Зачем часто водить ребенка к врачу?

Содержание:

Когда происходят скачки роста?

Самый первый скачок происходит на 2-4 неделях жизни крохи: в это время малыш стремительно набирает и рост, и вес. Он становится крупнее, и если родителям это не особо заметно, поскольку они видят кроху постоянно, динамику видно «приходящим» бабушкам и дедушкам, а также ее можно легко отследить по фотографиям. Да и первые вещички обычно по истечению месяца жизни становятся малы — приходится переходить на следующий размер.

Далее скачки роста происходят чаще всего в следующие возрастные периоды:

  • 8 недель;
  • 12 недель;
  • 19 недель;
  • 26 недель;
  • 37 недель;
  • 46 недель.

Как видно, сначала они происходят чаще, затем интервал увеличивается. Всего для новорожденных является нормой увеличить свой рост за первые три месяца жизни на 9 см, а за год — на 25 см.

Что делать родителям?

Первое, что нужно запомнить родителям, это то, что бояться скачков развития не стоит. Надо научиться их предсказывать и помогать малышу в этот нелегкий период.

Ребенок во время кризиса очень нуждается в матери. Поэтому родительнице стоит больше уделять внимания младенцу, чаще носить его на руках и стараться не оставлять его одного.

Важно запомнить, что отлучать от груди во время скачка роста нельзя. Многие матери думают, что в период кризиса малыш взрослеет, обретает новые навыки и умения, становится более самостоятельным. В момент скачка психика ребенка стремительно развивается, но является очень подверженной негативным влияниям различных факторов, и прекращение грудного вскармливания может пролонгировать стрессовые состояния

В момент скачка психика ребенка стремительно развивается, но является очень подверженной негативным влияниям различных факторов, и прекращение грудного вскармливания может пролонгировать стрессовые состояния.

Если ребенок возбужден, капризничает, нужно успокоить его. Для этого следует взять малыша на руки таким образом, чтобы его голова лежала на сгибе локтя. Тогда младенец будет слышать сердцебиение матери и это его быстро успокоит.

Проезжающие машины и проходящие люди заинтересуют малыша, и он перестанет плакать. Надо чаще читать ребенку сказки, гулять с ним. Скачки развития изматывают не только малыша, но и родителей. Но на младенца, который постоянно плачет и неуправляем, нельзя кричать. Это лишь ухудшит ситуацию.

Нужно постараться понять состояние малыша и отнестись к нему с сочувствием.

Что вы можете сделать, чтобы помочь малышу пройти через этот кризис?

  • Относитесь к первым проявлениям независимости с уважением и пониманием.
  • Предоставьте малышу свободу делать то, что он хочет и уже умеет.
  • Помогайте ребенку, только когда он сам вас об этом попросит.
  • Найдите разумный баланс в отказах и уступках ребенку: он нащупывает границы дозволенного, а вы эти границы определяете.
  • Обойдитесь без назойливых советов, если малыш знает, как справиться с задачей.
  • Указывайте на ошибку доброжелательно и так, чтобы ребенок сам ее увидел.
  • Используйте позитивную форму замечаний (избегайте частицы «не»).

Помните, что кризис независимости — это свидетельство нормального для этого возраста стремления подрастающего человека отделиться от взрослого. Более того, этот этап просто необходим для психологического созревания малыша как независимой личности. Если вы все делаете правильно, ребенок учится адекватно формулировать свои запросы и отстаивать их цивилизованными способами.

Удачи вам и терпения. И здоровья вам и вашему малышу!

Календарь стремительного развития

За 12 месяцев грудничков ожидает 8 скачков стремительного развития. Не многие взрослые справились бы с такой нагрузкой, поэтому помощь родителей очень важна для малышей. Следующим значительным изменением в жизни ребёнка будет кризис трёх лет.

Календарь скачков развития грудничка:

  1. 4-5 неделя (1 месяц);
  2. 8-9 неделя (2 месяца);
  3. 12 неделя (2,5-3 месяца);
  4. 15-19 неделя (4 месяца);
  5. 23-26 недели (5-6 месяцев);
  6. 34-37 неделя (7-8 месяцев);
  7. 42-46 неделя (10 месяцев);
  8. 51-52 неделя (1 год).

При указании времени в периоде не означает, что скачок продолжается несколько недель. Он ожидается в этот период времени. Многое зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственной предрасположенности. Календарь условный, рассчитан на детей, родившихся в срок. Если грудничок появился на свет раньше, то нужно прибавить количество дней, которое оставалось до нужной даты. При родах после установленного срока, нужно отнять разницу.

Каковы нормы прибавки веса и роста грудничка?

К счастью, еще не стандартизировано, сколько точно должен весить ребенок при рождении, и какой должна быть длина тела младенца. Средний рост новорожденного колеблется от 46 до 56 см, а средним весом считаются цифры от 2,6 до 4 килограммов

На крупных детей, весящих больше 4 кг, специалисты обращают пристальное внимание, так как такая большая масса может быть признаком нарушений в организме. Так же серьезно врачи относятся и к грудничкам, родившимся с весом ниже нормы

Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом. Основываясь на значениях, полученных при измерении, педиатры оценивают, идет ли развитие детей соответственно стандартам ВОЗ. В случае недостатка веса, врачи рекомендуют, на сколько увеличить объем потребляемой пищи, в случае «опережения графика» -посоветует снизить количество молока, чтобы остановить слишком резкий набор массы. Как правило, мер с изменением объемов еды достаточно для корректировки. Если они не изменяют ситуации, и педиатр заподозрит какие-то заболевания, он назначит необходимые анализы для их диагностики.

младенец в первый месяц жизни начинает трудный процесс адаптации к новой для него среде. После рождения он немного теряет в весе, но, привыкнув к пище, постепенно набирает его. Вне зависимости от того, сколько после рождения малыша показали весы в родблоке, к концу первого месяца жизни малыш «пополнеет» на 600 грамм и вытянется в среднем на 3 сантиметра.
на втором и третьем месяце организм малыша уже привыкает переваривать материнское молоко или смеси и за счет этого продолжает активно расти. Длина его тела за каждый период увеличится на 3 см, а масса на целых 800 грамм. Вместе с телом растет и окружность головы — на 1,5 сантиметра каждый месяц. К исходу первого триместра жизни малыша объем потребляемого им молока удваивается, поскольку активно растущий и развивающийся организм требует много питательных веществ и энергии.
дальше рост и набор массы младенцем, если верить цифрам статистики ВОЗ, слегка замедляются. Но, тем не менее, в среднем новорожденные за четвертый месяц жизни прибавляют 750 гр., за пятый — 700 гр., длина тела увеличивается на 2,5 и 2 см соответственно. На исходе этого периода младенец должен весить вдвое больше относительно той цифры, что указана на его бирочках из роддома.
за шестой, седьмой и восьмой месяц жизни ребенок тяжелеет на 650, 600 и 550 грамм соответственно. Это время для малыша полно приятных открытий возможностей своего тела — он начинает ползать и самостоятельно садиться. Материнского молока для восполнения сил уже не хватает, и мамы по рекомендациям педиатра начинают вводить в прикорм детей фрукты, овощи и каши. Количество кормлений в сутки уменьшается с 6 до 5, зато объем пищи теперь составляет 180 грамм

Каждый месяц этого интересного и важного периода своей жизни малыш подрастает на 2 см.
темп роста ребенка постепенно замедляется, и теперь младенец подрастает на 1,5 сантиметра в месяц. Объем порций теперь увеличиваются до 250 грамм за одно кормление, а вместе с ними и вес малыша

За девятый месяц он прибавит 500 гр., за десятый — 450, а за одиннадцатый — 400.
к первому дню рождения малыш, как правило, утраивает свой первоначальный вес, а в целом должен подрасти на 25 сантиметров. Это колоссальный скачок, требовавший больших сил и энергии у организма. Когда-то крошечный сморщенный младенец теперь превратился в крепенького ребенка, кушающего вместо молока вполне человеческую пищу — пюре, паровые котлеты и супы.

Как вы видим, рост и вес ребенка до года активно увеличиваются, каждый месяц происходят значительные прибавки. О том, сколько весит ваш новорожденный, вам будет говорить педиатр на приеме, он же озвучит, сколько должен весить средний младенец по мнению ВОЗ.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Нормальная температура ребенка и как ее измерить

Нормальная температура тела у ребенка, не 36,6 и даже не 37,0 градусов — обоснован такой вывод современными научными исследованиями. Причем в течение дня температура тела колеблется в среднем на 0,5 градуса с минимальным значением утром и максимальным — ранним вечером.

— Согласно интегрированному ведению болезней детского возраста ВОЗ, лихорадкой (временной перестройкой системы терморегуляции в качестве защитной реакции. — Прим. TUT.BY) называется повышение температуры тела выше 37,5 градусов при измерении в подмышечной впадине, — подчеркивает врач.

Но есть нюансы. Иногда у подростков (15 лет и старше) повышением температуры тела можно считать и 37,4 — в тех случаях, когда происходит повышение температуры более одного градуса от обычного значения. То есть если обычно у ребенка всегда температура держится на уровне 36,0−36,1, а теперь градусник показывает 37,4.

Иллюстративный снимок. Фото: Matteo Fusco, unsplash.com

— С маленькими детьми, особенно до 3-х месяцев, ситуация тоже особая. Таким малышам, согласно международным протоколам, температура тела измеряется только в прямой кишке, так как только этот метод измерения отразит настоящее значение, — объясняет педиатр. — Для малышей до трех месяцев нормальной температурой тела в прямой кишке является показатель до 38 градусов.

Почему измеряем только в прямой кишке? Это обусловлено тем, что у малышей в этом возрасте, выше соотношение площади поверхности к массе тела, выше скорость метаболизма плюс меньшее количество запасов энергии для поддержания постоянной температуры тела, они быстро перегреваются или переохлаждаются.

Отдельно стоит сказать о детях, которые принимают определенные лекарственные препараты: температура тела в норме у них может отличаться. Так, если ребенок получает, например, гормон щитовидной железы или противосудорожные препараты, температура тела у него в норме может быть и 37,5. О приеме подобных лекарственных средств нужно обязательно предупреждать врача-педиатра.

Скачки развития ребенка после года

65 неделя — мир принципов

В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно. 

Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:

  • Частая смена настроения, истерики
  • Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
  • Ревность к маме, не отпускает ее
  • Переменчивый аппетит
  • Тревожный сон

Сон 

В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое:  «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания»,  «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»

Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас —  установить четкие правила в отношении сна

75 неделя —  мир систем

Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.

Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.

К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.

Сон

То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна

Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления. Это задача родителей

Это задача родителей.

Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 7

Список литературы

  1. Дедов И. И., Петеркова В. А., Малиевский О. А., Ширяева Т. Ю. Детская эндокринология: учебник. — М.: ГОЭТАР-Медиа, 2016. — 256 c.

  2. Смирнова Н. С., Румянцев А. Г., Картелишев А. В. Ожирение у детей и подростков. Причины и современные технологии терапии и профилактики. — М.: Бином, 2020. — 280 с.

  3. Александров А. А., Петеркова В. А., Васюкова О. В., Конь И. Я. и др. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике ожирения у детей и подростков. — М.: Практика, 2015. — 136 с.

  4. Мультидисциплинарные проблемы ожирения у детей / под ред. В. П. Новиковой, М. М. Гуровой. — М.: СпецЛит, 2018. — 582 с.

  5. Петкевич А. И., Бруйков А. А., Гулин А. В. Проявление метаболического синдрома у детей 10-14 лет с избыточным весом и ожирением // Вестник Авиценны. — 2017. — № 2 (19). — С. 226-226.

  6. Вербовой А. Ф., Долгих Ю. А., Митрошина Е. В. Некоторые аспекты патогенеза пубертатного ожирения // Практическая медицина. — 2014. — № 9 (85). — С. 42-46.

  7. Петеркова В. А., Ремизов О. В. Ожирение в детском возрасте // Ожирение и метаболизм. — 2004. — № 1. — С. 17-23.

  8. Павловская Е. В., Каганов Б. С., Строкова Т. В. Ожирение у детей и подростков — патогенетические основы, клинические проявления, принципы лечения // Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии. — 2013. — № 2 (т. 3). — С. 67-79.

  9. Смирнов В. В., Накула А. А. Ожирение в детском и пубертатном периоде: этиопатогенез, осложнения, лечение // Лечащий врач. — 2015. — № 10.

  10. Павловская Е. В., Строкова Т. В., Сурков А. Г., Богданов А. Р., Каганов Б. С. Ожирение у детей дошкольного возраста: метаболические особенности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2013. — № 6. — С. 91-96.

  11. Демидова Т. Е., Круглова Е. Л. Ожирение как ключевая и модифицируемая причина развития сахарного диабета 2 типа // РМЖ. Эндокринология. — 2009. — № 7.

  12. Чистова Л. В., Боровик Т. Э., Семенова Н. Н., Сурков А. Н., Рыжкова Л. А., Захарова Е. С. Неалкогольная жировая болезнь печени у детей // Практическая фармакология. — 2010. — № 6 (7). — С. 68-72.

  13. Красильникова Е. И., Симоненкова А. В., Карабицкая Н. Л., Шапкова Е. А., Баранова Е. И. Особенности строения и функционирования жировой ткани в норме и при развитии ожирения // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. — 2012. — № 3 (29). — С. 99-107.

  14. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.11.2017 № 15-2/10/2-8090 О направлении методических рекомендаций «Оценка физического развития детей и подростков».

  15. Алимова И. Л. Диагностика, лечение и профилактика ожирения у детей // Смоленский медицинский альманах. — 2016. — № 3. — С. 184-191.

  16. Петеркова В. А., Васюкова О. В. Редкие формы ожирения // Лечащий врач. — 2008. — № 3.

  17. Вербовой А. Ф., Долгих Ю. А., Митрошина Е. В. Некоторые аспекты патогенеза пубертатного ожирения // Практическая медицина. — 2014. — № 9 (85). — С. 42-46.

  18. Щербакова М. Ю., Порядина Г. И. Современный взгляд на проблему ожирения у детей и подростков // Педиатрия. — 2012. — № 3 (91). — С. 122–130.

  19. Садыкова Д. И. Профилактика ожирения в детском возрасте // Практическая медицина. — 2013. — № 6 (75). — С. 25-29.

  20. Скотникова Ю. В., Архангельская А. Н., Бурдюкова Е. В., Игнатов Н. Г., Рогозная Е. В., Самусенков О. И., Гуревич К. Г. Избыточная масса тела и гиподинамия как факторы риска развития патологии сердечно-сосудистой системы у детей и подростков // Вестник новых медицинских технологий. — 2016. — № 1(23). — С. 71-75.

  21. Панасенко Л. М., Карцева Т. В., Нефедова Ж. В., Тимофеева Е. П., Черепанова М. И. Организация вскармливания детей с хроническими нарушениями питания // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2019. — № 5 (64). — С. 140-147.

  22. Безрукова Д. Н., Джумагазиев А. А., Богданьянц М. В., Акмаева Л. М., Усаева О. В., Трубина Е. В. Ожирение у детей: состояние проблемы // Клиническая медицина. — 2017. — С. 13-21.

  23. Циунчик Е. Г., Сухидр Дхакре. Психологическая коррекция ожирения у детей // Здоровье ребенка. — 2011. — №23. — С. 130-133.

  24. Астафьева Н. Г., Гамова И. В., Удовиченко Е. Н., Перфилова И. А. Ожирение и бронхиальная астма // Лечащий врач. — 2014. — № 4 (14).

Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.

Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка

Еще вы заметите первую улыбку ребенка.

Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.

Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.

19 неделя — мир событий

В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.

Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.

26 неделя — мир взаимоотношений

К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.

Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.

37 неделя — мир категорий

Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.

Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.

В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.

Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша

46 неделя — мир последовательностей

Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).

Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
Возраст Предмет конфликта Близкое окружение Исход кризиса
0—1 год Стоит ли доверять этому миру? +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение +Доверие к людям, позитивное отношение к себе
-Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» -Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях +Автономия, стремление управлять собой
-Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания -Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола
-Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика -Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей
-Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания -Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир +Идентичность, внутренняя целостность
-Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания -Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет – это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка?). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

Качественное питание — хороший рост ребенка

Полноценное питание необходимо для нормальной жизнедеятельности любому организму. Рост ребенка в некоторые периоды начинает развиваться скачкообразно. Периоды быстрого роста сменяются временным затиханием. В такие моменты организм особенно нуждается в поддержке и поступлении дополнительного количества основных макро — и микроэлементов.

Питание не насыщенное продуктами, содержащими кальций, может привести, в моменты быстрого роста, к острой нехватке этого микроэлемента в организме, что, в свою очередь, скажется на костном скелете. Становятся хрупкими кости, начинают портиться зубки. Если вовремя не внести корректировку в диету, не подключить дополнительное введение кальция, с помощью витаминных комплексов, то можно упустить момент и нанести непоправимый урон дальнейшему развитию, вследствие чего рост ребенка может замедлится или вообще остановится.

Что такое регресс сна?

Когда наступает регресс сна, его можно легко определить по резкому ухудшению качества ночного и дневного сна. Физически малыша ничего не беспокоит, все внешние факторы налажены, режим дня настроен на отлично. Другими словами, сон портится без явной на то причины.

Как понять, что регресс сна наступил:

  • Ребенка словно подменили, он не хочет жить по прежнему режиму.
  • Отказывается укладываться привычным способом.
  • Игнорирует сложившийся режим дневного сна.
  • Ухудшается качество ночного сна, малыш начинает часто просыпаться, ему нужна помощь мамы, чтобы продлить сон.

Регресс сна может длиться от 2 до 6 недель. Чтобы помочь малышу преодолеть этот этап, необходима поддержка и помощь со стороны родителей. Уделяйте крохе больше внимания и ласки, чем обычно, и тогда регресс пройдет гораздо спокойнее.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг — новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития — новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется. 

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители — ведь они не только старше, но и мудрее. 

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно

Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот — заниматься и «читать» книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок — это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время. 

Новая способность — новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой. 

Кроме этого, приятный бонус — после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает «затишье и покой». Правда, так будет продолжаться недолго — ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень. 

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей. 

Ближе к году это истерики «мама не горюй», с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках…к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела. 

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении. 

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector