От наглядно-действенного к образному мышлению

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Ведущий вид мышления

Каждый этап взросления человека можно отметить уровнем развития его мышления. На самом раннем временном отрезке маленький ребенок (1.5 – 2 года) взаимодействует с окружающими его предметами. Он развивает наглядно действенное мышление.

В этом возрасте малыш:

  1. Учится действовать с предметами. Бросать, кидать, двигать – набор обычных действий.
  2. Пробует окружающие его объекты на вкус. Кусает, нюхает все, что попадается ему под руку.

Получается, ребенок обучается действовать с окружающими предметами физического мира. Он получает базовые навыки и понятия объектов, которые находятся по близости. Это самый простой уровень мышления, за которым начинается иное восприятие. Оно берет свое начало в младшем дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте

Этот временной промежуток также принято называть младший дошкольный возраст. К нему относят детей из возрастной группы от 3 до 4 лет. К этому времени у ребенка развивается речевой аппарат. Он начинает оперировать не только при помощи демонстрации объекта, но и его вербализации (озвучивания). Этот возрастной этап тесно связан с наглядно-образным мышлением. Ребенок проявляет его не только тем, что может назвать объект физического мира, но и представить его. Это хорошо заметно в творчестве:

  1. Дошкольник начинает рисовать более детальные картинки. На них он пробует изобразить солнце, дерево, человека, дом и прочие объекты. Постепенно на них появляются разные детали: одежда, окна и двери, цветы и проч. Все это говорит о развитии наглядно-образного мышления.
  2. Ребенок учит стихи и песни. Конечно, это специальные детские стишки и песенки, хотя дети часто подхватывают и поют взрослые песни. Однако понять содержание, и воспроизвести его, они могут только в произведениях для детей.
  3. Маленький человек начинает лепить и конструировать. Это очень важный этап, который нельзя игнорировать. Через самостоятельное построение объектов дошкольник формирует трехмерную карту мира.

Важно сочетать все три деятельности в равных пропорциях. Это помогает развивать вербальные аппарат, мелкую моторику, а также тренировать само мышление

В старшем дошкольном возрасте

Это временной промежуток с 5 до 7 лет. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают первые навыки социализации. Вместе с этим они продолжают развивать вербальный аппарат. При этом понятия и предметы уже не просто озвучиваются или демонстрируются в творчестве, ребенок учится ими оперировать в уме. Этот тип мышления называется словесно-логический.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся базовым операциям, которые проходят абстрактно, в голове человека:

  1. Сравнение. Когда ребенок учится находить специфичные признаки в разных предметах и явлениях. Также он может говорить об отличиях в разных вещах.
  2. Обобщение. Сбор разных предметов или явлений по одному или нескольким общим факторам (признакам).
  3. Анализ. Умение разделять общее на более мелкие детали. Например, цветок на лепестки, стебель, корни и листья.
  4. Синтез. Обратная операция, когда по части признаков или деталей можно говорить о едином явлении или вещи. Как пример: колеса, кузов, мотор и руль – это машинка.

Развитие всех четырех базовых операций говорит об уровне развития словесно-логического мышления. Они дают прочную основу для последующей познавательной деятельности ребенка, и его поступлению в младшую школу. Для их развития используют специальную литературу, конструкторы, игрушки и прочие обучающие материалы.

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях

Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

Уже на раннем этапе развития ребенка с нарушениями речи наблюдается темповая задержка формирования психических процессов, и в первую очередь мышления. Полученный практический опыт из повседневного манипулирования предметами и восприятия явлений хуже обобщается и фиксируется в его сознании, ему сложно вычленять правильное решение из нескольких ошибочных попыток. По этой причине в дальнейшем ему тяжело решать какие-то задачи в уме, опираясь на перенос способа действия. О чем я говорю, давайте рассмотрим на примере.

К сожалению, такие детки не достаточно анализируют свои действия и речь взрослых для нормального планирования. У них плохо связаны между собой все три важных компонента: действие – образ – речь. Оттого и представления формируются фрагментарно и разрозненно. Соответственно, замедляется темп развития логики, страдает познавательный интерес, и ребенок попросту отстает в развитии, не будучи при этом умственно отсталым.

Краткая характеристика мышления детей с нарушениями речи

В общих чертах особенности мышления и мыслительных операций у ребенка с нарушенным развитием речи выглядит примерно так:

  • он плохо различает, сравнивает похожие предметы (задания на поиск сходств и отличий, распределение по цветам, сбор в классификации);
  • слабо устанавливает общие признаки, делает сериацию (те же классификации, распределение по размерам и формам, игры «назвать одним словом», «четвертый лишний», расставление предметов в определенном порядке и т.д.);
  • плохо обучается счету, знаково-символическим изображениям, не понимает пространственно-временные понятия, абстрактные смыслы;
  • теряет связь в сложных цепочках, где взаимосвязаны несколько событий и операций (найди только овощи и распредели их по цветам в разные стороны);
  • хуже конкретизирует (что ты знаешь о кошках), абстрагируется (покажи только овальные игрушки), анализирует (из каких фигур состоит домик), синтезирует (составь домик из данных фигур);
  • хуже усваивает информацию из речи окружающих.

Посмотрите на картинку ниже. Обычный ребенок 4-5 лет сможет легко определить, какие события были сначала, а какие потом. Он без проблем расставит их в логическом порядке. А вот малыш с особенностями развития речи и психики вряд ли справится с поставленной задачей.

Попробуйте предложить особенному ребенку 3 лет назвать или хотя бы показать пальчиком всех насекомых с картинки ниже, и вы поймете, что он затрудняется это сделать. Он может тыкать пальчиком на всех живых существ, не различая насекомых и птиц. В худшем случае он не покажет ничего. Если есть добавочные диагнозы в виде СДВГ, моторных нарушений, задача становится непосильной в силу многофакторности нарушений.

Я проходила эти этапы со своей дочкой и видела, насколько сломана у нее связь между важными звеньями в развитии мышления. Мы несколько лет, по истине, творили вместе с ней чудеса и на самом деле «воскрешали» ее мышление, начиная с самого простейшего типа – наглядно-действенного! Посмотрите на эту картинку с заданием.

Анюта прекрасно знает в свои 6 лет про сад и огород, обладает глубокими знаниями по классификациям «Овощи» и «Фрукты», но до сих пор может допускать ошибки, особенно ситуативные. Ей тяжело вычленить с такого объема зрительных символов только фрукты и приписать их к теме «Сад». Я прошу проговаривать хотя бы фразами (задействуем речь), и она долго думает и формирует свое высказывание. И все равно на выходе есть либо логические ошибки, либо речевые. Возьми я на тест ее знания по каждой теме вне усложненного контекста, она бы выдала кучу полезной информации, показав свой хороший лексический запас и знания об окружающем мире. Но моя задача состоит в том, чтобы все-таки выйти на нормальный уровень словесно-логического мышления, которым обладают ее сверстники, и в этом пока прогресс небольшой, хотя он, стоит признать, есть.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Упражнения и игры для развития

Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.

Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.

Дети дошкольного возраста:

  • 3-4 года;
  • 5-6 лет.

Дети младшего школьного возраста (начальная школа):

  • 7-8 лет;
  • 9 лет;
  • 10 лет.

Дети среднего школьного возраста (подростковый период):

  • 11 лет;
  • 12-13 лет;
  • 14-15 лет.

Дети старшего школьного возраста (юношеский период):

16-17 лет.

Рассмотрим, какой характер носят занятия, упражнения и игры, развивающие логику, для девочек и мальчиков разных возрастных групп.

Для дошкольников

Дошкольники – это дети, как правило, посещающие детские сады и кружки раннего развития. В данной группе детей принято делить на три категории: младшая (2-3 года), средняя (4-5 лет) и старшая (подготовительная к школе) – 6 лет.

Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.

Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п

п

п.

Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме), создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды), конструировать несложные части (крупные детали лего). В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение

В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение

Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части), учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают)

В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах.

Для младших школьников

Ученики младших классов уже очень отличаются по уровню логического мышления от детей дошкольного возраста. В процессе обучения в школе дети учатся управлять своими мыслительными процессами и начинают думать не только тогда, когда им хочется это делать, но и тогда, когда это делать надо.

В это время начинает работать словесно-логический или абстрактно-логический (отвлеченный) тип осмысления. Умозаключения первоклассников и второклассников опираются на наглядность, и выводы делаются на основе сопоставления суждения и предмета, явления, события. Дети с семи до десяти лет постепенно начинают овладевать логическими суждениями, оперировать понятиями и переходить к обобщению и логическим выводам.

Для подростков

Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.

Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте

Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.

Идеи следуют за действием

Если в младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно действенное мышление, то и творчество рождается на основе действия.

Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается

Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления

Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом

Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников

Образное мышление

К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.

Подключив воображение, дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом?.. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.

Креативное мышление с опорой на причины и следствия

Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.

С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.

Креативное мышление

Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.

С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.

Способы развития

Трёхлетнему ребёнку необходимы сборно-разборные игрушки. Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры объектов, различать оттенки

Важно заинтересовать ребёнка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Перед рисованием или сооружением башни ребёнок должен рассказывать о своих дальнейших действиях

Дети 5-6 лет великолепно развивают образный мыслительный процесс при помощи игр с конструкторами. Они осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать наглядными образами.

Старшим дошкольникам развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует применение следующих методов и приёмов:

  • наблюдение за природными явлениями с последующим описанием и изображением увиденных или услышанных сведений;
  • сборка пазлов;
  • разгадывание ребусов, головоломок, загадок;
  • зарисовки по памяти;
  • изображение на листке понятий, не имеющих зрительных признаков: веселье, радость, звучание, дружба, мелодия, мысль;
  • лепка из пластилина, глины;
  • посещение музеев, выставок, экскурсий;
  • создание разных аппликаций.

Развитие дошкольников предусматривает следующие основные этапы обучения:

  • демонстрация;
  • объяснение;
  • совместная работа;
  • самостоятельные действия по образцу и творчество, не ограниченное определёнными рамками.

Формированию детского мыслительного процесса образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат, капельку росы, массажную щётку или любые другие явления и предметы. Широко применяют упражнения с варьированием палочек или спичек, перевёртыванием каких-то символических знаков, например, литеры «Е» для получения другой буквы: «Ш».

Задания с кубиками очень эффективны с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Упражнение осваивается поэтапно. Сначала сооружается 7 элементов из 27 обыкновенных кубиков.

  • На первом этапе детям предлагают их внимательно разглядеть и найти сходства с какими-нибудь предметами или формами. Чем больше найдено ассоциаций, тем лучше.
  • Второй этап предполагает аккуратное соединение двух элементов.
  • На третьем этапе малышу советуют после внимательного разглядывания фигур сначала их расчленить, а затем снова сложить детали в точно такой же предмет, как был.
  • Четвёртый этап предусматривает сборку фигуры по образцу. Сначала из кубиков складывают кровать, диван, змею, кораблик или другой предмет. Малыш его внимательно разглядывает, анализирует. Потом образец закрывают, а ребёнок по памяти должен соорудить такой же объект. В заключение его сравнивают с образцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector