Сотрясение головного мозга у детей — симптомы и лечение

Про раны и ссадины

Своими силами можно лечить только поверхностные ссадины (сбитые коленки, локти и другие части тела) и мелкие незагрязнённые порезы (например, ребенок резал хлеб и поранил палец). Если после обработки перекисью водорода, антисептиками и наложения повязки кровотечение останавливается, вы вполне обойдетесь без врача.

В остальных случаях: если рана глубокая, сильно кровоточит, загрязнена землей, — лучше обратиться в травмпункт.

  • Во-первых, врач при необходимости проведет профилактику столбняка.
  • Во-вторых, обработает повреждение и ушьет, чтобы рана быстрее зажила, не осталось безобразного рубца.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Симптомы сотрясения мозга

Симптомы сотрясения могут различаться по степени тяжести, иногда требуется неотложная медицинская помощь. Наиболее распространенные признаки сотрясения мозга у детей и взрослых:

  • спутанность сознания, например, человек не понимает, где находится, отвечает на задаваемые вопросы с задержкой;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота;
  • потеря равновесия;
  • потрясение или изумление;
  • нарушение зрения, например, у человека двоится или мутнеет в глазах, он видит «искры» или вспышки.

Характерным симптомом сотрясения мозга также является нарушение памяти. Человек не в состоянии вспомнить, что происходило непосредственно перед травмой, как правило, последние несколько минут. Это явление называется ретроградная амнезия. Если пострадавший не может запомнить то, что случилось после удара по голове, говорят об антероградной (антеградной) амнезии. В обоих случаях память должна восстановиться в течение нескольких часов.

Менее распространенные признаки сотрясения головного мозга у детей и взрослых включают в себя:

Обзор

Сотрясение головного мозга — внезапная, но кратковременная потеря мыслительных функций, наступающая в результате удара по голове. Это наиболее распространенный и наименее тяжелый тип черепно-мозговой травмы.

Большинство случаев сотрясения мозга регистрируются среди детей в возрасте 5–14 лет, чаще всего травму получают во время занятий спортом или при падении с велосипеда. Падения и автомобильные аварии — наиболее распространенные причины сотрясений среди взрослых. Риск сотрясения выше среди людей, регулярно занимающихся соревновательными, групповыми, а также контактными видами спорта, например, футболом или хоккеем.

При сотрясении возможна спутанность или потеря сознания, бывают провалы в памяти, наблюдается помутнение в глазах и замедляется реакция на задаваемые вопросы. При проведении сканирования головного мозга диагноз сотрясения ставится лишь тогда, когда на снимке нет патологий — например, следов кровотечения или отека мозга. Термин «легкая черепно-мозговая травма» может звучать угрожающе, но на самом деле поражение мозга минимально и обычно не приводит к каким-либо необратимым осложнениям.

В то же время результаты исследований показали, что неоднократное сотрясение мозга может привести к долгосрочному ухудшению умственных способностей и спровоцировать слабоумие. Такой тип слабоумия называют хронической травматической энцефалопатией. Однако существенный риск такого осложнения есть только у тех, кто несколько раз получал травмы головы, например, боксеры. Иногда это состояние называют «энцефалопатией боксеров».

В ряде случаев после сотрясения мозга развивается посткоммоционный синдром — плохо изученное состояние, при котором симптомы сотрясения мозга не проходят в течение нескольких недель или месяцев.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы.  На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика —  может выступить испуг, стресс.  Провоцировать их появление могут трудности в школе,  длительные нагрузки, эмоциональное напряжение,  которые накапливаются.  Например, проблемы в отношениях  с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ.  Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте.  Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной  нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Первая помощь при ушибах головы

Прежде всего, необходимо уложить ребенка в кровать, соблюдая при этом спокойствие. Нельзя плакать и паниковать, чтобы еще больше не испугать малыша.

  • На место удара приложить лед (замороженные продукты из морозильника), если образовалась шишка.
  • Если голова поранилась, то обработать края раны перекисью водорода, а для остановки кровотечения приложить марлевый тампон. Кровь должна остановиться в течение 10 дней, в противном случае необходимо вызвать врача.
  • Не класть спать ребенка сразу после ушиба, именно в этот период могут начать проявляться первые симптомы, в частности сонливость. 

Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Профилактика травм головы у детей при падении

Ситуация, когда ребенок падает с кровати или пеленального столика, случается чаще всего с детьми до года. Поэтому не нужно оставлять малыша одного, особенно если он уже научился переворачиваться. Лучше оставить ребенка на полу (не на голом, конечно).

Пеленальный столик – вещь очень опасная, так как имеет маленькую площадь. Поэтому одного присутствия взрослых мало, нужно придерживать ребенка рукой. Лучше пеленать малыша на кровати или диване.

Можно постелить что-то мягкое или положить подушки на пол, на случай, если все же ребенок упадет с кровати.

Дети также «любят» вываливаться из колясок. Поэтому лучше приобретать более низкие модели и коляски с высокими бортами, не пренебрегать пристегиванием ребенка.

Когда ребенок начинает ходить, падения случаются часто. Виной тому могут быть скользкие полы (паркет). Ребенку можно надеть носочки с прорезиненными вставками (они не дадут скользить). Коврики и паласы не должны «ездить» по полу, они тоже могут спровоцировать падение.

Хочется отметить и психологическую сторону вопроса. Не нужно все время испытывать страх того, что ребенок упадет и ударится головой – ведь случается именно то, чего человек сильно боится. К тому же, можно передать этот страх и самому ребенку.

Чтобы ребенок больше не упал и не ударился головой уходя на кухню или еще куда нибудь расстелите на полу одеяло, положите на него ребенка, малыш получит море удовольствия от нового ракурса, а Вы можете временно заняться своими делами без последствий для здоровья ребенка.

Скорая помощь по телефону

Всем известно, что вызывать «скорую» по пустякам аморально: пока бригада катается по несущественным вызовам, кто-то, нуждающийся в экстренной помощи, может не дождаться врача. Однако с детьми все сложно: даже ссадина на коленке у любимого чада обретает масштаб катастрофы в глазах гиперответственной бабушки или слишком эмоциональной мамы. Это нормально. Если вы не знаете, что делать, позвоните в скорую помощь и опишите проблему. Диспетчер самостоятельно определит, является ли данная травма поводом для выезда к вам бригады врачей или даст рекомендации по телефону.

Что делать, если ребенок попал в переделку в небольшом курортном городке или в богом забытой деревне, и вы понятия не имеете, где искать травмпункт? Набирайте 103 или 112 и подробно рассказывайте, что и где произошло. Диспетчер обязан рассказать, что делать, куда именно обращаться, назвать телефон и адрес медицинского учреждения.

Как лечат ощущение жжения в голове

Универсального средства от этого симптома нет. В зависимости от причин и механизмов развития этого состояния, исходя из особенностей организма, врач назначает лечение индивидуально. Наиболее часто используемые методики при чувстве жжения в голове:

  1. Физиопроцедуры: магнитотерапия, магнитостимуляция, электро-сон, электроаналгезия, электрофорез и др.
  2. Фармакотерапия: нейрометаболическая и дегидратационная терапия, нормотимики, нестероидные противовоспалительные средства, нейролептическая и антидепрессивная терапия и др.
  3. Психотерапия: телесно-образная терапия, трансовые методики, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, психоанализ и др.
  4. Массаж, лечебная физкультура и мануальная терапия.
  5. Рефлексотерапия.
  6. Диетотерапия.
  7. Бальнеотерапия.
  8. Депривация сна.

Клиника РОСАнашем комфортном стационаре

Профилактика травм головы

Даже те дети, которые еще не умеют переворачиваться, могут добраться до края дивана и упасть. Поэтому родителям нужно позаботиться об их безопасности. Для этого ограничьте движение высокими подушками или постелите теплое одеяло на полу.

Пеленальный столик имеет совсем небольшую площадь. Поэтому на нем ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра. Даже если вы просто отворачиваетесь, чтобы взять новый подгузник, придерживайте малыша рукой.

При покупке коляски обращайте внимание на высоту бортов, надежность креплений и наличие поясков безопасности. Во время гулянья не забывайте пристегивать ребенка и следите за его движениями в период бодрствования

Когда малыш начинает ходить, частые падения неизбежны. Поэтому нужно убрать из комнаты тяжелые стулья и прочно зафиксировать скатерть на столе. Края мебели следует обшить специальными мягкими уголками. Приобретите носочки с прорезиненными вставками, которые не будут скользить на паркете, а дверь в кухню и ванную комнату держите закрытой.

Во время передвижения в автомобиле всегда пристегивайте ребенка в детском кресле, а сами будьте внимательны на дороге и соблюдайте все правила движения.

По статистике, наибольшее количество детских травм головы происходит во время развлечений. Поэтому приучите ребенка надевать шлем при катании на скейте, роликах, велосипеде, а также на катке или лыжной трассе. Выполняя это правило, можно существенно сократить количество падений, а вместе с тем – число ушибов, синяков и более серьезных повреждений.

Автор статьи: Светлана Никифорова, источник статьи: www.medbooking.com

Патогенез ушиба головного мозга

При ЧМТ повреждения головного мозга обусловлены как самой травмирующей силой, так и вторичными механизмами (реакцией организма на травму) . Поэтому повреждения разделяются на первичные и вторичные .

К первичным повреждениям относят: очаговые ушибы головного мозга, ушибы ствола мозга, диффузные аксональные повреждения, внутричерепные гематомы и субарахноидальные кровоизлияния (в пространство между паутинной и мягкой мозговыми оболочками) . Эти повреждения формируются непосредственно в момент травмы, сдавливают мозговое вещество, вызывая повышение внутричерепного давления (ВЧД).

По структуре мозг можно сравнить с желеобразной субстанцией. Так как он находится в ограниченном пространстве — в полости черепа — травмирующая сила может вызвать повреждения не только в месте приложения этой силы, но и в противоположных участках по механизму противоудара. При этом мозг смещается и травмируется о кости свода черепа или плотные соединительнотканные перегородки (фалькс, намёт мозжечка).

В первичном очаге повреждаются нервные клетки, что приводит к гибели (некрозу) нервной ткани. Из-за прямой травмы вещества мозга рвутся связи между нервными клетками, а в разорванных сосудах образуются тромбы, что приводит к вторичным повреждениям — ишемическим, обусловленным недостаточным поступлением кислорода и глюкозы .

Вторичные повреждения головного мозга при черепно-мозговой травме развиваются постепенно. Вокруг участка первичного повреждения мозга (ядра) формируется зона пенумбры (зона между мёртвыми клетками и здоровой тканью). Механизм её образования связан с отёком и спазмом артерий, которые развиваются вследствие поступления продуктов распада из очага ушиба. Это приводит к кислородному голоданию (ишемии) и недостаточному поступлению глюкозы к нервным клеткам . Увеличение или уменьшение размеров пенумбры зависит от многих факторов, таких как наличие внутренних “резервов” организма пострадавшего, возраста пациента, сопутствующей инфекции, адекватности проводимого лечения и др.

Опасны ли удары головой

Шишки, ссадины, царапины и гематомы на голове после удара или падения только на первый взгляд кажутся неопасными. Среди серьезных последствий можно выделить следующие:

  • нарушения зрения;
  • травмы черепа;
  • потеря сознания;
  • гематомы;
  • сотрясения мозга;
  • эпилепсия;
  • травматический менингит;
  • энцефалит;
  • повышенное внутричерепное давление.

Проявятся они или нет, зависит от физического состояния ребенка, силы удара. В любом случае родителям нужно внимательно наблюдать за поведением, самочувствием малыша еще несколько дней после получения даже легкой травмы. Посетите врача, чтобы перестраховаться, исключить ушибы головного или спинного мозга.

Падение грудничка с дивана

Многие дети до 1 года нередко падают с кровати. В 4 месяца малыш уже активно двигается лежа, может переворачиваться, пытается ползать. Врачи советуют в такое время постоянно следить за маленьким исследователем. 

Дети в этом возрасте еще не могут оценить опасность своих действий и за долю секунды скатываются на пол. Даже очень внимательная мама может не углядеть за малышом, отвернувшись за бутылочкой. И, конечно же, при падении в первую очередь страдает голова. 

Малыши только учатся пользоваться руками и еще не имеют рефлекса выставлять их перед головой для защиты. По мнению педиатров, в большинстве случаев нет причин для беспокойства: высота диванов составляет около 50 см и даже меньше. 

Падение с такой высоты, как правило, не может значительно повредить головной мозг. Хуже, если малыш, падая на пол, задевает деревянные бортики дивана или другие острые или твердые предметы.

Редкими, но наиболее печальными последствиями падения малыша могут оказаться сотрясение мозга и открытая черепно-мозговая травма.

Возможные последствия

Самая распространенная и наиболее легкая травма – ушиб мягкий тканей. В этом случае мозг не повреждается. После удара на коже головы может образоваться шишка или ссадина.

При черепно-мозговой травме последствия могут быть разные. В легких случаях ребенок полностью выздоравливает. Если травма тяжелая, могут нарушаться важные мозговые функции. При сильных поражениях мозга прогноз развития нарушений непредсказуемый. Полнота выздоровления зависит от тактики лечения, используемых медикаментов, соблюдения рекомендаций врача, тяжести травмы, пола и возраста малыша, состояния его здоровья.

Своевременное оказание медицинской помощи позволяет предотвратить осложнения.

Ребенок упал с кровати и ударился головой: возможные травмы

Падение ребенка имеет свою особенность: в раннем возрасте наибольший риск травматизации приходится на голову. У маленьких деток она самая тяжелая. А самая частая зона поражения – теменная часть.

При получении травмы ребенком, когда он упал надо учитывать следующие факты:

  • Роднички и большое количество жидкости вокруг мозга амортизируют удары, снижают риск сотрясения головного мозга и перелома костей черепа, защищая таким образом малыша от серьезных травм. Поэтому для здоровья ребенка падения с небольшой высоты (30-40 см) в большинстве случаев проходят без последствий.
  • Детский мозг находится в стадии активного формирования. Удар головой при падении ребенка может негативно отразиться на его развитии и здоровье. Последствиями могут стать психические заболевания, низкий уровень развития интеллекта, головные боли, потеря зрения или слуха и т.п.

Все черепно-мозговые травмы делятся на:

  •     открытые (повреждены кости и мягкие ткани)
  •     закрытые ( когда целостность костей черепа и мягких тканей не нарушена)

Закрытые травмы мозга делятся на:

  •     сотрясение головного мозга
  •     ушиб головного мозга
  •     сдавление головного мозга

При сотрясении нет изменений в структуре вещества мозга, при ушибе возникают очаги разрушения мозгового вещества, а сдавление появляется на фоне ушиба из-за разрыва сосудов или отломков черепа.

Если ребенок упал и ударился головой (затылком или лбом), может быть и ушиб мягких тканей – самая легкая травма, когда головной мозг никак не страдает. Тогда возникает шишка или ссадина в месте удара.

Важно не то, каким именно местом он ударился, когда упал (лбом или затылком), а тяжесть повреждения головного мозга

Ребенок упал и ударился головой: варианты и первая помощь

Часто в ситуации, когда ребенок падает с кровати или пеленального столика, мама не знает, что делать.

Если, поплакав после удара, ребенок успокоился и ведет себя как обычно, то полученный опыт пойдет ему только на пользу. В этом случае, утешив малыша, достаточно на 10-15 минут приложить к месту ушиба холодный компресс. Для него подойдет смоченная холодной водой ткань, завернутый в полотенце лед или любой другой холодный предмет.

Обработайте рану или ссадину перекисью водорода, во избежание попадания инфекции. При дальнейшем кровотечении (если его не остановить) – вызывайте скорую.

Основные признаки, при которых необходимо обратиться к врачу, если ребенок ударился головой:

  • ухудшение самочувствия, малыш «засыпает на ходу»
  • подергивания мышц, судороги конечностей
  • широкие зрачки, которые не сужаются от яркого света или зрачки, разные по размеру
  • резкое побледнение кожи
  • парез или паралич мышц
  • у детей постарше — головокружение
  • кровь в моче, кале или даже рвоте
  • кровотечение из носа

Что нужно сделать в первую очередь при вышеперечисленных признаках сотрясения мозга – это обязательно любым способом попасть к врачу или вызвать «скорую».

Если ребенок уснул вскорости после падения, не стоит надеяться на восстанавливающие свойства сна

Важно скорее обратиться к врачу, чтобы исключить отек мозга. Ребенку снизят внутричерепное давление, скорректируют обмен веществ в мозгу с помощью медикаментозного лечения

В сложных случаях (при трещинах костей мозга, вдавливании осколков внутрь, разрывах твердых оболочек мозга, переломах) может понадобиться операция в отделении детской нейрохирургии.

Что можно сделать

Если нет явного повреждения костей черепа, к месту удара надо приложить смоченную холодной водой ткань или лед в тряпочке. Это уменьшит боль, приостановит отек тканей и кровотечение.
Кровотечение можно остановить и таким образом — приложив к ранке плотный кусок сухой материи (тампон). Если она пропитывается кровью, поверх первого тампона наложите второй

Внимание! Если спустя 15 минут кровотечение продолжается, срочно вызывайте врача.
После любой травмы головы ребенку нужен покой, но в течение часа не давайте ему заснуть, иначе вы не поймете, насколько тяжело его состояние. Будите малыша и ночью

Если он не отвечает на простые вопросы, или у него нарушена координация движений, или повторяется рвота — срочно зовите врача.
Обратите внимание на зрачки: их неодинаковый размер говорит о тяжелом повреждении мозга. Если вы подозреваете серьезную травму, а малыш заснул, — не ждите, пока он проснется: вызывайте врача.
Если ребенок после удара головой потерял сознание и вы уже вызвали «Скорую», уложите малыша набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути. Если же вы подозреваете, что, помимо головного мозга, пострадал позвоночник (при падении с высоты на голову или на спину), поворачивать ребенка надо крайне бережно и так, чтобы туловище и голова находились на одной оси: это поможет избежать дополнительной травмы.
Но все-таки самое главное, что требуется от вас, если ребенок получил травму, — хранить спокойствие. От адекватности ваших реакций зависит слишком многое — зависит здоровье маленького человека.Материал предоставлен журналом «Семейный доктор»

Когда в травмпункте не помогут?

Ребенок получил травму, ему больно и страшно. Родителям — еще страшнее. Они везут его своими силами в ближайший травмпункт. Но там врачи говорят: «это не наше», и посылают в поликлинику, в больницу или куда-нибудь подальше. Чтобы избежать медицинского «футбола» нужно знать, в каких ситуациях в травмпункте вам не помогут и почему.

1. При травме глаза в обычном травмпункте делать нечего: там нет окулистов. Глаз от коленки отличается настолько значительно, что ждать помощи от хирурга или травматолога бессмысленно. В будни самый лучший вариант — обратиться в поликлинику. Но обязательно позвоните и узнайте, принимает ли в данный момент окулист. Он может быть на больничном, в отпуске, на учебе или просто отсутствовать. Если глазного врача в поликлинике нет, или травма случилась в вечерне время, выходные или праздничные дни — обращаетесь в дежурный офтальмологический (глазной) травмпункт. Когда травма тяжелая — вызывайте скорую помощь.

2. Инородное тело в носу, ухе и горле — очень распространенная беда. Дети часто засовывают во все доступные отверстия пуговицы, монетки, винтики и даже мелкие игрушки. В этом случае нужен ЛОР-врач. Его можно найти в поликлинике, а в нерабочее время — в дежурном по городу ЛОР-кабинете неотложной помощи. Если не знаете, где такой искать — звоните 112 или по номерам скорой помощи, там вас должны проинформировать. Если налицо тяжелая травма ЛОР-органов, за вами приедет скорая помощь. Также нужно вызвать «скорую», если не можете остановить у ребенка кровь из носа.

3. Ребенок ударился головой — вам нужна консультация невролога. Врачи травмпункта не смогут диагностировать у ребенка сотрясение и другие повреждения мозга, это не их компетенция. Поэтому в рабочие часы обращайтесь в поликлинику (опять же, уточнив по телефону регистратуры наличие специалиста). Если ситуация тревожная: сильная головная боль, возбуждение или сонливость, тошнота, неадекватное поведение, или вы, в принципе, очень переживаете, а поликлиника уже закрыта — вызывайте «скорую», она доставит вас и ребенка в дежурную неврологическую больницу.

4. Раны на голове, лице, во рту, требующие медицинской помощи, обычно выглядят очень страшно, так как сопровождаются сильным кровотечением. Распространенные варианты: проколол щеку, порезал язык, рассек бровь и др. Лучше позвонить в «скорую» и описать ситуацию. В крупных городах с хорошо развитой медициной такие ранения ушивают челюстно-лицевые хирурги в специализированных отделениях больниц. В небольшом населенном пункте вас могут направить в обычный травмпункт. Лучше обсудить все по телефону и при необходимости попросить машину скорой помощи.

5. Крупные ожоги — больше детской ладошки. В травмпункте ребенку снимут боль, наложат повязку, однако окончательная обработка ожога и все дальнейшее лечение — дело ожоговых хирургов (комбустиологов). Поэтому если ребенок опрокинул на себя кипяток, выпил что-то очень горячее или получил химический ожог — вызывайте скорую помощь. Самостоятельно сориентироваться в том, что делать, и куда везти — сложно. Кроме того, тяжелые ожоги в принципе угрожают жизни и требуют экстренной помощи врачей. Если малыш просто коснулся горячего чайника или утюга, можно обойтись без «скорой».

Случай из практики

В больницу поступил пациент, который неофициально работал на стройке. Он упал с лесов и ударился виском о ручку строительного пистолета. В итоге — небольшая рана, рассечение мягких тканей в височной области, сознания не терял, тошноты и головокружения не было. Мужчина обратился за помощью, чтобы ему зашили рану на виске. Из-за толстой височной мышцы и обильного кровотечения из кожи обследовать дно раны не представилось возможным. Медиков, которые зашивали рану, это насторожило, пациента направили на компьютерную томографию.

В приемном отделении на тот момент было много пациентов, мужчина подождал 10 минут и, так как его ничего не беспокоило, решил не дожидаться своей очереди и самовольно покинул больницу.

Через полтора часа его доставила бригада скорой помощи уже без сознания. Почему это произошло? Из-за внутричерепной гематомы – ее обнаружили на КТ. В месте удара строительного пистолета оказался перелом с множеством осколков — острый предмет повредил височную кость, которая очень тонкая и находится под мышцей, волокна которой сместились и не позволили осмотреть дно раны. Когда мужчина пришел из больницы домой и начал ужинать, в процессе жевания височная мышца начала смещать отломки кости, это привело к надрыву сосудов коры и твердой мозговой оболочки. В результате образовалась огромная внутричерепная гематома.

Когда этот пациент поступил по скорой во второй раз, после проведения КТ в сопровождении реаниматолога он был сразу же доставлен в операционную. Времени прошло, к счастью, немного, его удалось спасти, но выздоровление заняло около трех месяцев. Если бы опоздали на 15-20 минут, наступила бы окклюзия желудочковой системы, и человек бы умер. Вместе с тем если бы он не покинул приемное отделение и дождался своей очереди на КТ, то выполнили бы хирургическую обработку перелома черепа, удалили отломки кости и остановили кровотечение.

Медики напоминают, что к любой черепно-мозговой травме нужно относиться очень серьезно.

Малыши до года

Груднички чаще всего скатываются на пол с пеленальных столиков, поэтому пеленать малыша нужно не на столе, а, например, на диване. Он пониже. Кроме того, чтобы смягчить возможное падение, расстелите ковер под столом или рядом с диваном.
Еще три простейшие рекомендации:

  • ни на секунду не сводите глаз с ребенка во время пеленания;
  • старайтесь придерживать его рукой;
  • если надо отлучиться (за бутылочкой, или снять телефонную трубку, или открыть дверь), возьмите малыша с собой. Иначе он может в любой момент перевернуться со спины на живот (о последствиях такого акробатического этюда лучше не думать).

Следить за малышом приходится и тогда, когда он смирно лежит в своей кроватке. Впрочем, лежит — это полдела. Как только он начинает садиться, глядите в оба. Если ваш непоседа уже освоил искусство сидения, срочно приобретайте низкую, прогулочную коляску. И обязательно мобильную, то есть такую, в которой ребенок может и сидеть, и лежать. Из такой коляски ему труднее выбраться, да и падать безопаснее.

Диагностика сотрясения головного мозга

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд средне-тяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых «естественных ультразвуковых окон» — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector