Обучение чтению и математике по методике н. зайцева

Плюсы и минусы подхода

Среди достоинств назовём следующие:

С помощью методики Зайцева вы можете научить ребёнка читать в домашних условиях – материалы доступны в каждом магазине;
Возможность начать обучение с того возраста, в котором кажется это правильным и необходимым: даже если ребёнок пошёл в 1 класс, но программа даётся с трудом, кубики помогут быстро ликвидировать пробелы;
Быстро осваивается беглое чтение за счёт того, что нет необходимости в прочтении каждой буквы, важно прочесть сразу ряд букв (склад);
Несмотря на то, что методика направлена на обучение чтению, процесс протекает гармонично и развивает ребенка всесторонне, задействуя различные способы восприятия — развиваются моторика, внимательность, зрение;
Читая, ребёнок дополнительно осваивает и грамотное письмо, легко запоминая сочетания букв, которые используются в русском языке;
Обучение протекает играючи, малыш заинтересован и доволен.

Но даже такая методика не лишена недостатков, среди которых назовём:

  • Различия со школьной программой: могут возникнуть трудности в понимании того, как буквы превращаются в слова, при разборе слов (орфографическом, морфемном и тд.);
  • За время игры с кубиками происходит привыкание к такому обозначению и сочетанию букв, и, как следствие — становится сложно перестроиться в дальнейшем;
  • Наборы для методики недешевы и сложны для освоения родителями;
  • Картон – непрочный и недолговечный материал, при активном использовании кубики могут изрядно потрепаться и прийти в негодность.

Игры с кубиками после года

Продолжайте выполнять предыдущие упражнения и постепенно вводите более сложные. В книге Николая Зайцева «Письмо. Чтение. Счет» есть масса интересных игр и заданий с кубиками. Но вы скоро обнаружите, что готового материала вам не хватает, надо придумывать свое. Ваши игры будут не менее интересными, а малыш полюбит их даже больше, чем «фирменные», ведь вы знаете, во что он любит играть, и постараетесь подобрать игру по его вкусу. В железную дорогу? Что ж, собирайте из кубиков ПА-РО-ВО-3 с ВА-ГО-НА-МИ. Строить города? Составьте ЗА-МО-К ВО-Л-ШЕ-Б-НИ-КА. С девочками, которые любят крутиться на кухне, можно «готовить» КО-Т-ЛЕ-ТЫ или, допустим, КО-М-ПО-Т. Играть можно прямо на кухне, попросите малыша отыскать «продукты»-склады, без которых обед не получится. Пока малыш ищет нужный кубик, он вновь и вновь перебирает десятки других, запоминая по ходу дела склады, которые на них изображены.

Поиграйте в «магазин», «зоопарк», «путешествие». Пусть малыш составляет названия животных, которых видел в зоопарке, или «собирает» чемодан, складывая туда нужные в путешествии вещи-слова.

Предложите ребенку придумать как можно больше слов на определенную букву (или склад) «просто так» или на какую-то тему.

После того как вы несколько раз поиграли с ребенком в кубики и таблицы, он увидел много слов, написанных вами, не раз видел свое имя и другие знакомые слова, предложите ему попробовать что-нибудь написать самостоятельно. Например, дайте ребенку кубики, из которых он сможет написать свое имя. Как правило, все дети быстро справляются с таким заданием. В следующий раз предложите ему самому найти «свои» кубики и написать имя.

Интересно писать слово, ведя указкой по таблице и называя склады. Соберите слово из кубиков и предложите малышу самому «написать» его в таблице, отыскивая склады и показывая их пальчиком. Поменяйтесь местами, теперь вы «пишете» слово по таблице, а малыш — кубиками.

Когда ребенок запомнил многие кубики, научился писать слова, усложняйте задания: предлагайте придумывать и писать слова не «просто так», а по определенным правилам. Например, придумать и написать слова, где повторяется одна и та же буква: ЖАБА, ПАЛКА, КАРАВАН, БАРАНКА, СУНДУК, БУРУНДУК, МОЛОКО, ХОРОШО, ПОРОШОК. Заинтересуйте малыша, пусть за каждый кубик малыш получает одно очко — чем больше кубиков, чем длиннее слово, тем больше очков. А со временем набранные очки могу превращаться во что-нибудь вкусное или интересное.

Или вот такая игра: нужно придумать и написать по таблице или кубиками слово с определенными параметрами. Например, слово должно состоять из четырех кубиков — два больших, два маленьких — или не иметь в своем составе буквы И и мягкого знака. Соблюдение всех условий дает играющему 5 очков. За каждую ошибку снимается одно очко. Примеры таких слов: не-ве-С-ТА, ВО-РО-бе-й.

Суть методик Зайцева

Первой автором была запатентована методика обучения чтению

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Начинать игры с кубиками можно уже в доречевом возрасте

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых — любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.

У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

Принципы техники обучения по Зайцеву

Заниматься по методикам можно как и индивидуально, так и в группе

За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное — наглядно-действенное — словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.

Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.

Каких результатов можно добиться

Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.

Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий — решению логопедических проблем у ребёнка.

Основные принципы и суть методики

Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.

Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.

Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:

  • Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.

  • Двойные — сочетания согласной и гласной.
  • Белый — для знаков препинания.

Наполнители нужны для обозначения звука:

  • Железные — звонкие согласные.
  • Золотые — гласные.
  • Деревянные — глухие согласные.
  • Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
  • Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.

Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.

У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.

Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  1. Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
  2. Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
  3. Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  4. Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
  5. Монотонный урок необходимо исключить.

    Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.

Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.

Возраст детей, обучающихся по методике Зайцева, и срок обучения

Оптимальным для обучения считается возраст от трех до четырех лет. По наблюдениям педагогов ученики этого возраста начинают читать и считать через три-четыре занятия.

Безусловно, возраст ребенка влияет на срок обучения. И двухлетнему малышу понадобится больше времени на освоение материала. Неоспоримым плюсом методики Зайцева является то, что обучение ребенка родители и педагоги могут начать с младенчества. Некоторые программы данной методики рассчитаны как раз на младенцев.

Срок обучения по сравнению с традиционными программами значительно короче, и при этом ребенок получает необходимые навыки чтения, письма, простых вычислений, а также развивает образное мышление о числовом ряде.

Еще одним достоинством методики является возможность проводить обучение дома.

О других методиках воспитания вы можете узнать в специальном разделе на сайте «Я – родитель».

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.

Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.

Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы

Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений

Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Автор методики предполагает ее успешное использование только при условии соблюдения всех требований полностью, а не отдельных элементов.

Основные моменты смотрите в следующем видео.

Пособия по английскому языку

Н. Зайцев много лет изучал особенности фонетической системы и грамматику английского языка. В результате автор смог значительно упростить процесс изучения языка, выстроив грамматику и фонетику в стройную систему наглядных схем и таблиц. Разработанный Зайцевым алгоритм значительно упростил процесс перевода. С помощью пособия «Кубики Зайцева. Английский язык» можно наглядно объяснить детям принцип построения предложений в английском языке. В сочетании с таблицами эта методика прекрасно работает и в группах для взрослых. Пособие содержит 40 блоков, на которых расположены условные обозначения и слова, из которых составляются тысячи английских предложений. Ориентируясь на цвет и объём кубиков, соотнося в сознании произношение и написание, учащиеся начинают быстрее обычного находить в тексте слова и обозначения, расположенные на кубиках, правильно их записывать и произносить. «Английские грамматические кубики» хорошо сочетаются в работе с пособием «Английские грамматические алгоритмы». Манипулируя яркими кубиками, сверяясь по таблицам, учащиеся с легкостью постигают грамматику английского языка. Благодаря легкой и простой подачи транскрипции в пособии «Английский язык. Техника чтения» учащиеся уже на первом занятии способны прочесть любое слово. Эти пособия не имеют возрастных границ, они одинаково просты и интересны как для детей, так и для взрослых.

Эффективность методик Николая Зайцева проверена многими педагогами и родителями в разных странах мира. Теперь выбор за вами.

Автор статьи: Юлия Евтеева

Учим читать по Зайцеву. Мнения родителей

И, наконец, в конце — мнения родителей, осваивавших методику Зайцева.

  1. Мы учились по кубикам Зайцева. Купила комплект, склеила, собрала соседских детишек и начала заниматься два раза в неделю по 40 минут, естественно, все в игровой форме и без принуждений. У Зайцева сразу даются склады, и ребенку не приходится объяснять, как буквы складываются в слоги. Месяца три мы пели склады по таблице, но не читали, и мне уже казалось, что ничего не получится, как однажды на остановке сын спросил: «Мама, а почему в слове хлеб в конце буква Б, а не П?». Я долго и путано стала объяснять, а потом спрашиваю, откуда он знает, что так пишется. На что ребенок кивнул головой на магазинную вывеску и спокойно сказал, что «вон там прочитал». Было ему три года и десять месяцев. Постепенно зачитали и остальные детки. Занятия мы не прекращали, занимались два с половиной года до самой школы. В пять лет все читали бегло, но главным достижением для нас стала не техника чтения, а то, что дети полюбили читать. Мы, к счастью, не столкнулись с тем, что ребенок читать умеет, но не любит — ленится. Наоборот, приходится ограничивать, разрешаю читать не больше часа в день, чтобы зрение не испортил.
  2. Кубики Зайцева мы пережили. Занимались по ним в саду с трех лет. Результата, надо сказать, было мало. Потом мы ушли в логопедическую группу. И к концу года после занятий по старой классической программе мы начали читать.
  3. У нас кубики Зайцева не пошли: пробовала и в год, и в два, и вот недавно. Но у нас с этим вообще беда: никакие методы не идут. Буквы, правда, к двум выучили, а дальше… Пробовала по букварю Н. Жуковой заниматься, на компьютере печатать, буквы соединять. Не хочет, и все. Думаю, просто рано еще. Сын не улавливает смысла.
  4. Про кубики Зайцева много всякого слыхала. Например, что у детей потом проблемы в школе: читать они умеют, а слоги складывать — нет. А в школе ведь требуют это. Поделилась сомнениями с учительницей, которая по Зайцеву занимается у нас в саду. Она сказала, что будет учить делить на слоги дополнительно. Непонятно, правда, какой смысл в двух методах.
  5. Вычитала в книге Зайцева, что можно начинать учить читать с полутора лет. И даже приводятся успешные примеры. Только у нас ни в полтора, ни в два с половиной не пошло. А вообще, по общему мнению, кубики Зайцева для коллективных занятий. Так они более эффективны. Но я к ним вообще с опаской отношусь: читала, что потом в школе большие проблемы с расчленением слогов на звуки. Читать-то ребенок умеет, но механизм слогообразования для него недоступен. В принципе, какая разница, главное — читает, да только от нашей системы образования никуда не деться. Вот и выходит, что по традиционной методике надо учить, как звуки складываются в слова, а по Зайцеву ребенку потом, наоборот, придется их учиться разбивать. И так, и этак непросто.
  6. Я не использую методику Зайцева в чистом виде, только ее элементы. Мне нравится сама идея складового чтения (очень разумная) и все пособия (и кубики, и таблица). Но знание букв не усложняет, как говорит Зайцев, а упрощает чтение с помощью кубиков. У Зайцева не объясняется, как получаются склады, а я это обязательно объясняю. Можно сказать, например, что буковки ходят к друг другу в гости. Я сначала объясняю, как получаются склады (слоги) по букварю, на доске или по карточкам с буквами. А уже потом мы ищем и читаем эти склады на кубиках Зайцева и в таблице.
  7. Мы учимся по кубикам Зайцева с полутора лет, но не совсем регулярно, то день пропустим, а то и неделю. Дитю нравится, читает простые слова из одного-двух слогов: «мама», «папа», «сок», «сон», «дом» и т. д. Сложные слова из трех слогов и более читает по складам, но что это за слово, не может сказать, называет последние два кубика. Я стараюсь не бросать занятия и довести дело до конца.
  8. Старший научился читать в два с половиной года по кубикам Зайцева, но занималась с ним не я, а педагог в группе. Дома я просто рисовала склады, спрашивая, какое слово хочет прочитать Лева. В четыре года читали книжки. Сейчас Леве девять лет, читать любит, но без фанатизма. Не скажу, что он чем-то отличается от тех одноклассников, которые научились читать в семь лет. Но зато было ужасно приятно видеть удивленные лица, когда трехлетний малыш бойко читал все надписи, попадавшиеся у него на пути.

Хитрости пользования методикой

Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.

Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.

Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев — противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу — это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты — «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, — все сразу, а не по 1—2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить — включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.

Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств

Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение

Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.

    Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.

  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Основные принципы методики Зайцева

Известную методику, позволяющую обучать детей чтению, разработал отечественный педагог Николай Александрович. Этому он посвятил много времени, дорабатывал ее и усовершенствовал. Результатом его трудов стала одна из эффективных методик, ее основой являются кубики Зайцева.

Николай Александрович пришел к выводу, что:

  • Обучить малыша чтению можно без предварительного изучения букв;
  • Осваивание слогов для детей является сложной задачей;
  • Освоить азы письма детям куда проще, нежели принципы чтения.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.

Используя данный метод можно научить читать детей:

  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

Дети учатся читать довольно быстро. Происходит это за счет того, что они задействуют разные каналы восприятия. Малыши видят, как пишутся склады, слышат их звучание и могут потрогать куб, на котором они изображены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector