Типы семейного воспитания ребенка

Жёсткие правила — авторитарный подход

Часто родители относятся к детям с большой строгостью, наказывая их за малейшие промахи. Указания матери и отца должны неукоснительно выполняться

Точка зрения ребёнка не берётся во внимание. Дети наказываются за плохое поведение безо всяких объяснений

Диктаторская модель воспитания предполагает крайне жёсткие ограничения самостоятельности малышей, «холодное» отношение к ним. Родители считают, что подобный метод позволит им вырастить послушного, ответственного и исполнительного человека. Однако, как правило, результат не соответствует ожиданиям.

Использование авторитарного стиля воспитания детей зачастую имеет следующие последствия:

Дети с мощным внутренним стержнем начинают активно бунтовать, ругаются с подавляющими их родителями, стремятся к независимости и свободе любой ценой. В подростковом возрасте они часто попадают в «плохие» компании и убегают из дома, выражая свой протест.

  • Ребёнок со слабым характером боится матери и отца, испытывает сильный страх перед наказаниями. В будущем подобные дети становятся неуверенными в себе, излишне робкими, безрадостными и замкнутыми.
  • Некоторые берут пример с родителей и впоследствии создают семьи, используя хорошо знакомую модель воспитания.

Маме и папе, практикующим диктаторский стиль, следует понять, что нельзя давить на кроху, нужно позволить ребёнку быть самостоятельным, тогда он сможет лучше проявить себя.

Характеристика

Авторитарный стиль характеризуется, как уже упоминалось выше, жесткостью. Он включает в себя такие инструменты воспитания, как принуждение, приказы, угрозы, критика и прочие манипуляции, которые способны вызвать чувства страха, стыда и обязательно вины.

Конечной целью является послушание. Чтобы он понял, как он не прав и не совершенен, в отличие от его родителя.

Соответственно, чтобы испытывал за это стыд и вину, которые будут стимулировать его соответствовать ожиданиям «любящих» его людей. Которые считают, что он просто лишён воли и способности принимать решения. Не в состоянии управлять своей деятельностью и делать выборы.

Насилие бывает не только физическим, порой наиболее сложным, вызывающим глубокие психологические травмы является непосредственно моральное. Чтобы покалечить другого человека, не обязательно его бить, можно просто лишить его воли и постоянно подвергать критике.

Опекающий стиль воспитания

Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

Преимущества гиперопеки:

  • спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.

Недостатки опекающего стиля:

  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития;
  • чувство вины за попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.

Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь».

Каковы последствия для ребенка

Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.

Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.

Разновидности стилей воспитания детей

Во все времена психологов интересовала тема семьи, а в особенности правильное развитие ребенка. Диагностика семьи и семейного воспитания — один из важнейших этапов в последующем становлении личности и индивидуальности человека. Современные специалисты различают несколько стилей, с помощью которых родители могут растить детей:

  • абсолютный контроль;
  • демократический стиль общения;
  • полная вседозволенность;
  • безразличие к интересам и моральным потребностям своего чада.

Каждый из этих типов по-своему влияет на развитие человека с самых ранних лет

К выбору тактики воспитания стоит отнестись с особым вниманием. Неправильное развитие малыша может привести к большим проблемам в его будущем

Нарушения общения в семье влечет за собой множество моральных отклонений уже во взрослой жизни. Чтобы избежать ошибок, родителям необходимо разобраться в каждом типе и понять какой именно подходит для их семьи.

Авторитарный тип

Этот вид семейного воспитания основывается на абсолютном контроле со стороны родителей. Малыш с рождения лишен права принимать самостоятельные решения. Как правило, за любое нарушение установленных правил следует суровое наказание. Дети в таких семьях очень зависимы от требований родителей и жестких рамок.

Минусом такого воспитания являются частые конфликты, особенно это заметно в периоды переходного возраста. Также это может привести к весьма опасным последствиям в становлении взрослой личности. Отсутствие собственного мнения, страх перед жестким наказанием и порицанием любых действий — все это может породить в человеке агрессию и неуверенность в себе.

Демократия в семье

Специалисты считают этот вид семейного воспитания самым верным. Также этот стиль называют авторитетным. Это связано с тем, что в таких семьях родители или один из них являются для своего чада главным жизненным образцом. Но при этом детям позволено принимать самостоятельные решения, а наказания без объяснений не применяются вовсе. Любые ситуации обсуждаются в семье на равных, без принижения мнения ребенка.

Такой стиль воспитания научит доверию и ответственности. Отношения в таких семьях всегда теплые и дружеские. Ребенок может спокойно прийти к родителям со своими проблемами и получить от них помощь без какого-либо осуждения

Это очень важно в период подросткового возраста, когда человек особенно эмоционален и импульсивен. Такие отношения с самыми близкими людьми помогут избежать множество проблем и вырастить уравновешенную личность

Либерализм

Такой стиль подразумевает практически полную свободу действий ребенка. Отсутствие контроля со стороны родителей позволяет чаду совершать любые поступки, даже если они могут ему навредить. Сначала такой вид воспитания кажется весьма приятным ввиду отсутствия в семье конфликтов. Но психологи считают этот стиль неправильным и даже опасным.

Человек, который с самого рождения рос бесконтрольно и делал все, что ему хотелось, впоследствии может навредить своими действиями себе и окружающим. Это происходит из-за того, что родители не научили своего отпрыска отличать хорошее от плохого. При наступлении переходного возраста это грозит весьма опасными последствиями:

  • дружба с «плохими» компаниями;
  • курение;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • нарушение законов и другие страшные результаты отсутствия контроля.

Вследствие такого воспитания личность человека формируется неправильно, и трудности во взрослой жизни будут неизбежны.

Безразличие к развитию детей

В отличие от предыдущего стиля воспитания, этот вид основывается на полном безразличии к своему отпрыску. Если при либерализме родители поощряют любые действия своего чада, то при индифферентном стиле они не обращают никакого внимания на нужды и действия своего ребенка. Дети в таких семьях с самого рождения буквально предоставлены самим себе.

Этот стиль похож на либеральный, но при безучастном развитии ребенок не получает от родителей никакого внимания и общения. В таких семьях отсутствует какое-либо доверие, а дети растут замкнутыми. Они не умеют правильно вести себя в обществе и очень сложно выстраивают личные отношения во взрослой жизни.

Описание стилей

Родители являются первыми самыми любящими педагогами для малыша. Они налаживают его контакт с окружающим миром, знакомят с различными понятиями и явлениями. Взрослые учат ребенка устанавливать тесную взаимосвязь: мысль – действие — последствие. Жизнь каждого человека, его история начинается с семьи, маленького социума.  От того, в какой среде воспитывается ребенок, будет зависеть содержание его личности и будущее в целом. В каждой семье существуют сложившиеся веками ценности и устои. Существуют так же различные стили семейного воспитания. Одни родители вкладывают в детей все самое лучшее, воспитывая честных, сознательных и высоконравственных людей. В других семьях наряду с любовью к чаду царит безнаказанность и попустительство. Полная свобода выбора, отсутствие каких-либо норм и правил поведения приводят к плачевным последствиям. Рассмотрим основные стили воспитания в семье.

Авторитарная семья

Основная характеристика такого стиля семейного воспитания – это стремление родителей принимать все решения за своего ребенка. При этом самостоятельность маленького человека подавляется, в любые нарушения установленных правил караются. Наказание может быть в форме физического воздействия, морального давления или словесного порицания.

Опасности такого воспитывающего метода в следующем: Во-первых, дети, чью инициативу и волеизъявление «задавили», не имеют внутреннего механизма анализа (контроля) своих поступков. Поэтому все их действия оцениваются лишь по отношению к, возможно, последующему наказанию, а не в связи с их социальной ценностью или личной безопасностью. Если наказания нет, или его можно избежать, то ребенок (подросток) будет демонстрировать откровенно асоциальное поведение. Во-вторых, часть детей находят в себе силы сказать «нет» давлению со стороны старших. В любом случае подобные воспитывающие методы ведут к формированию агрессивной, асоциальной или пассивной, зависимой личности.

Авторитетный или демократический стиль общения

Демократическая семья сегодня считается наиболее предпочтительной средой для развития ребенка. Причины? Большинство решений родители принимают совместно с ребенком. Предварительно маленького человека знакомят со взглядами старшего поколения на конкретную проблему. Кроме того, обязательно выслушивают мнение ребенка. После этого решение принимается коллегиально.

Благодаря такому – совещательно-размышляющему, воспитательному методу, у ребенка формируется адекватная возрасту ответственность. В этом случае дети доверяют родителям, прислушиваются к их мнению даже при наличии юношеского максимализма, а родители получают некий депозит доверия, который можно использовать во благо ребенку. Авторитарные решения принимаются крайне редко. А родители на долгое время становятся истинным авторитетом (примером) для своих наследников.

На выходе – уже во взрослом возрасте, дети из таких семей прекрасно адаптируются в обществе. Умеют договариваться с коллегами, решать проблемы с членами собственной семьи исключительно мирным путем. Для них не характерна агрессия. Они психически устойчивы, стабильны.

Либеральный или попустительский стиль

Этот тип семейного воспитания достаточно дискуссионный. По идее, родители перепоручают ответственность за свою жизнь, воспитание, образование самим детям. В одном случае дети становятся действительно ответственными, учатся осознано принимать решение, получают жизненный опыт в раннем возрасте. В другом случае дети воспринимают свободу, как вседозволенность, поэтому часто совершают вредные для себя или асоциальные поступки. Отдельного внимания требует минимизация эмоциональных связей между детьми и родителями – побочный эффект подобного типа воспитания ребенка.

Либеральный стиль

В этом стиле, в отличие от предыдущего, присутствует другая крайность – полная свобода действий для ребенка. Малыш вправе делать все, что ему заблагорассудится. Никаких ограничений и правил! Никакого страха наказания за неправильный поступок! Ребенок сам решает, что такое хорошо, а что – плохо. По сути, родители просто не обращают внимания на ребенка, так как считают, что тем самым они ограничивают его свободу.

Из преимуществ подобного стиля воспитания можно назвать следующие:

  • с самых ранних лет ребенку дается понять, что именно он, а не папа с мамой, отвечает за все свои поступки;
  • ребенок в этом случае свободен, «как птица в полете»: никто не заставляет его выполнять различные домашние дела или уроки, никто не отчитывает и не понукает и, разумеется, не наказывает. Красота!

Но отсюда вытекают и недостатки такого воспитания:

  • часто ребенок не понимает, как ему себя вести в обществе, и потому нарушает все мыслимые законы и приличия;
  • сталкиваясь с какими-то жесткими правилами или чьим-то сопротивлением, такие дети обычно теряются и впадают в нерешительность или панику;
  • зачастую «либеральный» ребенок, не знающий и не понимающий элементарных правил поведения, попадает из-за этого в неприятные и даже опасные ситуации;
  • такие дети обычно плохо учатся, так как за ними нет контроля со стороны родителей;
  • не получая родительского внимания и любви, «либеральные» дети часто устраивает спонтанные бунты, бывает агрессивны и жестоки;
  • неуверенность в своих силах, невозможность выбрать профессию, трудности в создании семьи, неспособность соблюдать законы – типичные житейские трудности таких детей, когда они становятся взрослыми.

Гиперопекающий стиль

Что такое родительская гиперопека – понятно без дополнительных разъяснений. Такой стиль воспитания чем-то похож на авторитарный, но вместе с тем он во многом от него отличается. Родители-«гиперопекуны» не наказывают своего ребенка, не третируют его. Наоборот, они всячески стараются оградить свое чадо от житейских трудностей, стараясь все делать за него. Разумеется, в таком стиле воспитания есть некоторые преимущества:

  • ребенок бывает обычно спокойным, не суется ни в какие авантюры, не лазает по заборам, не дерется, вообще ничего не делает лишнего, всего опасается и сторонится;
  • маме и папе очень легко контролировать ребенка, он никогда не доставляет им «головной боли», всегда их слушается.

Из недостатков данного стиля следует выделить:

  • обычно ребенок растет не уверенным в себе, тревожным и мнительным;
  • он несамостоятелен, ленив и пассивен;
  • нарушив родительский наказ, он впадает в растерянность, панику и чрезмерное раскаяние;
  • он опасается окружающего мира и людей, а потому не в состоянии завести семью, устроиться на хорошую работу и вообще принять самостоятельное решение в чем бы то ни было. Во всех случаях ему хочется «посоветоваться с мамой», а если мамы нет, то он просто «плывет по течению».

Авторитетный (он же демократический) стиль

Такой стиль принято считать наиболее оптимальным и правильным. В самом деле: при этом стиле родители доброжелательны к детям, а дети – к родителям. Здесь все друг друга слышат, любят и понимают. Детское творчество, самостоятельность и ответственность всегда поощряются. Преимущества данного стиля воспитания можно продолжить:

  • ребенок в такой семье всегда ощущает поддержку, заботу, родительскую любовь;
  • он понимает, что такое самостоятельность и ответственность;
  • у него всегда есть право выбирать;
  • малыш знает, что родители всегда ему помогут и подскажут;
  • ребенок понимает, как себя вести в обществе, он с уважением относится к другим людям;
  • он не боится принимать самостоятельные решения и не опасается ошибиться, так как знает, что никто его за это не накажет;
  • в результате ребенок вырастает уверенным в себе, в своих силах и возможностях.

Есть ли здесь какие-то минусы? Считается, что есть. При демократическом стиле воспитания от родителей требуется много любви, терпения, уважения к ребенку и самим себе, мудрости. Хотя – какой же это минус? Это, если вдуматься, тот же плюс. Множество плюсов.

Конечно, это трудно. Такой стиль воспитания, пожалуй, наиболее сложен из всех перечисленных. Но, вместе с тем, и наиболее перспективен и правилен. Как говорится, мамам и папам на заметку.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector