Рисуем руки карандашом поэтапно
Содержание:
- Поэтапное рисование руки
- Тренировка рук суперсетами
- Главное — пропорции
- Прорисовка одежды и кровати
- Направления
- Тело в движении
- Пошаговое обучение
- Как развивать трицепс – правила нагрузки
- Этапы работы:
- Простое упражнение
- Как рисовать руки человека карандашом?
- Вы можете начать рисовать фигуры с головы и шеи
- 7. Научитесь рисовать с разным нажимом
- Изображение человека: пошаговая инструкция
- Важные дополнительные детали
- Вы можете начать рисовать фигуры с помощью плечевой линии
- Как нарисовать лицо человека
Поэтапное рисование руки
Прежде чем приступить к рисованию, определитесь с расположением запястья и предплечья. Для тренировки желательно начать со своей руки. Попробуйте перерисовать ее.
1. Для начала нужно слегка обозначить схему кисти. Затем нужно выделить форму большого пальца, не добавляя деталей. Линиями следует изобразить положение остальных пальцев.
2. Сначала изобразите указательный палец, далее обозначайте форму остальных.
3. Теперь можно добавлять детали: костяшки, подушечки, ногти и пр.
4. С помощью нанесения штрихов рисунок можно сделать объемным.
5. По желанию можно добавить цвета и тень под кистью.
Рисование кистей постоянно требует усовершенствования и развития. Из-за того, что кисти рук достаточно гибкие, положения и ракурсы могут быть абсолютно разными.
Тренировка рук суперсетами
Суперсет – комплекс из нескольких упражнений без перерыва на мышцы, выполняющие противоположные функции (так называемые мышцы-антагонисты, например, бицепс и трицепс).
Пиковый бицепс
Имеет смысл делать упор на:
- Чередование упражнений (подходы на бицепс, затем – на трицепс).
- Чередование подходов (бицепс, отдых 1.5 минуты, трицепс, отдых 1.5 минуты…).
Эти суперсеты сработают, потому что:
- Мышцы отдыхают, пока нагружаются антагонисты.
- Создается эффект пампинга – увеличения объема мышцы за счет собственной крови и осмотического давления, в связи с чем улучшается капиляризация, активируется роста.
Есть много вариантов суперсетов, но всегда необходимо иметь в виду, что руки – маленькая группа мышц, и их очень просто травмировать большой нагрузкой. Поэтому никакого читинга.
Главное — пропорции
Чтобы правильно и красиво нарисовать любой предмет или деталь, необходимо соблюсти пропорции — соотношение разных частей друг с другом. Это правило касается и изображения человека.
Итак, как нарисовать кисть руки? Начинаем с определения верных пропорций. Соотношение длины пясти и пальцев составляет с среднем 1:1. Естественно, что это соотношение у разных людей будет немного варьироваться, ведь у кого-то пальцы длинные, а у кого-то нет. Но в среднем пропорции будут равнозначными.
В зависимости от длины пальцев контур ладони будет или более вытянутым, или же квадратным. Тонкими линиями (еще до того, как нарисовать кисть руки) прорисуйте контур кисти согласно пропорциям. Большой палец не вписывается в общий силуэт, он всегда несколько в стороне от остальных четырех «собратьев».
Прорисовка одежды и кровати
На вещах прорисовывают складки. Если это футболка и шорты, то работа пройдет быстрее, а если джинсовые штаны и свитер, то дольше, потому что будет больше изгибаемых линий. Вот как нарисовать человека лежа с прорисовкой вещей:
Рисуют карманы и линии по швам. Прорабатывают верхнюю и нижнюю часть штанов. В коленных точках создают косые и округлые черточки, чтобы они образовали форму ног.
На футболке изображают большие и маленькие складки. В этом случае идентичности быть не может, вмятые участки разные. Кривые линии могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими.
На вещах можно нарисовать какую-либо картинку – это усилит эффект.
Кровать создают из основания, ножек, изножий и изголовья. Добавляют простыню и подушку, их тоже прорисовывают со складками.
По ходу нанесения основных изогнутых линий делают мелкие тонкие черточки, чтобы элементов было больше.
Направления
Если провести наблюдения над разными людьми, можно заметить дополнительную черту, которую обязательно нужно применять при рисовании. Если над пальцами провести линию, то в итоге получится полуокружность. Вершиной этой полуокружности является средний палец.
Стоит также обратить внимание на внутреннюю и внешнюю стороны ладоней. Если проводить сравнительную линию у кончиков пальцев, получится дуга, которая начинается у указательного пальца, а заканчивается у мизинца
На изображении ниже все отметки выделены красным цветом. Начать изображение можно со схемы в виде варежки. Постепенно нужно отмечать нужные направления. Со временем можно добавлять дополнительные детали, превращая схему в рисунок.
Выступы на внутренней стороне имеют одно направление, а именно — спускаются от указательного пальца к мизинцу.
Тело в движении
Ходьба
Если упрощенно охарактеризовать ходьбу, то это перекачивание со стороны в сторону, или контролируемое падение. Руки в движении помогают поддерживать баланс. Ноги — опоры, которые меняются поочередно. При ходьбе таз и грудная клетка наклоняются в противоположные стороны.
Бег
Как нарисовать бегущего человека? Чтобы создать еще большую динамику движения и бежать вперед быстро, человек вынужден наклонять торс вперед. Поскольку центр тяжести (торс и яремная ямка) наклонен вперед, человек может либо упасть, либо подставить опору (ногу). Таким образом мы и бежим, выбрасывая вперед торс и подставляя опоры (ноги), а руки своими движениями помогают нам двигаться быстрее.
На иллюстрации: красным цветом отмечен центр тяжести, синей стрелкой — направление движения, зеленым — опорная нога. Чем более быстро вам нужно двигаться вперед (бежать), тем больше нужно выбрасывать центр тяжести вперед, тем шире становится шаг, а движения рук более размашисты.
Динамическое движение торса и рук
Чтобы создать рисунок человека в каком-то ярко выраженном динамичном движении, нужно все тело персонажа подчинить этому движению. В таких случаях центр тяжести сильно смещается в направлении движения, а все тело нужно поставить на очень надежные опоры — широко расставленные ноги.
Например:
- Боксер наносит удар вперед правой рукой, стоя на двух ногах. Для этого он принимает очень хорошо сбалансированную позицию опираясь на обе ноги. Замахиваясь, всю массу торса и силу переносит в удар.
- То же самое происходит когда человек замахивается с мечом или битой в бейсболе, с ракеткой в руках.
Чтобы балансировать, когда торс и руки очень подвижны, нудно находить хорошую точку опоры, а лучше подстраховаться и уверенно стоять на обеих ногах.
Пошаговое обучение
- Если вы стремитесь узнать, как нарисовать руки аниме, первое, что нужно знать – это анатомия человека. Любой рисунок будет казаться неправдоподобным, если его создали без соблюдения базовых пропорций. Человеческую ладонь без пальцев можно вписать в разные фигуры. Это может быть квадрат, шар или круг, а также трапеция. Для начала рисуем на листе белой бумаги трапецию. Это и будет наша ладонь.
- Далее перед тем, как приступить к рисованию пальцев, их нужно рассмотреть. Человеческие пальцы делятся на три секции, каждая из которых, как правило, немного короче предыдущих. Но руки у всех разные, поэтому и пропорции бывают другими. Но длина среднего пальца должна быть равна длине ладони. Чтобы нарисовать пальцы нужной длины, нужно отмерить длину ладони и перенести такое же расстояние выше трапеции, сделав отметку. На этой отметке будет заканчиваться средний палец.
- Рисование пальцев предполагает несколько этапов. Сначала рисуем первую косточку. Первый сегмент всегда самый длинный.
- Далее рисуем второй сегмент немного покороче.
- В последнюю очередь добавляем контур верхнего сегмента. В результате получается достаточно схематическая рука. Если у вас открытая ладонь, и вы не рисуете пальцы, сжатые в кулак, не забывайте оформлять пространство между пальцами.
- Во время рисования большого пальца, нужно учитывать, что он уже состоит из двух сегментов, а не из трех. Для начала внизу трапеции прорисовываем овал, затем добавляем к нему уголок, а уже дальше рисуем сегменты пальца.
- Чтобы рука казалась более реалистичной, придаем ей обводку, чтобы превратить ее в ладонь, а также добавляем складочку между пальцами. Затем добавляем линии сгиба ладони. Этот способ также позволит создать мультяшный или анимешный вариант ладони.
- Тыльная сторона руки немного отличается от ладони. Если вы рисуете руку с тыльной стороны, обязательно нужно прорисовать складки между пальцами. Также на тыльной стороне ладони нужно добавить сухожилия и ногтевые пластины.
- Рисованные скетчи могут изображать разные позы рук. Чтобы научиться правильно рисовать согнутые руки, нужно помнить, что такой рисунок всегда предполагает объем. Если вы хотите узнать, как нарисовать аниме руки с согнутыми пальцами, первое, что нужно сделать, это придать объем трапеции.
- Дальше от верхушки трапеции начинаем прорисовывать согнутые пальцы. Поначалу рисовать пальцы можно сегментами, а затем, когда вы набьете руку, делать зарисовку сразу.
- Далее поговорим о том, как нарисовать руку, сжатую в кулаке. Сначала рисуем трапецию. Затем добавляем согнутые пальцы. Особой сложности это не представляет. После этого приступаем к прорисовке большого пальца, который в этой позиции будет длиннее всех остальных, частично перекрывая их. По такому же алгоритму можно рисовать руку, держащую какой-нибудь предмет.
Как развивать трицепс – правила нагрузки
Трехглавая мышца плеча (трицепс) – «разгибатель», идущий по всей обратной стороне плеча. Представляет собой единую связку в области локтя, позволяющую работать единовременно всем трем головкам. Различные упражнения позволяют по-разному загружать каждую головку – будут работать все, но с разной интенсивностью.
Трицепс: красный – длинная головка, желтый – короткая, зеленый – средняя головки.
Длинная (или внутренняя) головка трицепса находится сзади лопатки. Для тренировки необходимо максимально отводить руки назад. Латеральная (короткая) и медиальная (средняя) головки трицепса отвечают за разгибания предплечий.
Особенности нагрузки головок:
- Небольшие нагрузки максимально включают именно среднюю головку.
- При увеличении интенсивности тренировок начинает работать короткая головка.
- Внушительные и интенсивные тренировки, а также разведение рук назад задействует длинную головку.
Исходя из этих особенностей, среднюю и короткую головки можно развивать почти любыми нагрузками на трицепс. Длинная головка требует особого подхода.
Трицепс идет по обратной стороне плеча
Этапы работы:
Фото 1. На рисунке будут изображены две руки. Одна лежит на другой. Начнем с руки, которая будет находиться сверху. Для построения используем твердый карандаш. Обозначим простыми линиями форму первой руки:
Фото 2. Слева снизу расположим вторую руку. Она будет повернута боком. Сильно не спешим прорисовывать пальцы. Лишь наметим запястье и кисть:
Фото 3. На левой руке прорисуем пальцы и складки на изгибах. Не стильно давим на карандаш, нажим должен быть слабым на первом этапе. Иначе потом контуры будут не естественно выделяться. Пальцы расположены немного не равномерно так, что выглядывают из-за друг друга. На маленьком пальце расположено больше всего складок, потому что он наиболее согнут:
Фото 4. Теперь перейдем к правой руке. Она лежит на левой сверху. Добавим пальцы и две параллельные линии на уровне косточек, на уровне изгибов. Благодаря этому будет легче ориентироваться при построении:
Фото 5. Далее меняем карандаш на более мягкий. С помощью него мы начинаем прокладывать тень. Легким нажатием штрихуем части руки, которые находятся на заднем фоне: большой палец и запястье левой руки:
Фото 6. Продолжаем штриховать постепенно добавляя больше объема. Немного наведем контур и проработаем правую руку. Мизинец и безымянный палец находятся на изгибе, поэтому на них добавляем больше тени, чем на остальных:
Фото 8. Сделаем больше тени, но стараемся не перетемнить. Штрихи накладываются постепенно. Такая уловка помогает делать руки реалистичными:
Фото 9. Добавим больше контраста. Продолжаем добавлять тень:
Фото 10. Снова уточним контур, он выделит первый план. Остальные места оставляем нетронутыми:
Фото 11. Остается последний этап, чтоб подправить построение и придать форму руке:
Фото 12. Еще более мягким карандашом усиливаем темные места, а ластиком добавим тени на косточках и поверхности кисти. Дорабатываем детали. Работа завершена:
Вот мы и узнали как нарисовать руки с помощью простого карандаша. Несмотря на то, что все руки различаются между собой, можно всегда вернутся к этому уроку чтобы повторить схему построения и штрихов. Основа для рисования рук различных по форме почти везде одинаковая
Простое упражнение
Взгляните на руки – свои и людей вокруг себя. Как расположены пальцы? Как меняются их линии при различных жестах? Как выглядят мужские руки на фоне женских? Чем отличаются руки твоей бабушки от твоих? Можете ли вы узнать своих друзей по их рукам? Сделайте много быстрых скетчей рук, которые увидели в жизни или которые заинтересовали вас на фото и видео. Не переживайте из-за пропорций, просто ловите их выражение.
Нарисуйте собственные руки в различных положениях, с помощью зеркала, с разных ракурсов, всегда начинайте с простейших форм. Также можете делать энергичные наброски, а потом дорисовывать детали. Не гонитесь за подробностями, ищите широкие, простые формы.
Как рисовать руки человека карандашом?
Обычно художники используют 2 способа изображения рук и кистей.
Первый заключается в том, что кисть или руку сначала рисуют схематично, в виде осевых линий, на которые затем «наращивают» объём и форму. А второй заключается в построении рук и кистей в форме упрощённых геометрических фигур, например, прямоугольников. Получившийся грубый набросок затем «выводят», постепенно детализируя изображение.
Какой бы способ рисования вы не выбрали, обязательно обращайте внимание на пропорции каждой конкретной кисти и руки, на длину пальцев и форму ногтей (у всех людей они индивидуальны). Постоянно сравнивайте части руки между собой
Помните, что пропорции рук у мужчин, женщин, детей и пожилых людей отличаются между собой. Это поможет вам выполнить рисунок максимально реалистично.
Вы можете начать рисовать фигуры с головы и шеи
Возможно, наиболее распространенным и логичным способом начать рисование фигур является работа сверху донизу, где сначала нужно указать и поместить голову модели.
Если бы пришлось рисовать такую позу, что была изображена на рисунке 2, то лучше начать с указания общей формы и угла головы простым овалом или яйцом
Важно обратить внимание, что овал не включает изображение волос. Форма яйца представляет собой череп, на который волосы будут добавлены позже
Как только общая форма установлена, овалу дается правильный наклон и ощущение незаконченности, рисуется осевая линия лица и указываются линии подбородка и челюсти
Важно обратить внимание на то, как эта минимальная информация устанавливает положение головы в пространстве и начинает создавать ощущение трехмерности. . Эффективная практика состоит в том, чтобы одновременно создавать все области рисунка, чтобы иметь возможность сравнивать пропорции, углы и точность построения, прежде чем углубляться в дальнейшие детали. Следуя этому принципу, лучше оставить голову в этот момент, чтобы перейти к линии плеч, при этом обращая особое внимание на угол плеч и расстояние между подбородком и плечевой линией.
Следуя этому принципу, лучше оставить голову в этот момент, чтобы перейти к линии плеч, при этом обращая особое внимание на угол плеч и расстояние между подбородком и плечевой линией.
Эффективная практика состоит в том, чтобы одновременно создавать все области рисунка, чтобы иметь возможность сравнивать пропорции, углы и точность построения, прежде чем углубляться в дальнейшие детали
Следуя этому принципу, лучше оставить голову в этот момент, чтобы перейти к линии плеч, при этом обращая особое внимание на угол плеч и расстояние между подбородком и плечевой линией. . Когда углы плеч будут готовы, следует перейти к рисованию основной линии действия и жесту позы, а также сделать набросок ног.
Когда углы плеч будут готовы, следует перейти к рисованию основной линии действия и жесту позы, а также сделать набросок ног.
Во втором примере использовалась та же самая стратегия: рисунок был начат с базовой овальной формы головы. Чтобы показать положение головы в пространстве, нужно указать на подбородок, челюсть и осевую линию лица
Затем важно расположить линию плеч перед тем, как нарисовать основную линию действия позы, после этого необходимо нарисовать ноги, чтобы показать высоту фигуры и вычертить осевую линию
Преимущества начала рисования фигуры с головы
Существуют некоторые преимущества для начала рисунка с головы, такие как:
Наклон головы и угол плеч часто имеют важное значение для установления жеста позы.
Можно расширить отвесную линию от головы, чтобы определить насколько далеко распространяется тело в каждом направлении. На рис
3 видно вертикальную линию, проходящую через нос фигуры? Можно использовать ее, чтобы поместить бедро фигуры, при этом наблюдая, насколько правее линии отвеса находится бедро. Наблюдение отрицательного пространства между этой отвесной линией фигуры и контуром фигуры помогает добиться более точного рисования.
Голова также может использоваться как единица измерения для определения высоты и ширины позы, а также для многих меньших пропорций на рисунке фигуры.
7. Научитесь рисовать с разным нажимом
Это задание очень трудно для новичков-перфекционистов. Почему-то они считают, что каждая линия должна получаться совершенной сразу, безо всяких исправлений. Это упражнение первый шаг к опровержению этого «правила». Нарисуйте линии и несколько закорючек, используя различный нажим. Меняйте его в процессе рисования, и посмотрите, получается ли у вас. Вы можете нарисовать даже линии с градитентом!
Это упражнение:
даёт вам свободу!
учит вас совершать решительные вертикальные движения и сочетать их с обычными горизонтальными движениями
тренирует ваше «чувство» сжатия
наиболее важное из всех
У более мягкого карандаша (с маркировкой B) нажим больше, чем у более твёрдого (с маркировкой H) — убедитесь сами и решите, какой вам нравится больше
Изображение человека: пошаговая инструкция
В идеале портрет должен передавать не только особенности внешнего вида человека, но и его позу, эмоциональное состояние и настроение. Неслучайно такой вид рисунка считается в изобразительном искусстве наиболее сложным. Начинающему художнику стоит запомнить: главное на первых этапах — следить за пропорциями
Если особенности анатомии будут соблюдены, фигура станет выглядеть реалистично, а ведь это уже важно
Пошаговая инструкция по изображению тела и скелета
Такой вариант портрета считается классическим: именно с него начинается обучение в художественных школах. Если вам нужно изобразить стоящего человека, выполняйте действия в следующем порядке.
- Проведите на листе вертикальную линию и разделите ее на 7-8 частей (это необходимо для соблюдения пропорций).
- Изобразите на получившейся шкале части тела человека следующим образом: голова — одно деление, грудная клетка — два деления, таз — четвертое деление, колени — пятое деление и стопы в самом низу.
- Обведите получившуюся фигуру одной линией (при необходимости добавьте набросок прически и одежды).
- Добавьте на рисунок детали. Фигура человека готова.
Изображая части тела на шкале, не забывайте про шею и руки. Они тоже должны быть на рисунке и выглядеть пропорционально. Также не стоит изображать части тела сразу реалистично. Для начала обозначьте, например, плечи и предплечья с помощью вытянутых овалов, обозначьте суставы во все необходимых местах. Так удастся сделать фигуру более реалистичной и анатомически правильной.
Как нарисовать лицо
Именно эта часть человеческого тела привлекает особое внимание. Так что при создании портрета нужно постараться и изобразить лицо очень правдоподобно
Для этого придется обратить внимание на три зоны: глаз, носа и губ.
Чтобы модель не выглядела слишком стандартно, постарайтесь максимально реалистично передать форму глаз
То же самое касается и носа: он сильно выдаётся на лице и потому всегда привлекает к себе внимание
Однако особенно важно правильно изобразить губы. Если эта часть лица окажется искажена, у модели на портрете появится нехарактерное выражение лица
Также неверно изображенные губы могут полностью исказить симметрию рисунка и сделать его просто нереалистичным
Если эта часть лица окажется искажена, у модели на портрете появится нехарактерное выражение лица. Также неверно изображенные губы могут полностью исказить симметрию рисунка и сделать его просто нереалистичным.
Важные дополнительные детали
На рисунке ниже представлено изображение кисти скелета. На месте соединения суставы толще. Это нужно знать, чтобы уметь более реалистично передать образ. В частности, это касается худеньких или пожилых людей. На месте изгиба палец всегда должен быть немного толще, чем по длине фланги.
Обратите внимание, как изображена изогнутая кисть в профиль. На инструкции выше красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти
Зеленым цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги.
Если обратить внимание на кисть в профиль, то можно заметить, что внешняя сторона является плоской, выступают только костяшки. Внутренняя же наоборот является мягкой, равномерно распределены выступы
Вы можете начать рисовать фигуры с помощью плечевой линии
В позах, где форма головы частично или полностью закрыта, а линия плеч является более заметной чертой, последняя линия может быть идеальным местом для начала рисования.
Как правильно найти линию плеч?
При просмотре фигуры спереди, линия плеч находится вдоль видимой линии, созданной костями ключицы, ниже находится треугольное очертание плеч, созданное трапециевидной мышцей. Мышцы лежат поверх скелетной структуры тела. Можно имитировать этот порядок как указано на рис. 4, указав сначала линию ключиц и позже добавив трапециевидную мышцу поверх этой линии построения.
(Anterior (Front) View – вид спереди, shoulder line – линия плеч, clavicles – ключицы, trapezious muscle – трапециевидная мышца).
При просмотре фигуры со спины, найдите точку плеча, где ключица встречает акромиальный процесс лопатки. Его обычно легко обнаружить, потому что есть выступ, который часто можно увидеть на поверхности тела, где ключица заканчивается и шарнирно соединяется с лопаткой.
(Posterior (back) View – вид сзади, clavicle – ключица, acromion process – акромиальный процесс, trapezious muscle – трапециевидная мышца).
У некоторых людей угол плеча значительно выпрямляется в этой области, что облегчает поиск линии плеч. Чтобы найти линию плеча, эти точки необходимо соединить на обоих плечах с помощью прямой линии или дуги.
(Acromion process of the scapula – акромиальный процесс лопатки, clavicle – ключица).
Еще один пример сценария рисования, в котором можно начинать рисовать с плеч вместо головы:
Как нарисовать лицо человека
Самое сложное — это построение
лица. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций
и правил построения. Давайте
рассмотрим основные правила.
Рисуем
овал и наносим осевые линии. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит
из трех равных частей, которые равны высоте лба.
Вначале
наносим линию глаз взрослого человека — она находится посередине головы.
После
определения её местонахождения, рисуем ось симметрии глаз, для этого делим овал
головы на две равные части горизонтально — здесь расположатся глаза.
Затем
намечаем вертикальную линию симметрии. Далее делим овал головы горизонтальными
линиями на три с половиной части:
Фото: Unsplash
Верхняя
ось — роста волос,
посередине
— уровень бровей,
ниже
— ось основания носа.
Расстояние
от волос до бровей равно высоте лба.
Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа
и до кончика подбородка) нужно поделить пополам — так мы найдем линию края
нижней губы.
Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить
отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет
линия рта.
Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне,
а вот размеры верхней и нижней губы бывают разными.
Уделим отдельное внимание ушным раковинам. Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне
основания носа
Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или
прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз
Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне
основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или
прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.
Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого
линию глаз нужно поделить на 8 равных частей. Между глазами должен помещаться
еще один глаз (2/8). Каждый глаз шириной в 2/8. От внешних уголков глаз до
контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза). Это приблизительные
ориентиры. У разных людей эти пропорции немного отличаются.
Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко
друг к другу, или, наоборот — слишком далеко. Внутренние уголки глаз всегда
должны располагаться на линии глаз. Внутренние уголки глаз находятся на уровне
крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или
зрачком, если человек смотрит прямо.
На первый взгляд все эти линии — это громоздко и сложно, но
для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных
осей. По ходу работы вы сами придёте к тому, что нужны еще и вертикальные
направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете
рисовать лица без предварительной разметки и осей.