Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать

Стихи потешки с движениями для детей 1-3 лет

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка —
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ.
(топаем ногой)

Зайки

По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(Приседаем)
Роют лапкой корешок.
(Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Снова поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)

Читай также: Веселые потешки о животных: как мышка хлеб искала

Забавные и веселые потешки малышам

Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,На головку сели!Ладушки запели.Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,  В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. (Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).

Погремушечки

Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, потом скрестить их на груди).— Сладко, сладко потянулись.(Потянули ручки вверх)— Маме с папой улыбнулись. (Улыбаемся малышу).

Мини зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Сорока-белобока

Сорока, сорока,На порог скакала,Гостей поджидала:Не приедут ли гости,Не съедят ли кашку?Приехала Агашка,Всю съела кашку.Этому дала на тарелочке,Этому на ложечке,Этому на мутовочке,Этому весь горшочек,Пальчику-мальчикуНе досталось.Пальчик-мальчикТолчет, мелет.По воду ходит,Квашню творит:Вода на болоте,Мука не молота.Квашенка на липе,Мутовка на сосне.Взял коробичку,Пошел по водичку.Тут ступил – nепленько,Тут – горяченько,Тут пень да колода,Тут белая береза,А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)Идет коза рогатаяИдет коза бодатая,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп.Кто каши не ест,Молока не пьёт, —Забодает, забодает, забодает.(показываем, как бодается коза)мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушкиДесять внучат:Две Акульки сопят в люльке,Две Аринки спят на перинке,Две Аленки глядят из пеленки,Два Ивана на лавках сидят,Два Степана учиться хотят.Десять внуков, а бабушка одна.

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!

* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.

* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.

* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!

* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Просыпаемся, поднимаем настроение

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!* * *

Потянушки — потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!* * *

Солнце светит: где тут дети?

На подушке, на простынке.

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!* * *

Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.* * *

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!* * *

Потянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно маме улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.* * *

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Обедаем, приговаривая

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай немножечко!* * *

Утята поели,

Котята поели,

Мышата поели,

А ты еще нет?

А где наша ложечка?

Кушай на здоровечко.* * *

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил

— Зачем воду не носил!* * *

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна!

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».* * *

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!* * *

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Варим кашку круту,

Подливаем молочка,

И накормим казачка.

Отличие прибаутки от потешки и пестушки

Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:

  • Русские народные потешки
  • Потешки для умывания
  • Потешки для одевания
  • Частушки и потешки про масленицу
  • Пальчиковые игры

И это далеко не все!

Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные
    . Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые
    . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные
    . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

Пример целовальной игры:

Селезень

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Потешки для зарядки с малышом

Упражнения для ручек

Чушки, вьюшки, перевьюшки, (крутим кулочки друг вокруг друга,)Тимбирлим сидит в кадушке. (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек)А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

Тушки-татушки, испекли ватрушки, (водим ручками вверх-вниз, какмузыкант, играющего на тарелках),На окно поставили, (руки с определённым усилием опускаются на животик)Остывать оставили. (машем ручками)А пшеничный пирожок —Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промятьот животика до плеч)Так высо-о-оконъко-высок! (ручки поднимаются к макушке)(гладим ручку ручкою и далее по тексту)

Ручку ручкою погладим,Пальчик пальчиком потрём,Отдохнём совсем немножко,А потом опять начнём

Зарядка для ножек

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:Толкачики – рогачики, оп!Перевертушки!Ножками потопали:Топ-топ-топ!Ручками похлопали:Хлоп-хлоп-хлоп!

Ребенок лежит на спине, мама берет пяточки в руки и посткивает пяточками друг о друга:Топ-топ-топ-топКто топочет? Ну-ка стоп!Топ-топ-топ-топВ дом пробрался Топотоп!

Большие ногиШагали по дороге:ТОП, ТОП, ТОП!Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ-топ-топ

Зарядка «Велосипед»

Делаем велосепед:

Куда бежите, ножки?— Куда бежите, ножки?— По летней дорожке,С бугра на бугорЗа ягодой в бор.В зеленом боруТебе наберуЧерной черники,Алой земляники.

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком произносить стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Потешки при массаже

Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)

Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)

Хомка раненько встает (подтягиваемся)

Щечки моет, шейку трет.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)* * *

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, никто больше не шумит.

(Загибаем пальчики, поглаживая)* * *

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали,

Походили – поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.* * *

(Загибаем пальчики)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.* * *

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.* * *

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать

Дадим крошек поклевать.

(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).* * *

Рельсы, рельсы (проводим линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый

Из последнего окошка

Вдруг посыпались горошки (постукиваем по спине пальцами рук)

Пришли куры, поклевали (постукиваем одним пальцем)

Пришли гуси, пощипали (пощипываем спинку)

Пришла лисичка,

Хвостиком помахала (поглаживаем спинку)

Прошёл слон, (надавливаем тыльной стороной кулачков)

Прошла слониха, (применяем меньшее усилие)

Прошёл маленький слонёнок, (собираем три пальца в щепоть)

Пришёл директор магазина, (двигаем два пальца)

Всё разгладил, всё расчистил, (поглаживаем ладонями
вверх-вниз)

Поставил стол,

Стул,

Печатную машинку.

Стал печатать: (двигаем пальцами)

Жене и дочке,

Дзинь-точка. (щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь-точка.

Прочитал, (поводить пальцем)

Помял, разгладил, (щипаем, поглаживаем)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил,

Отправил.* * *

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он дров не носил, печку не топил!

Ход НОД:

Воспитатель: Вот и пришла весна. Снег хоть еще и лежит местами, да и на улице бывает морозно, но весна-красна уже пришла. Солнышко стало пригревать сильнее. Заплакали сосульки. Все очень ждут прихода весны и стараются его приблизить, выпекая блинчики. Посмотрите на блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Блинчик-это маленькое солнышко. Чем больше блинчиков мы напечем, тем быстрее весна придет.

Звучит русская народная песня:

Как на масленой неделе

Мы блиночков захотели!

Ой блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот, блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

-А вы хотите, чтобы весна пришла быстрее? Тогда давайте и мы «напечем» блинчики. Для этого мы возьмем краски (какого) желтого цвета. Какую форму имеет блинчик? Нарисуйте круг пальчиком в воздухе. Чтоб «испечь» блин, мы сначала нарисуем круг (показывает, дети повторяют, затем раскрасим его, вот так (показывает). Получился у нас румяный блин. Похож он на маленькое солнышко? А вы хотите, чтобы весна поторопилась? Тогда беритесь за работу.

Дети выполняют продуктивную деятельность, рисуют, педагог наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много блинчиков мы «напекли»! Вы так хорошо потрудились, наверное ваши ручки устали? Давайте дадим им отдохнуть и поиграем пальчиками?

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

Ребята, я вам предлагаю угостить блинами наших кукол.

Кушай, Маша,

Ешь, Даша,

Блинчики румяные,

Вкусные, чуть пряные.

Пусть весна придет скорей,

Сразу станет веселей!

Дети играют с куклами, угощают их блинами.

Потешки для новичков

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка — хороший,

Ванечка — пригожий!

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Потешки для сна

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки—на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят-поспят,

всему миру спать велят.

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

Потешки при умывании

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личко,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Потешки при кормлении

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем нам деток накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком

И румяным пирожком.

Потешки при расчесывании

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Гимнастика пробуждения «Наши уточки с утра»

Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-Кря-Кря!

(наклоны головы влево, вправо)

Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!

(руки в стороны, взмахи руками)

А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!

(наклоны головы вперёд)

Наши гуленьки вверху: Грру-грру-грру-грру-у!

(поднять руки над головой, потрясти)

Наши курочки в окно: Кко-кко-ко-ко-ко!

(сгибание ног в коленях)

А как Петя-петушок ранним-рано по утру, нам споёт ку-ка-ре-ку!

(встаём на ножки и потягиваемся) .

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Рассматривание животных

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации на экране.На экране поочередно появляются: лошадь с жеребенком, корова с теленком, коза с козленком. Вопросы:

Вопросы:

В. — Кто это? (Ответы детей.)

Д. — лошадь

В. — Кто рядом с лошадью?

Д. — жеребенок

В. — Кто это?

Д. — корова (Ответы детей.)

В. — Кто рядом с коровой?

Д. — теленок

В. — Кто это?

Д. — Коза.

-У нас экран волшебный. Он не только животных показывает. Но и потешки рассказывает. Сейчас я прочитаю потешку, а вы ее не только услышите, но и увидите. (на экране картинки соответствующие тексту потешки).

3. Чтение потешки воспитателем

Из-за леса, из- за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

4. Вопросы по тексту

-Скажите, на ком ехал дедушка Егор? На ком ехала жена дедушки Егора?

-А разве на корове ездят? Она же молочко дает. А на ком ездят?

-А на ком ехали детки?

-А на ком ехали внуки? А разве на козлятках ездят? Коза дает шерсть, молочко, на ней не ездят. Это же шутка, небылица

5. Повторное чтение потешки и проговаривание отдельных фраз

6. Рефлексия

В:-Ребята, где животные пасутся? (На лугу.)

(Приглашаю детей подойти к ковру. На ковре лежат плоскостные цветы)

-Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Прыгать, бегать и скакать.

(Дети прыгают по лугу изображая животных).

Конспект НОД продуктивной деятельности по теме: «Блинчики — блиночки»

Задачи: учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; включаться в игру, различать предметы круглой формы; учить узнавать желтый цвет, вызвать интерес к работе с красками; развивать мелкую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, бумага, краска желтого цвета, кисточка, салфетки.

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка
(от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка
— элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

Примеры

Обучаемся

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!* * *

Маленькая детка

Головушка – репка.

Носик – вопросик,

Щечки – колобочки,

Роток – говорок,

Зубок да зубок.

Глазик с глазком,

Бровки домком,

Ушко да ушко,

Выше всех – макушка!* * *

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки — все хватать-хватать.* * *Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Называйте имя ребенка)* * *

Наша ляля маленька-маленька,

Ее щечки аленьки-аленьки,

Ее мысли чистые-чистые,

Глазоньки лучисто-лучистые.* * *

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это … нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это … (имя) ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочим твой бочок.* * *

Этот пальчик

маленький-маленький,

Этот пальчик

слабенький-слабенький,

Этот пальчик

длинненький-длинненький,

Этот пальчик

сильненький-сильненький,

Этот пальчик

толстячок-толстячок,

А все вместе

кулачок-кулачок!

Потешки про животных

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

 ***

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет. 

 ***

Коза-хлопота  
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

 ***

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку… 

Зимние потешки

Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

***

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Заклички

Заклички
— один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Пословицы и поговорки

Поучают чему-то.

  • Дорога́ ложка к обеду.
  • Волка бояться — в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
  • Мягко стелет, да жёстко спать.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Потешки-небылицы

Для ребенка в возрасте от 3 до 6 лет можно рассказывать потешки-небылицы, объясняя по ходу, что такое потешка. Определение для школьников и детей дошкольного возраста уже должно быть более точным. Такая небылица имеет сказочный или фантастический сюжет. Она подходит для детей, которые могут отличить реальность от выдумки. При чтении этих произведений взрослый должен изображать в голосе удивление, чтобы ребенок понял, что события, которые описываются, явно нереальные.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

И еще интересная небылица:

На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает,

Прилетел и сел медведь,

Слушает, вздыхает.

Как считает Валерий Яковлевич Пропп, русский лингвист, в небылицах действительность выворачивается наизнанку. Это алогичные ситуации, рассказ о которых производит комический эффект. Для достижения такого эффекта в небылицах знакомые слова могут поменяться местами, например, не «баба доит корову», а «корова доит бабу». Такие небылицы помогают подготовить ребенка к восприятию фантастических сюжетов в художественной литературе, например к чтению приключений барона Мюнхгаузена, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Самым выдающимся произведением такого жанра в русской литературе является стихотворение Корнея Чуковского «Путаница».

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка  
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
 
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

Детские стихи потешки с движениями для ножек и ручек

Мы ногами топ-топ-топ

Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!

Застучали ножки

Застучали ножки
(топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком!
(кружимся)

Стрекоза

Вот какая стрекоза,
(показываем размер двумя руками)
Как горошины глаза.
(прикладываем руки к глазам)
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
(поднимаем руки вверх)
Мы летаем низко,
(присаживаемся на корточки)
Мы летаем далеко,
(приставляем к голове руку козырьком)
Мы летаем близко.
(руки в стороны — бегаем по комнате)

Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.

Самолеты

Самолеты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)

Два жука

На полянке два жука
(пружинящие движения ногами)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх)

Машина

Би-би-би —
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики) 

Загадка

Загадка
, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Приговариваем при умывании и купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.* * *

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

….. (имя) умывается,

Солнцу улыбается!* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Маша умывайся веселей!* * *

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector