От наглядно-действенного к образному мышлению
Содержание:
- Зачем развивать логику
- Ведущий вид мышления
- Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление
- Использование дошкольниками средств логического мышления
- Особенности мышления детей с нарушениями речи
- Формы (критерии) мышления
- Упражнения и игры для развития
- Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте
- Способы развития
Зачем развивать логику
Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:
- Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум.
- Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать.
- Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана.
- Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.
Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы.
<<Блок перелинковки>>
Ведущий вид мышления
Каждый этап взросления человека можно отметить уровнем развития его мышления. На самом раннем временном отрезке маленький ребенок (1.5 – 2 года) взаимодействует с окружающими его предметами. Он развивает наглядно действенное мышление.
В этом возрасте малыш:
- Учится действовать с предметами. Бросать, кидать, двигать – набор обычных действий.
- Пробует окружающие его объекты на вкус. Кусает, нюхает все, что попадается ему под руку.
Получается, ребенок обучается действовать с окружающими предметами физического мира. Он получает базовые навыки и понятия объектов, которые находятся по близости. Это самый простой уровень мышления, за которым начинается иное восприятие. Оно берет свое начало в младшем дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте
Этот временной промежуток также принято называть младший дошкольный возраст. К нему относят детей из возрастной группы от 3 до 4 лет. К этому времени у ребенка развивается речевой аппарат. Он начинает оперировать не только при помощи демонстрации объекта, но и его вербализации (озвучивания). Этот возрастной этап тесно связан с наглядно-образным мышлением. Ребенок проявляет его не только тем, что может назвать объект физического мира, но и представить его. Это хорошо заметно в творчестве:
- Дошкольник начинает рисовать более детальные картинки. На них он пробует изобразить солнце, дерево, человека, дом и прочие объекты. Постепенно на них появляются разные детали: одежда, окна и двери, цветы и проч. Все это говорит о развитии наглядно-образного мышления.
- Ребенок учит стихи и песни. Конечно, это специальные детские стишки и песенки, хотя дети часто подхватывают и поют взрослые песни. Однако понять содержание, и воспроизвести его, они могут только в произведениях для детей.
- Маленький человек начинает лепить и конструировать. Это очень важный этап, который нельзя игнорировать. Через самостоятельное построение объектов дошкольник формирует трехмерную карту мира.
Важно сочетать все три деятельности в равных пропорциях. Это помогает развивать вербальные аппарат, мелкую моторику, а также тренировать само мышление
В старшем дошкольном возрасте
Это временной промежуток с 5 до 7 лет. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают первые навыки социализации. Вместе с этим они продолжают развивать вербальный аппарат. При этом понятия и предметы уже не просто озвучиваются или демонстрируются в творчестве, ребенок учится ими оперировать в уме. Этот тип мышления называется словесно-логический.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся базовым операциям, которые проходят абстрактно, в голове человека:
- Сравнение. Когда ребенок учится находить специфичные признаки в разных предметах и явлениях. Также он может говорить об отличиях в разных вещах.
- Обобщение. Сбор разных предметов или явлений по одному или нескольким общим факторам (признакам).
- Анализ. Умение разделять общее на более мелкие детали. Например, цветок на лепестки, стебель, корни и листья.
- Синтез. Обратная операция, когда по части признаков или деталей можно говорить о едином явлении или вещи. Как пример: колеса, кузов, мотор и руль – это машинка.
Развитие всех четырех базовых операций говорит об уровне развития словесно-логического мышления. Они дают прочную основу для последующей познавательной деятельности ребенка, и его поступлению в младшую школу. Для их развития используют специальную литературу, конструкторы, игрушки и прочие обучающие материалы.
Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление
Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях
Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное
К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.
Игры на ассоциации
Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.
1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.
2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.
- хвост и ушки
- ручка
- колючки
- лист
- крышка
3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.
Упражнения на логические рассуждения
1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.
Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.
2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.
Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.
3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».
Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.
Игры на развитие понятийного аппарата
1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:
- Что это?
- Для чего этот предмет?
- Как им пользоваться?
Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.
2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.
Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».
3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…
- …наступила весна
- …их вовремя поливали
- …даже цветы захотели порадовать Машу
Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.
Использование дошкольниками средств логического мышления
Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.
Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).
Формы логического мышления
Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)
Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.
В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.
Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).
Мыслительные операции
К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное. Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.
Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.
Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.
Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.
Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.
Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию
Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками
А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).
Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.
Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.
Особенности мышления детей с нарушениями речи
Уже на раннем этапе развития ребенка с нарушениями речи наблюдается темповая задержка формирования психических процессов, и в первую очередь мышления. Полученный практический опыт из повседневного манипулирования предметами и восприятия явлений хуже обобщается и фиксируется в его сознании, ему сложно вычленять правильное решение из нескольких ошибочных попыток. По этой причине в дальнейшем ему тяжело решать какие-то задачи в уме, опираясь на перенос способа действия. О чем я говорю, давайте рассмотрим на примере.
К сожалению, такие детки не достаточно анализируют свои действия и речь взрослых для нормального планирования. У них плохо связаны между собой все три важных компонента: действие – образ – речь. Оттого и представления формируются фрагментарно и разрозненно. Соответственно, замедляется темп развития логики, страдает познавательный интерес, и ребенок попросту отстает в развитии, не будучи при этом умственно отсталым.
Краткая характеристика мышления детей с нарушениями речи
В общих чертах особенности мышления и мыслительных операций у ребенка с нарушенным развитием речи выглядит примерно так:
- он плохо различает, сравнивает похожие предметы (задания на поиск сходств и отличий, распределение по цветам, сбор в классификации);
- слабо устанавливает общие признаки, делает сериацию (те же классификации, распределение по размерам и формам, игры «назвать одним словом», «четвертый лишний», расставление предметов в определенном порядке и т.д.);
- плохо обучается счету, знаково-символическим изображениям, не понимает пространственно-временные понятия, абстрактные смыслы;
- теряет связь в сложных цепочках, где взаимосвязаны несколько событий и операций (найди только овощи и распредели их по цветам в разные стороны);
- хуже конкретизирует (что ты знаешь о кошках), абстрагируется (покажи только овальные игрушки), анализирует (из каких фигур состоит домик), синтезирует (составь домик из данных фигур);
- хуже усваивает информацию из речи окружающих.
Посмотрите на картинку ниже. Обычный ребенок 4-5 лет сможет легко определить, какие события были сначала, а какие потом. Он без проблем расставит их в логическом порядке. А вот малыш с особенностями развития речи и психики вряд ли справится с поставленной задачей.
Попробуйте предложить особенному ребенку 3 лет назвать или хотя бы показать пальчиком всех насекомых с картинки ниже, и вы поймете, что он затрудняется это сделать. Он может тыкать пальчиком на всех живых существ, не различая насекомых и птиц. В худшем случае он не покажет ничего. Если есть добавочные диагнозы в виде СДВГ, моторных нарушений, задача становится непосильной в силу многофакторности нарушений.
Я проходила эти этапы со своей дочкой и видела, насколько сломана у нее связь между важными звеньями в развитии мышления. Мы несколько лет, по истине, творили вместе с ней чудеса и на самом деле «воскрешали» ее мышление, начиная с самого простейшего типа – наглядно-действенного! Посмотрите на эту картинку с заданием.
Анюта прекрасно знает в свои 6 лет про сад и огород, обладает глубокими знаниями по классификациям «Овощи» и «Фрукты», но до сих пор может допускать ошибки, особенно ситуативные. Ей тяжело вычленить с такого объема зрительных символов только фрукты и приписать их к теме «Сад». Я прошу проговаривать хотя бы фразами (задействуем речь), и она долго думает и формирует свое высказывание. И все равно на выходе есть либо логические ошибки, либо речевые. Возьми я на тест ее знания по каждой теме вне усложненного контекста, она бы выдала кучу полезной информации, показав свой хороший лексический запас и знания об окружающем мире. Но моя задача состоит в том, чтобы все-таки выйти на нормальный уровень словесно-логического мышления, которым обладают ее сверстники, и в этом пока прогресс небольшой, хотя он, стоит признать, есть.
Формы (критерии) мышления
Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.
- Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
- Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
- Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.
Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.
Упражнения и игры для развития
Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.
Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.
Дети дошкольного возраста:
- 3-4 года;
- 5-6 лет.
Дети младшего школьного возраста (начальная школа):
- 7-8 лет;
- 9 лет;
- 10 лет.
Дети среднего школьного возраста (подростковый период):
- 11 лет;
- 12-13 лет;
- 14-15 лет.
Дети старшего школьного возраста (юношеский период):
16-17 лет.
Рассмотрим, какой характер носят занятия, упражнения и игры, развивающие логику, для девочек и мальчиков разных возрастных групп.
Для дошкольников
Дошкольники – это дети, как правило, посещающие детские сады и кружки раннего развития. В данной группе детей принято делить на три категории: младшая (2-3 года), средняя (4-5 лет) и старшая (подготовительная к школе) – 6 лет.
Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.
Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п
п
п.
Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме), создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды), конструировать несложные части (крупные детали лего). В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части), учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают)
В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах.
Для младших школьников
Ученики младших классов уже очень отличаются по уровню логического мышления от детей дошкольного возраста. В процессе обучения в школе дети учатся управлять своими мыслительными процессами и начинают думать не только тогда, когда им хочется это делать, но и тогда, когда это делать надо.
В это время начинает работать словесно-логический или абстрактно-логический (отвлеченный) тип осмысления. Умозаключения первоклассников и второклассников опираются на наглядность, и выводы делаются на основе сопоставления суждения и предмета, явления, события. Дети с семи до десяти лет постепенно начинают овладевать логическими суждениями, оперировать понятиями и переходить к обобщению и логическим выводам.
Для подростков
Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.
Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте
Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.
Идеи следуют за действием
Если в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно действенное мышление, то и творчество рождается на основе действия.
Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.
Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается
Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления
Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом
Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников
Образное мышление
К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.
Подключив воображение, дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом?.. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.
Креативное мышление с опорой на причины и следствия
Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.
С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.
Креативное мышление
Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.
С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.
Способы развития
Трёхлетнему ребёнку необходимы сборно-разборные игрушки. Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры объектов, различать оттенки
Важно заинтересовать ребёнка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Перед рисованием или сооружением башни ребёнок должен рассказывать о своих дальнейших действиях
Дети 5-6 лет великолепно развивают образный мыслительный процесс при помощи игр с конструкторами. Они осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать наглядными образами.
Старшим дошкольникам развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует применение следующих методов и приёмов:
- наблюдение за природными явлениями с последующим описанием и изображением увиденных или услышанных сведений;
- сборка пазлов;
- разгадывание ребусов, головоломок, загадок;
- зарисовки по памяти;
- изображение на листке понятий, не имеющих зрительных признаков: веселье, радость, звучание, дружба, мелодия, мысль;
- лепка из пластилина, глины;
- посещение музеев, выставок, экскурсий;
- создание разных аппликаций.
Развитие дошкольников предусматривает следующие основные этапы обучения:
- демонстрация;
- объяснение;
- совместная работа;
- самостоятельные действия по образцу и творчество, не ограниченное определёнными рамками.
Формированию детского мыслительного процесса образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат, капельку росы, массажную щётку или любые другие явления и предметы. Широко применяют упражнения с варьированием палочек или спичек, перевёртыванием каких-то символических знаков, например, литеры «Е» для получения другой буквы: «Ш».
Задания с кубиками очень эффективны с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Упражнение осваивается поэтапно. Сначала сооружается 7 элементов из 27 обыкновенных кубиков.
- На первом этапе детям предлагают их внимательно разглядеть и найти сходства с какими-нибудь предметами или формами. Чем больше найдено ассоциаций, тем лучше.
- Второй этап предполагает аккуратное соединение двух элементов.
- На третьем этапе малышу советуют после внимательного разглядывания фигур сначала их расчленить, а затем снова сложить детали в точно такой же предмет, как был.
- Четвёртый этап предусматривает сборку фигуры по образцу. Сначала из кубиков складывают кровать, диван, змею, кораблик или другой предмет. Малыш его внимательно разглядывает, анализирует. Потом образец закрывают, а ребёнок по памяти должен соорудить такой же объект. В заключение его сравнивают с образцом.