Палочки кюизенера: игры и задания для детей

Характеристика

Счетные палочки Кюизенера известны уже достаточно давно и до сих пор пользуются популярностью ввиду действенности данной методики.

К достоинствам данной методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается и на всех остальных его умениях и навыках.

Палочки Кюизенера можно использовать начиная с двухлетнего возраста и пользоваться ими вплоть до девяти лет.

Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом:

  • первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;
  • вторая по размеру палочка – розовая;
  • третья по размеру палочка – голубая;
  • четвертая палочка – красная;
  • пятая палочка – желтая;
  • шестая – фиолетовая;
  • седьмая по величине – черная;
  • восьмая – бордовая;
  • девятая – синяя;
  • самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.

Наличие в составе большого количества компонентов позволяет использовать разные игры и схемы для детей различного возраста. Современные дидактические системы предлагают игры для дошкольников, детей младшего и среднего школьного звена.

Еще немного небесполезной информации…

Моя задача в этой статье – показать, как игра с палочками может превратиться в увлекательную и эффективную тренировку для мозга и пальчиков деток. Надеюсь, получилось вас вдохновить? А теперь поделюсь новинками из «УчМага» для полноценной подготовки деток к школе. Сейчас самое время активно подтягивать малышей подготовительной группы:

«Рисуем по клеточкам и точкам» – куда нам без прописей? Они отлично укрепляют руку, обостряют внимание, тренируют моторику;

«Рисуем по клеточкам. 365 развивающих заданий для подготовки к школе» – буквально ни дня без занятий, только так к школе ребенок подготовится идеально;

«Переменка в школе семи гномов

Рисуем по клеточкам» – увлекательные прописи, нескучные.

Еще мне очень нравится книга «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – превосходная предматематическая подготовка! Игры с геометрическими блоками рассчитаны на 24 занятия, так что еще есть время до школы усвоить азы математики.

Всегда так много хочется сказать, а так мало по итогу даю конкретного материала. Но блог безразмерный, буду все углубляться и углубляться, обещаю. А пока – обычная просьба: кликните по иконкам соцсетей, поделившись, таким образом, статьей с друзьями, и подписывайтесь на новости, буду рада.

Кстати, рекомендую прочитать:

Счетные палочки для изучения математики с детьми дошкольного возраста

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, элементарно видоизменяет их. Даются задания с постепенным усложнением. Ребенок составляет из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? {На квадрат.),

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

г) сложите такую лодку:

д) сложите такую вазу:

е) сложите такую конфету:

ж) сложите телевизор:

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

Упражнение 7

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

Упражнение 8

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Упражнение 9

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

Упражнение 10

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

Упражнение 11

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

Возраст от двух до трех лет называют «годом большого скачка». И действительно, между двумя и тремя годами у ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисованием, простейшими формами конструирования, у детей появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи

Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
интеллект;
самостоятельность;
воображение и творческое мышление;
внимание;
интерес к исследованиям и познанию;
активность;
волю к победе;
целеустремленность;
настойчивость;
самостоятельность;
способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
сосредоточенность.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Послушайте загадки и отгадайте, о чем в них говорится.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

Велосипед

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Автобус

Бежит, иногда гудит.

В два глаза зорко глядит.

Только красный свет настанет –

Он в момент на месте встанет.

Автомобиль

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный.

Вертолет

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.

Поезд

Под водою дом плывет,

Смелый в нем народ живет.

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом.

Подводная лодка

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

Самолёт

Их видно повсюду, их видно из окон, по улице движутся быстрым потоком,

Они перевозят различные грузы – Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются…автомобили

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Корабль

Молодцы, правильно, все отгадали. А как называется все это одним словом? (транспорт).

Дидактическая игра «Подбери предмет к действию». Посмотрите, пожалуйста, здесь, на столе, стоят разные виды транспорта. Про какой вид транспорта можно сказать: летит (плывет, едет, отплывает, взлетает, тормозит, останавливается).

Расскажите мне про составные части транспорта:

у корабля (корпус, днище, палуба, корма, нос, труба, мачта)

у самолета (кабина, пропеллер, шасси, крылья, хвост, окна-иллюминаторы)

у автобуса (салон, кабина, окна, двери, колеса)

у поезда (тепловоз, вагоны, окна, двери).

Дидактическая игра «Четвертый лишний». На доске прикреплены несколько разных по классификации видов транспорта картинок. Дети должны обосновать свой вывод.

Физкультминутка «Автобусы»: дети берут в руки маленькое колесо, изображающее руль, и двигаются по группе. Предупреждение – водитель автобуса отвечает за жизнь людей и поэтому движение должно быть безаварийным, ездить надо медленно, не сталкиваясь друг с другом, и по сигналу вернуться в гараж (сесть на свои места).

Вот мы с вами и вспомнили много разных видов транспорта. Скоро лето, и многие из вас поедут в гости к бабушкам. У кого-то бабушка живет рядышком, у кого-то далеко. Бабушки вас очень любят и всегда ждут в гости. И добраться до них вам поможет игра с цветными палочками. Здесь на столе лежат схемы разных видов транспорта, выберите себе ту, на которой вы быстрее всего доедете,доплывете или долетите до бабушки.

Работа детей

По окончании, дети анализируют работы, обращая внимание на передачу характерных особенностей изображения разных видов транспорта

Нестандартные сочетания

Как правило, в возрасте года дети начинают осваивать такой материал, как пластилин. Поначалу малыши лепят из него какие-то абстрактные и неясные фигуры, но если вы слегка поможете им в этом творческом процессе, то успехи будут куда более заметными. Именно в этой работе можно выгодно использовать счетные палочки, а как это сделать, мы сейчас расскажем. Палочка, подходящая по цвету, может стать стволом дерева или стебельком цветочка. Из большого количества пластинок можно смастерить забор в пластилиновом домике. Также палочки можно применить в качестве колючек для ежика, рук и ног человека, лап собаки или кошки и так далее. Все зависит от вашей фантазии и, конечно же, от абстрактного мышления вашего ребенка.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша»

    – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;

  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера»

    – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;

  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет»

    – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму

Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.

Конструирования из счетных палочек

Организация конструирования

При групповой игре лучше не объединять медлительных и «быстрых» ребят. Играть полезнее индивидуально. Это даст возможность продвигаться в оптимальном для ребёнка темпе.

Конструирование из счётных палочек с трёхлетками неплохо идёт в рамках сказочного или бытового сюжета, хорошо собирающего «в кучку» их неустойчивое, короткое внимание. Все приведённые ниже упражнения предполагают постройку конструкции по образцу

Все приведённые ниже упражнения предполагают постройку конструкции по образцу.

Образец малышу 3 лет предъявляется двумя способами.

Взрослый делает, ребёнок смотрит и повторяет

Полезно отслеживать ошибки, обращать внимание на соотнесение конструкции с образцом, потому что дети 3 лет легко увлекаются и забывают инструкцию. В этом варианте садитесь с ребёнком рядом, а не напротив, чтобы он не смотрел на образец «вверх ногами».
Взрослый кладёт перед малышом карточку со схемой

Ребёнок конструирует по схеме.

Ко второму варианту следует переходить, отработав первый.

Конструирование «Ёлочка»

Первый этап

Конструирование из палочек по показу взрослого. Начинаем с самых простых и знакомых ребёнку предметов. Елочка – предмет известный

Обратите внимание на цвет, чтобы ребёнок взял в работу палочки нужного цвета. Часто малыши отмечают только один признак: то ли форму, то ли цвет

Выделяя пару признаков, ребёнок учится крайне важному качеству – распределению и переключению внимания. Вариант 1

Если у вас особый ребёнок или малыш 2 лет, сперва нарисуйте её (можно даже рукой ребёнка). Объясните: это ёлка, будем её из палочек складывать. Сложите ёлочку на глазах у ребёнка. Предложите рядом сложить свою, чтобы получился небольшой лесок (мотивация). При невозможности ребёнку сложить предмет самостоятельно, не бойтесь взять его руку в свою и выполнить постройку совместно

Вариант 1. Если у вас особый ребёнок или малыш 2 лет, сперва нарисуйте её (можно даже рукой ребёнка). Объясните: это ёлка, будем её из палочек складывать. Сложите ёлочку на глазах у ребёнка. Предложите рядом сложить свою, чтобы получился небольшой лесок (мотивация). При невозможности ребёнку сложить предмет самостоятельно, не бойтесь взять его руку в свою и выполнить постройку совместно.

Ветки у ёлки поначалу будут торчать в разные стороны. Покажите и скажите: веточки у ёлки смотрят вниз.

Вариант 2. Ребёнок 3 лет справляется с конструированием по сделанному вами образцу легко. Переходите к конструированию из счётных палочек по схеме. Поделку обязательно обсуждать, как ниже показано.

Второй этап

Малыш легко справился с конструированием из счётных палочек по схеме и просит ещё. Развивайте идею – придумайте рассказик.

Пусть будет лесок (елки разного роста). В нём стоит избушка (просто избушка или на курьих ножках). Кто там живёт-поживает? Гуси-лебеди летят. Какого они цвета? С какой стороны летят? И так далее.

Считайте все выложенные предметы. Сколько ёлок? Сколько у ёлки веток? Сколько ног у избы на курьих ножках? Сколько гусей-лебедей летит?

Практические занятия конструктивного характера однозначно служат развитию ума, а именно наглядно-действенного и пространственного мышления. Чем раньше они будут использованы в работе с детьми, тем результат будет значительнее.

Как «работает» грелка?

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Цели использования

Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

Ход урока

— Ребята! Какой замечательный сегодня день! А какое время года за окном? (Осень.) Почему осень? (Листья изменили свой окрас, часто идёт дождь, дует холодный ветер, на улице похолодало, дни стали короче, птицы улетают в тёплые края.) Посмотрите, у нас в группе тоже «осень». А какие подарки дарит нам осень? (Ответы детей.)

По лесной дорожке

Осень к нам пришла

И с собой в корзинке

Подарки принесла.

— Ребята, как вы думаете, что в корзинке? Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, и вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке.

Загадки об овощах:

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют. (Огурцы.)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный. (Помидор.)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а (Лук.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох.)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь.)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко

Ведь правда вкусная. (Картошка.)

— Ребята, назовите одним словом, что в корзинке? (Овощи.)

— Где растут овощи? (В огороде, на грядке.)

— Молодцы, ребятки!

— В какое время года собирают урожай овощей с грядок? (Осенью.)

Картофель мы выкапываем.

Морковь (свёклу, лук, чеснок) мы (Выдёргиваем.)

Капусту (баклажан, кабачок) мы…. (Срезаем.)

Помидоры (огурцы, перцы, горох) мы….(Обрываем.)

-Ребята, а как вы думаете, овощи сами в огороде выросли? (Нет, их вырастили люди.)

Сентябрь уборкой велик.

Он дремать нам не велит.

Ну-ка, весь честной народ,-

Выходи в огород.

Потрудись, собери нашей осени дары.

Чтоб зимою в щи были овощи.

-Дети, выходите в огород!

Физминутка «Урожай»:

В огород пойдём, урожай соберём (шагают).

Мы морковки натаскаем (таскают)

И картошки накопаем (копают).

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (руками рисуют круг)

Щавеля нарвём немножко (рвём)

И вернёмся по дорожке (шагают).

— Ребята, куда мы будем складывать наш урожай овощей? (в корзинку). Я вам предлагаю сделать корзинку из счётных палочек. Давайте подойдём к столу. Дети садятся за столы.

— Рассмотрите внимательно образец корзинки. Посчитайте, сколько палочек внизу, по бокам и наверху. Выложите корзинку из счётных палочек у себя на столе.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»:

У Лариски – две редиски,

у Алёшки – две картошки.

У Серёжки – сорванца — два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки две хвостатых редьки!

(Дети по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)

Самостоятельная работа детей. Помощь при затруднении.

— Молодцы, ребята, вы хорошо постарались. У вас получились замечательные корзинки для овощей.

Все начинается с правильного подхода

Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать родителям, — это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной шкатулочке (если у вас девочка) или же в одной из игрушечных больших машин (в случае с мальчиком)

Не забывайте всегда обращать внимание крохи на то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда интересными для малыша

Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему действительно нравился этот процесс и он с увлечением осваивал новые и новые горизонты знаний.

Заключение

Счетные разноцветные палочки — это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего — моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Вы можете в процессе обучения крохи использовать простые палочки, а можете приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…

Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:

  • Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
  • Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
  • Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
  • Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
  • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
  • И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
  • Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:

  • Счетные палочки и цифры, 72 элемента

    – деревянный наборчик в коробочке;
  • Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре

    – 50 шт.

  • Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector