Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи?

Содержание:

Понятие о предложении

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Сопоставление разных попыток дать определение предложения выявляет две основные тенденции:

  1. Попытки определить предложение с помощью понятий нелингвистических (логических, логико-психологических);
  2. Стремление найти чисто лингвистические критерии в подходе к предложению.

Представитель логического направления Ф.И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами», полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории и отношения.

Представитель психологического направления А. А. Потебня, исходя из утверждения, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», рассматривал предложение как выражение в словах психологического суждения, т. е. соединения двух представлений, образующих сложное представление.

Основоположник формально-грамматического направления ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе как части грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Представителями этого направления члены предложения определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи.

В. В. Виноградов, выступая против «морфологизма» в синтаксисе, в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Предложение — минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли.

Предложение относительно логического суждения — не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления.

Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

Сильным или слабым голосом в момент речи также существенно меняется интонация. Примеры того испуг или неуверенность, которые выражаются очень тихо, либо злость, которая, наоборот, звучит очень громко.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые основные средства интонации – паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: «Казнить нельзя помиловать.» От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Повествование

К первой группе относятся повествовательные предложения. В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Не забывайте о тренировке дикции

Если сравнить речь людей, работа которых не связана с постоянным общением и официальным изложением, с голосом радиоведущего, можно очень сильно удивиться. Как мы произносим согласные, шипящие или букву «г»… Все ли мы делаем правильно? Если с детства и во взрослом возрасте вы этим не занимались – вероятность невелика. Такой навык требует определенной подготовки, разминки лица, чтения скороговорок и так далее. Всему этому нужно учиться, а главное – постоянно за этим следить. Пока навык не закрепится, дикция еще не будет сформирована. В этом случае поговорка «Терпенье и труд все перетрут» – очень актуальна. Иногда, работа со своими речевыми навыками, интонацией голоса и дикцией требует не меньших усилий, чем нужно для создания «кубиков» в области пресса, которые, как известно, достижимы только благодаря усердным тренировкам.

Как не стать проблемным клиентом для колл-центра?

Важные задачи колл-центра

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных речевых ситуациях, нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Если немного повысить или понизить тон голоса во время процесса говорения, можно легко изменить цель высказывания: от сообщения к вопросу, от порицания к побуждению действовать.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» – выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось

Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи

Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией

Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Вопросительное предложение

Вопросительное предложение — это предложение, заключающее в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему:

  • Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин);
  • Как мне поступить, Петр Егорович? (А . Островский);
  • Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).

Средствами выражения вопроса являются:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например:

Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном
фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос):

Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения:

Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А . Пушкин);

Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М . Лермонтов);

Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).

Общевопросительные и частновопросительные предложения

Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом на них будет «да» или «нет»:

Вам хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? (В. Шукшин);

Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов);

Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов).

Частновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, то есть они требуют в ответе сообщения новой информации:

«Ты отчего такой задумчивый?» — спросил мальчик;

Кто по речке плывет? Кто песню поет?;

Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).

По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:

  • Собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.
    В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное:К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов);Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский);Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин);
  • Вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе:Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин);Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров);Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
  • Вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается:Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин);Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин);Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
  • Вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса:«Вы прекратите орать?» — опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин);«Давай попробуем кровь?» — предложил сын (В. Шукшин);«Молока не выпьете на дорогу?» — сказал Яков (М. Горький);
  • Вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности:Желанья…Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов);Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов);Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев).По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса):
    «Скажите, Степан, вы женились по любви?» — спросила Маша.«Какая у нас в деревне любовь?» — ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса

Громкая речь всегда обращает на себя внимание

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Виды предложений по интонации

27. Прочитайте.

Ребята! В предложениях
стою я для того,
чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество!
Где я, те предложения
с особым выражением
произносить должны!
(А. Тетивкин)

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), — это восклицательные предложения.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

28. Прочитайте.

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(А. Пушкин)

Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.

Спишите поэтические строки.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, — это невосклицательные предложения.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

   Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак.
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки. 31

Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

   Скучать некогда

Села пчёлка на цв..ток,
Опустила х..боток (. !)
Под л..тает к ней комар:
— Что ты ищешь там (? !)
— Нектар (! ?)
— А тебе не надоело,
Не наскучило искать (? !)
— Нет (! ?)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч..ть (! ?)
(Г. Ладонщиков)

Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Повествовательные предложения спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию – понижается: «Когда ты сюда пришел?»

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: «Она пришла!»

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Свойства предложения

Основой предложения является предикативность.

Предикативность — это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность).

Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (не все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех грамматических лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его oтношения к содержанию высказываемого).

Средства выражения модальности — категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное), особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).

В предложении выделяется его предикативная основа: в двусоставных предложениях — сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений —
глагольная словоформа.

Существенным признаком предложения является интонация. Интонация выполняет различные функции: оформляет законченность предложения; выдерживает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; в речи, преследующей цели воздействия, выражает волевые импульсы; выражает модальные оттенки предложения.

Функции интонации

Семантические : выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему.

Экспрессивная : выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи.

Синтаксическая : синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом.

Эвфоническая : способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Повествовательное предложение

Повествовательное предложение заключает в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и выражает относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение.

Повествовательные предложения — наиболее распространенный вид предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения:

  1. Человеку нужна Родина (М. Пришвин);
  2. Хочу быть свободным от лишних забот (В. Тендряков);
  3. За окнами душное лето (К. Симонов);
  4. Гремя сапогами, к дому бежали шестеро (Н. Островский);
  5. Свежеют с каждым днем и молодеют сосны (И. Бунин).

Структура повествовательного предложения зависит от его содержания.

Если повествуется о действии, состоянии, движении кого-либо или чего-либо, то сказуемое бывает глагольное:

Идет-гудит Зеленый Шум… (Н. Некрасов).

Если же дается характеристика признака, то сказуемое бывает именное:

Тиха украинская ночь (А. Пушкин).

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector