Дизартрия и анартрия

Причины дизартрии у детей и взрослых

Причины повреждений нервов – различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи. При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, а также структура ядер, которые расположены в стволе и в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.

При поражении отделов центральной нервной системы недостаточно развиты подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса, порядок мышечных сокращений речевой мускулатуры и согласованность в работе артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов. Вследствие этого нарушается просодический компонент речи: громкость, плавность, темп, тембр, эмоциональная выразительность. Если повреждены проводящие системы, направляющие импульсы от коры головного мозга к нижлежащим структурам двигательного аппарата, повышается мышечный тонус в мускулатуре речевого аппарата и усиливаются рефлексы орального автоматизма. При центральном поражении недоразвитыми также оказываются и корковые отделы головного мозга, обеспечивающие формирование речевых способностей.

У взрослых и детей причины дизартрии разные. У взрослых она вызвана нарушением мозгового кровообращения вследствие сосудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит). У детей отмечается внутриутробная патология плода: гипоксия, краснуха, заболевание матери, употребление отдельных лекарств; родовые травмы, неправильное положение плода при родах, асфиксия, крупный плод, конфликт резус-фактора. Группы детей с дизартрией разнородные. Прямой взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью отклонений нет.

Признаки панической атаки

Многие люди, к сожалению, не понимают, что их «посетила» паническая атака, полагая — внезапно «прихватило» сердце. Действительно, симптомы приступа паники похожи на вегетативный криз: учащенное сердцебиение, пульсация в височных областях, не хватает воздуха – тяжело дышать, боли в груди и животе. Однако принимаемые лекарственные средства «от сердца» никак не улучшают состояние.

Также человек в эти моменты начинает то потеть, то ощущать озноб, у него дрожат конечности, кожа онемевает или ее покалывает, может быть головокружение и тошнота, расстройство желудка. Ему все кажется нереальным, размытым, что это происходит не с ним (дереализиция и деперсонализация), он сходит с ума или умирает. Больной испытывает неимоверный страх, но есть и такие личности, на которых, вместо этого, наваливается тоска- ему все время хочется плакать или проявлять агрессивность.

О наличии такого психического расстройства, как синдром панической атаки, можно говорить, если приступы происходят несколько раз в день или пару – в месяц, и продолжаются несколько минут или до часа (средняя цифра — от 15 до 30 мин).

Приступ появляется неожиданно, безо всякого на то предлога, а не в какой-то пугающей или тревожной ситуации: в магазине, на улице, в кинотеатре, во время вождения автомобиля, дома – на диване, и даже во сне. Человек в этот момент как может находиться среди людей, так и быть в одиночестве.

Вряд ли можно утверждать, что все вышеописанное опасно для здоровья, но панические атаки могут привести к развитию неврозов, депрессии, фобий. Больной, пережив неожиданный приступ, даже совсем короткий, несколько раз, старается сделать все, чтобы избежать повторения. Он становится мнительным, теряет уверенность, постоянно «прислушивается» к себе, нервничает и старается избежать мест и ситуаций, где и в каком случае это произошло. То есть, теперь он боится именно такой атаки и живет в постоянной тревоге и фобическом избегании.

Механизм зарождения панического расстройства объяснить на примере очень просто. Вполне благополучный человек, как правило, сильная личность, живущий нормальной жизнью, получил в определенной травматической ситуации очень яркую эмоцию (гнев, страх и т.п.). Это переживание мозг вбирает в себя и хранит в бессознательном. То есть, сам индивид вроде бы все забыл, но это далеко не так: негатив надежно хранится в далеком уголке памяти и к нему, с течением времени, прибавляются воспоминания о неприятностях, которые неизбежно сопровождают нашу жизнь, какой бы замечательной и спокойно она не была.

В один прекрасный день случается какое-либо значительное событие, очень радостное или печальное (рождение ребенка, смерть родителя), и оно, по стечению обстоятельств, становится последней каплей, переполнившей сосуд с воспоминаниями. Тогда он «взрывается» и у человека происходит паническая атака.

Этот внезапный приступ беспокоит и волнует человека, даже если он прошел очень быстро. Такое непонимание произошедшего, тревожность, напряжение и избыток эмоций по этому поводу, могут спровоцировать еще один приступ, а потом они будут снова и снова. Больного пугает его физическое и психическое состояние в эти моменты, он старается не посещать тех мест, где его настиг приступ – появляются фобии. В итоге паническое расстройство развивается, и, если пустить эту проблему на самотек, то последствия могут быть весьма печальными.

Классификация

Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако наиболее обоснованной (доказательной), а поэтому основной и самой распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):

  • вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
  • спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
  • односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
  • атаксическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
  • смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.



Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ), указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур

Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций

Виды

В соответствии с общепринятой классификацией, установленной логопедами, выделяют 4 степени тяжести дизартрии по принципу понятности речи для окружающих:
1 степень (или стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения очевидны только логопеду при специальном обследовании;
2 степень дизартрии – нарушения в речи заметны всем окружающим, но в целом речь понятна;
3 степень дизартрии – понять речь пациента может только близкий человек и с трудностями посторонние люди;
4 степень дизартрии – речь отсутствует в принципе или непонятна никому (анартрия).
Клиническая классификация дизартрии
Классификация дизартрии строится на основании локализации поражения головного мозга. Так, выделяют следующие виды патологий:
1. Бульбарная форма дизартрии
Данная форма патологии развивается при опухолях или воспалении продолговатого мозга (от лат. bulbus – луковица – форма, свойственная продолговатому мозгу). Разрушению подвергаются черепно-мозговые двигательные нервы. В результате у ребенка наблюдается расстройство глотательной и жевательной функции. Артикуляция невнятная и упрощенная, звонкие звуки не воспроизводятся. Интонация голоса слабая, назальная, как будто у малыша постоянно заложен нос. Лицо амимично, не выражает никаких эмоций.
2. Псевдобульбарная форма дизартрии
Выступает наиболее часто встречаемой разновидностью заболевания. Причиной ее развития являются родовые травмы, интоксикация, энцефалит, а также перенесенные в раннем детстве органические поражения мозга. В результате поражаются проводящие пути от коры головного мозга к языкоглоточному, подъязычному и блуждающему нерву. Клиническая картина схожа с проявлениями патологии при бульбарной форме дизартрии: малыш плохо глотает, постоянно давится, изо рта может течь слюна, нарушена речевая и общая моторика. Однако этот тип речевого расстройства легче поддается коррекции и малыш при соответствующем лечении может полноценно овладеть звукопроизносительной стороной речи.
В свою очередь, псевдобульбарный тип дизартрии делится на три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
3. Корковая форма дизартрии
Эта разновидность наиболее сложная для распознавания. Ее часто путают с дислалией. При данной форме патологии ребенок испытывает трудности с произношением сложных по звукам и слогам слов. Дети могут произносить отдельные звуки, но при ускорении говорения они путаются. В речи образуются паузы, напоминающие по природе заикание. Коррекция помогает поставить дефектные звуки, но автоматизировать полноценную речь удается с трудом.
4. Подкорковая форма дизартрии
Для этой формы заболевания характерны гиперкинезы, или непроизвольные движения мимических и артикуляционных мышц. Гиперкинезы проявляются как в состоянии покоя, так и при попытках речи. В ряде случаев у больных даже могут вырываться гортанные крики. Ребенок может спокойно начать говорить, а в середине фразы запнуться, так как возникает артикуляционный спазм. Предложения произносятся либо очень быстро, либо монотонно и медленно с большими паузами. Иногда у детей с подкорковой дизартрией наблюдается снижение остроты слуха.
5. Мозжечковая форма дизартрии

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Почему панические атаки необходимо лечить

Синдром может проявляться не слишком часто: промежуток между приступами бывает довольно значительным, но, рано или поздно, паника все равно вернется, то есть само ничего не пройдет.

Последствия этого таковы:

  1. Так как паническая атака может застать врасплох в любое время, в каком угодно месте, на людях, то страдающий расстройством человек начинает избегать близких, друзей, никуда не ходить, замыкается в себе.
  2. Развиваются различные фобии – боязнь открытого пространства, темноты, явлений, т.е. чего угодно.
  3. Расстройство психоэмоциональной сферы приводит к расстройству личности.
  4. Формируется неуверенность в себе, что отражается на личности, внешности, отношениях в семье, профессиональной деятельности.
  5. Нарушается сон, теряется аппетит, происходит обезвоживание организма. В итоге – страдает организм.
  6. Отказ делиться проблемами вносит неполадки в нервную систему.

Избавляться от этой проблемы следует обязательно, так как она, судя по вышеперечисленному, приносит проблемы в социальной адаптации, ухудшает качество жизни, мешает нормально работать, отрицательно сказывается на физическом и умственном состоянии.

Виды патологии речи

Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:

1. Бульбарная. Данный вид характеризуется изменениями в области продолговатого мозга, который внешним видом напоминает луковицу. Отсюда и произошло название формы патологии, взятое из латыни(«бульбус» – означает «луковица»).

Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:

  • полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
  • парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.

Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.

2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.

Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.

3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления  – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.

4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.

Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.

4. Псевдобульбарный вид. Это наиболее «популярная» форма дизартрии, которая во многом похожа на бульбарную. Причиной ее возникновения является органическое поражение головного мозга, которое больной перенес во время внутриутробного развития, родов или раннего детства.

Для нее характерна возникающая в общей и речевой моторике, артикуляционной мускулатуре дисфункция, которая проявляется через утрату языкоглоточного тонуса. Ребенок при этом плохо глотает, часто поперхивается, чрезмерно «слюнявится»

Важно, что при данной форме нарушения речи возможности коррекции максимально благоприятные. 

Особенности псевдобульбарной модели дизартрии

В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:

  • стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
  • средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
  • тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
  • анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.  

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины дизартрии:

Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).

У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:

  • речь нечеткая неразборчивая

  • отсутствие выразительности речи, монотонность;

  • нарушение тембра голоса, речь «в нос»;

  • нарушение речевого дыхания, слабый голос;

темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;

паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;

  • спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;

  • отклонение языка в сторону, тремор;

гиперсаливация (усиленное слюноотделение);

  • парезы и параличи мышц конечностей и туловища;

  • неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Прогноз и профилактика заболевания

К сожалению, профилактика дизартрии затруднена, специфических мер избежать болезнь, не существует. Следует избегать большого спектра патологий, которые могут привести к этому тяжелому заболеванию: тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.

Для исключения врожденной дизартрии необходимо внимательно относится к себе в период вынашивания плода – своевременно проходить обследования, прекратить употребление сигарет и спиртного, соблюдать гигиену интимных отношений.

Ребенка с первых дней нужно оберегать от влияния травмоопасных ситуаций или воздействия вирусов любой этиологии.

Прогноз при дизартрии зависит от двух факторов:

  • стадии (тяжести) болезни;
  • начала ее лечения и выявления.

Благоприятный прогноз наблюдается в основном при стертой разновидности заболевания, когда нет тяжелых поражений органической нервной системы. Стертая дизартрия хорошо поддается коррекции при регулярных занятиях с врачом-логопедом.

Бульбарная форма болезни в большинстве случаев остается на всю жизнь, поскольку вызвана поражением мозгового кровообращения или участков головного мозга, отвечающих за речевые функции. Излечение возможно и в этих случаях, при регулярных занятиях и неукоснительном соблюдении врачебных назначений. Но, гарантий выздоровления нет.

Чем раньше начато лечение и если на более ранней стадии начата борьба с болезнью, тем больше шансов на успех. Если на первой стадии дизартрии добиться выздоровления удается в большинстве случаев, то в случае позднего начала лечения, прогноз практически всегда не благоприятный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector