Как улучшить дикцию и четкость речи взрослому человеку и ребенку: 5 мощных упражнений + книги и тренинг

Содержание:

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Скороговорки для развития проблемных звуков: р, л, н, м

Трудности с четким и быстрым произношением данных звуков встречаются чаще всего. Скороговорки для развития дикции у взрослых помогают исправить проблему, если правильно подобрать тренировочный текст. Наиболее эффективные для указанных звуков варианты:

  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  • Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Одновременная тренировка произношения звуков и помогает лучше разграничивать их. У многих людей отмечается проблема нечеткой дифференциации данных звуков, из-за чего речь становится совершенно невнятной. Трудности в произношении будут испытывать люди с французским акцентом, и зачастую исправить его не получается.

Как улучшить речь ребенка

Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный

Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь

Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.

Скороговорки для детей школьного возраста

С помощью чистоговорок можно, развлекая, обучать малышей, тренировать их формирующийся речевой аппарат.

Применяются следующие виды речевых фраз:

От 7 до 8 лет

В этой возрастной группе используются самые распространенные скороговорки:

  1. «У Любаши — юбка, у Павлушки — шлюпка. У Полюшки — плюшка, у Илюшки — клюшка».
  2. «Бежит боровок, белорыл, белоног. Перерыл весь дворок».
  3. «Минеральная вода пузырится иногда. Коль ее взболтаешь — пузырьков прибавишь».

От 10 до 12 лет

Для этой группы подходят следующие скороговорочные фразы:

  1. «Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки».
  2. «Смешно с шестом и с мешком идет дед пешком».
  3. «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
  4. «Мяч скучaл на чердaке, мячик ищут в сундуке — тщетно ищут мячик девочкa и мaльчик».

Скороговорочная фраза для детей 10 лет.

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.


Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.


Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Интонации произношения скороговорок

Ни в коем случае не читайте фразы монотонно! Вспомните наставления своих школьных учителей, когда вы изучали стихотворения. Нужно говорить с чувством, с толком, с расстановкой, эмоционально, следить за артикуляцией.

Начните тихо с холодными эмоциями, с недовольством. Затем проговорите в веселом, радостном настроении, излучая счастье. Потом можно читать нежно и таинственно. Таким образом, ваш мозг будет лучше усваивать информацию, и произношение будет все четче.

  1. На мели мы налима лениво ловили.
  2. Меняли налима вы мне на линя.
  3. О любви не меня ли вы мило молили.
  4. И в туманы лимана манили меня.

Основные правила тренировок со скороговорками для развития дикции

Если вы решили использовать скороговорки для развития речи и дикции, то следует придерживаться некоторых правил в работе. Вот основные из них:

    1. Первоначально не используйте в занятиях самые сложные и большие скороговорки. Берите короткие фразы.
    2. С новыми текстами работайте медленно и вдумчиво. Не спешите! Читайте по слогам. Чётко проговаривайте каждое слово. Следите за тем, насколько ритмична ваша речь.
    3. Отталкиваясь от того, насколько вы продвинулись в занятиях вперёд, наращивайте темп.
    4. Стремитесь постепенно проговаривать фразы на едином дыхании.
    5. Чтобы сделать тренировки более эффективными и разнообразными, выученные скороговорки стоит произносить на разный манер, женским или писклявым, детским или хриплым, мужским или старческим голосами. Можно пропеть фразы на разные мотивы.
    6. В занятиях над дикцией очень помогает зеркало. Попробуйте сперва негромко проговаривать тексты перед ним. Потом делайте работу беззвучно. Далее переходите на шёпот.

Обратите внимание! Когда будете проговаривать тексты шёпотом, следите за тем, чтобы слова были разборчивы и понятны. В этом вам может помочь диктофон

Привыкайте записывать свои занятия. Это очень полезно, так как помогает отследить прогресс и выявить явные промахи в работе.

  1. При развитии речи и улучшении дикции учитесь ставить перед собой задачи, а не просто проговаривать скороговорки. Попробуйте с помощью интонации во время произнесения текста выразить грусть, удивиться, кого-то поругать, возмутиться, продемонстрировать радость и т. д. Также во время занятий пробуйте двигаться: делать прыжки, танцевать, приседать, боксировать и выполнять другие действия. Главное – подходите к тренировкам со скороговорками для улучшения дикции у взрослых с удовольствием, прямо как ребёнок! Тогда всё получится!

Есть и ещё одно важное правило работы над хорошей дикцией.  При проговаривании текстов нужно сделать акцент на резком подчёркивании окончаний в словах

Это сделает вашу речь более чёткой и внятной. Но не утяжеляйте согласные звуки. Старайтесь просто активизировать их.

Детские скороговорки на английском языке с переводом

Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.

Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.

Примеры детских английских скороговорок:

Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык.

Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?»

Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик»

Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»

Длинные скороговорки

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,

где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,

который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова,

три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,

где цапля чахла, цапля сохла, цыпленок же цапли

цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у

Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола

— Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без

червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский

бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Скороговорки лучше отработать в парах

Достаточно скороговорок?

Скороговорки добавляются.

Мы часто используем скороговорки на своих занятиях по ораторскому искусству.

Присылайте нам новые скороговорки!

Если у вас есть другие скороговорки, особенно новые, просьба присылать эти скороговорки мне ().

Вот недавно присланная авторская скороговорка от Михаила Баркан:

Лимон и мёд, как лёд и пламень.

Чтобы хорошо произносить скороговорки полезно овладеть ораторским искусством.

Читать Книгу об ораторском искусстве

Следующая страница посвящена тостам Тосты →

Скороговорки с буквами Р, Л и С для тренировки взрослой речи

По признанию многих взрослых, эти звуки особенно трудны для произношения. Поэтому такие скороговорки будут в первую очередь необходимы всем, кто хочет красиво и четко говорить.

 

Р

Бобр добр до бобрят.

Добры бобры идут в боры.

На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!

Хитрую сороку поймать морока. А сорок сорОк – сорок морок.

Идут бобры во сыры боры, идут бобры во сыры боры.

Л

Дали Клаше кашу с простоквашей. Ела Клаша кашу с простоквашей.

Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Морская волна сильна и вольна.

С

Клест на сосне веселится по весне.

Острая осока выросла высокой.

Рассказывал сказочник сказку про Снегурочку и Синеглазку.

Сам свалил песок на вал высоченный самосвал.

Высокие сосны стоят у реки, у сосен стволы до небес высоки.

Степан свистит на свирели, но без свирели свистят свиристели.

Особенности правильного произношения у взрослых

Часто встречающимся у взрослых людей недостатком является нечеткая дикция. И это не обязательно связано с врожденными недостатками. В речи взрослого человека нередко можно услышать как звучит «нуканье», протяжное «ээ», проглатывание окончаний или просто неразборчивые слова. Поэтому зачастую основными причинами торопливого и неясного изложения становятся:

  • Плохо развитые артикуляционные мышцы;
  • Проблемы с постановкой голоса;
  • Неправильное владение техникой и темпом речи;

Особенность развития дикции у взрослых заключается в том, что привить правильное произношение намного сложнее, чем детям. Если на протяжении длительного времени некоторые звуки произносились неправильно, то к новому выговору придется привыкать долго. Необходимо постоянно именно контролировать себя, преодолевая психологический барьер.

Актеры, телеведущие, дикторы постоянно совершенствуют свою дикцию, прибегая к определенным упражнениям и тренировкам:

  • Регулярная зарядка речевого аппарат;
  • Чтение книг, текста вслух и проговаривание скороговорок;
  • Систематическое повторение сложных звуковых рядов;
  • Прослушивание записей своей речи на диктофоне.

Простые скороговорки для развития речи и дикции взрослых с буквой «р»

Одна из самых распространенных речевых проблем как у детей, так и у взрослых — картавость. Она заключается в неправильном произношении звука «р». Во взрослом возрасте с данной проблемой лучше обратиться к врачу-логопеду, который сможет подобрать правильную коррекционную программу. Но и в домашних условиях при соблюдении систематичности и использовании простых скороговорок со звуком «р» на развитие речи и дикции взрослые также могут добиться положительных результатов.  

Варианты простых скороговорок на развитие речи и дикции взрослых с буквой «р»

Далее вы найдете подборку простых скороговорок на развитие дикции и произношения звука «р» для взрослых.

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Перед коровой короб корок.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

На горе Арарат  Рвет Варвара виноград.

На горе, на горке  Горько ревет Егорка.

У Кондрата куртка коротковата.

У редьки и репки корень крепкий.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Крута гора,  В горе – дыра,  В дыре – кротовая нора.

Книги для развития речи у ребенка

С детьми все намного сложнее. Первая причина — маленького читателя намного тяжелее заинтересовать. Книжка должна быть не просто страницами с мелким текстом. Это должна быть яркая, приятная на ощупь и богатая на цветные иллюстрации книга, которую ваше чадо будет хотеть взять в руки. Кроме яркого дизайна, детские книги должны быть интересными. В них должен присутствовать интересный и насыщенный сюжет. Ребенок должен хотеть снова взяться за книгу и продолжать чтение. И одновременно с этим произведение должно быть простым и легким для прочтения, потому что слишком сложные словообороты будут вгонять малыша в замешательство, и такая книга быстро отправится на книжную полку.

Для самых маленьких существуют отдельные произведения. В таких книгах очень мало текста, очень красивые картинки. Упор в таких произведениях делается на изучение первых слов вашего малыша. Это будут названия животных и того, как эти зверушки разговаривают. Это также могут быть простые стишки про героя, нарисованного на картинке. Или очень коротенький сюжет из жизни этого героя. Радует, что такие книжечки можно легко найти на рынке или в магазине, и стоить такой шедевр будет очень демократично. Главная задача родителей — читать такие книжки вместе с малышом, показывая во время чтения всех, кто есть на картинках, внятно и четко произносить слова и самое главное — превращать процесс чтения в маленькую игру. 

На сегодняшний день существует масса методичек по развитию речи дошкольников. Методички в первую очередь написаны для мам и пап, а также для воспитателей в детских садиках. А вот самим дошкольникам лучше всего подойдут сказки. Деткам постарше уже можно рисовать меньше картинок. Главное, текст должен легко читаться и быть понятным.

Предлагаем вам для прочтения несколько детских книг для развития речи:

Ольга Новиковская «Большой альбом по развитию речи для самых маленьких». В книге собраны иллюстрированные игры-задания, которые направлены на формирование правильного звукопроизношения и словарного запаса ребенка.

Елена Янушко «Помогите малышу заговорить». Уникальная книга для родителей малышей от 1 года до 3 лет. В ней собраны самые интересные упражнения и игры для развития речи. 

Татьяна Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша». Книга включает около 140 заданий и упражнений для дошкольников и младших школьников. В ходе занятий дети будут составлять самостоятельные рассказы описательного, творческого и повествовательного характера, а это, как известно, эффективная практическая методика в развитии речи.

Надежда Жукова «Уроки правильной речи и правильного мышления». С помощью этой книги родители смогут привить ребенку интерес к чтению. Работа построена на изучении басен И. А. Крылова.

Светлана Карпова, Виктория Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольника». Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти для детей среднего дошкольного возраста.

Еще один важный момент — ребенок должен быть втянут в сюжет, происходящий на страницах книги. Сказки помимо словарного запаса, развивают у малышей воображение и фантазию. Читая такие книжки, дети учатся представлять сказочный мир, рисовать в воображении внешний вид главных героев, их поведение. Если книга понравится, то с большой вероятностью ребенок будет воспроизводить выдуманный сюжет во время своих игр. Эти сказки должны быть для малыша не только интересны, но и полезны. Развивающие сказки для детей должны нести в себе идею добра. Они должны учить ребенка делиться, прощать, защищать слабых, помогать старшим на примере героев этих сказок.

Дошкольника уже можно начинать приучать к культуре чтения, правильному отношению к книгам. Сейчас у него тот период времени, когда ребенок должен сам полюбить чтение, а если мама и папа убьют в нем любовь к этому занятию, это станет огромной проблемой в будущем, потому что силой заставить читать очень сложно, особенно, если это занудные учебники по алгебре или физике.

Голосовая гимнастика

Суть методики довольно проста и заключается в 3 постулатах.

  1. При сжимании грудной клетки вдохи носом должны быть короткими, но резкими.
  2. Упражнения по методике задействуют все части тела.
  3. Усиленное дыхание внутренних тканей указывает на повышенное усвоение кислорода организмом.

Каждая манипуляция направлена на расслабление мышц гортани и контроль дыхания, что способствует развитию и улучшению речевых способностей.

Эффективная дыхательная гимнастика для речевого развитие детей состоит из 4 шагов.

  1. Положите ребенка на спину и расположите у него на животике небольшую подушку или мягкую игрушку. Расскажите малышу, что при вдохе живот следует надуть и предмет поднимется кверху. Затем проделайте плавный выдох, произнося звук «пфф». Дыхательная гимнастика от заикания проводится по 2—3 минуты от 5 до 10 раз в день. Дышать во время сеанса стоит равномерно и спокойно.
  2. Сделайте шарики из ваты и положите на ровную поверхность. Покажите малышу, как с помощью воздуха сдвинуть их с места. В дальнейшем усложните задачу, заменив гладкую поверхность шероховатой. Например, положите шар на махровое полотенце. В процессе у ребенка выработается спортивный интерес, и он начнет сдувать ватные комки продолжительнее, захватывая больше воздуха.
  3. Выдувая мыльные пузыри, ребенок будет весело проводить время, разрабатывая мышцу речевого аппарата.
  4. Устройте джакузи в чашке, используя для игры соломинку. Опустив её, предложите ребенку подуть, чтобы вода забурлила. В это время нужно сохранять молчание, чтобы жидкость не попала в рот.

Еще одной из эффективных методик признают артикуляционную гимнастику. Варианты тренировки мышц ротовой полости:

  1. После вдоха надуваем щёки, при выдохе выпускаем воздух. Повторять следует несколько раз поочередно надувая каждую щеку отдельно.
  2. Делаем «рыбку», прихлопывая губами одну об другую.
  3. Надавливаем языком по очереди на внутреннюю часть щек.
  4. Набираем воздух и закрываем рот. Затем нажимаем пальцами (или кулачками) по щекам создавая звуки при выдохе.
  5. Проводим языком по зубам, как будто чистим их зубной щеткой.
  6. Покусываем по очереди нижнюю и верхнюю губу.

Как вариант: попросите ребенка зевнуть или покашлять с открытым ртом. Не забывайте соблюдать системность и проводить манипуляции комплексно.

При разговоре заикающийся человек испытывает нехватку воздуха, это провоцирует напряжение в мышцах лица, шеи и спины вне зависимости от причин заболевания.

Мышечная гимнастика заключается в таких упражнениях:

  1. В положении стоя максимально глубоко вдохните, при каждом последующем наборе воздуха, увеличивая объем грудной клетки. Выдох постарайтесь сделать быстрым и ритмичным, произнося звук «хуу». Один цикл составляет 10–15 повторений, а за день нужно делать 10–20 подходов.
  2. Задержите дыхания на 25–30 секунд. Это поможет улучшить вентиляцию легких и мышечный тонус.
  3. Ежедневные кардиотренировки по 15 минут повысят способности организма к адаптации и улучшат кровоток в легких.
  4. Йога — отличный вариант мышечной гимнастики, но подходящий только взрослым.

При помощи голосовой гимнастики проводите домашние спектакли для родных и друзей. Это метод преодоления страха перед публикой, а также коррекции и постановки голоса.

Для гиманастики помогает:

  1. Напевание песен, в которых преобладают гласные звуки: А О Е И. Во время пения старайтесь постепенно повышать голос или делать его все тише.
  2. Пение тех же песен, но в другой манере воспроизведения. Для этого попросите кроху изменить интонацию с веселой на грустную, а далее на ласковую или сердитую.
  3. Бросать мячик и на каждый удар правильно выговаривать слоги: «мА-мЕ-мО» или «шО-шА-цА» или слова с «ш, с, р».

Чем быстрее человек осознает нужность работы над правильностью разговора и цену собственных усилий, тем скорее его настигнет положительный результат.

Чтобы разнообразить упражнение замените стук хлопками в ладошки, проговаривая простые легко запоминающиеся стишки и скороговорки: «НАша ТАня ГРОмко ПЛАчет…», «ЗАЙку броСИла ХОзяйКА». Скороговорки выбирайте легкие, постепенно усложняя словами со звуком «р» или «ш».

В упражнениях логоритмики часто применяют элементы ЛФК: прыжки, наклоны и повороты.

Как развить дикцию

Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?

1. Разминка

Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.

Пример:

  • Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
  • Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
  • С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
  • Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
  • Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
  • Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).

2. Произношение отдельных звуков

  • Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
  • Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
  • Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
  • Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
  • Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).

3. Постановка дыхания

Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы

Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую

5 повторений с каждой ноздрей.
Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.

4. Скороговорки

Существуют два типа скороговорок:

  • для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
  • для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).

Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.

5. Тренировка диафрагмы

Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:

  • На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
  • Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector