Стржельчик, владислав игнатьевич

Любви не бывает много

Их дом всегда сверкал. Людмила Павловна не просто создавала уют и наводила порядок. Она создала неповторимую атмосферу изысканности в отдельно взятой квартире. Стол всегда был идеально сервирован, даже если предстояло простое домашнее чаепитие. Хрусталь, серебро, хрустящие белоснежные салфетки. Это всегда было красиво и торжественно, несмотря на атмосферу легкого хулиганства. Она устроила ему просто царскую жизнь. И в кино он успешно этих самых царей играл.

Их взаимная любовь и нежность поражали своей искренностью. Она ничего не хотела знать о его увлечениях и влюбленностях, резко обрывая сплетников и доброжелателей, спешивших сообщить ей о каком-то романе. Он же на прямые ее вопросы всегда все отрицал.

Его болезнь стала тяжелым испытанием для обоих. Когда на репетиции он стал внезапно забывать тексты, никто и представить себе не мог, что это начало конца. Врачи обнаружили у него опухоль, а Людмила Павловна, по их совету, сказала мужу, что у него инсульт. Она верила, что он сможет победить болезнь. Но болезнь оказалась сильнее.

А она после его ухода сожалела, что редко хвалила его при жизни. И мало дала ему тепла и своей любви. После его ухода коллега как-то сказала, что Людмила Павловна жила в золотой клетке. А они жила в тревогах и волнениях за любимого и в счастье.

Их жизнь была посвящена не только друг другу, но в первую очередь — театру и творчеству. Екатерина Максимова и Владимир Васильев открывали свои чувства в танце.

Роман с гримершей театра

Будучи уже в зрелом возрасте, актер Владислав Стржельчик, который никогда не был обделен женским вниманием, закрутил страстный роман с гримершей театра, в котором он служил. Между влюбленными была значительная разница в возрасте, которая составляла 20 лет

Однако это не смущало ни актера, ни его возлюбленную. Причем девушка была, конечно, осведомлена о том, что Стржельчик женат и что он никогда не согласится на развод с супругой. Она принимала «условия игры», окунувшись в отношения с харизматичным и пылким актером.

По слухам, жена Стржельчика знала об этом романе, который продлился целых 7 лет, но, как и несколько раз до и после этого, сделала вид, что ей ничего не известно.

Самое интересное


Позорные фото пьяных актрис (10 фото) (05.01.2018)


Топ-10 курьезов на вручении премий «Оксар» (22.12.2017)

Общение Владислава Игнатьевича с его единственной дочерью Мариной, родившейся в первом браке, после развода с ее матерью было сведено к минимуму. Воспитанием Марины занимался отчим, и, похоже, что ни Марина, ни ее настоящий отец не испытывали потребности в частом общении. Даже подарки для Марины обычно покупала Людмила Шувалова, а Владислав Игнатьевич их только дарил.

Вторая жена Стржельчика рассказывала о том, что иногда в их семье затрагивалась тема рождения малыша, но она понимала, что недостаток внимания с появлением ребенка Владислав почувствует сразу. Это могло разрушить их брак так же, как и первый. По этой причине Людмила так и не решилась стать матерью.

Внебрачными детьми Стржельчика считают трех сыновей – Илью, Евгения и Дмитрия. Они все были рождены от разных женщин. Владислав Стржельчик считал своим единственным ребенком дочь Марину, других детей он не признавал.

Дмитрий Исаев — внебрачный сын?

В биографии Владислава Стржельчика было немало любовных историй с продолжением. Актер легко увлекался, но эти чувства редко перерастали во что-то серьезное. Лишь одна из романтических историй петербургского актера оказалась у всех на слуху. Его отношения с молодой гримершей БДТ Юлией протекали в период его второго брака. В театральной среде трудно скрыть подобные чувства, и многие были в курсе их романа.

В январе 1973 года у Юлии родился сын Дмитрий. По уверениям молодой женщины отцом ребенка являлся Владислав Стржельчик. Сам знаменитый актер так и не признал свое отцовство до конца жизни. Тем не менее, многие отмечали сходство Дмитрия с Владиславом. Со временем в молодом человеке проявились яркие актерские способности, и он посвятил свою жизнь сцене и кино.

Предположительно внебрачный сын Владислава Стржельчика Дмитрий

На похоронах Владислава Стржельчика многие обратили внимание на плачущего у гроба молодого человека. Это был непризнанный великим актером Дмитрий Исаев

Тайна его рождения так и осталась нераскрытой.

Ради взгляда красавицы

Владислав Стржельчик был женат два раза. Со второй супругой Людмилой он прожил до самой своей смерти. Однако ни одна из жен не помешала ему забыть о том, что он обожает женщин. Стржельчик всегда считался настоящим дамским угодником, мог очаровать любую понравившуюся ему девушку и часто позволял себе небольшие увлечения. Супруга закрывала на это глаза, ведь каждый раз он возвращался домой к ней.

Сам актер не раз признавался, что ради прекрасных глаз красавицы он готов на все, а девушки являются его слабостью. Стоит отметить, что красавицы, с которыми Стрельчик вступал во внебрачные отношения, на роль разрушительницы семьи не претендовали, спокойно принимая тот факт, что супругу актер никогда не покинет.

Дмитрий Исаев

Дмитрий Исаев узнал о том, что он является сыном Владислава Стржельчика, когда задумывался о спортивной карьере, но у него ничего не выходило. Тогда мать сказала ему, что с такими генами, как у него, идти в спортсмены крайне неосмотрительно.

Об отце Дмитрий Исаев узнал, когда ему было уже 20 лет. Все это время Владислав Стржельчик ни разу не пытался с ним увидеться и познакомиться и был чужим человеком. Сам же Дмитрий не хотел заявлять о себе и навязываться актеру.

Первое время ему было очень тяжело и больно оттого, что отец даже не хотел его знать. Через знакомых он раздобыл адрес знаменитого актера и некоторое время чуть ли ни каждый день приходил к дому отца. Он смотрел на него издалека, видел, как тот входит в подъезд и выходит из него. И ни разу Дмитрий не смог найти в себе силы, чтобы подойти к нему, представиться и посмотреть в глаза. Потому что сказать парню было нечего, ведь Стржельчик сам не захотел знать сына и разговаривать им было не о чем.

Лариса никогда не видела свекровь до знакомства. И очень пожалела об этой ошибке

Много сыра и брокколи. Сочная запеканка с рисовой серединкой

«В спортивном плане меня похоронили все»: история преодоления спортсмена-легенды

Дмитрий Исаев тоже стал знаменитым актером. В основном он снимается в сериалах, но пользует огромной любовью зрителей. Первой значительной работой, прославившей актера, стала роль в сериале «Бедная Настя». Одними из последних работ Дмитрия были съемки в картинах «Легенда Феррари», «Детектив на миллион», «Чужая», «Тень».

Личная жизнь артиста не менее насыщенна, чем у его знаменитого отца. В молодости у него было много романов, Дмитрий был трижды женат, в первом браке у него появились дочери-двойняшки, в третьем — сын.

Свет новой жизни

После первой сыгранной роли в спектакле «Много шума из ничего» (актеру предложили роль Клавдио) воплощенное на сцене амплуа героя-любовника шлейфом тянулось и в другие спектакли. Народ был изможден страшной войной и блокадой, голодом и переживаниями. Теперь все старались как можно быстрее восстановить разрушенный город, чтобы постараться если не забыть о пережитом ужасе, то хотя бы немного отодвинуть его в памяти подальше, в закоулки.

Люди, как маленькие дети, восприимчивые ко всему новому, красивому и яркому, смотрели на абсолютно новую, какую-то сказочную жизнь, где много смеха, шуток, веселья, где нет никакого страха и беды.

Расписались только через 7 лет

— Это было в июне 1950 года в Сочи, — вспоминала Людмила Павловна при встрече. — Я отдыхала, БДТ там гастролировал. Владик уже был ведущим молодым актером, а театр имел сумасшедшую популярность. Нас познакомили, мы стали видеться

Я только окончила училище, и мне было лестно его внимание. Говорил он в основном о театре

Но между прочим заметил, что женат и семейная жизнь не ладится. Я не придала этому значения. В Москве меня ждал человек, который хотел на мне жениться…

Однако уже через полгода я переехала в Ленинград. Сейчас даже сложно представить, что это произошло со мной! Какое-то наваждение… Представляете, что значило раньше потерять московскую прописку? К тому же меня только приняли в Театр Гоголя. Но я вдруг поняла, что хочу быть с этим человеком… И хотя папа был категорически против моего отъезда, работая в отделе культуры в Совмине, помог сделать мне перевод в БДТ. А провожая, сказал: «Будет трудно — немедленно возвращайся».

Конечно, меня смущало, что Владислав Игнатьевич женат. Но со временем я поняла, что первая его супруга была далека от театра и вела свою жизнь. Думаю, поэтому произошел разрыв. Мне казалось, Владику очень плохо оттого, что его не поняли. В БДТ нам пошли навстречу — дали комнату в общежитии, хотя мы не были расписаны, а Стржельчик не разведен. Однако все же пытались влезть в нашу жизнь: парторганизация, комсомол…

Владислав Стржельчик в сцене из спектакля «Третья стража» в постановке Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького. Фото: РИА Новости/ Вера Петрусова

Татьяна Уланова, АиФ.ru: Вас сразу обеспечили работой?

— О чем вы говорите? Это теперь молодежь сразу требует Гамлета! Владик окончил студию при БДТ, театр растил его для себя. А я кто такая? С улицы пришла туда, где блистали свои звезды. Начала с массовки. Но и потом не заняла положения, достойного актрисы БДТ, всю жизнь посвятив мужу.

— Отказывались от ролей?

— Бог с вами! Мне просто их не давали. Театр жесток. Ему нужно принадлежать на сто процентов! Я бы не отказалась ни от одной рольки, но в театре сразу видно, чем человек дышит. Все знали, что для меня главное — Владик. После репетиций я стремглав бежала домой, чтобы приготовить ему обед…

Несмотря на то, что расписались мы только через 7 лет, у меня не было комплекса незаконной жены. Мне было хорошо с ним, и я никогда ничего не требовала. Хотя он был совсем не простой человек — уже избалован успехом. Через три года — в возрасте 33 лет! — получил заслуженного. В те времена! У-у-у, что вы, это было чудо! Однако при всем своем благополучии внутренне он был очень незащищен и нуждался в поддержке.

Страшный диагноз и смерть

В начале 90-х годов Владислав Стржельчик начал забывать свой текст на репетициях. Это и послужило первым тревожным звонком и поводом обратиться к врачу. Результат обследования звучал как приговор – злокачественная опухоль головного мозга. Диагноз знала только жена, она решила не сообщать о нем Стржельчику. Актеру сделали операцию, которая, к сожалению, не помогла. Артист сильно страдал от болей, беспомощности и невозможности выступать в театре. Спустя семь месяцев после постановки диагноза его не стало.

«В последний день он был совсем слабенький. Я сидела у кроватки, держала его ручку, утешала. А он смотрел беспомощно и понимал, что уходит. Под вечер пришла сестра: «Пойди поешь, полежи». Я: «Нет. Сегодня останусь на ночь». Она ушла, но скоро вернулась. И врач подключилась: «Я вас умоляю, отдохните». Уговорили. Пришла домой, а через час вернулась Мара: «Владика не стало»… Не могу себе простить, что оставила его. Но, с другой стороны, я не видела самого момента смерти, и до сих пор мне иногда кажется, что он жив…» – делилась Людмила Шувалова.

Актера Владислава Стржельчика не стало 11 сентября 1995 года.

Список фильмов Владислав Стржельчик

1991

  • Дело Сухово-КобылинаАктер (Арсений Андреевич) 
  • ЧокнутыеАктер: Хроника, В титрах не указан (генерал-рогоносец, в титрах не указан) 

1986

  • Тайна Снежной королевыАктер (король) 
  • Лицом к лицуАктер (Евгений Ростопчин, князь) 
  • Исключения без правилАктер (невропатолог (новелла: Голос)) 

1984

  • ПериколаАктер 
  • ОгниАктер (муж Кисочки) 
  • Идущий следомАктер (Игорь Александрович) 
  • Время желанийАктер 
  • Время отдыха с субботы до понедельникаАктер (Алексей) 
  • Европейская историяАктер 

1977

  • Смешные люди!Актер (Пьер. чиновник-взяточник) 
  • Фронт за линией фронтаАктер (Антонов) 
  • ЖенитьбаАктер (Иван Павлович Яичница) 
  • Блокада: Фильм 2: Ленинградский метроном. Операция «Искра»Актер (Фёдор Васильевич Валицкий) 

1976

  • Повесть о неизвестном актереАктер (Тверской) 
  • Всегда со мной…Актер (Ильин Андрей Сергеевич) 
  • Преступление: ОбманАктер (Каретников) 
  • Преступление: НетерпимостьАктер (Каретников) 

1974

  • Повесть о человеческом сердцеАктер 
  • Дорогой мальчикАктер (Мак-Доннел) 
  • Блокада: Фильм 1: Лужский рубеж, Пулковский меридианАктер (Фёдор Васильевич Валицкий) 
  • Соломенная шляпкаАктер (Антуан Петипьер Нонанкур, отец невесты) 

1973

  • Открытая книгаАктер (Валентин Крамов) 
  • Моя судьбаАктер (Геннадий Александрович Барабанов) 
  • ИстокиАктер (Матвей Крупнов, дипломат) 

1972

  • 31-й отделАктер (бывший сотрудник 31-го отдела) 
  • Визит вежливостиАктер 
  • Приваловские миллионыАктер (Половодов) 
  • Дни предательства / Dny zradyАктер (Litvinov) 
  • Меченый атомАктер 

1970

  • Двадцать седьмой неполныйАктер (Виктор Николаевич Карташов) 
  • Конец атаманаАктер (атаман Дутов) 
  • Корона Российской империи, или Снова неуловимыеАктер (Нарышкин) 
  • Мир хижинам – война дворцамАктер (Винниченко) 
  • Крушение империиАктер 
  • Освобождение: Направление главного удараАктер (Антонов) 

1969

  • Смерть Вазир-МухтараАктер (Чаадаев) 
  • Он был не одинАктер (капитан) 
  • ЧайковскийАктер (Николас Рубенштейн) 
  • Освобождение: ПрорывАктер (Антонов) 
  • Адъютант его превосходительстваАктер (генерал Ковалевский) 
  • Старый знакомыйАктер: Хроника, В титрах не указан (в титрах не указан) 

1968

  • Освобождение: Огненная дугаАктер (Антонов) 
  • Перед бурейАктер (Иван Коломийцев) 
  • Наши знакомыеАктер (Борис Капилицын) 

1967

  • Штрихи к портретуАктер 
  • Софья ПеровскаяАктер (Александр Второй) 
  • Весна на ОдереАктер (Красиков) 
  • Генерал РахимовАктер (генерал Фрике) 
  • Майор «Вихрь»Актер (Берг) 
  • Война и мир: Пьер БезуховАктер (Наполеон) 
  • Война и мир: 1812 годАктер (Наполеон) 

1965

  • Обещание счастьяАктер 
  • Третья молодостьАктер 
  • Война и мир: Андрей БолконскийАктер (Наполеон) 
  • Война и мирАктер (Наполеон Бонапарт) 
  • Гибель эскадрыАктер 
  • Гранатовый браслетАктер (Николай Николаевич) 

Пьяные монстры

— В картине «Любовь и монстры» ваш герой всё время со стаканом. Когда вас приглашали на эту роль, как описывали персонажа?

— Мне прислали сценарий, я прочитал. Потом что-то добавил, что-то убавил под чутким руководством режиссера Кати Краснер. Кстати, на съемках в кадре не было выпито ни одной капли алкоголя. Это всё игра.

Герой мой не запойный, просто всё время под градусом ходит. Поэтому и мир совершенно по-другому у него выглядит. А с монстрами он борется своеобразно, орошая их спиртным.

— А ничего, что алкоголь рекламировать нельзя? Зачем наглядно демонстрировать реальную пользу от него?

— Ханжество никто не отменял. Когда люди в жизни занимаются одним, а где-то на экране все настолько хорошие, и никто даже в туалет не ходит, — в этом есть не то, что неправда, а какое-то омерзение. Если этот сценарий построен в данном случае на спасении через напитки, которые монстры не выдерживают, почему бы не снять такое? Не думаю, что это слишком.

Рязанов назвал1

Актеры Ян Цапник и Роман Курцын в фильме «Любовь и монстры» (2020 год)

Фото: Каропрокат

— В картине с вами снимались Анна Ардова, Кирилл Кяро, Роман Курцын, Вячеслав Манучаров, музыку написал Александр Журбин, оператор — Маша Соловьева. А можно ли собрать отличный актерский состав и снять неудачное кино?

— Иногда — стреляли-стреляли, никуда не попали. А бывает, все бомбы упали в одну воронку. Кино — не математика, не физика, здесь нет какой-то формулы. Не только от актеров зависит судьба фильма. Существует монтаж, музыкальная подложка, и не всегда ты видишь то, что ожидал.

— Ваш герой пил, как чемпион, пока его не уколола какая-то гадина. У вас было такое чудище, которое разом бы помогло отказаться от горячительных напитков?

— Таких чудищ не существует. А сдерживает только один фактор: твоя семья и работа. Надо выбирать: либо стакан, либо родные.

Литература

Рыжова В. Владислав Стржельчик // Актёры советского кино. — Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1973. — С. 268—283.

Забозлаева Т. Б. Владислав Стржельчик / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.. — Л.: Искусство, 1979. — 192, с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз. (в пер.)

О Владиславе Стржельчике на сайте rusactors
Владислав Стржельчик на страницах книги Владимира Рецептера «„Эта жизнь неисправима…“: Записки театрального отщепенца»
Владислав Стржельчик на страницах книги Владимира Рецептера «Ностальгия по Японии: гастрольный роман» 1

Смерть

Первый тревожный сигнал был на репетиции спектакля «Макбет» в 1994 году. Стржельчик забыл текст и не мог произнести даже двух предложений – раньше такого не случалось. Людмила Павловна настояла на обследовании – диагноз был неутешительный – опухоль мозга. Мужу она так и не решилась сказать правду. 

Могила Владислава Стржельчика

Врачи говорили, что опухоль неоперабельная, но в нейрохирургическом институте нашелся врач, который взялся за операцию. После операции Владиславу Игнатьевичу стало легче, он сам поднимался с кровати, гулял по саду. Супруги полтора месяца провели в санатории, но болезнь вернулась.

11 сентября 1995 года актера не стало. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Вдова Стржельчика говорит, что это был единственный раз, когда она оказалась бессильна помочь любимому мужу.

Театр великих мастеров

— Вы с такой любовью вспоминаете коллег.

— Это всё — моя семья. К сожалению, уже почти никого не осталось. Помню, как Стржельчик, подарил мне ботинки, в которых выступал на концертах, лакированные. Кирилл Лавров — мой отец в театре. Он дал мне дорогу в профессию. Кирилл Юрьевич — редкой души был человек. Не любил, когда врут, а я всегда говорил правду. Он был ребенком войны. Пытался удрать на фронт, но его поймали и вернули матери. Потом служил на Дальнем Востоке, летал бортмехаником на самолете П-2. Помнил Устав караульной службы на японском языке!

А Олег Басилашвили — мой крестный отец в кино. Он «продал» меня Эльдару Рязанову на маленький эпизодик в фильме «Привет, дуралеи!». Я придумал себе образ, характер, показался режиссеру и в конце заявил: «Ну, хоть живое место в фильме будет». Рязанов назвал меня нахалом, но в фильме оставил.

Рязанов назвал4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Вы чувствуете себя мастодонтом?

— Нет, я чувствую себя неполноценным артистом, потому что у меня осталось только кино. Мне приходят приглашения из антреприз. Не хочу ничего плохого говорить, но это не моё.

— Обратно не хочется на сцену?

— А куда? Того БДТ, которому я служил, к сожалению, уже не повторится. Это великий театр — Большой драматический.

— В нынешний БДТ не хотите?

— Нет. Театр — как цветок. Его посадили, он вырос, расцвел, потом начинает вянуть, опадать. Приходит садовник, сажает новое растение. Наш БТД остался в прошлом. Понимаете, после того, что было, идти в какой-то другой театр, это всё равно, что, увидев раз подлинник Рубенса, потом смотреть на репродукцию.

В театре для меня важен режиссер-единомышленник. Таким был Темур Нодарович Чхеидзе. А еще в БДТ ставил Жак Лассаль из «Комеди Франсез». Я играл у него в «Жорже Дандене». По-русски вообще не говорил, с двумя переводчиками. Но он поверил в меня.

— Один кинокритик признался мне, что следит за вами и считает молодым Леоновым.

— Очень приятно.

— Есть ли у вас ориентиры в профессии?

— Ориентир у меня один — не посрамить нашу великую русскую театральную школу. Ту — старую, настоящую, школу переживания. Она другая, нежели сейчас. Когда обладаешь классическими знаниями, у тебя есть фундамент. И дальше ты существуешь, играешь, как хочешь.

— Актерскому мастерству надо учиться?

— Надо. И у хороших мастеров. А потом, лет десять поработать в театре. Без знаний ты можешь сниматься, пока не потребуется играть еще кого-то, кроме себя. Хотя, бывают исключения.

Театр остается в тебе на всю жизнь, он питает тебя. Мне моя коллега из Москвы Юля Сулес подарила футболку: на груди — Товстоногов с сигаретой, а на спине надпись — «Бывших БДТэшников не бывает». Я ее всегда надеваю на важные события.

Рязанов назвал5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Чтобы все знали, какой рядом мастер?

— Нет. Этим я не кичусь. Просто счастлив, что видел настоящих мастеров, что застал время, когда преподавали великие, что имел счастье стоять с легендами на одной сцене, впитывать, учиться, играя не эпизоды, а главные роли.

Хотя, анализируя то, что происходит в западном кинематографе, и понимаю, что и им уже надоело «клиповое мышление», «рваный монтаж». Люди хотят видеть глубокие фильмы. Вы понимаете, всё кино уже снято. Пришло время ремейков. Оригинальных сценариев очень мало. И когда они появляются, для всех это большой подарок.

— В кино проблема хороших сценариев, а в театре напряженка с современными пьесами.

— Поэтому ставят классиков. Но и тут умудряются вставить свои пять копеек. Вся проблема в том, что режиссеры не могут или не хотят поставить пьесу так, как написал ее автор и донести до зрителя то, что он хотел сказать. Почему классика не устаревает? Потому что в этих произведениях подняты темы, которые актуальны во все времена, они не решены, поиск решений продолжается. Чехов, Островский, Брехт, Стоппард останутся на века. Сейчас время бабочек-однодневок.

Не поймите неправильно, я не занимаю позицию рутинера, мол, ничего нет нового. Мне нравятся некоторые режиссерские замыслы. Например, спектакли Саши Морфова. Он потрясающий болгарский режиссер, который поставил в Et Cetera у Калягина «Король Убю», «Дон Кихот». Да, это классика. Но он ее сделал по-современному. От сцены не оторвать глаз. Я за театр переживания и проживания.

Справка «Известий»

Ян Цапник окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. С 1992 по 2005 год — актер Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. В кино дебютировал в 1987-м. В фильмографии актера более 200 картин, в том числе «Горько!», «Призрак», «Бригада», «Лед», «Гоголь», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и др.

Дети Владислава Стржельчика

Два брака актера предполагали наличие наследников актерской династии. Но детям Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой так и не суждено было появиться на свет. Людмила приняла решение посвятить себя мужу, так и не став продолжательницей рода Стржельчик. Второй брак, так и не подаривший детей Владиславу Стржельчику, дал ему возможность, скорее, себя почувствовать ребенком, о котором заботятся, которого любят.

Общение Владислава Игнатьевича с его единственной дочерью Мариной, родившейся в первом браке, после развода с ее матерью было сведено к минимуму. Воспитанием Марины занимался отчим, и, похоже, что ни Марина, ни ее настоящий отец не испытывали потребности в частом общении. Даже подарки для Марины обычно покупала Людмила Шувалова, а Владислав Игнатьевич их только дарил.

Вторая жена Стржельчика рассказывала о том, что иногда в их семье затрагивалась тема рождения малыша, но она понимала, что недостаток внимания с появлением ребенка Владислав почувствует сразу. Это могло разрушить их брак так же, как и первый. По этой причине Людмила так и не решилась стать матерью.

Внебрачными детьми Стржельчика считают трех сыновей – Илью, Евгения и Дмитрия. Они все были рождены от разных женщин. Владислав Стржельчик считал своим единственным ребенком дочь Марину, других детей он не признавал.

Дмитрий Исаев – внебрачный сын?

В биографии Владислава Стржельчика было немало любовных историй с продолжением. Актер легко увлекался, но эти чувства редко перерастали во что-то серьезное. Лишь одна из романтических историй петербургского актера оказалась у всех на слуху. Его отношения с молодой гримершей БДТ Юлией протекали в период его второго брака. В театральной среде трудно скрыть подобные чувства, и многие были в курсе их романа.

В январе 1973 года у Юлии родился сын Дмитрий. По уверениям молодой женщины отцом ребенка являлся Владислав Стржельчик. Сам знаменитый актер так и не признал свое отцовство до конца жизни. Тем не менее, многие отмечали сходство Дмитрия с Владиславом. Со временем в молодом человеке проявились яркие актерские способности, и он посвятил свою жизнь сцене и кино.

Карьера актера

Актерская стезя Стржельчика была весьма многогранной. Бесконечное количество образов, смена амплуа, знаменитые партнеры. Он относился к работе в кино так же ответственно, как и к театральным постановкам. Первыми ролями стали образы второго плана. Но даже небольшие, эпизодические фрагменты Стржельчик играл так, что они запоминались зрителям. Дебютным фильмом молодого артиста стала картина «Машенька», снятая в начале войны, в 1942 году. Военная форма весьма подходила аристократичной выправке Стржельчика, и предложений ролей военных в его актерской карьере было немало.

Владислав Игнатьевич был разноплановым актером. Он мог рассмешить зрителя, или, напротив, заставить задуматься. Но, главное – он никогда не оставлял никого равнодушным по отношению к своим героям.

Карьера в театре

Театральная биография Владислава Стржельчика началась в послевоенном Ленинграде с дебютного выхода актера на подмостки БДТ. Его первая роль – это благородный влюбленный Клавдио в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Затем последовали роли в постановках «Враги», «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином». Позднее сполна раскроется драматический талант Стржельчика в спектаклях «Обрыв», «Варвары», «Три сестры».

Владислав Стржельчик на сцене театра

Сценические образы Стржельчик создавал весьма точно, буквально вживаясь в них. Отношение к работе у Владислава Игнатьевича всегда было ответственным. Он непременно вовремя являлся на репетиции и не позволял себе и партнерам заучивать тексты кое-как. Все указания режиссера выполнялись им в точности, и за все время работы он ни разу не явился на спектакль в плохой форме.

Коллеги по сцене в один голос твердили, что работать со Стржельчиком одно удовольствие. Он был точен, понятен, не капризен. К тому же, Владислав Игнатьевич всегда тонко чувствовал партнера по сцене. Последние выходы на сцену давались Стржельчику непросто. Он стал забывать тексты, его мучили головные боли. В конце своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл все в том же любимом БДТ.

Фильмы с Владиславом Стржельчиком

Киноискусству актер Владислав Стржельчик посвящал большую часть своей жизни. Он создавал комичные и полные драматизма образы, проживая, а не играя их на киноэкране. Фильмы сменяли друг друга, талантливый артист постоянно получал предложения на характерные роли, и играл их особенно, с душой.

Стржельчик в фильме «Враги» (1953 г.)

Дебютной ролью актера стал образ белофинского офицера в фильме «Машенька», снятого в 1942 году. Фильмов, в которых Владислав Игнатьевич Стржельчик открывает силу и благородство характеров людей, посвятивших себя военному делу, в его актерской работе будет множество.

Актер в фильме «Адъютант его превосходительства»

Самыми яркими ролями в кинобиографии актера стали образы генерала Ковалевского в кинофильме «Адъютант его превосходительства» и французского полководца Наполеона в кинокартине «Война и мир». Интересные образы были созданы Стржельчиком в кинофильмах «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Соломенная шляпка», «Женитьба», «Гардемарины, вперед!», «Поэма о крыльях»,«Тартюф».

Владислав Стржельчик

У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.

Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.

Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!

Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.

Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).

Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».

Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Биография[ | ]

Владислав Стржельчик родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.

В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.

В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля

». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.

Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов

в «Варварах» М. Горького,Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова,Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера,Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая ролькнязя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели,Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.

В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».

Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).

Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР.

Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены.

Скончался 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.

Семья

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.

  • Отец — Игнатий Петрович Стржельчик, инженер
  • Мать — работала в Эрмитаже
  • Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик, офицер
  • Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
  • Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
  • Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
  • Сын — Евгений Владиславович Волков (род.1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ.
  • Сын — Дмитрий Алексеевич Исаев (род. 1973), актёр театра и кино
  • Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 1981), актёр театра и кино
  • В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.

До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика была ещё одна дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.

Адреса в Ленинграде

  • 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
  • 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
  • 1971—1990 — Бассейная улица, 47
  • 1990—1995 — Петровская набережная, 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector