Адаптация к детскому саду

Как правильно поступать с ребенком?

Попытайтесь отлучаться от ребенка, например, в магазин, когда он чем-то занят: увлекательной игрой с друзьями, рисованием. Можно отлучаться в то время, когда ребенок конструирует своими руками сюрприз для родителей. Если вы собираетесь часто выходить из дома и оставлять ребенка одного – приучите его к тому, чтобы он сам считал время до того, как ему пора лечь спать и сам же ложился, то же касается и времени приема пищи.

Возлагайте на него дополнительные обязанности. Например, чтобы он помогал вам что-то искать или мыл посуду, убирал за собой и т.д., тогда ребенок будет чувствовать ответственность и малышу не будет одиноко, когда он будет находиться сам в доме.

Говорите ему о том, что благодаря его неоценимой помощи вам намного легче справляться по дому и он молодец, что упрощает маме или папе жизнь.

Можете придумать ритуалы, например, когда уходите на работу, чтобы ваш малыш махал вам рукой на прощание из окна квартиры, провожал до дверей или лифта. Если вы будете приносить ребенку вкусные или приятные сюрпризы, приходя с работы, он тоже попытается сделать вам приятное, притом будет с нетерпением ждать вас, чтобы увлеченно рассказать о том, что с ним происходило в течение дня.

Как ускорить адаптацию?

Чтобы ребенок быстро и легко привык к переменам в его жизни, психолог Ольга Гома советует заранее рассказывать ему о детском саде. Нужно делать акцент на позитивных вещах (что там много игрушек, дети вместе играют и ходят на прогулки), не приукрашая действительность, чтобы потом у ребенка не было разочарования.

Психолог советует еще до начала учебного года сходить с малышом на последнюю прогулку в саду, чтобы он познакомился с воспитательницей, увидел, что дети весело играют вместе, а потом их вечером забирают мамы.

Если администрация не запрещает чужим людям играть на территории сада, такие прогулки станут отличным подспорьем для успешной адаптации в будущем, соглашается воспитатель Виктория Кулинич. Можно также взять ребенка с собой, когда мама за пару дней до начала посещения сада понесет справку заведующей.

— Обычно в этот день заведующая показывает помещение той группы, куда определен ребенок. И это отличная возможность познакомить малыша с тем местом, куда он скоро придет. Если там еще будет воспитательница, то он сможет с ней наладить с ней первичный контакт.

Когда придет время посещать детский сад, начинать нужно с минимального времени, постепенно оставляя ребенка в саду все дольше:

— В первую неделю стоит водить ребенка в сад на 1-2 часа во время произвольной игры в группе или на улице (без завтрака и занятий), —  советует психолог Ольга Гома. —  Затем можно приходить на завтрак и в течение недели оставлять ребенка на 2-3 часа. Еще 2-3 недели водим малыша с завтрака до обеда и только потом оставляем на дневной сон, забирая сразу после сна либо полдника. Хорошо, если этот этап тоже продлится около 2-3 недель. После такого плавного вхождения в режим можно оставлять ребенка уже на весь день, но по возможности забирать в течение пары месяцев в 16-17 часов.
 

Примерно такой же схемы придерживается воспитатель, только она выделяет на каждый этап в среднем по неделе. Начинать новый этап адаптации, например, оставлять ребенка на обед или сон, Виктория Кулинич советует не с понедельника, а со вторника.

— Дети за выходные немного отвыкают от сада, поэтому в понедельник лучше оставить тот же режим, что был на прошлой неделе. А со вторника уже вводить что-то новое: обед, сон и т. д.

Периоды адаптации

Отмечают три периода адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Это периоды изменений, стабилизации и компенсации. Период изменений — самый сложный, ребенок испытывает стресс и напряженность. Он может чаще болеть и требовать внимания. Второй этап наступает, когда малыш привыкает к новой среде. Он уже не капризничает и живо интересуется тем, что будет завтра в группе.

Однако и на этапе стабилизации еще возникают периоды, когда малыш капризничает. Это отголоски первого этапа. Капризы и стресс обычно наблюдаются, если у ребенка наблюдаются конфликты со сверстниками или когда самочувствие ухудшается.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Подготовка

Нередко начало посещения садика или школы может сопровождаться плохим самочувствием ребенка — обостряются хронические заболевания, малыши чаще простужаются. Чтобы избежать возможных проблем, ребенок должен быть здоров и готов к саду или школе, а также к предстоящей зиме. Для этого мы рекомендуем начать подготовку посещения детсада или школы с диспансеризации малыша, которую лучше проводить за 1 — 2 месяца до поступления.

Обычно начинает и завершает диспансеризацию осмотр педиатра. При первом посещении врач осмотрит ребенка. В зависимости от возраста, особенностей конституции, образа жизни, состояния иммунной системы ребенка, риска хронических заболеваний педиатр определит круг специалистов, которых нужно посетить, сроки профилактических прививок, ряд нужных лабораторных анализов. При повторном визите к педиатру вы получите заключение о здоровье ребенка, построенное на основании результатов полного обследования. Если есть необходимость, доктор назначит лечение. Также педиатр посоветует профилактические мероприятия для сохранения и укрепления здоровья, даст рекомендации по питанию, режиму дня, физическому воспитанию (гимнастика, массаж, закаливание), подходящие именно для вашего малыша

Педиатр определит возможную длительность периода адаптации в детском учреждении, подскажет, на что маме и воспитателю и учителям обратить внимание

В детском саду и школе увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка, так как он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения

Поэтому очень важно перед детским садом или школой показать малыша окулисту. Специалист проверит остроту зрения ребенка, исключит возможную патологию глаз

Многие дети страдают увеличением аденоидов, хроническим тонзиллитом. Осенью, на фоне снижения иммунитета и погружения в новую среду и детский коллектив, хронические заболевания носоглотки могут разгореться с новой силой. По этой причине перед посещением детского сада и школы желательно посетить отоларинголога. Также осенью детям необходимо провести санацию полости рта, выявить пораженные кариесом зубы, а также изменения в прикусе. Врач-стоматолог расскажет, как избежать проблем с зубами, при необходимости проведет лечение.

Из лабораторных исследований необходимо сделать общий анализ крови (берется из пальца). Он покажет содержание гемоглобина, лейкоцитов (клеток крови, защищающих организм от инфекции), эозинофилов (маркеры аллергии и глистной инвазии) и других форменных элементов крови. Следующий анализ — исследование мочи. На фоне снижения защитных сил организма в осенне-зимний период при купании в бассейне, после перенесенной ОРВИ может появиться или обостриться инфекция мочевых путей. Обязательно перед детским садом и школой необходимо сделать соскоб на энтеробиоз для исключения остриц. При неустойчивом стуле, запорах можно исследовать кал ребенка (копрология): анализ покажет, какие составляющие пищи перевариваются, а какие нет. По показаниям может понадобиться проведение УЗИ органов брюшной полости, консультация гастроэнтеролога.

Важной составляющей подготовки малыша к детскому саду и школе является и профилактика острых заболеваний (ОРВИ, грипп и др.). Обычно ее проводят за 1 — 2 месяца до поступления в дошкольное учреждение и школу

Применяют различные средства, направленные на повышение не специфических защитных механизмов иммунитета. Используют и природные оздоровительные факторы — закаливание, курсы различных растительных адаптогенов, витаминов и др. Малыш перед поступлением в детсад и школу должен иметь профилактические прививки согласно прививочному календарю. Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в детский сад и школу. Первая профилактическая прививка уже в детском саду назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц.

Такая диспансеризация перед детским садом и школой дает родителям возможность узнать о возможных заболеваниях ребенка и принять необходимые меры предосторожности, а малышу позволяет, находясь в детском коллективе, избежать частых заболеваний

Адаптация в детском саду в 2 года и в 3 года

Различие не большое. Оно состоит в том, сам ли ребенок отпускает маму или его от мамы отрывают и забирают в группу? В 2 года ребенок вряд ли сможет добровольно отпустить маму от себя и уйти спокойно. Рано ожидать этого. Все- таки период отделения от мамы начинается у детей к 3-м годам. А вот после 3-х лет больше половины детей на адаптации способны отпустить маму, если до этого было нежное, теплое прощание в раздевалке.

Возможные проблемы и способы их преодоления

  1. После напряженного дня в садике, дома ребенок становится неуправляемым, агрессивным. Не принимайте выпады ребенка на свой счет. Ребенку небезопасно выплескивать напряжение непосредственно в садике, поэтому он несет это все вам домой. Сжальтесь над ним, он изо всех сил пытается уложить в голове и переварить то, что с ним происходит. Чем больше и быстрее эмоции выйдут, тем легче станет ребенку. Играйте больше с ним в бессмысленную возню, щекоталки, догонялки, в захват заложников, бой подушками. Пусть веселится!

  2. Частые болезни. Есть мнение, что если ребенка после очередной болезни, после выписки подержать еще дня 3-4 дома, а не отводить в сад, то следующий «здоровый» период продлится дольше. Но дети в саду все равно болеют. Это нужно выдержать.

  3. Агрессия других детей по отношению к вашему малышу. Укусы, синяки, оторванные детали одежды, поломанные игрушки- это то, что может происходить каждый день. Здесь каждый родитель решает проблему по своему привычному сценарию. От угроз воспитателю жалобой на недосмотр, разговора с родителями агрессора до понимания, что за всем не уследишь, и такое случается у детей.

  4. Долгое нытье. Когда прошло уже полгода- год, а ребенок все еще ноет и ни в какую не хочет идти в сад. Всегда нужно смотреть на то, что с ребенком, помимо нытья.

Задайте себе и воспитателю вопросы. Ребенок в саду веселый? Активный? Включенный в процессы? У него есть друзья? Он способен справляться с заданиями на развитие по возрасту? Если на все вопросы ответы положительные, то вам нужно набраться терпения. Как говориться: «Этот вой у нас песней зовется». А может с этой утренней песней ребенку легче выдерживать сад?

Вопросы, которые важно задать воспитателю перед тем, как вести ребенка в сад:

  1. Если ребенок будет отказываться есть в садике, что вы будете делать? Оставите его в покое или все же постараетесь накормить?

  2. Если ребенок будет все время сидеть на одном месте и не контактировать с детьми, что вы будете делать?

  3. Если ребенок будет все время плакать, что вы будете делать?

10 подсказок-советов в поддержку родителей по адаптации в саду от психолога

  1. Примите решение, что вы отдаете ребенка в сад и принимаете все последствия. Мозг малыша начнет работу по адаптации, и вы не должны мешать этому процессу. Например, поводили неделю, сердце ваше не выдержало, вы ребенка забрали в надежде, что чуть позже будет лучше. Никто не знает, как будет потом, в начале пути мы всегда стоим в темноте. Раз решили- ведите.

  2. Заранее планируйте период адаптации. Чтобы ребенка принимали и находились с ним рядом длительное время одни и те же воспитатели. Спросите, планируют ли они уходить на время адаптации вашего малыша в отпуск, на учебу, в запланированный больничный?

  3. Активно сватайте вашего малыша воспитателям. Разговаривайте с воспитателями сами, шутите, дарите вместе подарочки. Контактируйте с воспитателями на глазах ребенка, пусть видит, что вы этих людей знаете. Удобнее это делать не в начале рабочего дня (ведь многие дети плачут и воспитателям не до разговора), а в конце.

  4. Говорите ребенку эти фразы перед садом: «Мама про тебя помнит», «Мама по тебе скучает», «Мама обязательно придет за тобой».

  5. Давайте ребенку с собой что-то домашнее, что-то свое. Иногда этот предмет помогает ребенку чувствовать связь с мамой.

  6. Не давайте ребенку с собой в группу много игрушек. Потому что много игрушек- это много желающих- это много беспокойства у ребенка их оберегать- это много слез.

  7. Делайте, по желанию, для ребенка перерыв в середине недели. Если есть с кем его оставить. Так ребенок чуть легче переносит сад.

  8. Ни о какой травме в саду речь не идет. Речь идет о временной «неспособности переносить разделение с привязанностью» (с).

  9. Само понятие адаптация – это и есть путь страдания. До тех пор, пока человек не смиряется с тем, что он не в силах изменить. Так и ребенок, он будет страдать в саду до тех пор, пока его мозг не смирится с тем, что сад- это новая часть жизни ребенка.

  10. Если вы видите, что после того, как ребенок пошел в сад, он стал заметно вялый, скучающий, пассивный, не видно никакой динамики в развитии… То вам нужно на время забрать ребенка из сада и «отогреть» его.

Автор статьи, Елена Садовниченко, практикующий психолог, мама двоих детей.

А как проходит или уже прошла адаптация у Ваших деток? Если остались вопросы — задавайте!

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Румяные щечки

Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

— Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

— Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Покажи картинку.

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

— Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д.

В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый

Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит,воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Здравствуй школа!

Считается, что привыкнуть к школе сложнее, чем к детскому саду, поэтому начнем именно с тонкостей школьной адаптации. Первоклашке действительно нелегко приспособиться к новым условиям. Судите сами: ребенок привык целый день бегать-прыгать, теперь ему нужно полдня спокойно сидеть за партой, слушая учителя и пытаться разобраться, что за странные «закорючки» написаны в учебнике. Особенно тяжело приходится в первые две-три недели учебы. Организм школьника в это время работает на полную, иногда даже «зашкаливает» (кстати, этим объясняется тот факт, что многие первоклашки в сентябре болеют). Примерно через месяц наступает «неустойчивое приспособление», когда ребенок уже более-менее свободно чувствует себя в новой обстановке. «Устойчивым» оно становится тогда, когда ребенок наконец втягивается в учебный процесс и его организм реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением, чем раньше. Когда это произойдет, сказать сложно. В среднем процесс адаптации занимает два-три месяца. Хотя бывают случаи, когда он растягивается месяцев на шесть. Впрочем, нужно быть готовыми и к другому развитию событий, так называемой «адаптации наоборот». При этом ребенок в первые дни ходит в школу, как на праздник: ему интересно сидеть за партой, знакомиться с новыми детьми, учителями и т.д. Однако, насытившись новыми впечатлениями, сын или дочь может объявить «забастовку», упрямо отказываясь идти на уроки. Как действовать родителям, чтобы помочь своим детям быстрее и с меньшими потерями пережить этот болезненный период? Приведем несколько полезных рекомендаций:

Постарайтесь правильно замотивировать вашего ребенка. Объясните ему, что в школе он научится писать, считать, узнает много нового о других странах, животных и пр. А вот аргумент вроде «учиться нужно, чтобы быть умным» вряд ли подействует — это слишком абстрактно, а потому непонятно;

Продумайте режим дня ребенка. Когда каждый день проходит по плану, это дает ощущение стабильности. К тому же, если распорядок войдет в привычку, не надо будет тратить дополнительных усилий на то, чтобы посадить ребенка за уроки. Есть и еще один приятный «побочный эффект» — сын или дочь научатся рассчитывать и ценить свое время и будут больше успевать за день. Единственное но: прежде чем отдавать ребенка во всевозможные секции, подумайте, стоит ли это делать в первый месяц учебы? Ничего страшного не случится, если ребенок поступит в театральную студию или танцевальный кружок в октябре-ноябре. Зато адаптация к школе пройдет гораздо легче.

Если вы планируете записать ребенка на продленку, обговорите с ним это заранее, а не ставьте перед фактом: «Завтра будешь в школе до вечера». По возможности повремените с продленкой первые две-три недели. Возьмите на это время отпуск или поручите бабушке забирать ребенка сразу после уроков.

Поддерживайте ребенка морально, разделяя его первые трудности и радости. Чаще хвалите: «Молодец, отлично справился с заданием!» Если же вы расстроены какими-то его поступками, не скрывайте своих чувств. Например, вы вполне можете сказать: «Мне досадно слышать, что учительница недовольна твоим поведением». Для ребенка в таком возрасте очень важно мнение родителей, поэтому он к нему наверняка прислушается и сделает выводы.

Проводите с сыном или дочкой больше времени. Под общением подразумевается не только обсуждение событий дня, но и совместные занятия, например поход на выставку, в цирк, театр, общие игры.

Если ребенок рассказывает вам о каких-то конфликтных ситуациях (между ним и учениками или между ним и учителем), не стоит сразу же горячо поддерживать только одну сторону. Попробуйте быть объективным. Сын или дочка то хвалит учителя (либо новых друзей), то ругает? Отнеситесь к этому спокойно. На этапе привыкания чувства ребенка нестабильны. Со временем они станут гораздо более постоянными.

Первый раз в детский сад

По сравнению с адаптацией к школе привыкание к детскому саду кажется легким. В какой-то степени так оно и есть. Ребенок дважды в день гуляет, днем спит, много играет. Однако малышам тоже бывает нелегко «включиться» в новую жизнь. Во-первых, им предстоит расставание с мамой, а большинству детей это тяжело дается. Во-вторых, нужно привыкать быть самостоятельным: одеваться-раздеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, заправлять постель, что для малышей тоже нелегко. Как же смягчить адаптацию?

Первый месяц приводите ребенка в детский сад не на полный день, а на несколько часов, например, только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми в «неформальной» обстановке. Потом – на пол дня, затем — на целый лень. Не огорчайтесь, если ребенок с трудом «включается» в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять (съесть блинчики на полдник, достроить дом и т.д.).

Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов — их достаточно в детском саду. Пусть чадо занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается куча эмоций — как положительных, так и отрицательных, а справиться с ними самостоятельно он не в силах. Единственное, чего не стоит делать, — позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.

Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы.

Репетируйте с ребенком дома те вещи, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется сам заправлять постель, сервировать стол, причесываться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.

Чтобы ребенок был меньше подвержен простудам — а «новички» в саду то и дело болеют, — приложите все усилия по закаливанию сына пли дочки. Вообще-то медики рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.

Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку — ему будет легче пережить расставание с домом. Однако лучше, если игрушку он выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек — для того чтобы поделиться с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки — можно только попросить.

Если ваш малыш с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в прятки или салки. Чаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.

Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придется какое-то время подождать.

Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовет всех кушать, значит, надо идти и кушать, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.

Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребенок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора попозже. «Отбой» тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от «тихого часа», прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок «втянется» в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна

А далее важно выполнять обещание

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию

В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно

Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

  • от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
  • от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
  • от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Заходить ли с ребенком в группу?

Воспитатель Виктория Кулинич рассказывает, что в их саду родители прощаются с ребенком в раздевалке и передают его воспитателю, который отводит малыша в группу.

— Мы не практикуем такой вариант, когда дети играют в саду с мамами. У нас есть специальный кружок «Материнская школа». В него дети до сада ходят вместе с мамами, где они лепят, рисуют, поют и занимаются в спортивном зале. Но с началом полноценного сада так делать не стоит. Представьте, если все родители захотят зайти в группу. Что будет твориться тогда в помещении? 

— Нужно объяснить ребенку, что сад — это только для детей, — советует психолог.— Родителям там находиться нельзя. Переоденьте ребенка в раздевалке, расскажите, что он сейчас будет делать, когда вы его заберете, и отпустите в группу. Вот идеальная схема действий.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу

Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.

Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.

Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно

И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать.   Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления

Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.

Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector