Положение об оказании медицинской помощи иностранным гражданам
Содержание:
- Консульские вопросы
- Акты, устанавливающие нормы об оказании медицинской помощи иностранным гражданам
- Обязательное медицинское страхование иностранных граждан стран участниц Договора о Евразийском экономическом союзе
- Полис медицинского страхования и договор платных услуг
- Направление пациента на трансплантацию
- Виды медицинской помощи, на которую могут рассчитывать иностранные граждане
- Ведение листа ожидания трансплантации трупного органа
- Статус иностранных лиц с РВП и ВНЖ
- Условия оказания помощи
- Категории иностранных граждан в РФ
- Бесплатная медицинская помощь иностранным гражданам
- Правила ведения листа ожидания трансплантации
Консульские вопросы
- Расписание работы консульского отдела
- Вопросы гражданства Российской Федерации
- Оформление заграничного паспорта
- Визовые вопросы
- Актуально
- Визовая секция консульского отдела
- Полис медицинского страхования
- Указ о безвизовом въезде в Россию неграждан Эстонии
- Российский визовый центр
- О взаимодействии с визовыми центрами
- О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- О выдаче виз по уходу за родственниками в России
- О мерах по недопущению распространения коронавируса на территорию России
- О миграционной карте
- О пересечении иностранными гражданами границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
- О порядке заполнения заявления на э-визу
- О невозможности возврата сборов, уплаченных за выдачу российских виз
- О необходимости переноса российских виз из недействующих паспортов иностранных граждан в их действующие паспорта для въезда в Российскую Федерацию
- О частичном возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики от 12 мая 2010 г.
- Об Указе Президента России № 583 от 28.11.2015 г. (в отношении Турции)
- Об оформлении обыкновенных частных виз
- Об оформлении электронных виз для посещения Калининградской области
- Об оформлении электронных виз для посещения г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Об ошибках, допускаемых иностранными гражданами при заполнении электронных визовых анкет
- Перечень иностранных государств, граждане которых могут осуществлять въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов (электронных виз)
- E-visa characteristics of and conditions for issuing an e-visa
- Вниманию лиц, следующих в Россию воздушным транспортом (как регулярными, так и вывозными рейсами)
- Информационная памятка для иностранных граждан, желающих въехать в Российскую Федерацию с целью лечения
- Свидетельство на возвращение
- Консульский учет
- Нотариат
- ЗАГС, Истребование документов (из России), оформление справок об отсутствии судимости
- О порядке наследования в Эстонии
- Вопросы документирования нахождения в живых лиц, получающих ДЕМО и ПМО
- Разрешение на временное проживание
- Согласие на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации
- Несогласие на выезд несовершеннолетнего из Российской Федерации
- Информация для граждан России, посещающих Эстонию с целью рождения ребенка
- Информация для граждан России, вступающих в брак на территории Эстонской Республики
- Информация для граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж
- Программа переселения в РФ
- Материнский капитал
- Таможенные вопросы
- Налогово-таможенные правила России и Эстонии
- Выездное консульское обслуживание
- Ритуальные услуги в Эстонии
- О ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ВЫПЛАТАХ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИИ КО ДНЮ ПОБЕДЫ
- Тарифы консульского сбора
- О правах задержанных (осужденных) в Эстонии
- Воинские захоронения
- Полезная информация
- О тестировании на COVID-2019 прибывающих в Россию из-за границы российских граждан
Акты, устанавливающие нормы об оказании медицинской помощи иностранным гражданам
Статья 41 Конституции РФ (основной закон), гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Из данной нормы однозначно следует, что медицинская помощь не ограничена рамками её предоставления только российским гражданам.
Статьей 13 частью 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установлено, что право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Обязательное медицинское страхование иностранных граждан стран участниц Договора о Евразийском экономическом союзе
Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 года), Республика Армения (с 2 января 2015 года) и Республика Киргизия (с 29 мая 2015).
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 96, пунктом 3 статьи 98 Договора, предусмотрено право на социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся и членов их семей государств участников Договора не проживающих постоянно на территории РФ , осуществляющееся на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Оно осуществляется при условии законного нахождения и законных основаниях осуществления трудовой деятельности мигрантов — подданных стран участниц Договора на территории Российской Федерации. Под социальным обеспечением (социальным страхованием) в данном контексте подразумевается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же обязательное медицинское страхование .
Кроме того, пунктом 4 статьи 98 Договора предусмотрено право трудящихся государств участников Договора и членов их семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи в порядке, предусмотренном Приложением № 30 к Договору, а также законодательством РФ и международными договорами. Порядок и условия получения бесплатной скорой медицинской помощи трудящимся государств участников Договора на территории РФ приравнены к аналогичным правам граждан государства трудоустройства (т.е. РФ) пунктом 4 Приложения № 30 к Договору.
Полис медицинского страхования и договор платных услуг
Право на получение медицинской помощи иностранного гражданина, удостоверяется полисом медицинского страхования.
Так, полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) в случае бесплатной медицинской помощи и полисом добровольного медицинского страхования (ДМС) в случае платной медицинской помощи.
При отсутствии страхового полиса платная медицинская помощь оформляется договором оказания медицинских услуг.
На получение бесплатной медицинской помощи имеют право иностранные граждане, которых законодатель относит к застрахованным лицам (ст. 10 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании” № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.).
Направление пациента на трансплантацию
Порядок оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)» утвержден Приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 567н (далее – Порядок № 567н). Пунктом 8 указанного порядка определено, что при наличии у пациента медицинских показаний (состояний), требующих консультации по вопросу оказания медицинской помощи по трансплантации, медицинская организация, выявившая соответствующие показания у пациента (например, поликлиника), направляет его с выпиской из медицинской документации (медицинская карта амбулаторного больного, медицинская карта стационарного больного) в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по трансплантации.
Таким образом, первоначально пациент может быть направлен на консультацию в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по трансплантации, что и происходит в подавляющем большинстве случаев, так как данная категория пациентов очевидно нуждается в узкоспециализированной консультации.
Так как трансплантация относится к ВМП, то организация данного вида медицинской помощи должна осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздрава России от 02.10.2019 № 824н (далее – Порядок оказания ВМП).
В случае наличия показаний к трансплантации, врачу медицинской организации, в которой пациент проходил диагностику и лечение*, необходимо приступить к оформлению документов, необходимых для проведения операции по трансплантации. При этом стоит отметить, что в соответствии с пунктом 11 Порядка оказания ВМП, наличие показаний к оказанию ВМП подтверждается решением врачебной комиссии направляющей медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
*примечание: речь идет о поликлинике или иной медицинской организации, в которой пациент проходил диагностику и лечение. Это может быть и КДЦ (иное подразделение) медицинской организации, осуществляющей трансплантацию, в случае консультирования пациента по вопросам трансплантации.
Из пунктов 14 и 15 Порядка оказания ВМП следует, что «направляющему» врачу необходимо оформить направление на госпитализацию для оказания ВМП, а также подготовить комплект документов пациента, включая выписку из медицинской документации, содержащую диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ, сведения о состоянии здоровья пациента, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и необходимость оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Указанные документы направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (ОУЗ), который в дальнейшем оформляет Талон на оказание ВМП.
Далее врачебная комиссия принимающей медицинской организации в семидневный срок со дня оформления на пациента Талона на оказание ВМП должна принять решение о наличии или отсутствии у пациента показаний к проведению трансплантации. Указанное решение врачебной комиссии будет являться основанием для госпитализации (пункт 20 Порядка оказания ВМП).
С другой стороны, сроков госпитализации пациента для оказания ему ВМП действующим законодательством не установлено. При этом пунктом 15 Порядка 567н определено, что госпитализация пациента для оказания медицинской помощи по трансплантации осуществляется при поступлении в медицинскую организацию, осуществляющую оказание медицинской помощи по трансплантации, информации о наличии донорского органа и (или) ткани. То есть срок ожидания операции по пересадке органа зависит от того как скоро будет подобран донорский орган для пациента, включенного в лист ожидания донорского органа.
Виды медицинской помощи, на которую могут рассчитывать иностранные граждане
В правилах четко определены виды помощи медицинского характера, которые могут быть оказаны иностранным гражданам. К ним относятся:
- Первая медицинская помощь, оказываемая квалифицированным работником до прибытия скорой помощи в случае угрозы жизни или здоровью человека;
- Квалифицированная скорая медицинская помощь, оказываемая в критических состояниях человека, в таких ситуациях как несчастные случаи, травмы, отравления, острое течение заболевания, когда необходимо немедленное медицинское вмешательство;
- Плановая помощь, которой пользуются в случае необходимости проведения планового лечения, включая оперативное вмешательство.
В нормативно-правовом источнике регламентирован порядок оказания медпомощи каждого вида. Такое нововведение упрощает понимание закона и исключает допущение нарушений, ввиду неправильного его толкования.
Ведение листа ожидания трансплантации трупного органа
В Порядке № 567н четко не определен момент внесения пациента в лист ожидания. Мало того, данное событие законодательно никак не связано с фактом направления пациента для оказания ВМП и моментом получения талона на ВМП. Указывается лишь то, что внесение данных в лист ожидания осуществляется на основании решения врачебной комиссии той медицинской организации, в которой будет осуществляться трансплантация. Подобная формулировка может трактоваться как возможность внесения в лист ожидания донорского органа еще до оформления талона на ВМП.
Как уже было отмечено выше, срок ожидания трансплантации зависит от срока ожидания донорского органа, т.е. от срока нахождения реципиента в листе ожидания донорского органа. Как правило, операцию по трансплантации органа делают не позднее 6-8 часов с момента изъятия органа у донора. Мало того, по смыслу порядка № 567н, пациенты из листа ожидания донорского органа считаются ожидающими пересадку органа, т.е. ВМП. При этом из пп. 11-13 Порядка № 567н следует, что пациентам оказывается специальные виды исследований, направленных на подбор донорского органа (типирование пациентов по антигенам HLA) в медицинских организациях, оказывающих ВМП.
Учитывая сведения, изложенные выше, нам представляется, что наиболее корректно включать пациента в лист ожидания донорского органа после процедуры оформления направления на ВМП (т.е. после получения талона на ВМП)*.
*примечание: обратное может привести к ситуации оказания ВМП с нарушением действующих порядков оказания медицинской помощи. Например, такая ситуация может произойти в случае, когда донорский орган будет подобран достаточно быстро (т.е. пациент будет в листе ожидания, а талон на ВМП оформлен не будет). Операция пациента в подобной ситуации будет являться нарушением Порядка оказания ВМП. Оформление документов на ВМП по факту, то есть после трансплантации, недопустимо.
Также стоит отметить, что на наш взгляд, процедура включения пациента в лист ожидания донорского органа (в части момента и срока) должна быть более прозрачно установлена действующим законодательством.
Статус иностранных лиц с РВП и ВНЖ
Нередко можно встретить мнение о том, что иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, наделяются полным спектром прав и обязанностей, которыми обладают граждане РФ, в том числе и правом на оказание бесплатной медицинской помощи
Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
- разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
- вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Таким образом, можно говорить о том, что самое основное право, которое дают указанные документы (разрешение на временное проживание и вид на жительство) – это право легального проживания на территории России. Данные документы, конечно же, не приравнивают иностранных граждан к гражданам РФ. То есть до тех пор, пока не получено гражданство РФ, иностранный гражданин так и будет оставаться иностранцем и его права на бесплатное медицинское обеспечение в России имеют свою специфику и ограничения.
Условия оказания помощи
Экстренная помощь предоставляется иностранцам медицинскими работниками в случае необходимости. В нормативно-правовом источнике отсутствуют ограничения и регламентируемые условия ее оказания. Если гражданин другого государства желает получить медицинскую плановую помощь, выраженную в консультировании, обследовании, проведении лечебных процедур или в хирургическом вмешательстве в организм, ему следует подготовить ряд документов, подтверждающих его возможность оплатить в полном объеме предоставленные услуги. Нормативно-правовой акт, регулирующий порядок проведения медицинских мероприятий, регламентирует возможность оказания плановой помощи при условии оформления письма, в котором получатель услуг гарантирует их оплату в полном объеме, в соответствии с калькуляцией, формирующей фактическую стоимость работ. В качестве альтернативного варианта, лечебное учреждение вправе потребовать предоплату за планируемые услуги, величина которой соответствует расценкам за предполагаемый объем работ.
Категории иностранных граждан в РФ
Как уже отмечалось, статья 2 Закона № 115-ФЗ, определяет иностранного гражданина как физическое лицо, не являющегося подданным Российской Федерации и имеющим доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Помимо этого, стоит указать, что Конвенция МОТ о работниках-мигрантах, изначальная версия которой была принята в 1939 году, определяет трудящегося мигранта как лицо, которое занималось, занимается, или будет заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.
В соответствии с законодательством РФ (пункт 1 статьи 2 № 115-ФЗ) для иностранных граждан находящихся на территории Российской Федерации предусмотрены условия законности нахождения (наличие у лица действительных документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ) и статусы проживания/пребывания, а именно:
- Временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
- Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, либо в виде документа по формам, утвержденным ФМС РФ.
- Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство оформляется в виде документа по форме, утвержденной ФМС России.
Бесплатная медицинская помощь иностранным гражданам
Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326), постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане могут быть застрахованы в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС).
При этом пунктом 4 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186, определено, что иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с ФЗ № 326, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках ОМС. Забегая вперед, отметим, что не вся медицинская помощь, которая в России оказывается бесплатно, входит в систему ОМС, поэтому и иностранные граждане имеют ограничения в этой сфере, несмотря на, казалось бы, наличие страховки.
Из вышеназванных Правил следует, что по общему правилу медицинская помощь может оказываться иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования, а также договорами в сфере ОМС (то есть на основании действующего полиса ОМС). С данной темой более подробно можно ознакомиться в нашей статье «Оказание медицинской помощи в России иностранным гражданам – право или обязанность?».
Возвращаясь к вопросу трансплантации органов иностранным лицам в РФ, стоит отметить, что данный вид помощи осуществляется бесплатно только для лиц, являющихся гражданами РФ. Связано это со следующим.
Правила ведения листа ожидания трансплантации
Пунктом 10 Порядка № 567н определены правила ведения листа ожидания. Установлено, что лист ожидания трансплантации трупного органа и (или) ткани ведет врач медицинской организации, осуществляющей трансплантацию (в том числе включение в него пациентов, исключение из него оперированных и умерших пациентов).
С письменного согласия пациента в лист ожидания вносятся данные о пациенте, в т.ч. его гражданство, а также медицинские сведения, необходимые для подбора трансплантата и определения срока ожидания оказания медицинской помощи по трансплантации (например, основной диагноз, сведения о HLA-несовместимостях и пр.).
То есть на этапе внесения информации в лист ожидания медицинская организацию обязана проверить гражданство пациента.
Однако не все так просто и, к сожалению, стоит отметить, что региональное законодательство может не предусматривать «графы» о гражданстве в листе ожидания (например, Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 19.10.2017 № 737, в т.ч. приложение № 5 к указанному приказу).
На наш взгляд, данное обстоятельство является упущением со стороны регионального, в данном случае московского, законодательства. Отсутствие информации о гражданстве реципиента может привести к ошибочному включению пациента в лист ожидания, а следовательно, к ошибочному проведению операции по трансплантации за счет бюджетных средств той категории пациентов, финансирование оказания медицинской помощи которым не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно пункту 10 Порядка № 567н, в медицинской организации, осуществляющей трансплантацию, должен быть назначен врач, ответственный за ведение листа ожидания. При этом указывается, что контроль за надлежащим ведением листа ожидания осуществляет по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал заведующий отделением хирургического профиля, в котором осуществляется трансплантация органов и (или) тканей, и руководитель медицинской организации. Отметим, что аналогичные нормы предусмотрены, например, Приказом ДЗМ от 19.10.2017 № 737.
С другой стороны, в России не существует запрета на проведение платных трансплантаций иностранцам. Однако для полноценной реализации данной возможности, должен вестись строгий учет пациентов, нуждающихся в пересадке органов, а также должна быть предусмотрена дифференциация потоков пациентов и источников оплаты подобных операций.
По нашему мнению, допустимо ведение единого листа ожидания органов, однако критерии, учитываемые при распределении донорских органов, ни в коем случае не должны быть ориентированы на финансовую сторону вопроса. Наиболее правильно, на наш взгляд, использовать устоявшиеся критерии, в том числе медицинские (степень совместимости пары донор-реципиент; ургентность (неотложность) ситуации; сроки ожидания каждого больного)
Однако еще раз обращаем внимание, что для реализации такой возможности законодательная система должна быть доработана, в том числе она должна предусматривать четкое разделение потоков пациентов в зависимости от источников финансирования.