Логопедические упражнения для детей 4-5 лет дома

Содержание:

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.

  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.

  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка –  ладони прижаты друг к другу,  пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком

Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Воздушные шарики

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Игры для развития фонематического слуха

Что звучит?

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

Слова-вагончики

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.

Маленькие поэты

Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)

Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.

Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

Для проведения такого анализа рассматривают следующее:

  1. Задачи, цели проведенного занятия.
  2. Схема проведения: насколько хорошо она была продумана и реализована.
  3. Качество содержательной части урока.
  4. Оценка коррекционного воздействия на малышей.
  5. Изучение отношения детей к уроку.
  6. Насколько профессионально вел работу логопед.

В заключительной части анализа делаются выводы и вносятся предложения для совершенствования методики работы с детьми.

В развитии детей важное значение имеет сфера речевых навыков. Она связана с мелкой моторикой, мышлением, памятью и воображением

Коррекционные мероприятия надо начинать как можно раньше и проводить комплексно, стараясь сделать все возможное, чтобы малыш избавился от недостатков речи.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы»

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Как производить занятия в домашних условиях

В домашних условиях можно проводить несколько видов занятий. Это:

  • пальчиковые игры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на звукоповторение;
  • логоритмические упражнения;
  • игры для активизации слухового аппарата;
  • повторение литературного материала.

Занятия должны быть ежедневными, регулярными и проходить в игровой форме. Если ребенку будет скучно, то он не научится ничему.

Существует несколько правил проведения:

  1. Длительность занятий растет постепенно. Оптимальное время для первого занятия — 3-5 минут.
  2. Не стоит учить принудительно, иначе ребенок откажется заниматься и вовсе.
  3. В день проводить по несколько небольших упражнений.
  4. Не повышать голос, если малыш не способен на что — то. Следует определить, почему язык его не слушается и работать над этой проблемой.

Только в этом случае можно достигнуть успеха.

Логопедические игры для постановки звуков Л-Р

Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р. Дефект выговоры, связанный с нечетким произношением этих звуков, часто встречается у взрослых людей собственно по причине легкомысленного отношения родителей к этой проблеме.

Перед игрой вытекает провести небольшую разминку:

  • ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нательнее челюстью. Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед;
  • с размашисто открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком стиля по внутренней стороне зубов;
  • упершись языком в нижние зубы, малыш должен выговаривать звук «да». Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

  1. Дитя должен проговаривать слова следом за обучающим.Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
  2. Во другой игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА.Пи.., си.., но.., И.., иг.., го.., шко.., по…
  3. Дитя должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные поступки на усмотрение обучающего при услышанных словах.Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.

На любой звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на литер Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать пора, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.

Логопедические и речевые игры — Использование интерактивных игр в логопедической работе

Статья «Использование интерактивных игр в логопедической…»
Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы) Актуальность Внедрение компьютерных…

Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки»
Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки» Аннотация: Многофункциональная коррекционная «Бусы для ёлочки» игра разработана с учетом требований полифункциональности и…

Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне»
Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Под логопедическими играми в этой статье имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие…

Логопедические и речевые игры — Игра на липучках по речевому развитию

Публикация «Игра на липучках по речевому…»
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Может применяться ребёнком самостоятельно или в индивидуальной работе совместно с педагогом. В пособие входят большие карточки формата…

Пособия для развития речевого дыхания
Пособия на развитие речевого дыхания 1. «Времена года» Цель: развивать речевое дыхание, упражнять в составлении описательного рассказа о времени года, упражнять в сравнительном описании…

Речевое дыхание. Играем, дыхание развиваем
Известно, что органы дыхания выполняют одну из важнейших функций для организма – это функция газообмена между организмом и окружающей средой. Наряду с этой функцией органы дыхания также…

Пособие для детей логопедической группы «Веселый язычок»
Пособие «Веселый язычок». Первый вариант: Артикуляционная гимнастика. Цель: Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения , а так же…

Настольная речевая игра «Волшебная шкатулочка» для детей 6–8 лет
Цель игры: Развитие речи детей посредствам дидактических игр. Формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником. Дидактическая…

Лэпбук для детей подготовительной логопедической группы «Зима»
Лэпбук «Зима» позволяет расширить и закрепить в игровой форме знания детей по теме «Зима». Лэпбук выполнен в папке формата А3. Первый разворот имеет следующие разделы: «Зимующие птицы»…

Логопедические и речевые игры — фотоотчёты — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
5 …

Советы родителям

Приступать к домашним логопедическим занятиям следует только после того, как ребенка осмотрели специалисты — ЛОР, невролог и логопед. Они помогут найти истинные причины дефекта речи и подскажут некоторые приемы, которые будут направлены на устранение конкретного дефекта у данного ребенка, учитывая его анатомические и другие особенности. Логопедическое обследование поможет установить, в какой части речевого аппарата возникает зажим или другое препятствие.

Заниматься с ребенком следует ежедневно. У малыша должна быть возможность постоянно практиковать новые движения и произношение. Поначалу дошкольник может жаловаться на усталость, ведь правильная постановка речевого аппарата для него вновь. Однако постепенно она станет естественной, все будет получаться без особых усилий, нормальная постановка губ и языка станут нормой.

Родителям следует инициировать начало занятия только тогда, когда чадо хорошо отдохнуло, поело, находится в хорошем настроении, готово к игре и занятиям. Через силу, через принуждение логопедические занятия не проводят, поскольку пользы от них будет немного, если ребенок будет относиться к ним как к повинности.

Маме и папе нужно набраться терпения, ведь процесс коррекции дефектов речи достаточно длительный и кропотливый.

Не стоит стесняться спрашивать у специалистов совета. Также желательно ознакомиться с литературой по логопедии. Для данного возраста можно порекомендовать книгу Н. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет», «Уроки логопеда — для развития речи» Е. Косиновой и «Веселую логоритмику» Е. Железновой. Если есть желание помочь ребенку справиться с дефектом речи, начинать стоит именно с прочтения этих книг.

В следующем видео вас ждет еще больше информации о развитии речи у ребенка 5-6 лет.

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Музыкальная карьера

Дискография певца очень обширна. 21 ноября 1995 г. — важная дата в жизни Иглесиаса. В этот день выходит дебютный альбом под названием Enrique Iglesias. Альбом пришелся по душе испанцам, португальцам и итальянцам. Полтора миллиона экземпляров разошлись меньше чем за неделю.

В 1997 году вышел второй альбом под названием Vivir, что в переводе означает «жить». После этого Иглесиас отправился в гастрольный тур по всему миру. За время турне Энрике посещает 18 стран и проводит более 70 концертов.

В 1998 году фанаты получают возможность приобрести уже третий по счету альбом Cosas del Amor. Сразу после его выхода Энрике вручают награду American Music Awards. Песня Bailamos была использована в фильме «Дикий, дикий Вест» в качестве основного саундтрека. Она принесла исполнителю мировую славу. После этого Энрике выпустил альбом на английском языке. Трек Could I Have This Kiss Forever сыграл важную роль в его карьере. Эту композицию певец исполнял почти на всех своих концертах.

В 2001 году Иглесиас уже во второй раз едет в турне по всему миру. Через несколько месяцев выходит новый альбом с креативным названием Escape. За первую неделю фанаты скупили более 1 миллиона дисков. С выходом очередного альбома под названием Quizas исполнитель возвращается к испанской музыке. В это же время в съемках нового клипа принимает участие знаменитая теннисистка Анна Курникова.

В 2003 г. выходит альбом с необычным названием «7». Одновременно отец певца выпускает свой сборник «77». Творчество Иглесиаса-старшего приняли очень хорошо, а вот работа Энрике получила посредственную оценку. Но певец не расстроился и отправился в очередное турне, самое масштабное в его карьере. Он посетил страны, в которых никогда не бывал.

После окончания тура Энрике начал работать над новым альбомом, которому посвятил очень много времени. В процессе работы ему нередко приходилось ночевать в студии звукозаписи. Он не появлялся на публике и игнорировал телевизионные шоу. Спустя 3 года у исполнителя выходит альбом Insomniac, сразу ставший настоящим хитом. Одну из его песен, Can Your Her Me, Иглесиас исполнил на заполненном футбольными фанатами стадионе, за что его полюбили ещё больше.

В 2008 году у Энрике выходит сразу два альбома, моментально ставшие популярными во всем мире. В начале 2010 года певец выпускает сборник Download to Donate for Haiti. Название само говорит за себя, все собранные средства Энрике Иглесиас переводит в фонд поддержки пострадавшим от землетрясения в Гаити. Следующий альбом Euphoria принёс исполнителю наибольшее количество наград.

В марте 2014 года Иглесиас написал новый трек Bailando, а через месяц выложил его на платформу YouTube. Видео за одну неделю набрало больше 750 миллионов просмотров, а уже через два месяца количество посмотревших его перевалило за 2 миллиарда. Впрочем, в России песня не получила особой популярности.

В 2014 г. вышел альбом на двух языках (испанском и английском) под названием Sex + Love. Самой популярной песней в нём стал трек El perdedor. После выхода альбома Иглесиас отправился в свой самый большой тур, который длился 3 года. Энрике выступал на сценах и стадионах:

  • Финляндии;
  • Германии;
  • Испании;
  • Арабских Эмиратов;
  • Швеции;
  • Мексики;
  • Италии;
  • США;
  • Польши.

Иглесиас выступал в роли продюсера песни The Way для Клейна Айкина в Academy of Stars. Также он успешно спродюсировал четыре песни для известной британской группы The Hollies. Неоднократно выступал в дуэте с Уитни Хьюстон, Алсу, с американскими певицами Келис и Сиарой.

https://youtube.com/watch?v=Ew2bhUVCsvM

Логоритмика, звукоповторение, речевой слух

Прежде всего, у ребенка должен быть развит речевой слух. Для этого предлагаются следующие упражнения:

  1. Продемонстрировать малышу предметы, которые издают звук. Попросить его повернуться спиной и создать звук, чтобы он угадал, что это за предмет. Так формируется речевой слух и восприятие звуков.
  2. Завязать ребенку глаза и звонить в колокольчик, при этом перемещаясь по комнате. Он должен пальцем указать откуда идет звук.

Звукоповторению можно учить ребенка с годовалого возраста. Возьмите куклу и убаюкивайте ее (аа-аа-аа-а), пусть малыш повторяет. Также можно повторять звуки животных.

Логоритмические занятия представляют собою повторение стихотворения, движений и музыки. Проводят в любом возрасте, родители показывают пример, ребенок повторяет за ними. Можно петь песню и делать движения, о которых в ней поется.

Как производить занятия в домашних условиях

Устраивая дидактические дела дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях вытекает в соответствии со следующими рекомендациями:

  • подбирать время для игр нужно тогда, когда дитя прибывает в хорошем настроении;
  • играть нужно ежедневно, чтобы игровые дела были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выковать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совершенно нескоро;
  • начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что вина могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь немало серьезные корни.

Логопедические игры для дошкольников имеют важное смысл в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты логопедии рекомендуют для родителей вытекающие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и мастерить последние более эффективными

Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не спрашивают особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при жажде изготовить вместе с ребенком.
Очень важно заинтересовать малыша такими делами, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в делах.
Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, какая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
Прежде чем приступить к делам, нужно точно определиться с целью
Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немножко погодя можно вводить и новые дидактические игры.. Ниже повергнуты лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле есть простор для фантазии. Ниже повергнуты лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле есть простор для фантазии

Ниже повергнуты лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле есть простор для фантазии.

Домашние занятия на произношение звуков

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.

В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

Когда нужны домашние занятия?

Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector