Как научить ребенка выговаривать букву «ш»?

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)

Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.

«Улыбка-трубочка».Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.

«Месим тесто». Давай покажем,как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, откройрот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.

«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.

«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Качели». Рот откройте, улыбнитесь.Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь.Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

3. Работа над дыханием.

Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.

4.«Поймай звук «ш»:

Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА — ОСЁЛ

5. Постановка звука «ш»:

Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»

2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)

— Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

— Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)

6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:

Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)

7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:

Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».

Ш___А

Ш___О

Ш___И

Ш___Е

Ш___У

8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.

9. Игра «Чего не стало?»

Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).

10. Игра «Сенсорная коробка».

В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.

Обобщение:

Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?

Постановка звука «Ш» за счет других звуков

Благодаря упражнению с телефоном ребенок изучает буквы алфавита

Иногда бывает так, что остальные звуки ребенок выговаривает отлично, и только буква «Ш» все никак ему не дается. Тогда можно с помощь других звуков научить правильно произносить «Ш». Например, если ребенок хорошо говорит звук «Т». Попросите его протянуть как можно дольше «Тссс». Когда у него получится выговорить, как следует, предложите ему немного спрятать язычок. Получится нужный звук. Желательно перед тем как работать с ребеночком, попробовать упражнение на себе.

Обычно звук «Р» формируется одним из последних. Но иногда бывает так, что у малыша уже успел сформироваться звук «Р», а вот «Ш» все никак не получается. Нужно попросить ребенка шепотом отчетливо повторять «Р». В итоге у него получится «Ш». Останется только его развить и закрепить в речи.

Если у малыша получается произносить «С», то необходимо взять палочку от мороженого или обыкновенную чайную ложку. Нужно попросить ребенка повторять «С». Потом с помощью ложечки или палочки надо поднять язык вверх. Появится звук «Ш». Теперь ребенок должен попробовать сказать сам. Так требуется повторять, пока малыш не научится.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед

Важно, чтобы кончик был направлен кверху

Проверка должна проводиться поэтапно:

первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);

второй этап – проверка звука Ш изолированно

Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ»

Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;

третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Учимся выговаривать буквы

Когда дети подрастают, мамы начинают прислушиваться к их произношению, правильно ли выговаривает малыш буквы, и все ли он их говорит. Проблема всегда была и будет, правда бывает так, что переполох поднимается раньше времени, многие буквы ребенок просто не может еще говорить, просто потому, что он еще слишком мал. К таким буквам относится буква, «Р», ее ребенок должен учиться говорить в 5- 6 лет, если это получилось раньше, то хорошо, а если нет, не переживайте, поводов пока для этого нет.

Как научить ребенка говорить букву Р

Прежде всего, нужно помнить, что занятия должны быть систематическими, иначе результата, вы можете ждать долго. Для начала стоит просто повторять слова с буквой «Р», но постоянно и естественно вместе с мамой или папой, чтобы ребенок слышал пример.

  • крем
  • кружка
  • красота
  • трактор
  • трава
  • труба
  • рупор
  • роза
  • ребус
  • укроп

И все тому подобное, если у вас нет возможности получить консультацию логопеда, или вам к нему обращаться просто рано, то вы должны сами подобрать слова для занятий.

https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Р. (https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtE)

Выбирать вы их должны, учитывая, когда именно вашему ребенку трудно произносить букву. Возможно только перед гласными буквами или наоборот, а может он совсем ее не произносит. Отталкиваясь от ваших умозаключений по этому поводу. Вы и составите небольшой список слов, который будете произносить вместе с ребенком. Еще вам нужно непременно запомнить правильную постановку языка, зубов и губ при произношении буквы «Р».

  1. Зубы должны быть разомкнуты так, чтобы между ними мог поместиться палец.
  2. Боками язык прикасается к коренным зубам, его кончик направлен наверх и соприкасается с ребристой поверхностью, рядом с резцами. Когда поток воздуха выходит, кончик языка вибрирует, и получается звук р-р-р.
  3. Губы в это время уже готовы произнести следующую букву.

Прежде чем объяснять это ребенку, разберитесь во всем сами, и уже потом своими словами перескажите ему все. Постоянно занимайтесь с ним, если вам не помогут такие простые упражнения, то нужны будут если не занятия с логопедом, то его консультация, на которой он вам составит список нужных именно вашему ребенку упражнений.

Как научить ребенка говорить букву Л

Учиться произносить правильно букву «Л», стоит начать как можно раньше, пока это не превратилось в привычку и даже в проблему, из-за которой вам придется обращаться к логопеду. Возможно, малышу просто нужно помочь разобраться в том, как правильно произносить эту букву. При правильном произношении, положение должно быть таким:

  • губы немного приоткрыты
  • язык должен быть тонким, его кончик должен упираться в основание передних зубов
  • воздух выходит по краям языка, затем из уголков губ

https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Л. (https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0)

Произносите как можно чаще слова с буквой «Л», это должен быть определенный набор слов, не меняйте его. Но чтобы подобрать этот набор, сначала нужно понять, в каких случаях ребенку труднее всего произносить букву.

  1. Пила
  2. Зло
  3. Молоток
  4. Колобок
  5. Клапан
  6. Клубок
  7. Лунтик
  8. Платье
  9. Лук
  10. Стул

Возьмите для начала такой набор слов, потом судя по тому, как ребенок будет справляться с их произношением, вы скорректируете его.

Как научить говорить ребенка букву Ш

Если малыш не выговаривает шипящие звуки, а в частности букву «Ш», то домашние занятия вполне могут ему помочь, так как к логопеду детей в основном записывают только с пяти лет. Это обосновано тем, что до этого возраста речь ребенка еще только формируется, и неправильное произношение вполне нормальное явление. Но если вы хотите помочь ребенку сами, то вполне можете с этим справиться.

Правильное положение губ, языка и зубов при произношении буквы «Ш», должно быть таким:

  • Широкий кончик язычка должен быть поднят, но не прижат к верхнему небу, при этом он должен быть расслабленным
  • Края язычка касаются верхних коренных зубов
  • Губы вытягиваются вперед
  • Между зубов должна оставаться щель
  • Вдыхая воздух, подносите ладонь ко рту
  • На выдохе шипите, ладонь должна ощущать теплую струю воздуха

Обязательно подберите слова для тренировки, буква «Ш», должна в них находиться и в начале, и в конце, и в середине. Так вам проще будет разобраться, на что делать упор в занятиях.

  1. Шишка
  2. Крышка
  3. Укушенный
  4. Шерстка
  5. Кошка
  6. Шалаш
  7. Шмель
  8. Кашалот
  9. Шар
  10. Матрешка

Если вы регулярно будете проводить со своим крохой занятия в игровой форме, то справитесь без логопеда. Ну а если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, то назначенные логопедом занятия, также нужно будет проводить дома, в обязательном порядке.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Причины дефектов в звуке “Ш”

Точную причину, по которой ребенок не справляется с шипящим звуком, определит только специалист. Но в целом, выделяют следующие факторы:

физиологический. К ним относятся неправильный прикус, крупный размер языка, высокое небо и прочие;

долгое использование соски. Из-за него портится прикус, а значит, поддаются дефектам многие звуки, особенно шипящие и свистящие;

искажение речи родителями. Часто мы слышим, как родственники “сюсюкаются” с малышом, произнося звуки в искаженном виде. Малыш очень быстро схватывает такую манеру говорения, которая впоследствии может закрепиться в речи;

речевые дефекты взрослых. Малыш часто копирует речь взрослых — а значит, дефекты родителей могут перейти к детям;

неправильный подход к обучению. Многие мамы и папы очень много требуют от своих детей, не пытаясь правильно показывать способы произношения и артикуляции сложных звуков;

отставание в развитии

Если у ребенка еще не сформировались мышление, память и внимание, то и речь будет не на должном уровне;

нарушение слуха. Нередкая причина проблемы с “Ш”, когда ребенок с трудом распознает звуки на слух

Если вы заметили, что ваше чадо уже долгое время не справляется с произношением шипящего звука “Ш”, то не стоит медлить с посещением детского логопеда, который способен решить эту проблему профессионально и качественно.

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Физиологические факторы

Ребенка можно легко разговорить, но не всегда он правильно произносит все звуки. С шипящими проблемы могут возникать из-за укороченной подъязычной связки.

Иногда проблемы возникают из-за разросшихся аденоидов. В таком случае у дошкольника отмечаются проблемы с дыханием.

В тяжелых случаях ребенок совсем не может дышать носом и приоткрывает рот

Проговаривать неправильно звуки малыш может из-за минимальной мозговой дисфункции. В таком случае отмечаются проблемы с поднятием кончика языка, переключения с позы на позу затруднено.

Причины нарушений звукопроизношения

Неумение произносить какой-то звук (в данном случае Ш) — не обязательно следствие неправильного речевого образца у окружающих ребенка людей. Часто оно имеет корни в патологиях или анатомических дефектах, что ограничивает или делает невозможной правильную артикуляцию:

  • короткая подъязычная связка (уздечка) не позволяет кончику языка подниматься кверху;
  • твердое небо слишком высокое;
  • несоразмерно большой или маленький язык, раздвоенный его кончик;
  • деформация челюстей, зубов, неправильный прикус;
  • расщелины губ, мягкого неба;
  • нарушения слуха, вплоть до глухоты;
  • нарушение восприятия звуков из-за нарушений функций ЦНС;
  • задержка умственного развития.

Эти дефекты могут быть врожденными или приобретенными в результате травм. Они не могут быть преодолены только усилиями логопеда. В таких случаях требуется консультация и лечение у специалистов.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш,Ж).

Щ – согласный, ротовой, переднеязычный, щелевой, глухой, мягкий.

Нормальная установка при произнесении звука.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка
более плотно, чем при постановке звука Ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент
выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены..

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони,
поднесённой ко рту, ощущается теплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым
напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука Ш. Вначале
необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию
не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае
плохого произношения звука Щ необходимо добиться его постановки. Звук Щ произносится
так же, как звук Ш, только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления
языка на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ..

Упражнение.

Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик
языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет
с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном
положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с
силой его выдыхать, произнося длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом
язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления
пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении
звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук Ш) кончик языка отходит от альвеол.
Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука Щ слышится
звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка
служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через
более узкую щель, чем при произнесении звука Ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если
же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы),
то звук Щ не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок..

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается,
допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.

Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз
произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си… Затем логопед
вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает
его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая
язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук Ч то от него легко получить звук щ, протянув
завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем
без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем
в слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector