Пожилой возраст по классификации воз — это сколько? какой возраст считается пожилым?
Содержание:
- Содержание
- Особенности основных этапов существования личности
- Образование
- Таблица нормы роста девочек
- Бальзаковский возраст и отношения
- «Доминирующий основной склад» личности
- Плюсы и минусы возраста в 40+
- Демографические процессы современности
- Проблема периодизации
- Ссылки
- От 11 до 18 лет
- Младенчество
- Навигация
- Специфика среднего возраста
- Критерии и принципы
- Основные периоды земного пути людей
Содержание
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Как повысить стрессоустойчивость у взрослого, на работе, как тренировать, как развить
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Образование
Люди среднего возраста имеют огромные пробелы в знаниях. Один недавний опрос показал, что 66 % из них не знали, что такое Освенцим, а 22 % были незнакомы с Холокостом. Однако мода на чтение среди этого поколения начинает развиваться, миллениалы не жалеют денег на покупку книг, а многие из них даже записываются в публичные библиотеки.
«Добивалась всего вопреки». Анфиса Чехова открыла секрет счастливой жизни
Сама делаю смягчитель для белья. Он натуральный, экономный, и рецепт простой
Сын Яны Рудковской появился на вечеринке со своей возлюбленной (фото)
Несмотря на наличие пробелов в знаниях, среди людей, рожденных в период между 1982 и 2000 годами более высокий процент тех, кто обладает ученой степенью, по сравнению с другими поколениями, но, к сожалению, как было указано выше, большого плюса к заработной плате это не дает.
Согласно опросу, проведенному Business Insider, первая работа, на которую поступали люди среднего возраста после обучения, не требовала специальных знаний. Чаще всего им приходилось начинать с самого низа карьерной лестницы, постепенно пробивая себе путь к руководящим должностям.
Таблица нормы роста девочек
При рождении средний рост девочек составляет 50,2 см. На протяжении первого года жизни грудные малышки интенсивно растут, поэтому рост ребенка в годик увеличится примерно наполовину (до 75 см).
Нормы роста девочек по месяцам до года (в сантиметрах):
- Новорожденная — 50,2;
- 1 месяц — 51,7;
- 2 месяца — 55;
- 3 месяца — 57,7;
- 4 месяца — 59,1;
- 5 месяцев — 61,7;
- 6 месяцев — 63,5;
- 7 месяцев — 65;
- 8 месяцев — 66,4;
- 9 месяцев — 67,7;
- 10 месяцев — 69;
- 11 месяцев — 70,3;
- 12 месяцев — 74.
В среднем, рост ребенка в 3 года сохранится практически на прежнем уровне, впоследствии девочка будет стремиться ввысь не так быстро, как раньше.
Рост девочек по годам (в сантиметрах):
- 1 год — 74;
- 2 года — 86,4;
- 3 года — 95,1;
- 4 года — 102,7;
- 5 лет — 109,2;
- 6 лет — 115;
- 7 лет — 120,7;
- 8 лет — 126,3;
- 9 лет — 132,4;
- 10 лет — 138,5;
- 11 лет — 144,2;
- 12 лет — 150,6;
- 13 лет — 156,8;
- 14 лет — 161,3;
- 15 лет — 163;
- 16 лет — 166,7;
- 17 лет — 169,2.
Примерный рост ребенка в 1 год и его вес всегда нужно рассматривать в тандеме друг с другом
Не стоит паниковать, если девочка слишком высокая или низкая для своего возраста, важно сопоставить эти показатели с ее весом. Врачи в большинстве случаев рассчитывают коэффициенты соотношения обоих данных и делают выводы, выходят ли они за рамки норм
Нормы ВОЗ роста мальчиков по годам: от рождения и до 17 лет
При рождении рост мальчиков в среднем составляет 50,7 см, но в настоящее время наблюдается тенденция к росту этого показателя. Рост мальчика в 1 год достигает 76 см, но может быть большим или, наоборот, меньшим.
Нормы роста мальчиков по месяцам до года (в сантиметрах):
- Новорожденный — 50,7;
- 1 месяц — 53,7;
- 2 месяца — 57,3;
- 3 месяца — 61,4;
- 4 месяца — 63,9;
- 5 месяцев — 65,9;
- 6 месяцев — 67,6;
- 7 месяцев — 69,2;
- 8 месяцев — 70,6;
- 9 месяцев — 72,0;
- 10 месяцев — 73,3;
- 11 месяцев — 74,5;
- 12 месяцев — 75,7.
Рост мальчиков по годам (в сантиметрах):
- 1 год — 76;
- 2 года — 87,8;
- 3 года — 96,1;
- 4 года — 103,3;
- 5 лет — 110,0;
- 6 лет — 116,0;
- 7 лет — 121,7;
- 8 лет — 127,3;
- 9 лет — 132,6;
- 10 лет — 137,8;
- 11 лет — 145,3;
- 12 лет — 152,7;
- 13 лет — 158,8;
- 14 лет — 165,1;
- 15 лет — 170,5;
- 16 лет — 175,2;
- 17 лет — 176,6.
Несмотря на существующие нормы, мальчики и девочки не всегда подчиняются таблицам роста. Причиной может быть наследственность, гормональные нарушения, генетические заболевания или злокачественные новообразования.
Самыми распространенными патологиями являются карликовость и гигантизм. В первом случае отклонения можно обнаружить еще в дошкольном возрасте, когда ребенку исполняется всего 4 года. Малыш может визуально отставать в физическом развитии, иметь заметные несоответствия размеров головы и туловища. Чем раньше родители обнаружат эту симптоматику и обратятся к профессионалу, тем выше вероятность, что назначенное лечение поможет справиться с проблемой. В большинстве случаев врачи прибегают к помощи гормональных препаратов.
Слишком высокий рост в 2 года (гигантизм) говорит о нарушениях в гипофизе головного мозга. Такое состояние очень сложно обнаружить в раннем возрасте. Чаще всего это становится возможным только в подростковом периоде. Родители замечают такие отклонения, как существенное превышение физиологических норм роста, грубые черты лица, крупные ладони и ступни, другие части тела. Однако и такая патология поддается корректирующей терапии при своевременном обнаружении и привлечении опытного врача.
Иногда отставание в росте ребенка в 3-4 года связано с болезнями ЦНС и сердечно-сосудистыми патологическими процессами. Они могут быть обусловлены врожденными генетическими отклонениями.
Рост и вес в 2 года зависят от индивидуальных особенностей ребенка и редко не выходят за рамки нормативных показателей. Врачи в поликлиниках пользуются таблицами, разработанными ВОЗ, но всегда учитывают и другой немаловажный показатель — вес ребенка. Если оба значения нормально соотносятся, родителям не стоит беспокоиться.
Автор-эксперт: Александр Алексеевич Седулов, врач-диагност
Бальзаковский возраст и отношения
Переступая тридцатилетний рубеж, некоторые женщины сильно переживают мнимую утрату молодости. Особенно это касается дам, которые так и не успели реализовать себя в плане семьи и отношений, или же тех, кто к этому моменту уже в разводе. Появляется чувство, что года становятся на пути к вашему счастью, и мешают обрести встретить нужного мужчину.
Но хотим обратить ваше внимание, что бальзаковский возраст – вовсе не приговор. Ведь это нормально, что человек проходит через определенные жизненные этапы, становясь все мудрее и опытнее
Пройдя через многие жизненные передряги и научившись с ними справляться, женщина бальзаковского возраста приобретает особый шарм, с налетом величественности и спокойствия. И именно после 30 многие женщины расцветают не только в личностном плане, но и приобретают ту особую зрелую красоту, которую дает осознание своей женственности и своих достоинств.
Многие молодые люди, не говоря уже о мужчинах зрелых, восхищаются женщинами постарше, чем вызывают бурное недовольство и непонимание юных девушек. Жизненный опыт и четкое представлением о себе и о том, что должен представлять собой мужчина для создания семьи, а также толерантность и проницательность, которыми обладает дама бальзаковского возраста, – являются особо привлекательными для умных и зрелых представителей противоположного пола. Четкое понимание своих жизненных целей задач, высокая самооценка, способность зрело мыслить и обоснованно действовать, умение расставлять жизненные приоритеты – это все те, качества, которые, в принципе, приобретает женщина, входя в «бальзаковский возраст».
Конечно, все эти качества свойственны далеко не всем женщинам, часть которых все еще продолжает жить иллюзиями и мечтами девичества и юности, или, наоборот, считают, что статус замужних матрон и материнство – все, что им нужно в жизни.
Как говорится, каждому свое. Но в любом случае, к какой бы из перечисленных категорий женщин, для которых наступил бальзаковский возраст, вы бы себя не отнесли, следует осознать, что на самом деле любой возраст – это всего лишь некоторая условность, которая в подавляющем большинстве случаев служит лишь искусственным препятствием или оправданием для того, чтобы избегать решения определенных проблем и не действовать, когда возникает вопрос «как изменить свою жизнь».
Что касается особенностей внешности женщин, вступивших в бальзаковский возраст, то любовь к себе и забота о своем здоровье вместе с широким ассортиментом различных косметических средств и процедур, позволяют женщинам в любом возрасте выглядеть более чем восхитительно.
«Доминирующий основной склад» личности
Психотерапевт Бернард Ливехуд определил, что к среднему возрасту личность имеет некоторую базу, «доминирующий основной склад», на фоне которого складывается жизнь человека. Что интересно, задатки того или иного типа имеются с рождения. Автор выделил несколько типов людей и специфику течения их зрелого возраста:
Исследовательский тип. Как правило, это одинокие, увлеченные идеей и накапливающие информацию люди. Цель их жизни – понять, как устроен мир.
Мыслящий тип. Стремятся систематизировать полученные данные, выявить связи, предложить теории. Они не всегда следуют логике. Выискивают или создают противоречия. За это не всегда хорошо воспринимаются обществом или попадают в конфликты.
Организующий тип. Взрослые люди такого типа не любят рассуждать, а любят делать. Они строят карьеру и пытаются постоянно двигаться вверх.
Заботящийся тип. Название говорит само за себя
Для такой личности важно о ком-то заботиться, растить, кормить, оберегать. Прекрасно, если такой человек работает педагогом, а дома имеет полноценную семью
Тогда имеются все предпосылки для благополучной самореализации во всех сферах.
Реформирующий тип. Это новаторы и первооткрыватели. Они больше других типов свободны, однако нередко бывают наказаны и не поняты. Такие люди создают культуру и развивают общество.
Охраняющий тип. Противоположность предыдущему. Они стремятся все оставить как есть, максимально точно зафиксировать и передать дальше. Им прекрасно подходит профессия историка, бухгалтера.
Творческий тип. Редко встречается в чистом виде. Существует мнение, что творчеству есть место в любой профессии. Такая черта, как креативность, полезна везде.
Исходя из данной типологизации и того факта, что формирование типов берет свое начало гораздо раньше среднего возраста, я смею предположить, что от направленности личности и зависит выраженность и содержание кризиса среднего возраста.
То есть что я хочу сказать? Нельзя навешивать клише. Например, ошибочно считать, что все бездетные или одинокие люди могут резко начать из-за этого страдать, достигнув среднего возраста. Некоторым это действительно не нужно. Например, организующий тип. Он скорее будет страдать, если поймет, что в работе достиг не того максимума, которого мог или хотел.
Таким образом, зрелый человек счастлив и доволен своей жизнью тогда, когда его убеждения и ценности не противоречат тому, чем он занимается; когда он самореализовался во всех сферах. Под самореализацией в данном случае подразумевается активное воплощение своих идей и ценностей с помощью своих талантов и способностей в деятельность (профессиональную и общественную), не противоречащую его системе жизненных убеждений. В противном случае возникает тяжелый кризис среднего возраста.
Плюсы и минусы возраста в 40+
Твои слова: УВЕРЕННОСТЬ, ЗАМЕДЛЕННОСТЬ, РАЗБОРЧИВОСТЬ. Физиология: замедление биологических процессов. Сексуальность: продолжает развиваться.
«Ты начинаешь заботиться о своих ресурсах и не готова взваливать на себя все, как раньше, делегируешь ответственность, – говорит Виктория Чал-Борю. – Сил становится меньше, но в том и ценность возраста: ты не бросаешься помогать всем подряд. Но уж если делишься своим ресурсом, люди получают от тебя более качественную и ценную поддержку». «Это прекрасный жизненный период! Если женщина пришла к нему подготовленной, она переходит на новую ступень развития, у нее появляется внутреннее ощущение статусности – к этому невозможно прийти ни в 20, ни в 30 лет, – отмечает Наталья Романова. – Важный аспект – взаимоотношения с мужчинами. В этом возрасте женщина самодостаточна (в хорошем смысле этого слова), уверена в своей женственности и исключительности – это константы, на которые никто не может повлиять».
ЧТО С СЕКСОМ? «У ощущений в постели появляется понятная и интересная градация: оргазм «легкий», оргазм «глубокий», оргазм «высокий» – головокружительный и наполненный, – настраивает на приятное Анна Владимирова. – Сексуальная активность у мужчин-ровесников в среднем снижается. Поэтому теперь очередь партнерши взять на себя ведущую роль: возбуждать и вести за собой, разжигать страсть и увлекать в нее партнера. Именно такие женщины становятся самыми желанными для взрослых мужчин».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! Чтобы избежать неприятных последствий замедления биологических процессов и поддержать гормональный фон, уделяй особое внимание микрофлоре кишечника (здесь важны клетчатка и квашеные продукты) и ешь поменьше жирного и сладкого. Ульяна Курчевнева дает самый приятный совет: отправляйся в путешествие
«В поездках можно учить языки, осваивать местные танцы, заводить новые знакомства, пробовать экзотическую пищу. Ты активна и полна сил – надо этим пользоваться. Тем более в этом возрасте есть тенденция к тому, чтобы «осесть», а этого как раз делать не надо. Разнообразие – вот к чему стоит стремиться: так тренируется память, активизируется работа иммунной системы, пребывают в тонусе обменные процессы».
А параллельно держи руку на пульсе в том, что касается здоровья. Сейчас, например, еще есть возможность предотвратить негативные последствия наступления менопаузы для костей: если употреблять достаточное количество кальция, получать витамин D и регулярно заниматься спортом, можно избежать остеопороза в будущем.
Демографические процессы современности
Процессы трансформации возрастной структуры населения на сегодняшнем этапе объясняются несколькими факторами, с одной стороны, уменьшением числа новорожденных, а с другой — повсеместным ростом числа пожилого населения. Первая тенденция в возрастной структуре страны может повлечь за собой демографический кризис, а вторая — усиливает нагрузку на социально-экономические показатели страны.
С ходом снижения рождаемости и ростом средней продолжительности жизни людей на планете, главной демографической тенденцией во всем мире стал неизменный и упорный рост процента пожилых людей в возрастной структуре социума. Этот процесс в возрастной структуре страны либо ее области (региона) в демографической науке получил название старения населения (нации — в случае конкретной страны).
Основные факторы старения населения — это процессы уменьшения рождаемости и роста средней длины жизни населения. Уменьшение смертности в младших возрастах ведет к омоложению показателей возрастной структуры населения, а рост продолжительности жизни в преклонном возрасте провоцирует старение населения только при крайне низких показателях рождаемости населения. Также стоит отметить, что в связи с оттоком населения из сельской местности, в ней увеличивается показатель старения населения.
Для того, чтобы оценить степень старения населения за рубежом применим такой показатель, как удельный вес жителей, достигших возраста старше 65 лет в общей возрастной структуре населения страны, в нашей же стране данный показатель рассчитывается для жителей старше 60 лет.
Замечание 6
Предлагаем отследить тенденцию и сделать собственные выводы: в 1959 году он составлял 9,0%, в 1979 году — 14%, в 1999 году — 18%, в 2002 году — 19%, а уже в 2010 году — 21%. Прогнозы демографов неутешительны: к 2030 году часть пожилых людей в странах Европы составит четверть от всей численности их населения.
Проблема периодизации
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Ссылки
От 11 до 18 лет
В 11-18 летнем возрасте меняется интенсивность набора физических показателей. Родители должны понимать, почему подросток крайне нестабилен эмоционально. Физиологические отличия или половой диморфизм проявляется по внешним признакам, особенностям строения тела, функциональным возможностям отдельных систем организма. Все эти изменения оказывают влияние на несовершеннолетнего. Девушки начинают раньше формироваться, в возрасте 12-14 лет у них все показатели выше, чем у мальчиков. Однако к 15-16-летнему возрасту юноши перегоняют девочек по физическому развитию.
Подростковый период для мальчиков характеризуется активным ростом трубчатых костей скелета. Это проявляется в вытягивании конечностей, хотя туловище немного отстает в этой гонке. Из-за этого нередко создается впечатление, что подросток нескладный, непропорциональный. Грудь остается узкой, мышцы слабоваты для такой величины, что приводит к сутулости, неспособности длительное время держать спину прямо.
Мышечная масса увеличивается медленнее, чем костная. Основательно закрепляться она совершеннолетию. Масса увеличивается медленно, но неравномерно: показатель нормы у мальчиков колеблется от 2,4 до 5,3 кг за 12 месяцев, у девочек – от 2 до 5 килограммов. После 15-летнего возраста масса тела у девочек увеличивается больше, чем рост. Это процесс связано с увеличением мышц, подкожной жировой клетчатки, развитием костей скелета. Это период, когда двигательные реакции, координация движений становятся более точными, развиваются пространственные и мышечные ощущения.
Особенности полового созревания
Резкий скачок физических показателей объясняется гормональной активностью. Половое созревание девочек и мальчиков отличается
В это время важно контролировать массу тела подростка – профилактика убережет не только от многих серьезных заболеваний, но эмоциональных всплесков, которые проявляются в пубертатном периоде у несовершеннолетних. Однако применять диеты запрещено
Прививать навыки правильно питания нужно с самого рождения. Для нормализации высоты необходимо организовать прием витаминов.
Половое созревание у мальчиков проходит по нескольким этапам, продолжается нескольких лет. Оно характеризуется наступлением гормонального созревания половых желез, в подростковый период (13-18 лет) достигает своего пика. С 18-19 лет наступает время половой зрелости. Параллельно с этими изменениями увеличивается мышечная масса, растет все тело. Фигура становится мужской: плечи расширяются по сравнению с тазовыми костями.
Половое созревание у девочки проявляется активной «игрой» гормонов, которые называются эстрогенами. Они заставляют организм быстро расти: появляются волосы в паху, подмышечных впадинах, увеличивается грудь. Девочки, которые созревают слишком рано, должны находиться под особым наблюдением взрослых. Половое созревание у девочек длится примерно 7-8 лет.
Физиологические особенности, характерные для подростка в период полового созревания:
- контур и пропорции головы изменяются;
- окончательно формируется скелет;
- у мальчиков наблюдается гиперплазия мускулов и плечевого пояса;
- у девочек идет гиперплазия жировой ткани и подвздошной кости;
- у мальчиков бывают головокружения и обмороки;
- девочки становятся капризными, обидчивыми, вспыльчивыми.
Младенчество
Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый период (неонатальный) длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием – у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.
2-й период – от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой
Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице
Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.
В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.
Навигация
Специфика среднего возраста
В рамках возрастной психологии период взрослости, в том числе средней, изучен наименьшим образом. Однако можно выделить несколько опорных мыслей.
- Все стороны личности развиваются примерно одинаково. Под этим подразумеваются продолжающиеся физические, психические и личностные изменения. Для сравнения приведу такой пример. Наиболее ярким представителем неравномерного развития ресурсов человека является подростковый возраст: стремительный рост тела, гормональная перестройка, но отстающее от них профессиональное и интеллектуальное развитие.
- Взрослость предполагает социальную и юридическую зрелость. Под этим подразумевается соблюдение своих обязанностей, получение прав, несение ответственности за свои поступки и слова, возможность занимать какой-либо социальный и профессиональный статус.
- Главный психологический элемент среднего возраста – восприятие самим человеком себя как взрослого и отношение к себе и своему возрасту.
Из последнего и вытекает кризис среднего возраста. Эрик Эриксон, известный психолог и психотерапевт, отметил, что средний возраст – не просто очередной жизненный этап и возрастной период, а непосредственный экватор всей жизни человека.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:
- юность;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.
Средний возраст — возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Западные учёные определяют его границы по-разному: начало — от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец — от конца четвёртого десятилетия до 60 лет.
В возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР в 1965 году, под средним возрастом понимался весь период жизни человека от юношеского возраста до пожилого возраста, однако в нём выделялись два периода: для мужчин — от 22 до 35 лет и от 36 до 60 лет; для женщин — от 21 до 35 лет и от 36 до 55 лет
В периодизацииЭрика Эриксона средний возраст отсутствует, однако соответствует начальному периоду восьмой фазы — старший взрослый возраст и старость. Эриксон характеризует эту фазу в целом как период целостности личности либо её раздвоенности, отчаяния.