Синдром «дурного воспитания» или опасная импульсивность: психолог рассказала о причинах и последствиях сдвг у детей

Особенности патологии

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли

Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

Выявить патологию можно по таким проявлениям:

Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.

Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной

Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой

Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
 Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.

Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.

Что такое рассеянность и невнимательность

Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.

Эти люди пытаются сосредоточиться, обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…

И тогда они начинают задумываться: а может, это не черта характера, а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?

Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость,
которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в
структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в
течение определённого времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углублённость человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

Определение понятия рассеянного внимания у детей

Рассеянное внимание у ребенка — это нарушение умственной деятельности, которое мешает ему концентрироваться на одном занятии. При этом такие дети могут быть как чрезмерно активны, так и слишком замкнуты и пассивны

Данный синдром довольно распространен среди детей, поэтому встречается у каждого пятого ребенка.

Среди разновидностей синдрома рассеянного внимания различают:

  • нарушение внимания (при сохранности остальных психических функций);
  • нарушение внимания и эмоционального фона (резкие перепады настроения, раздражительность, проявление агрессии);
  • нарушение внимания, которое сопровождается гиперактивностью (отсутствие усидчивости, высокая отвлекаемость от занятий, низкая успеваемость);
  • смешанный тип (считается самым сложным, включает в себя остальные разновидности, влияет на интеллект малыша, делает его поведение непредсказуемым).

Причины проблем с памятью и вниманием

Как мы уже говорили, чаще всего жалобы на память возникают у взрослых и пожилых людей. Причины резкого ухудшения могут быть таковы:

  • стресс, и высокая загруженность на работе;
  • последствия физических травм;
  • сбои в работе вегетативной нервной системы;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет;
  • нарушение мозгового кровоснабжения;
  • опухолевые заболевания мозга;
  • последствия инсульта;
  • невротические и психопатические отклонения;
  • развитие заболевания Альцгеймера.

К причинам проблем с памятью у молодых людей, помимо перечисленных соматических патологий, можно отнести:

  • малоподвижный образ жизни;
  • использование ресурсов мозга с перегрузкой (к нему можно отнести попытку выучить материалы лекций полугодия за одну ночь, что характерно некоторым студентам).

Детские проблемы с запоминанием обычно обусловлены:

  • отсутствием психологического комфорта в семье и во время учёбы;
  • ослаблением иммунитета;
  • развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивностью;
  • врождёнными патологиями головного мозга.

Эффективные упражнения

Конечно, чтобы повысить внимательность, необходимо работать над собой каждый день. Следующие упражнения можно выполнять в свободное время. Они подойдут как взрослым, так и детям.

  • У вас 2 руки. Возьмите сразу 2 карандаша и начинайте рисовать ими одновременно различные фигуры. Причем фигуры должны быть разными. Если вы одной рукой нарисуете круг, то другой вы должны нарисовать квадрат. Занимайтесь такими манипуляциями каждый день, и вы почувствуете, как ваш мозг начнет реагировать на деятельность и «включит» положительную динамику.
  • Рассмотрите любой предмет (желательно, чтобы он был ярким и имел много изгибов). Запомните самые незначительные детали. Уберите вещь и попробуйте воспроизвести ее изображение у себя в сознании. Описание можно и нужно проводить слух.
  • Различные картинки под названием «Найди 10 отличий» или «Найди кота» помогут вам восстановить утерянные функции.
  • Попробуйте посчитать от 1 до 100. При этом не называйте каждое пятое число, а вместо этого говорите: «Я внимательный».

Если вы не в силах заставить себя выполнять вышеуказанные задания по каким-либо причинам, то хотя бы попробуйте совмещать полезное с приятным при каждом удобном случае. А для этого можно предложить следующий ряд нехитрых упражнений.

Выйдите на улицу и просто погуляйте. Во время этого занятия считайте цветы на газоне, рассматривайте здания. Вам нужно запомнить все то, что будет встречаться вам на пути. Перед сном снова прокрутите в сознании вашу прогулку и постарайтесь вспомнить как можно больше деталей.

Не действуйте на автомате. А для выполнения этого условия вам нужно внимательно осмотреться в комнате и вспомнить, выключили ли вы свет, утюг. Данные действия нужно делать перед выходом из дома. После того как вы покинете подъезд, еще раз прокрутите в сознании все свои действия, прежде чем двигаться в заданном направлении.

Общаясь с людьми, постарайтесь запоминать все детали. Внимательно прислушайтесь к тому, как и что они вам говорят, и во что ваши собеседники одеты и обуты. Рассматривайте каждую мелочь на одежде и обуви. Пусть такое увлечение войдет в привычку

Так постепенно вы научитесь обращать внимание на все неприметные детали и события, происходящие вокруг вас. Тем самым вы устраните низкую внимательность.

Любопытство – не порок

Интересуйтесь всем, что встречается у вас на пути. Пусть это также войдет в привычку.

Концентрируйтесь на деятельности, которую вы выполняете. Проведите свои действия осознанно и неторопливо.

Продумывайте каждый свой шаг и тщательно подбирайте слова, которые вы собираетесь произнести.

Причины возникновения рассеянного внимания у ребенка

Специалисты не выявили точную причину, которая провоцирует развитие синдрома рассеянного внимания у детей. Но есть несколько гипотез, которые рассматривают следующие факторы проявления этого заболевания:

  • наследственность — гены, которые отвечают за поведение, могут передавать в себе такую особенность поведения;
  • родовые травмы — любые трудности, которые происходили с женщиной и малыша во время родов, могут оказывать негативное влияние на дальнейшее развитие;
  • заболевания женщины во время беременности — недуги и болезни, которые перенесла будущая мама в период вынашивания плода, могут влиять на развитие его мозга;
  • вредные привычки матери во время беременности — алкоголь, курение и наркотические вещества становятся причиной гипоксии, асфиксии и других патологий развития малыша;
  • резус-конфликт — при встрече отрицательного резус-фактора матери с положительным у ребенка возникают такие сложности;
  • высокая температура, вызванная различными заболеваниями, которые ребенок перенес во младенчестве;
  • неблагоприятная экологическая обстановка или ее резкое ухудшение;
  • различные заболевания детей — организм может сталкиваться с синдромом рассеянного внимания при болезнях головного мозга, сердца, почек и др.

Все перечисленные причины можно назвать физиологическими. Но свое влияние на синдром рассеянного внимания оказывают и психологические факторы (чаще всего связанные с неблагополучной обстановкой в семье):

  • отношение к ребенку, которое негативно влияет на развитие его личности (агрессия, угрозы, физические наказания, насилие, недостаток общения, любви, ласки и внимания со стороны родителей);
  • вредные привычки родителей;
  • нестабильная эмоциональная обстановка в семье (частые ссоры, скандалы, драки, развод родителей);
  • особенности характера, которые не были вовремя скорректированы (например, задержка речевого развития и т.д.);
  • недостаточно развитые социальные навыки, проблемы с коммуникацией с коллективом и взрослыми.

Лечение СДВГ

Как избавиться от СДВГ? СДВГ лечат при помощи психотерапии и медикаментов. Однако к последнему прибегают только в крайних случаях. Лекарства выписывает невролог или психиатр. Как правило, назначают ноотропы и стимуляторы.

Можно или нет полностью вылечить СДВГ? От 30 до 70% людей полностью вылечиваются от СДВГ. В остальных случаях удается сгладить проявления синдрома. При правильном лечении ребенок может успешно учиться и адаптироваться к жизни в социуме. План лечения подбирается строго индивидуально. Он зависит от причин, типа и проявлений синдрома. А также при подборе схемы терапии специалисты учитывают индивидуальные особенности ребенка и его условий жизни.

Причины

Основные причины эмоциональной неустойчивости:

Постоянное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть вследствие психологической травмы, постоянных жизненных неудач, стрессовых ситуаций, из-за нехватки или переизбытка внимания, слишком строгих табу или, наоборот, вседозволенности.

Эмоциональные расстройства соматического характера. Оно может возникнуть из-за нехватки в организме необходимых витаминов и микроэлементов(у детей это сказывается на учебе и внимательности); из-за гормонального дисбаланса(нервное расстройство, типичное для женщин); изменение гормонального баланса с возрастом(менопауза).

При эмоциональной неустойчивости по причинам, перечисленным в первой группе, необходима консультация психолога или психотерапевта. Во втором случае избавиться от нервной неустойчивости поможет изменение режима питания и прием необходимых витаминов.

Тревожность и последствия стресса

Болезнь сама по себе оказывает на организм стрессорное действие. В случае коронавируса к этому добавляется пребывание в больнице или дома в изоляции. Также вы можете испытывать чувство тревоги из-за последствий болезни, выраженной физической слабости и невозможности сразу вернутся к прежнему ритму жизни. ВОЗ рекомендует бороться с тревожностью и стрессом из-за их выраженного влияния на процесс выздоровления и восстановления.

  • Важные и практически незаменимые способы борьбы со стрессом – хороший сон, полноценное питание и физическая активность.
  • Можно попробовать дыхательные техники, про которые мы говорили в первом пункте, медитацию и другие расслабляющие практики.
  • Поддерживайте социальные связи – общайтесь с людьми, гуляйте, встречайтесь с родными и друзьями.
  • Постепенно, по мере появления сил, возвращайтесь к своему обычному распорядку дня.

Для помощи организму в борьбе со стрессом попробуйте Глицин. Глицин – это важная аминокислота, участвующая в процессах передачи нервных импульсов. Он действует как естественное успокоительное средство, помогает справиться с последствиями стресса и улучшить качество сна.

Для правильного усвоения аминокислоты таблетку Глицина держат под языком до полного рассасывания, и так 2-3 раза в день. Рекомендуемый курс – от двух недель до месяца.

Течение болезни

Существует два типа биполярного расстройства:

  • I  типа. Для диагностики требуется по крайней мере один эпизод мании (или смешанное состояние), за которым (но не всегда) следует длительный эпизод депрессии.  
  • II типа. Необходимо диагностировать хотя бы один серьезный эпизод депрессии, за которым следует состояние гипомании (но не мании). 

Биполярное расстройство I типа соответствует классическому описанию маниакально-депрессивного заболевания. Это расстройство характеризуется повторяющимися (как минимум двумя) эпизодами изменения настроения и активности, во время которых настроение становится повышенным, увеличивается энергия и активность (мания или гипомания) или настроение ухудшается, энергия и активность снижаются (депрессия). 

Мания – один из двух основных полюсов биполярного расстройства. Для нее характерна триада – бодрое настроение, ускоренные ассоциации, усиленные движения. Внешний вид и психопатология пациента зависят от степени маниакального синдрома. 

Помимо этой более распространенной психопатологии маниакального синдрома, могут быть и другие его варианты. Гневная мания – это состояние, при котором гнев и раздражительность возникают вместе с хорошим настроением. Пациенты раздражаются, спорят со всеми, у них нет классического маниакального веселья.

Во время непродуктивной мании пациенты веселые, но пассивные, медлительные, не желают заниматься какой-либо деятельностью. Ассоциации немного ускорены. 

Во время мании, для которой характерно ступор, есть только одна составляющая маниакальной триады – бодрое настроение, замедление мышления, подавление движений. 

При биполярном расстройстве первый эпизод депрессии начинается в более молодом возрасте, чаще встречается у женщин, чаще связан с недостатком энергии, повышенным аппетитом, повышенной потребностью во сне, более частым злоупотреблением психоактивными веществами, более частыми попытками суицида. 

Бред нигилизма и потери чаще встречаются при биполярном расстройстве с психозом. Другие симптомы депрессивного эпизода биполярного расстройства соответствуют классическим признакам депрессии – постоянное чувство печали, беспокойства, безнадежности, отсутствие интереса к вещам, которые всегда интересовали, чувство вины, снижение активности, постоянное чувство усталости. 

Преобладающие эпизоды мании, смешанной депрессии или депрессии могут быть описаны как легкие, умеренные или тяжелые без психоза или с симптомами психоза, частичная или полная ремиссия. 

Если настроение пациента колеблется от гипомании до депрессии, диагностируется  биполярное расстройство II типа. Это расстройство встречается реже, потому что и пациент, и члены его семьи часто не считают симптомы гипомании расстройством. Они нечеткие и обычно длятся недолго, а после депрессии кажется, что пациент поправился. 

Когда пациенты находятся в состоянии гипомании, их поведение и внешний вид менее неадекватны, но даже в этом состоянии есть определенные признаки, указывающие на изменение настроения. Пациенты активные, у них много планов, стараются их реализовать. Планы, не требующие кропотливой работы, усердия, длительного времени. Находясь в таком состоянии, пациенты иногда могут достаточно успешно организовывать сложные экскурсии и встречи и выполнять другие аналогичные действия. 

Как избавиться от рассеянности и забывчивости

Приготовьтесь, что придется прилагать волевые усилия, но поверьте: это пойдет только на пользу! Итак, сначала важно наладить режим отдыха и сна: спать не менее 8 часов в сутки и позволять себе расслабляться, когда организм того требует. Откажитесь от пагубных привычек, сбалансируйте питание, бросьте курить, поменьше злоупотребляйте спиртными напитками

Также желательно свести стрессовые ситуации к минимуму, хотя это и довольно сложно.

Иногда, чтобы избавиться от рассеянности, перечисленных  мер недостаточно: это значит, что проблема усугубляется недостатком в организме конкретных веществ: витамина B12 и фолиевой кислоты. Введите в рацион пищу, богатую фолиевой кислотой: шпинат и салат, семечки и орехи, грибы, злаки, яйца, томаты, печень и цитрусовые. Витамин B12 находится в рыбе, морепродуктах, сметане, сыре и мясе кролика. На практике проверено, что при регулярном употреблении перечисленных продуктов проявление невнимательности значительно снижается, а иногда даже полностью исчезает.

Упражнения для избавления от рассеянности

Сосредоточиться помогает спокойное душевное состояние, достичь которого можно с помощью тихой классической музыки, тишины или любимого домашнего животного, находящегося рядом

Очень важно научиться ощущать себя здесь и сейчас, а не жить автоматически. Поначалу можно даже проговаривать вслух конкретные действия: это помогает научиться отслеживать свои поступки в разнообразных ситуациях и скоро никто не упрекнет вас в том, что вы «не от мира сего»

Упражнения:

Если вам необходимо сосредоточиться, но у вас никак это не получается, потрите в течение минуты себе плечи, а затем уши

Специальные точки на мочках ушей активизируют работу мозга, а прилив крови заставляет взбодриться.
Обращайте внимание на прохожих, проезжающие машины, их цвет и марки, а перед сном прокручивайте в голове прожитый день в красочных деталях.
Учите отрывки из романов или стихи наизусть. Ежедневно узнавайте по одному новому слову, пополняйте словарный запас, учите иностранные языки.
Для повышения концентрации внимания вдохните целебный аромат эфирного масла розмарина, базилика, мяты, лимона или лаванды.
Специалисты рекомендуют применять на практике сознательные ассоциации

Для этого необходимо придумать связь между делом и обстановкой, важным заданием и конкретным предметом. В итоге, как только вы увидите этот предмет или окажетесь в конкретной обстановке, ваша память напомнит вам, что необходимо выполнить.

Придерживаясь перечисленных правил и рекомендаций, вы уже в самое ближайшее время заметите, что ваша жизнь меняется в лучшую сторону, а вы сами стали более собранным человеком. Функции человеческого мозга до конца так и не изучены: это значит, что ничего невозможного нет!

Виды нарушения

К нарушениям нервной системы необходимо относиться серьезно. Прежде чем принимать какие-либо решения по устранению этой проблемы, следует ознакомиться с формами, которые присущи таким нарушениям.

Впервые истинное невнимание описал философ и психолог из Америки У. Джеймс

Он утверждал, что во время наступления вышеописанного состояния человек отключается от всего: от планов, от внешней среды. При потере внимательности сознание человека блуждает и не может остановиться на длительное время на каком-либо конкретном объекте. Данный вид состояния обычно называют рассеянием или прострацией.

При этом такое состояние оказывает очень сильное влияние на мыслительную деятельность. Человек чувствует упадок сил из-за того, что не может сконцентрироваться. Вследствие чего наступает полная апатия, и пропадает интерес к какой-либо деятельности. Причиной, вызывающей такое состояние, служит либо бессонница, либо какое-либо заболевание, либо полная усталость от выполняемых заданий.

У детей часто возникает ученическая рассеянность. Из-за неконтролируемой подвижности происходит отвлечение внимания. Впрочем, проблемы невнимательности у детей могут возникать по другой причине, а именно: из-за проявлений признаков, которые связаны с психопатологиями.

Старшее поколение также страдает от проблем, которые вызывает отсутствие сосредоточения. Такие проблемы называются старческой рассеянностью. Из-за плохой переключаемости, которая напрямую связана с недостаточностью концентрации на объекте, сосредоточение на чем-либо становится неэффективным.

Есть и другие типы, такие, как мнимая рассеянность. Причиной возникновения этого явления служит множество картинок, которые находятся перед глазами человека и сменяют друг друга очень быстро. Зачастую такое состояние вызывают как глубокие чувства, так и переживания. Сильные эмоции также не дают человеку нормально сконцентрироваться на объектах, которые находятся вокруг него.

Специалисты в гештальтпсихологии утверждают, что сосредоточение может быть ослаблено при возникновении эмоционального состояния

Например, если человек получил дозу адреналина, то его внимание значительно уменьшится

Иногда человек вполне осознанно старается не замечать некоторые детали, которые его окружают

Такое невнимание называется мотивационно-обусловленным. Проявляется оно тогда, когда человек специально не замечает какие-либо предметы, которые могут вызвать у него стресс

Когнитивное невнимание выражается в следующих проявлениях: человек зачастую не замечает стук стрелок на часах или биение своего сердца.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Этиология

Причиной нарушения концентрации внимания, забывчивости у детей и взрослых может быть как определённое заболевание, так и особенности психотипа человека.

Что касается патологических процессов, которые могут выступать этиологическими факторами, то сюда следует отнести:

  • онкологические процессы в головном мозге;
  • нарушение кровоснабжения головного мозга, кислородное голодание;
  • деменция сосудистого типа и болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
  • вегетососудистая дистония;
  • сильные головные боли (чаще всего это мигрени);
  • артериальная гипертензия, повышенное давление;
  • нехватка в организме необходимых витаминов и минералов;
  • аутоиммунные и системные заболевания, которые поражают головной мозг и нервную систему;
  • анемия;
  • хроническая бессонница.

Кроме заболеваний, забывчивость и рассеянность может быть обусловлена и нарушениями психологического характера, а именно:

  • эпилепсия;
  • шизофрения и шизоаффективное расстройство;
  • клиническая депрессия;
  • сильное нервное потрясение, стресс.

Также повышенная рассеянность внимания может быть обусловлена сильной усталостью, недосыпанием, частыми нервными перенапряжениями.

Онкологические заболевания

Слабость, усталость, разбитость, невозможность справиться с привычной работой возникают практически при всех злокачественных опухолях. Причины такого состояния – выделение раковыми клетками токсинов, отравляющих организм. При онкологических заболеваниях нарушается работа внутренних органов, кроветворение и возникает анемия.

Опрос, проведенный среди пациентов, страдающих раковыми заболеваниями, показал, что более чем в половине случаев рака первым симптомом были плохое самочувствие, слабость, разбитость, сонливость или, наоборот, бессонница. Пациенты списывали такое состояние на проявления усталости, загруженности на работе и семейных проблем. Своевременное обращение к врачу помогло бы обнаружить опухоль гораздо раньше.

Причины рассеянности

Если рассеянность является подлинной, то большей частью она обусловлена определёнными физиологическими отклонениями, например, неврастенией, анемией, хронической усталостью, нервными перенапряжениями

При этих недугах людям сложно удерживать внимание на выполняемой манипуляции, они легко отвлекаются, а дабы зафиксироваться на намеченной задаче им приходиться прилагать немало усилий

Мнимая невнимательность в свой черёд часто появляется именно по причине излишней сосредоточенности, когда внимание индивида сконцентрировано на чём-то конкретном, при этом все остальное остается вне его внимания. Данная рассеянность у взрослых часто приводит к совершенно нерадостным последствиям

Итак, к нарушению фиксации внимания могут приводить некоторые соматические недуги, либо особенности психотипа индивида.

Среди патологических отклонений, выступающих этиологическими факторами, выделяют:

– новообразования, локализированные в мозге, гидрацефалия;

– сосудистую деменцию и «старческое слабоумие» или болезнь Альцгеймера;

– сильные мигренеподобные головные алгии;

– нарушение мозгового кровоснабжения и вызванное им кислородное голодание;

– гипертонию;

– нарушение метаболизма (диабет);

– вегето-сосудистую дистонию;

– дефицит витаминов;

– аутоиммунные заболевания, поражающие нервную систему;

– хроническую бессонницу;

– недостаток минеральных веществ;

– анемию.

Помимо перечисленных выше недугов вызвать рассеянность могут психические расстройства либо отклонения неврологического характера, например, эпилепсия, шизоаффективное нарушение и шизофрения, стрессы.

Также невнимательность нередко появляется при нежелании индивида выполнять ту задачу, на которой следует сосредоточиться или при стремлении делать несколько действий одновременно.

Часто люди, страдающие рассеянностью, пеняют на собственную память, но это лишь попытка избежать ответственности за собственную невнимательность. Хотя признаки рассеянности также могут включать ухудшение когнитивных процессов, раздражительность, снижение работоспособности, утрату профессиональных навыков, появление несвойственных ранее поступков.

У детей рассматриваемое отклонение нередко проявляется снижением успеваемости, проблемами с памятью, отказом выполнять задания, требующие повышенной фиксации внимания, медлительностью, неусидчивостью, перепадами настроения, возбудимостью.

Как лечить

Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.

Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.

Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.

Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector