Особенности личностного развития ребенка с олигофренией

Причины

В психиатрии причины олигофрении делят на несколько групп.

Наследственные факторы

Наследственные причины детской олигофрении составляют 70% всех патологий. К ним относятся хромосомные нарушения и генные аномалии:

  • синдром Дауна (лишняя хромосома № 21);
  • синдром Патау (лишняя хромосома № 13);
  • синдром фрагильной хромосомы (диагноз Х-сцепленного слабоумия у мальчиков, синдрома Ретта у девочек);
  • синдром Вольфа-Хиршхорна (аномалия хромосомы 4p);
  • синдром кошачьего крика (патология хромосомы 5p);
  • синдром Альфи (проблемы с хромосомой 9p);
  • синдром Прадера-Вилли (дефект хромосомы 15р).

Все эти синдромы характеризуются ярко выраженной олигофренией у детей. Структуры головного мозга повреждаются вследствие хромосомных дефектов. К этой же группе относятся наследственные расстройства метаболизма:

  • неонатальный тиреотоксикоз — дефицит йода;
  • фенилпировиноградная олигофрения — нарушенный обмен фенилаланина (незаменимой аминокислоты);
  • гипераргининемия — недостаточность фермента, расщепляющего аргинин;
  • нейрональный цероид-липофусциноз — дефицит трипептидил пептидазы (лизосомального фермента).

Это наследственные формы олигофрении, о которых родители должны знать и иметь в виду, что они могут передать их своим детям.

Антенатальные причины

Антенатальными причинами олигофрении называют патогенные факторы, которые негативно воздействуют на плод во время его внутриутробного развития. Это могут быть:

  • хроническая внутриутробная гипоксия;
  • плацентарная недостаточность;
  • инфекции, перенесённые женщиной во время беременности: сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
  • рубеолярная олигофрения — следствие краснухи, которой переболела мать, вынашивая малыша;
  • токсическое отравление свинцом, парами ртути, пестицидами, фенолом;
  • алкоголизм;
  • лекарственные средства: антибиотики, аспирин, варфарин, изотретиноин;
  • радиация;
  • преждевременные роды;
  • преэклампсия.

Чтобы снизить риск рождения ребёнка, больного олигофренией, женщине следует поберечь себя и своё здоровье в период беременности, так как группа антенатальных причин УО достаточно обширна.

Постнатальные факторы

Нередко олигофрения становится следствием факторов, которые случаются во время родов или на протяжении первых двух лет жизни ребёнка. Они носят название постнатальных причин. К ним относятся:

  • острая асфиксия на момент родов;
  • родовая черепно-мозговая травма у ребёнка при наложении щипцов или применения вакуум-экстрактора;
  • иммунная несовместимость матери и ребёнка по резус-фактору;
  • бактериально-вирусное поражение головного мозга при менингите или энцефалите;
  • опухоли и травмы черепа;
  • тяжёлое течение скарлатины, кори, перенесённых до 3 лет.

Таковы причины возникновения олигофрении, известные медикам. Если наследственные предупредить практически невозможно, то антенатальные и постнатальные факторы во многом зависят от образа жизни и здоровья матери во время беременности, течения родов и инфекций первых двух лет жизни малыша. Зная об этом, молодые родители должны сделать всё, чтобы не допустить такого течения событий. А если это всё-таки случилось, необходимо своевременно распознать болезнь и сделать всё, чтобы облегчить состояние ребёнка.

Олигофрения у детей

Данная патология у детей проявляется в виде отсутствия интереса к познанию окружающего мира, отсутствию большинства эмоций от вещей, которые волнуют других детей, а также в глубоком своеобразии их внутреннего мира. В детстве олигофрения все еще позволяет развиваться, но данный процесс происходит намного медленней, чем у сверстников и сопровождается определенными отклонениями.

После того как у ребенка сформировалась речь, риск развития олигофрении значительно снижается, но может начать прогрессировать другая ее форма – слабоумие. В таком случае нарушение интеллектуального развития становится необратимым, потому что при его прогрессировании полностью распадается психика человека.

Существует только одно исключение из этого правила. Оно заключается в том, что умственная отсталость сопровождается психическим заболеванием, которое только усыпляет этот эффект. Развитие таких детей чаще всего движется в совершенно неблагоприятном направлении.

Признаками олигофрении у детей служит слабый интерес к окружающим их предметам. Например, малыши не стремятся дотянуться до игрушек или не хотят ими играться. Этот интерес появляется только в возрасте 3 лет. Дети, у которых была обнаружена олигофрения, если они не занимаются со специалистами-дефектологами, даже в конце дошкольного периода вместо рисования могут только хаотически и бесцельно чиркать карандашом.

Детям-олигофренам обычно свойственно непроизвольное запоминание каких-либо предметов или событий. Чем большее впечатление они произвели, тем сильней отложатся в памяти ребенка. Произвольное запоминание начинает формироваться только в начале школьного возраста. Олигофрены отличаются нестабильностью чувств, эмоциональной незрелостью, ограниченным диапазоном переживаний, крайностями при проявлении таких эмоций, как веселье, радость или огорчение. Они несамостоятельны, безынициативны и импульсивны.

Лечение олигофрении

Данное заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптоматики этих заболеваний.

При нарушении метаболизма (фенилкетонурия) рекомендуют диетотерапию, а при эндокринопатии, микседеме назначают гормональное лечение.

Лекарственные препараты (Феназепам, Неулептил, Сонапакс) назначают для подавления извращённых влечений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение оказывают лечебно-воспитательные мероприятия, а также профессиональное приспособление и трудовое обучение.

Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов имеют не последнюю роль школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Степени олигофрении

Олигофрения имеет несколько стадий, которые отличаются по характеру проявления и различному уровню умственных способностей, страдающих от нее людей. Всего наблюдается три стадии: легкая, средняя, тяжелая.

Легкая олигофрения или олигофрения дебильность

Эта стадия также носит определение «дебильность». В случае ее проявления у ребенка, у него намного позже, по сравнению со сверстниками, начинается развитие познавательных функций, моторики и артикуляции. Наблюдаются дефекты речи. Стадия дебильности характерна для возрастного периода от 8 до 12 лет.

Подобные дети должны обучаться в специализированных заведениях. При этом изучается программа, которая соответствует четырем классам средней школы. За это время они могут освоить механическое чтение, навыки письма и счета. Эти люди могут обслужить себя, совершать простые покупки, а также они в состоянии помогать по хозяйству.

Бывают случаи, хоть и не слишком часто, что олигофрены, несмотря на низкий общий уровень развития, могут быть одарены одной развитой способностью. Ею могут быть художественные таланты, память или способность производить сложные математические расчеты.

Уровень интеллекта таких больных находится в пределах 50-69 баллов. Это позволяет им освоить какие-либо простые профессии.

Средняя степень

Определяется, как имбецильность. Человек может нормально ориентироваться в знакомой обстановке, самостоятельно удовлетворять все потребности организма. Наблюдается распущенность в сексуальном поведении и повышенный уровень полового влечения. Поведение зачастую носит агрессивный характер.

Люди, находящиеся в подобном состоянии, вполне понимают, что им говорят и даже могут заучить несколько несложных фраз и даже научиться считать элементарные примеры. Они также могут научиться ухаживать за собой и даже выполнять простые действия, если имеется специально оборудованное рабочее место.

Имбецилы очень привязаны к своим близким и очень ярко реагируют как на похвалу, так и на порицание. У них сильно заторможено мышление, из-за чего полностью отсутствует инициатива. Они теряются в новой обстановке и с большим трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Имеет две формы: невыраженную и выраженную. Первая соответствует психологическому возрасту до 9 лет и интеллектуальному уровню в пределах от 35 до 49 баллов. Вторая же соответствует возрасту до 6 лет и коэффициенту умственного развития от 20 до 34 баллов.

Тяжелая степень олигофрении

Она носит название «идиотия». Представляет собой самую тяжелую степень этого заболевания. Она характеризуется очень грубыми нарушениями интеллектуального развития, которое соответствуют психологическому возрасту от 1 до 3 лет. При этом уровень интеллектуального развития находится ниже 30 баллов.

Эти больные являются глубокими инвалидами, нуждающимися в серьезном уходе. Мышление и речь у них находятся в зачаточном состоянии. Все эмоции ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд. Если это не удается, то эти эмоции сменяются неудовольствием, сопровождаемым злобой и агрессией.

Такие люди не подлежат никакому обучению. В лучшем случае они могут понимать только отдельные слова, он чаще всего не происходит даже этого. Они не способны узнавать близких родственников. Тяжелые последствия, вызванные настолько глубокими отклонениями развития, приводят к тому, что они очень редко доживают до 30 лет. И то только при условии правильного ухода за ними, потому что совершенно не в состоянии ухаживать даже за собой.

Кодовый замок

Понятие и особенности

Дебильность — легчайшая степень олигофрении, включая имбецильность и идиотию. У ребенка с данным диагнозом снижен интеллект. Случаи дебильности — это 75 процентов всех случаев умственной отсталости. Также данный диагноз называется в медицинской литературе умственной субнормальностью и легкой олигофренией.

Дебильность дифференцируют при диагностике с пограничным интеллектом, который становится следствие замедленного психического развития ребенка. В основе последнего названного состояния могут лежать такие причины:

  • физические дефекты, которые ребенок получил от рождения (наследственные факторы) или приобрел при определенных обстоятельствах в младенчестве: глухота, слепота и пр.
  • неблагоприятные условия проживания малыша (неблагополучная семья и пр.)

Выше перечисленные факторы влияют на умственное развитие малыша, которое уже не может быть полноценным. Познавательные возможности такого ребенка в большей или меньшей степени ограничены.

Общая характеристика олигофрении

В большинстве случаев тяжелую степень диагностируют в первые три года после рождения малыша, другие формы патологии выявить на начальной стадии затруднительно, так как для тестирования способностей к соцадаптации и мышлению необходима «зрелая» психика. Сразу после появления младенца на свет можно определить только задержку развития.

Существует определенная классификация олигофрении. Выделено 3 степени патологии – дебильность, имбецильность, идиотия, а также болезнь делится на 2 группы. В первую входят те, кто «получил» олигофрению по наследству. Во второй объединены эндокринные патологии, умственная недоразвитость, болезни инфекционного характера, отравления организма, травмы головы. По происхождению патологию делят на 4 группы:

1. Эндогенная (наследственная). Олигофрению вызывают дефектные родительские гены. В эту группу входят больные микроцефалией, синдромом Дауна с серьезными заболеваниями костей и кожи.

2. Внутриутробная (фето- и эмбриопатия). В эту группу вошли все виды слабоумия, вызванные перенесенными женщиной инфекциями (любого характера) в период беременности, гемолитическими патологиями плода.

3. Перинатальную (в процессе родов). Сюда относят всех малышей, у которых слабоумие было спровоцировано различными травмами, асфиксией, гипоксией либо перенесенным ребенком до 3 лет менингитом, энцефалитом или вследствие черепных и мозговых повреждений.

4. Перинатальная (после родов). К ней относится пациенты с недостаточностью психического развития, вызванное основными врожденными патологиями (например, эндокринными болезнями, нарушениями работы мозга и т. д.).

Олигофрения – это недостаточное развитие интеллекта, психики. Чаще используются более корректные выражения – психическая задержка либо недостаточность. Олигофрения имеет не одну классификацию.

Чаще всего используется предложенная Певзнером, который выделяет пять видов заболевания:

1. Не осложнённое с уравновешенностью ЦНС. Отклонения в общем развитии – без грубых нарушений, эмоциональная и волевая сферы меняются неброско и частично. Ребенок может выполнять определенные действия для достижения цели, если задание понятно. В привычной малышу обстановке внезапные всплески отклонений отсутствуют.

2. Заболевание с явным нарушением ЦНС (с торможением либо возбуждением). Нарушения сильно заметны в поведении. Работоспособность значительно снижена.

3. Сбои в работе анализаторов, когда одновременно поражена кора и мозговая система. При этом наблюдаются небольшие дефекты в зрительной, слуховой и опорно-двигательной системах. Наиболее неблагоприятно слабоумие отражается на речи.

4. Психопатоподобное поведение. Выявляются сильные нарушения в волевой области, эмоциональной. Оказываются недоразвиты личностные компоненты, снижается критичность в отношении себя и других людей, усиливаются влечения. Такие больные подвержены неожиданным аффектам.

5. С недостаточностью в лобной части. Сочетание нарушений познания, личности и моторики. Заболевания характеризуется вялостью, беспомощностью, безынициативностью. Речь отличается многословием, но несодержательна, подражательна. У больных сильно нарушена психика, нет активности, в том числе и в достижении целей, они не могут оценить ситуацию.

К дифференцированным олигофрениям относятся:

️ микроцефалия;

️ токсоплазмоз;

️ фенилпировиноградная;

️ Лангдона-Дауна;

️ пилвиаднная, сочетаемая с дискератозом;

️ рубеолярная эмбриопатия;

️ олигофрения, появившаяся на фоне «+» резус-фактора;

️ резидуальная.

Все олигофрены имеют стойкое нарушение психики. Это особенно заметно в познавательной сфере, при логическом мышлении. Однако такие больные отличаются глубоким своеобразием даже личностных проявлений. К нормальным детям олигофрены не приравниваются, но в легкой стадии дебилизма могут вести сносное существование и даже относительно нормально развиваться.

Передается ли олигофрения по наследству?

Трудно найти человека, которому бы генетически не передались определенные недуги. Одним из тревожащих факторов становится умственная отсталость. Олигофрения передается ли по наследству – согласно статистике, слабоумие – это распространенная патология, которая может передаваться по наследству. Риски – 50/50, особенно если ребенок рожден от кровных родственников. Однако современные методы диагностики помогают выявить патологию на ранних стадиях и назначить своевременное лечение либо удалить плод.

Если есть предположения, что ребенок может родиться олигофреном, то необходимо особенно уделить внимание стандартным скринингам и провести дополнительные обследования. Например, если у матери резус «–», а у супруга – «+», то возникает конфликт, вследствие которого может родиться слабоумный ребенок

Однако чаще олигофрения появляется из-за других патологий или факторов, не имеющих отношение к генетике.

Причины дебильности

Основные причины рассматриваемой патологии:

вредные воздействия на формирующийся в утробе матери плод:

— сифилис у беременной

— цитомегалия беременной

— корь у будущей матери

токсоплазмоз при беременности

— краснуха, перенесенная беременной женщиной

  • наследственные причины (микроцефалия, эндокринопатии, ферментопатии)
  • лечения беременной определенными лекарствами
  • вредные привычки женщины при вынашивании плода:

— табакокурение

— употребление алкоголя

— наркомания

  • гипоксия плода (нехватка кислорода)
  • фетоплацентарная недостаточность
  • резус-конфликт
  • тяжелая черепно-мозговая травма в раннем детстве
  • инфекционные поражения центральной нервной системы у маленьких детей (менингоэнцефалит, гнойный менингит, энцефалит)
  • врожденная гидроцефалия
  • асфиксия (удушье) новорожденного малыша
  • родовая травма

Особенности обучения детей с УО в легкой степени

Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость

Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка

Причины развития дебильности

Выделяют две основные категории причин, способствующих развитию описываемой олигофрении:

1.) Наследственный фактор (мутации, нарушение хромосом, влияние генов).2.) Экзогенный фактор (негативное окружающее воздействие во время беременности, развития плода или сразу после родов).

Под внешними окружающими факторами подразумевают различные травмы, влияние химических веществ, радиации на организм матери. Подобную форму олигофрении могут вызвать осложнения заболеваний, как грипп, краснуха, гепатит, различного рода инфекции. Если со стороны ген все в порядке, предотвратить развитие дебильности можно только нейтрализацией негативных факторов. К сожалению, симптомы дебильности при развитии данного отклонения могут проявляться всю жизнь.

Чаще всего к развитию кретинизма и дебильности приводят тяжелые инфекционные заболевания матери во время родов. Сам ребенок может переболеть сложной болезнью и обрести слабоумие только в первые месяцы жизни. Специалисты выделяют, что легкие степени дебильности проявляются и у людей низшего социального класса (бедные, при отсутствии медицинского обслуживания).

Прогнозы

С ребёнком, у которого была диагностирована тяжёлая форма заболевания (например, идиопатия), придётся трудно. Но при правильном подходе, должном уходе и соответствующем лечении прогноз для тех, у кого лёгкая или средняя степени, если не благоприятен, то удовлетворителен.

  1. Пожизненная неполноценность интеллекта, но в различной степени.
  2. Неизлечимые психические расстройства.
  3. При выраженной имбецильности и идиотии — инвалидность.
  4. При облегчённых формах малыш сможет проявлять определённый интерес к сверстникам, игрушкам, освоит простейшие навыки самообслуживания, которые пригодятся ему в жизни и облегчат её.
  5. В спецшколе методы лечебно-коррекционной педагогики позволят ему овладеть начальными навыками счета, чтения, письма, ручного труда, рисования.

Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами, требующими немало сил и терпения, гораздо проще своевременно заниматься профилактикой, чтобы никогда не узнать на собственном опыте, что это за диагноз.

Лечение умственной отсталости

Лечение, а точнее, коррекция умственной отсталости заключается в том, чтобы как можно раньше начать развивать когнитивные функции ребенка и как можно выше поднять его показатели IQ. Способы развития когнитивных функций у детей с умственной отсталостью очень похожи на работу с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. При аутизме коррекция в основном направлена на улучшение навыков взаимодействия в социуме, а у умственно отсталых детей – на развитие когнитивных функций и как можно более близкое к норме функционирование в обществе. С ними работают логопеды, эрготерапевты, ABA-терапевты.

Каждый из специалистов ставит перед собой задачу по развитию определенных функций: счета, чтения, письма, речи, ежедневного поведения дома, в школе, в садике. Например, на определенном этапе лечения целью может быть возможность самостоятельно ходить в туалет, а на следующем – научиться говорить пять слов.

Подобные функции развивают при помощи специальных обучающих инструментов, игр и игрушек. Специалисты также развивают умение мыться в душе, отличать своих от чужих, правильно себя вести с другими детьми. Самое главное в коррекции умственной отсталости – не пропустить так называемые “окна развития”, когда только до определенного возраста можно развить конкретные когнитивные функции – чтение, письмо, речь, понимание цветов, счет и так далее. И если пропустить эти временные отрезки, то развить определенные навыки и функции уже не получится. Например, когда детей-маугли находили в лесу после 14-ти лет, то их когнитивные функции уже не удавалось развить старше психологического возраста 12 лет. В этом случае у ребенка появляется приобретенная умственная отсталость, ведь вполне возможно, что изначально он родился здоровым, но в силу обстоятельств вырос оторванным от цивилизации. Если вовремя показать ребенка врачу, провести диагностику заболевания и начать коррекцию с квалифицированными специалистами, есть возможность развить его когнитивные функции до определенного уровня, заложенного природой, и повысить интеллектуальные способности.

Заболевания и расстройства

Формы олигофрении

Всего выделяется три формы олигофрении:

  1. Первая. Вызвана факторами, носящими наследственный характер. К ним относятся такие заболевания, как синдром Крузона, синдром Марфана, истинная микроцефалия и прочие.
  2. Вторая. Характеризуется тем, что развитие олигофрении вызывается поражением плода внутри утробы. Обычно причиной этого становятся различные вирусные инфекции, токсоплазмоз, врожденный сифилис, гормональные нарушения или листериозом.
  3. Третья. Обычно возникает в период развития плода при воздействии таких факторов, как конфликт резус-фактора. В последовом периоде оказывает влияние родовые травмы или асфиксия. И перенесение инфекций, черепно-мозговые травмы, врожденная гидроцефалия, а также слабое развитие систем головного мозга.

Существуют также истинная и ложная формы олигофрении, которые не относятся ни к одной из вышеуказанных.

Квалифицированная помощь при олигофрении

Клиника «Спасение» проводит лечение дебильности и имбецильности в стационаре и условиях амбулатории. С больными работает специально подготовленный высококвалифицированный персонал (логопеды, психологи, психиатры, психотерапевты). Клиника полностью соответствует международным стандартам. Имеется современный ремонт, обеспечены хорошие диагностические возможности, условия для оздоровления психики и организма. Мы предлагаем:

  • европейский сервис медицинского обслуживания;
  • высокое качество психотерапевтической помощи;
  • прогрессивные коррекционные методики развития социальных навыков, речи, мышления внимания;
  • моральную поддержку родственников;
  • круглосуточное консультирование;
  • реальный шанс социализироваться, вернуть к нормальной жизни без ограничений;
  • учтивое отношение к больным;
  • доступные цены на лечение олигофрении.

При идиотии обеспечивается госпитализация в специализированный стационар. Предоставляем возможность размещения в отдельных палатах со всеми удобствами. Комнаты оборудованы ортопедической мебелью, телевидением, отдельным санузлом, кондиционерами. Можно установить индивидуальный сестринский пост. Больные находятся под постоянным наблюдением ответственных сотрудников. Обеспечивается полноценное витаминизированное питание, отдых, разнообразие досуга. Ежедневно проводятся пешие прогулки на свежем воздухе. Клиника находится в парковой зоне, имеем облагороженную территорию. Есть специализированная охрана. Обеспечивается изоляция от внешней среды, что особо актуально при тяжелой форме олигофрении, при которой могут возникнуть следующие осложнения:

  • попытки совершить убийство/суицид;
  • социально опасное поведение;
  • чрезмерная агрессивность.

В спокойной обстановке при должном уходе больной сможет расслабиться, жить счастливой жизнью. Мы предоставляем отчет о состоянии пациента по первому требованию родственников, добросовестно выполняем свою работу. Обращение в наш центр – реальная возможность улучшить качество жизни близкого человека, имеющего умственные отклонения, позволить себе передышку. Трудно мириться с мыслью, что родной человек не такой, как все. Мы сможем разделить вместе с вами бремя ответственности, обеспечить должный уход больному. Обращайтесь, незачем оставаться наедине со своей проблемой!

Причины

Причины умственной отсталости — органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития (во внутриутробном периоде, в первые годы жизни).

К органическому поражению нервной системы приводят следующие факторы:

  • Генетические дефекты.
  • Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками.
  • Гипоксия и нарушения нормального кровоснабжения мозга.
  • Недоношенность и преждевременные роды.
  • Патология во время родов.
  • Инфекции, затрагивающие мозговую ткань,
  • Механические повреждения центральной нервной системы.
  • Социальная изоляция («синдром Маугли»), отсутствие нормальных условий для развития психики в грудном возрасте (дефицит питания, общения, обучения, игр и игрушек и др.).

Причины олигофрении

Все причины этого синдрома принято делить на два вида: врожденные и приобретенные. К первым относятся:

  • недоношенность ребенка;
  • генетические отклонения;
  • химическое или инфекционное поражение плода;
  • воздействие ионизирующего излучения при нахождении внутри утробы;
  • родовая травма;
  • асфиксия.

К приобретенным причинам развития олигофрении принято относить:

  • инфекции центральной нервной системы;
  • травмы головы;
  • гипоксию головного мозга.

Нередко умственная отсталость вызывается педагогической запущенностью, свойственной неблагополучным семьям. Кроме того, отмечены случаи олигофрении, причины которых так и не были выяснены до конца.

Примерно 50% случаев этого заболевания являются следствием генетических изменений. В основном это хромосомные аномалии, к которым относится синдром Дауна и прочие аналогичные проявления. Иногда умственная отсталость провоцируется нарушением функций некоторых генов или их мутацией, степень которой превышает тысячу. Помимо этого, олигофрения может сопровождать такие заболевания как:

  • Токсоплазмоз. Вызывается паразитами, сопровождающими домашних животных. При попадании в организм беременной женщины они также проникают в плод, вызывая множество пороков развития.
  • Фенилкетонурия. Вызвано нарушением метаболизма фенилаланина. В результате этого образуется большое количество токсичных продуктов его распада. Если начать лечение своевременно, то можно избежать формирования олигофрении.
  • Микроцефалия. Представляет собой формирование слишком маленького, относительно размеров головного мозга, черепа. Соответственно мозг также замедляет свой рост.
  • Гидроцефалия. Заключается в накоплении слишком большого количества жидкости в области головного мозга из-за затрудненного оттока или слишком быстрого ее образования.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector