ритмичного сокращения мышц органов артикуляции.

Зонд-восьмерка предназначен для осуществления нажатий на язык.

Зонд-саночки подходит для надавливаний на орган речи.

Крестовина обеспечивает сокращение мышц языка за счет нажатий и отталкивания назад.

Воздействие зондом-толкачиком позволяет расслабить мышцы органа артикуляции.

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить эмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только квалифицированный логопед.

Цель

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм: стимулируют секреторную способность кожи, улучшают питание кожно-мышечных слоёв, нормализуют метаболизм, циркуляцию лимфы и крови. Отмечается расширение капилляров, улучшается кислородный обмен между кровью и тканями. Специальные массажные движения ускоряют приток артериальной и отток венозной крови, повышают проходимость лимфатических сосудов.

Мышечные ткани под влиянием процедур значительно изменяются в наилучшую сторону: становятся более эластичными, крепкими, прочными, лучше сокращаются, быстрее регенерируются после нагрузок. Посредством логопедического массажного приёма ослабляются мышечные спазмы при чрезмерном тонусе и, наоборот, повышается тонус вялой артикуляционной мускулатуры. Благодаря этому без затруднений осуществляются активные движения частей артикуляционной системы.

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм

Логопедический массаж в домашних условиях, имеет следующие цели:

  • возобновление мышечного тонуса;
  • стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
  • восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
  • приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
  • избавление от слюнотечения;
  • улучшение глоточного рефлекса;
  • стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.

Организационные моменты

Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:

  • В помещении должна быть комфортная температура.
  • Перед массажем его нужно проветрить.
  • Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
  • Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
  • Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.

Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector